Память новосвященномученика Анатолия (Грисюка), митрополита Одесского

Память 10 февраля  (по ст.ст.)

Анатолий (Грисюк) (1880-1938), митрополит Одесский и Херсонский, священномученик.

Память 10 января, в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

В миру Грисюк Андрей Григорьевич, родился 20 августа 1880 года в городе Ковель Волынской губернии в семье уездного казначея. С детства мальчик привык к труду, простому образу жизни, поскольку семья жила очень бедно. Было у Андрея ещё две сестры: Раиса и Мария, впоследствии во многом разделившие его жизненные испытания. Благочестиво пожив, родители Андрея скончались: отец - в предгрозовом 1905 году, мать - в мятежном 1917 году.

В 1900 году Андрей окончил Волынскую духовную семинарию и поступил в Киевскую духовную академию. Здесь окрепло в нём желание послужить Богу в иноческом чине. В 1903 году его постригли в монашество с именем Анатолий. В этом же году он был рукоположен в иеромонаха.

В 1904 году отец Анатолий окончил Киевскую духовную академию, став профессорским стипендиатом. В 1908 году он успешно защищает научную степень магистра богословия, с 1911 года — становится доцентом академии и возводится в сан архимандрита. Его научный интерес сосредоточился на изучении истории сирийского монашества до арабского нашествия.

В течении двух лет он работал с древнейшими рукописями в Патриаршей библиотеке в Константинополе, а знание французского, немецкого, английского, греческого и латинского языков позволило ему ознакомиться с новейшими исследованиями на эту тему. В 1912 году архимандрита Анатолия назначают экстраординарным профессором Киевской духовной академии. В том же году он был переведён в Москву и назначен инспектором духовной академии.

В 1913 году архимандрит Анатолий был призван к епископскому служению: состоялась его хиротония во епископа Чистопольского, викария Казанской епархии. При совершении таинства посвящения присутствовавшии на нём были удивлены чудесным явлением: в момент посвящения на главу новорукополагаемого откуда-то упал сноп света, образуя дивное сияние вокруг головы.

Вскоре епископ Анатолий был назначен на должность ректора Казанской духовной академии. И хотя последовал указ от богоборческой власти закрыть все духовные учебные заведения, Владыка лишь формально подчинился ему. Академия, сохраняя учебную программу и прежнюю структуру, занималась как бы частным порядком, как частное учебное учреждение. Но через полтора года чекисты вскрыли присланный епископом Анатолием патриарху Тихону пакет с отчётом о учебной деятельности академии. Вскоре в марте 1921 года святитель Анатолий был арестован. И хотя формально закон нарушен не был, его осудили на год тюремного заключения.

С 1922 года святитель назначается епископом Самарским и Ставропольским. Не терпя безкомпромиссного и безбоязненного служения святителя Анатолия Господу, богоборцы 24 февраля 1923 года вновь заключили его в узы, но 4 августа вновь освободили.

После выхода из заключения владыка возводится в сан архиепископа. Всего через полмесяца, 18 сентября, за сопротивление обновленческому расколу его снова арестовали. В застенках Г.П.У. святителя жестоко избивали, у него была повреждена челюсть, сломаны два ребра. С тюремной больницы, где он перенёс тяжёлую операцию, его отправили в 1924 году на три года сначала в Полторацк (ныне Ашхабад), а затем в Красноводск (Туркмения). Несмотря на свои страдания, он всегда печалился прежде всего о судьбах Церкви, о чем свидетельствовали его письма из Красноводска, в которых он постоянно интересовался состоянием церковных дел и церковной науки. Претерпев, помимо бесчеловечного режима заключения, тяжелую операцию, архиепископ Анатолий после окончания тюремного срока в 1927 году поселился в Москве.

В своём стоянии за истину он не отошёл от митрополита Сергия (Страгородского) после выхода его «Декларации» 1927 года и оставался его ближайшим помощником.

С 1928 года владыка назначается архиепископом Одесским и членом Временного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя, митрополите Сергии (Страгородском).

21 октября 1932 года он был возведён в сан митрополита. Он выдвигался тогда даже на пост экзарха Украины, но, по смирению своему, от этого высокого поста уклонился.

С 1934 по 1935 годы святитель временно управляет ещё и Харьковской епархией. Есть свидетельства, что в 1934 или 1935 году владыка, присутствуя на совещании у епископа Варфоломея (Ремова), вместе с митрополитом Арсением (Стадницким) признал дальнейшее следование завещанию старца Алексия Зосимовского — поминать предержащие власти и не отходить от митрополита Сергия — губительным. На глазах у владыки были уничтожены многие одесские храмы. Сам он преимущественно служил в Успенском соборе. Вокруг него собиралась религиозно настроенная молодёжь из интеллигенции. Святителю желалось подготовить молодых юношей к иерейскому сану. Владыка по характеру своему был очень мягок, сердечен, добр. Жил он очень скромно, «убогенько». К службе, когда еще можно было, ездил на дрожках, часто без сопровождения, а в последнее перед арестом время он ходил пешком, опустив глаза и сосредоточенно молясь. Всегда он был спокоен, сохранял мир души. Когда святитель совершал Божественную литургию, все у него было просто, проникновенно и сосредоточенно. Присутствие святителя в алтаре и храме производило во всех благочестивую перемену: люди умиленно взирая на него, освобождались от тревожных переживаний и забот времени, умиротворяясь душой, укреплялись во благом уповании.

Последним местом служения святителя стала Свято-Димитриевская церковь, последний открытый храм Одессы. После ареста в 1931 году почти всех одесских священников, Владыка ходил в советские учреждения с просьбою об их освобождении. Его всячески унижали, а затем и самого стали вызывать на ночные допросы в Н.К.В.Д. Бывало, что даже во время архиерейского богослужения прямо в храм являлись агенты с требованием немедленно пройти на допрос. Всегда кроткий и смиренный, святитель Христов умел в эти моменты, разжегшись Божественной любовью и ревностью, ответить строго и со властью, Богом ему данною, так, что посыльные,чувствуя силу и величие духа его, с трепетом до времени отступали. По окончании продолжительной службы владыка, прибыв по вызову в Н.К.В.Д., просиживал до самого вечера в приемной, и наконец, уже поздней ночью ему приходилось переносить крики, оскорбления и издевательства.

В последние дни перед арестом последовал запрет облачать митрополита Анатолия посреди церкви, а накануне ареста ему вообще запретили совершать богослужения. В ночь с 27 на 28 июля 1936 года владыку арестовали в Одессе. Власти поспешили вывезти его в Киев. Там его продержали в тяжелейших условиях в тюрьме в течении полугода. В декабре для дальнейшего «следствия» он был отправлен в Москву. В начале 1937 года Н.К.В.Д. объявило приговор: заключение в лагерь сроком на пять лет.

Перед ссылкой на север владыка был уже почти лишён возможности владеть ногами. Но его отправили общим этапом вместе с уголовными преступниками, которые в дороге обворовывали беспомощного старца. От стоянки до стоянки его гнали пешком, подталкивая в спину прикладами. Когда он терял сознание, бросали в грузовик, затем заставляли снова идти пешком. Так святитель оказался в Кылтовском Ухто-Печёрском лагере (республика Коми). Здесь его, хронически больного язвой желудка, миокардитом, с больными лёгкими принудили к тяжёлому труду. В документах лагеря о заключённом митрополите значилось: «Работает добросовестно, к инструментам относится бережно. Дисциплинирован. Качество работы удовлетворительно». В июле владыка заболел воспалением лёгких, но жестокий режим работ не смягчился. Запись охранника сообщает: «Работу выполняет на 62%. По старости работает слабо, но старается». Ещё позднее сообщается, что заключённый «к физической работе не пригоден».

В конце 1937 года святитель почти потерял зрение. К нему приехала его родная сестра Мария, чтобы хоть чем-то помочь страдальцу. Он просил разрешить ему увидеть её родное лицо хотя бы перед смертью, но и эту малость не разрешили.

Несмотря на жестокую атмосферу заключения, священномученик сохранил у себя Евангелие. Он пребывал в спокойствии духа, в глубокой молитве. В узах он веселился надеждой небесной свободы. Перед кончиной к владыке пришли, чтобы отнять нательный крест и Евангелие. Евангелие палачи вырвали, но крест Владыка не отдал и, защищая его хладеющими руками, отошёл ко Господу 23 января 1938 года в больнице Ухто-Печерского концлагеря.

Останки святителя были благоговейно погребены в вечной мерзлоте бывшими с ним в заключении православными, на его могиле они сделали маленький крест из веточек. Один из них, впоследствии подвижник Одесского Свято-Успенского монастыря схиархимандрит Пимен (Тишкевич), свидетельствовал, что во время кончины святителя Анатолия над лагерным бараком засветилось сияние.

О блаженном состоянии, в коем пребывает святой священномученик Анатолий, поведал его бывший иподиакон Георгий, рассказавший следующее. Со времени прибытия митрополита Анатолия в Одессу и до самого его ареста Георгий прислуживал ему. Когда приблизилось время ареста, святитель, по-отечески жалея юность Георгия, говорил ему: "Георгий, меня могут арестовать. Не приходи больше ко мне." Но верный иподиакон неизменно отвечал: "Владыко, я ничего не боюсь. Я буду Вам служить до последней минуты." Так он был до конца верен своему архипастырю. И вот в 1959 году Георгий, уже будучи в летах, тяжело заболел. В этом тяжелом состоянии с ним произошел инфаркт. Врачи тщетно боролись за его жизнь. Он умер. В этот момент, как сам Георгий об этом свидетельствовал, к нему явилась его покойная сестра Анна, которая была при жизни очень благочестива. Георгий вместе с ней был восхищен на небеса. Там он увидел прекрасные палаты, а в них - сидящего на престоле священномученика Анатолия с золотым венцом на голове, окруженного множеством стоящих возле его престола архиереев и иереев. Георгий удостоился благословения и беседы святителя Анатолия и наслаждался небесным покоем. Георгию было предложено остаться в блаженном месте райских обителей, но он вспомнил о своих еще юных детях и, руководствуясь родительским долгом, стал проситься назад. После этого Георгий ожил и прожил еще около 5 лет. Он часто благодарно со слезами говорил: "Я служил архипастырю до последней минуты и владыко не забыл меня. В мою последнюю минуту он вымолил мне у Господа жизнь".

В 1997 году святитель Анатолий был прославлен как местночтимый святой Херсонской епархии Украинской Православной Церковью. Затем он был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Тропарь, глас 5

Во святителях благочестно пожил еси, и мучения путь скончав, богоборцев ярость посрамил еси, поборник Христову стаду был еси, богомудре. Темже тя почитаем ныне, вопиюще: священномучениче Анатолие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 5

Апостолов сопрестольниче и святителей украшение, православным щит и утверждение был еси, просвещая безбожия нощь глубокую. Сего ради явился еси священнострадалец за Христа. От бед избави нас твоими молитвами, священномучениче Анатолие.

Использованные материалы

http://days.pravoslavie.ru/Life/life4752.htm

http://www.pravoslav.odessa.net/sitejurnal/sanatoli.html

У нас на сайте вы найдете
более 3189 житий святых.

Новости общины и сайта

 

Последние 20 новостей

Опрос

Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?

Библейская история про антихриста метафора. Реальный антихрист никогда не придет.
Антихрист придет, но не скоро. Пока можно не бояться.
Антихрист скоро придет. Нужно готовиться.
Антихрист уже пришел.
Бояться нужно грешить.


Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Результаты >>

Святцы

март 2024 г.
Пн   4 11 18 25  
Вт   5 12 19 26  
Ср   6 13 20 27  
Чт   7 14 21 28  
Пт 1 8 15 22 29  
Сб 2 9 16 23 30  
Вс 3 10 17 24 31  


Сегодня 28/03/2024
(15/03/2024 по ст.ст.)

четверг 2-й седмицы Великого поста.
Мч. Агапия и с ним 7-ми мчч.: Пуплия, Тимолая, Ромила, двух Александров и двух Дионисиев (303).
Сщмч. Александра, иерея в Сиде (270-275).
Мч. Никандра Египетского (ок. 302).
Прп. Никандра Городнеозерского.
Сщмч. Алексия Виноградова пресвитера (1938).
Сщмч. Михаила Богословского пресвитера (1940).
Новомч. Мануила Критского (1792) ( Греч. ).
Ап. от 70-ти Аристовула, еп. Британского (I) ( Кельт. и Брит. ).
Св.Аристобула, апостола из Семьдесяти, епископ и мученик в Англии ( Кельт. и Брит. ).
Св. Манкия, мученика из Эворы ( Кельт. и Брит. ).

Разработчики


Services are held in the Russian Orthodox Church at the following address:
Яндекс.Метрика
© Holy Royal Martyrs of Russia Orthodox Church - Sparks, Nevada, USA