Елецкой иконы Божией Матери

Память 11 января  (по ст.ст.)

Чудотворный образ, сведения о котором запутанны и противоречивы. Согласно преданию, перед нашествием в 1395 г. Темир-Аксака (Тамерлана) Елецкая икона  была перенесена в Елец со сторожевого пограничного поста, впоследствии известного как Талицкий острог. Нет достоверных сведений и об иконографии. На период составления основных сборников, содержащих информацию о Богородичных иконах сведения о Елецкой иконе, очевидно, отсутствовали. О соименной Елецкаой иконе Елецкой Черниговской иконе Божией Матери известно из книги архим. Иоанникия (Галятовского) «Скарбница потребная и пожиточная всему свету», впоследствии рассказ о ней вошел в «Солнце Пресветлое». Архиепископ  Сергий (Спасский) в списке икон «святых славянских, грузинских, и праздников Божией Матери, не находящихся в месяцесловах и Богослужебных книгах Греческой и Русской Церквей» приводит память «Елецкия иконы Божией Матери» с 2 датами празднования: 5 февраля и 11 января. В конце XIX в. появились раздельные публикации о Елецкой иконе и Елецкой Черниговской иконе с разными датами празднования, принятыми в современном «Православном церковном календаре»: день празднования Елецкой иконы зафиксирован под 11 января, Елецкой Черниговской - под 5 февраля. Уже в начале XIX в. на листовой гравюре «Двенадцать икон Богородицы, с перечислением прочих явлений ей по месяцам и числам» под 11 января  указано празднование Елецкой иконы с надписью: «Явление иконы пртыя Бцы Елецкои», а явление Елецкой Черниговской - под 6 февраля.

Поскольку древняя история Елецкой иконы неизвестна, были попытки связать ее с соименным черниговским образом. Наличие 2 икон одного названия и с одной датой явления (1060) объяснялось, в частности, Е. Поселянином тем, что «одна из этих двух икон, именно, Черниговская Елецкая икона… признается подлинником, а другая - Елецкая, находящаяся в городе Ельце…- списком». Однако здесь же в противоречие сказанному приведены разной иконографии литографические изображения обеих икон, входившие в гравированные своды чудотворных икон Богородицы, которые создавались со 2-й пол. XVIII в. В этом же сборнике даны неверные сведения, повторявшиеся в изданиях с кон. XIX в., о местонахождении Елецкой иконы в Ельце в соборной церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери - храма с таким освящением в городе не существовало.

Мнение о связи 2 икон может рассматриваться, поскольку разделение образов по иконографии и датам празднования зафиксировано позднее в сравнении с легендарной датой их явления. Известно, что в 1146 г., когда Елец впервые упоминается в Никоновской летописи, он являлся центром удела Черниговского княжества и входил в состав Черниговской епархии. Дата празднования, установленная Елецкая икона,- 11 января- соотносится с датой появления в XVII в. Елецкой Черниговской иконы в черниговском Успенском монастыре. «Скарбница...» сообщает: «Пресвятой Богородицы власный образ на дереве еловом близко Чернигова найденный; с Чернигова в Москву под час войны есть перенесенный, поскольку теперь в Чернигове той образ не находится». В период сбора сведений о черниговской иконе архим. Иоанникию докладывали о том, что «в Москве… в России Великой образы такие продают». В 1676 г. братья Никита и Матфей Козелы привезли из Владимира-на-Клязьме в Чернигов на ярмарку перед Богоявлением образ, известный как Елецкий, житель Чернигова Константин Мезопета купил эту икону и 11 января того же года подарил ее монастырю.

По перенесении из Талицы Елецкая икона находилась в елецком во имя Святой Троицы монастыре до пожара 1768 г. После перевода обители в Тамбовскую губернию, в г. Лебедянь, образ, спасенный от пожара, был поставлен в соборной церкви Ельца. Иеромонах Геронтий, ссылаясь на указ Воронежской духовной консистории от 24 сентября 1775 г. № 3015 об упразднении елецкого Троицкого монастыря, сообщает, что «иконостас из ветхой Троицкой монастырской церкви велено было взять: часть в градскую соборную Вознесенскую, а другую - в Христорождественскую Елецкую церковь». А. К. Воскресенский дополняет, что «главная святыня монастыря с того времени и поныне украшает собой соборную церковь». Сообщение Воскресенского не вполне корректно, т. к. при передаче «части иконостаса» речь шла не о совр. автору Вознесенском соборе, построенном в 1845-1889 гг., а о старой Вознесенской ц., возведенной в камне в 1746 г. и получившей статус соборной в 1772 г. Передача иконы в соборную на то время церковь Ельца представляется логичной. Однако уже в кон. 40-х - нач. 50-х гг. XIX в. в связи со строительством нового Вознесенского собора храм XVIII в. разобрали, т. е. местонахождение иконы в период до окончания строительства нового собора (ок. 40 лет) неясно. Поскольку старый собор показан на плане Ельца 1849 г. без колокольни и трапезной, возможно, его храмовую часть окончательно разобрали после 1855 г., когда освятили престолы в трапезной нового собора, занявшего место колокольни и трапезной старой Вознесенской ц. Очевидно, тогда же в новый собор перенесли всю утварь и иконы из старой церкви.

Ежегодно 8 июля в память чудесного избавления от войск Темир-Аксака совершался крестный ход из Вознесенского собора в церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Талица, но незадолго до 1899 г. он был отменен (по некоторым сведениям, в связи с тем, что жители Талицы намеревались оставить икону у себя) «и вместо онаго установлен ход в Елецкую кладбищенскую Казанскую церковь». На 8 июля приходится также празднование Казанской иконе Божией Матери. Возможно, совпадение дат привело к подмене Елецкой иконы Казанской, которая в XIX в. находилась «в соборном же Вознесенском храме… в особом киоте за правым клиросом; перед нею теплятся лампады». Однако в XIX в. именно эту икону связывали с образом из Талицы, перенесенным в Елец в 1395 г., что невозможно, поскольку явление Казанской иконы произошло спустя почти 2 столетия, в 1579 г.

В Талице был храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Сооружение деревянного храма можно отнести ко времени ок. 1638 г. (дата фигурирует в надписи на напрестольном Евангелии, вложенном в храм царем Михаилом Феодоровичем), каменного - к 60-м гг. XVIII в. Согласно метрике Вознесенского собора 1887 г. из ОР ИИМК РАН, «на прежней сребропозлащенной ризе, которою обложен был сей образ, вырезана на серебряной с чернью дощечке следующая надпись: «Сей образ Божией Матери изволением Божиим спасен от нашествия Темир-Аксака в 1395 году из острога Талицы и перенесен в церковь г. Ельца»». Икона с подобной табличкой не выявлена, на фотографии XIX в. с интерьером Вознесенского собора видно, что Казанская икона украшена ризой, соответствующей иконографии образа; неизвестно, была ли эта табличка на данной иконе.

Е. и., спасенную от нашествия Темир-Аксака, связывают с чудом от Владимирской иконы Божией Матери, принесенной 26 авг. 1395 г. по просьбе вел. кн. Василия Димитриевича (1371-1425) для всенародного моления из Владимира в Москву. Согласно преданию, во сне Темир-Аксаку явилась Пресвятая Богородица и он повернул войска вспять.

Иконография Елецкой иконы близка к Владимирской иконе Божией Матери, ставшей прототипом многих русских изводов типа «Умиление». В гравированных и иконописных сводах икон Божией Матери Пресв.ятая Богородица представлена с Младенцем Христом на правой руке, левая - в молитвенном жесте. Христос, приникнув к щеке Богоматери, обнимает Ее левой ручкой (скрыта). Он облачен в хитон, обе ножки обнажены от колен. В отличие от литографического изображения ножки Богомладенца не перекрещиваются (левая за правой), правая рука расположена на уровне груди, а не выше. Елецкая икона изображена: в ряду произвольно расположенных 130 явленных икон Божией Матери на гравюре 2-й пол. XVIII в. (в минейном порядке на иконе «Распятие и Страсти Господни» со 142 чудотворными образами Божией Матери (кон. XVIII - нач. XIX в.) из Богоявленского придела Богоявленского собора в Москве; на 4-листовой гравюре «Изображение 160 икон Богородицы» с иконой «Неопалимая Купина» в центре  и на иконе «Неопалимая Купина» со 156 образами Богородицы.

В елецком соборе Вознесения Господня в киот у правого клироса помещена икона, написанная по литографии кон. XIX в., ее иконография имеет отличия по сравнению с более ранней иконографией, представленной на гравюрах и иконах свода чудотворных икон Божией Матери.

Появление в Ельце начиная со 2-й пол. XIX в. посвящений Елецкой иконы храмов и престолов связано, очевидно, с прославлением Елецкой Аргамаченской иконы Божией Матери, написанной в 1735 г.

Тропарь Божией Матери в честь иконы Ея Елецкой,глас 4

Днесь светло красуется древний град Елец,/ поминающе славное чудо Пресвятыя Богородицы:/ егда бо на стогнах Первопрестольныя Москвы/ икону Ея чудную людие московстии сретаху,/ тогда Сама, Владычице, на горе Аргамачстей во граде Ельце,/ на сретение нечестивому Тамерлану изшедше,/ грозное его нашествие вспять обрати./ Сего дивнаго явления изображение на новописанней иконе зряще/ и Заступницу нашу за вся благодеяния Ея благодаряще,/ умильно Ей взываем:/ и в предняя не остави нас, о Мати Милосердая.

У нас на сайте вы найдете
более 3189 житий святых.

Новости общины и сайта

 

Последние 20 новостей

Опрос

Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?

Библейская история про антихриста метафора. Реальный антихрист никогда не придет.
Антихрист придет, но не скоро. Пока можно не бояться.
Антихрист скоро придет. Нужно готовиться.
Антихрист уже пришел.
Бояться нужно грешить.


Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Результаты >>

Святцы

март 2024 г.
Пн   4 11 18 25  
Вт   5 12 19 26  
Ср   6 13 20 27  
Чт   7 14 21 28  
Пт 1 8 15 22 29  
Сб 2 9 16 23 30  
Вс 3 10 17 24 31  


Сегодня 29/03/2024
(16/03/2024 по ст.ст.)

пятница 2-й седмицы Великого поста.
Мч. Савина Египетского (287).
Мч. Папы Ликаонского (305-311).
Свт. Серапиона, архиеп. Новгородского (1516).
Ап. от 70-ти Аристовула, еп. Вританийского (Британского) (I).
Сщмч. Александра, еп. Римского (119).
Мч. Иулиана Аназарвского (305-311).
Сщмчч. Трофима и Фала, пресвитеров Лаодикийских (ок. 300).
Прп. Христодула Патмосского чудотворца.
Мч. Романа в Париуме Геллеспонтском.
10 мчч. финикийских ( Греч. ).
Св.Аббана, игумена из Келл Абана ( Кельт. и Брит. ).
Св.Патрика, епископа Оверня ( Кельт. и Брит. ).
Разработчики


Services are held in the Russian Orthodox Church at the following address:
Яндекс.Метрика
© Holy Royal Martyrs of Russia Orthodox Church - Sparks, Nevada, USA