Память святителя Мелетия, архиепископа Харьковского
Память 12 февраля (по ст.ст.)
6 ноября 1784 года в селе Старые Сенжары Полтавской губернии в семье купца Иоанна Леонтовича родился мальчик. Имя ему при крещении дали Михаил, в честь Архистратига Божия. Род Леонтовичей принадлежал дворянскому сословию, но дед и дядя будущего святителя были священниками.
В 1808 году Михаил Леонтович успешно окончил Екатеринославскую духовную семинарию и как лучший ученик был направлен архиепископом Платоном в Петербургскую духовную академию. В 1814 году, после окончания академии со степенью магистра богословия, он был оставлен в ней адъюнкт-профессором греческого языка. 11 марта 1817 года Михаила назначили секретарем учрежденного при академии строительного комитета, а 30 июля этого года в должности инспектора перевели в Киевскую духовную семинарию, где позднее он стал профессором церковной истории и греческого языка. 28 сентября 1819 года он стал первым инспектором открывшейся Киевской духовной академии.
11 февраля 1820 года, накануне дня памяти святителя Мелетия Антиохийского, Михаила постригли в монахи. Постриг совершал митрополит Евгений (Болховитинов). 22 февраля состоялось его рукоположение в иеродиакона, а 25 февраля — в иеромонаха. С 1821 года архимандрит Мелетий — ректор Могилевской духовной семинарии, с 1823 года — Псковской, а с 1824 — снова Могилевской семинарии. В том же году он назначается ректором Киевской духовной академии.
21 октября 1824 года святитель хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии, и назначен настоятелем Киевского Златоверхого Михайловского монастыря.
С отеческой любовью заботился святитель о юных питомцах академии, воспитывая их в духе преданности Церкви Христовой. В личных отношениях с ними он был доступен, чрезвычайно ласков и добр. Один из учеников святителя по Могилевской семинарии свидетельствует, что уже в ту пору его считали святым. Особой заботой святителя было попечение о бедных вдовах и сиротах. Он часто посещал заключенных и совершал богослужение в тюремных церквах. Особенно преосвященный Мелетий заботился о братии Михайловского монастыря. Воспитывая в них дух истинного подвиж-ничества, он говорил: «Смирение — охранительный меч, с ним безопасно пройдешь землю, ад и достигнешь Неба».
21 апреля 1828 года святитель Мелетий был переведен на самостоятельную Пермскую кафедру. Здесь он написал «Ставленнический катехизис» для подготовки кандидатов в священство и стал известен своими беседами с раскольниками. Борясь с расколом, владыка Мелетий вел в своей епархии миссионерскую деятельность среди впавших в ересь раскольников. Верующие называли его святым и, когда случалось ему объезжать епархию, выходили навстречу на дорогу и становились на колени перед благословлявшим святителем.
18 июня 1831 года преосвященный Мелетий был переведен в Иркутск. Четыре года жизни в Иркутске стали для него поистине крестным путем. Самоотверженная борьба против полного владычества ламаизма чуть не стоила ему жизни. Подосланный ламами убийца был схвачен в то самое время, когда он уже ворвался в келию преосвященного.
Во время правления в Иркутской епархии святителя Мелетия произошли знаменательные события в истории православия в Сибири. Была основана алтайская духовная миссия. Не без участия святителя Мелетия получили самостоятельность Томская, Енисейская и Камчатская епархии. Большое внимание уделял святитель просвещению малых народов. Он часто объезжал свою обширную епархию, посетил жителей побережий Охотского моря и Северного Ледовитого океана.
Большое внимание уделял святитель просвещению малых народов России светом Евангельского учения. Святитель основал церкви на севере Камчатки, в северо-восточной части Иркутской епархии и вдоль реки Алдан, на тракте от Якутска до Охотска. Он часто обозревал обширную епархию, был в пределах Северной Америки, где тогда трудился знаменитый Апостол Сибири священник Иоанн Вениаминов, впоследствии святитель Иннокентий (память 23 сентября и 31 марта). Путешествуя по Сибири и берегам Тихого океана, святитель Мелетий нередко общался с населением, исповедовавшим ламаизм. Святитель с кротостью убеждал оставить заблуждения и объяснял евангельские истины язычникам: тунгусам, бурятам, камчадалам, а также жителям Курильских и Алеутских островов.
Безмерные труды подорвали здоровье святителя, и в 1835 году он был переведен в Харьков, где, как и в Иркутске, он управлял епархией четыре года. И в Харькове уделял он большое внимание духовным учебным заведениям. Он содействовал восстановлению тех монастырей и духовных училищ, которые упразднила императрица Екатерина II. В его лице Православие имело сильного поборника в деле обличения раскола. Преосвященный Мелетий вел поистине подвижническую жизнь. В девять часов вечера он становился на молитву и продолжал ее до четырех часов утра, а спустя час, после короткого отдыха, шел на раннюю литургию. Святитель усердно молился и дома, и в дороге, и даже сидя в экипаже. Однажды его видели стоящим всю ночь на коленях с воздетыми руками, и только к утру он прилег на полу, примяв прежде постель, чтобы не подумали, что он даже не ложился отдыхать.
Блаженная кончина святителя последовала в ночь на 29 февраля 1840 года. После принятия Святых Таин и слов «Ныне отпущаеши...» святитель осенил себя крестным знамением и со словами «Простите меня» отошел ко Господу.
Преосвященный Арсений в «Летописи церковных событий» пишет, что память святителя Мелетия как архипастыря знаменитого благочестием, необыкновенной кротостью, великодушием и смирением благоговейно чтится жителями Харькова. Он же сообщает, что перед иконой у гроба святителя теплится неугасимая лампада — жертва усердных его почитателей. Почившему подвижнику многие служат заупокойные литургии и панихиды.
В 1948 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия гробница с мощами святителя Мелетия была перенесена из усыпальницы Покровского монастыря в Благовещенский кафедральный собор, где находится по настоящее время, являясь духовным прибежищем и молитвенным утешением верующих православных христиан.
21 февраля 1978 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил службу и акафист святителю Мелетию, архиепископу Харьковскому, «утвердить и благословить к употребле-нию во всех церквах Московского патриархата».
Службу и акафист святому архипастырю составил архиепископ Харьковский Никодим, ныне митрополит, а отредактировал ныне покойный Никодим (Ротов), митрополит Ленинградский.
Рака с мощами святителя, от которых получают верующие благодатную помощь, исцеление душевных и телесных недугов, находится в левом (северном) приделе собора.
Тропарь святителя Мелетия, архиепископа Харьковского и Ахтырского, глас 4
Мира сего временная, яко преходящая уразумел еси,/ от юности постническое и многотрудное житие возлюбил еси, всеблаженне,/ иерархов славо и преподобных похвале,/ Предвечнаго Слова усердный благовестниче,/ сирых и неимущих крове и прибежище./ Темже в молитвах пребывая, Христу утреневати прилежал еси/ и, Сего взыскуя, венец неувядаемый со всеми святыми стяжал еси,/ отче наш, святителю Мелетие,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителя Мелетия, архиепископа Харьковского и Ахтырского, глас 4
Ревнуя, поревновал еси к Богу, Егоже возлюбил еси/ и Егоже всем сердцем возжелал еси, отче наш Мелетие,/ и Егоже ради к иноческому подвигу потекл еси/ и заклатися Христу Богу самаго себе привел еси,/ яко пастырь добрый врученное тебе стадо овец Христовых мудре упасл еси./ Моли о нас Христа Бога, святителю достохвальне.
более 3189 житий святых.
Новости общины и сайта
Опрос
Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?
Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Святцы
Пн | 1 | 8 | 15 | 22 | 29 |
Вт | 2 | 9 | 16 | 23 | 30 |
Ср | 3 | 10 | 17 | 24 | |
Чт | 4 | 11 | 18 | 25 | |
Пт | 5 | 12 | 19 | 26 | |
Сб | 6 | 13 | 20 | 27 | |
Вс | 7 | 14 | 21 | 28 |
Сщмч. Антипы, еп. Пергама Асийского (ок. 68).
Прп. Иакова Железноборовского (1442) и Иакова, сподвижника его (XV).
Прпп. Евфимия и Харитона Сянжемских.
Свт. Варсонофия, еп. Тверского (1576).
Мчч. Прокесса и Мартиниана (ок. 67).
Прп. Фармуфия (IV).
Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита (IX).
Сщмч. Николая Гаварина пресвитера (1938).
Свт. Каллиника Черникского, еп. Рымникского ( Рум. ).
Прп. Гуфлака, отшельника Кроулэндского (714) ( Кельт. и Брит. ).