Чтимые списки с Владимирской иконы Божией Матери: Псково-Печерская «Умиление (1524), Заоникиевская (1588), Красногорская или Черногорская (1603), Оранская»

Память 21 мая  (по ст.ст.)

 

Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» была написана и принесена в Псково-Печерскую обитель псковскими купцами Василием и Феодором около 1521 года. Особенно прославилась чудесными исцелениями в 1524 году. Эта святая икона и святая икона Успение прославились в 1581 году во время осады Пскова польским королем Стефаном Баторием. Празднество иконе Умиление установлено еще 7 октября в память избавления Пскова от нашествия Наполеона в 1812 году.

Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Находившиеся в Печерской крепости-монастыре сторожевые войска перехватывали неприятельские отряды, обозы с оружием, шедшие к осажденному городу. 29 октября разгневанный польский король Стефан Баторий послал многочисленное войско к монастырю, защитниками которого были всего две-три сотни стрельцов, переселенных из Москвы и положивших начало Печерскому посаду. 5 ноября вражеские войска обстреляли монастырь из пушек и разбили стену возле Благовещенского храма. Сюда тотчас устремился неприятельский отряд. Теперь уже одна только военная сила не могла спасти обитель, и тогда иноки принесли к пролому главную монастырскую святыню — древнюю икону Успения Божией Матери. Все осажденные горячо молились Заступнице рода христианского, и Матерь Божия услышала их молитвы. Битва продолжалась до глубокой ночи, но все приступы были отражены.

Летопись повествует и о других чудесных событиях, в которых была явлена особая милость Божия к обители. Секретарь походной канцелярии Батория ксендз Ян Пиотровский записал в своем дневнике Немцам не везет в Печорах, были два штурма и оба несчастны. Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а там дальше ни с места. Это удивляет всех.

Чудотворные иконы Божией Матери Успение и Умиление были посланы к защитникам Пскова, вдохновляя их на ратные подвиги за 5 месяцев осады неприятель более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял.

В память этого чудесного избавления благодарные печеряне каждый год в 7-ю неделю по Пасхе ходили крестным ходом с чудотворной иконой Умиление во Псков. В 1997 году традиция крестного хода была возобновлена (только икону теперь носят внутри обители — из Успенского в Михайловский храм и обратно).

В начале XVII века монастырь пережил множество нападений шведских, литовских и польских завоевателей, которые пользовались внутренними трудностями Русского государства и бесчинствовали на западных его рубежах.

В 1812 году Русской земле вновь угрожал завоеватель. Быстро продвигавшиеся наполеоновские войска заняли Полоцк. Угроза оккупации нависла и над Псковом. Тогда, по просьбе псковичей, в город принесли из монастыря иконы Божией Матери Успение и Умиление, хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного. 7 октября был совершен крестный ход с чудотворными святынями. В тот же день русские войска отбили Полоцк, Псков оказался вне опасности. В память этого события в Печерской обители был воздвигнут храм в честь Святого Архистратига Божия Михаила (1815–1827).

В XX веке монастырю вместе с отечеством пришлось пройти через две войны. Но древние традиции, бережно хранимые в монастыре, не были нарушены даже в самые страшные для русского монашества времена. Молитвами Пречистой Богородицы вместе с г. Печоры Псково-Печерская обитель промыслом Божиим была по Тартускому договору от 02.02.1920 г. отнесена к буржуазной Эстонии и оставалась там, вплоть до 1940 г., чем была спасена от всеобщего разорения и осквернения.

Заоникиевская икона Божией Матери (1588) явилась в 1588 году в 12 верстах от Вологды вологодскому поселянину Илариону – будущему преподобному Иосифу Заоникиевскому – при следующих обстоятельствах.

Благочестивый житель села Обухова Вологодской епархии Иларион потерял зрение, и после долгих молитв ему явились святые бессребреники Косма и Дамиан и обещали исцеление. Придя на указанное святыми место, Иларион внезапно, несмотря на свою слепоту, увидел в необыкновенном свете Владимирскую икону Божией Матери. Приложившись к ней, он прозрел и стал видеть всё окружающее.

В честь сей иконы исцелённый Иларион соорудил при помощи окрестных жителей церковь. Впоследствии на этом месте возникла обитель, которую назвали Заоникиевскою, так как располагалась она за Аникиевским лесом, названном так потому, что в нём когда-то жил разбойник Аника. Сам Иларион принял в обители постриг с именем Иосиф, а Владимирская Заоникиевская икона Пресвятой Богородицы прославилась многочисленными исцелениями.

После революции местные большевики попытались реквизировать монастырь, но были изгнаны крестьянами из окрестных селений. Тем не менее позже обитель была полностью разорена, и в настоящее время от некогда бывшей духовной жемчужины Вологодчины остались лишь одни руины.

Красногорская или Черногорская икона Божией Матери (1603)

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Владимирская-Красногорская» «Умиление» молятся об исцелении болезней, избавлении от пожара.

При царе Борисе Федоровиче в 1603 году был игумен Варлаам, служивший при храме Воскресения Христова в Кевроле на р. Пинеге. Он имел великую веру к Владимирской иконе Богородицы и никогда не расставался с нею, а на старости лет намеревался отдать после себя эту икону некоему юродивому Харитону, которого почитал благочестивым. Однажды игумен Варлаам, придя после утрени в свою келью, задремал и увидел во сне, что дверь его отворилась, и услышал кроткий женский голос: «Зачем, старец, хочешь отдать икону Пресвятой Богородицы мужу неискусному? Лучше отдай ее вдовому попу Мирону. Бог хочет прославить иконою место Черной горы». Игумен пробудился и хотя поверил видению, но недоумевал; кто бы это был вдовый поп Мирон?

По Божию устроению в это время пришел для сбора святительских даней священник Мирон, служивший в веси Юролы, версты за две от Черной горы. Игумен Варлаам стал расспрашивать его о Черной горе. Священник отвечал; «Есть такая гора, но она необитаема. Думаю, что она удобна для монашеской жизни, и верую, что Господь не оставит сего места». Игумен рассказал ему свое видение и повел его в церковь, где находилась Владимирская икона. Облачась в священные одежды, игумен отслужил Богородице молебен, со слезами молился пред Ее иконою и передал ее иерею Мирону, собственною рукою написав на задней доске ее: «Божиею милостию и молитвами Пресвятыя Богородицы, Ее явлением Воскресенской игумен Варлаам, Кеврольския десятины, благословил вдового попа Мирона образом Пречистыя Богородицы сея Иконы и по Ее явлению велел строити пустыню на Черной горе, где Она производила».

Иерей Мирон взял икону, отправился домой и поставил ее в церкви веси Юролы, где и сам оставался, потому что, по причине зимнего времени и глубоких снегов, не было возможности взойти на Черную гору. От принесенной иконы вскоре открылись чудесные явления.

В деревне Цымболы жила девица Марфа, от болезни глазной лишившаяся зрения. Однажды она увидела во сне, что иерей Мирон пришел из Кевролы и принес с собою былие, целящее очи. Когда иерею Мирону передали о том явлении и о просьбе слепой помочь ей принесенным былием, он тотчас понял, что целительное былие есть икона Божией Матери. По приказанию его привели слепую Марфу в церковь, и он стал служить молебен пред иконою Божией Матери. Тут же Марфа получила исцеление от болезни и стала видеть. Чрез несколько времени исцеленная Марфа увидела во сне икону Богородицы и услышала от Нее повеление сказать иерею Мирону, что он должен совершить поведенное ему и отнести икону на указанное место: «Хочу, чтобы там устроился Мне дом, и там прославится имя Мое». Марфа сказала о видении своем, и иерей Мирон немедленно с благоговением перенес икону на Черную гору; водрузил там крест для освящения места, поставил икону, оградил ее досками, отслужил молебен и возвратился домой.

С тех пор он стал часто посещать Черную гору для молитвы и наконец принялся расчищать место для устроения себе жилища. С наступлением зимы его посещения прекратились. Икона Божией Матери простояла всю зиму на Черной горе. Один опытный и искусный монах Иона, избегая смут, начавшихся от первого самозванца, ушел из Москвы в приморские страны. Добравшись до берегов Пинеги ,в пределы Кеврольские, он остановился в деревне Чаколы и нашел пристанище у благочестивого христианина Евфимия. Утомленный от пути, Иона заснул и увидел во сне, что нашел икону Богоматери, именуемую Владимирскою, взял ее, обвил платом и положил себе за пазуху.

Этот сон поразил монаха Иону, и он немедленно перешел из Чакол в Вахтеву гору и, остановившись у-тамошнего жителя Никифора, стал расспрашивать его об окрестных пустынных местах; Никифор указал ему на необитаемую Черную гору как на самое удобное место для монашеской жизни. Направляясь ближе к северу, Иона пришел в деревню Пильи Горы и здесь увидел во сне, что пришла к нему благообразная жена и сказала ему: «Я именуюсь Параскевою; не трудись, старец, всуе скитаясь, но иди в Черную гору, о которой говорил тебе Никифор. На этой горе иерей Мирон хочет создать храм во имя Пресвятой Богородицы», и с сими словами она подала ему хлеб. Иона вскоре после этого пришел в деревню Вонга и стал расспрашивать о Черной горе. Жители указали ему самую гору и сказали, что на ней уже поставлен крест.

Продолжая путь, Иона пришел в Юролы и, отслушав обедню, сел отдохнуть в церковном притворе. Иерей Мирон вступил с ним в разговор и узнал от него причину удаления его из Москвы и о бывших ему видениях. В это же время пришел в Юролы для сбора святительских податей игумен Варлаам, которому принадлежала Владимирская икона. Ему рассказали чудо исцеления Марфы и все бывшие явления. Слышал этот рассказ некто Евфимий и добавил, что гораздо прежде того он шел к утрени из деревни Малетины в Юролы в Великий пост на четверток великого канона и увидел над Черною горою столп огненный от земли до неба, горевший как бы пожар. При этом же некто Григорий говорил, что незадолго он видел во сне на высоком холме икону Богоматери, именуемую Умиление — Владимирская, и пред нею множество свеч; священники в облачениях пели молебны, и множество народа окружало икону.

Некто Иоанн Носков тоже сказывал, что видел во сне сию гору в неизреченном свете и что царь Федор Иоаннович ходил по горе и указывал место. Приходили жители с Юролы и других мест и говорили, что, ходя на охоту, слыхали великий звон на Черной горе; то же подтверждали и мальчики, пасшие стада на Черной горе. Все эти явления и предзнаменования ясно показывали благоволение Божие к этому месту. Игумен Варлаам, советуя не откладывать доброго дела, облек в ангельский образ иерея Мирона, с наименованием его Макарием, и по общему совету немедленно послали Макария в Москву к царю Василию Иоанновичу просить на Черной горе места для построения храма. Монах Иона оставался в Юролах и с наступлением весны отправился на Черную гору, где был поставлен крест. Помолился он пред иконою и вместе с усердствующими стал расчищать место и рубить лес для построения храма, а для себя недалеко от креста поставил келью и начал возделывать землю.

В один день, когда он разговаривал с одним из трудившихся, где бы положить основание церкви, вдруг услышали они среди очищенного места звон, сперва как будто в один колокол, потом в два и еще многие. Они пошли на место, откуда слышали звон, но тут не видели и не слыхали ничего. Чрез несколько времени по общему желанию из местечка Волок-Пинежский были призваны иеромонах Митрофан и другие священники с иконами и крестами, и тогда же положили основание церкви Похвалы Богородицы; но для строения церкви недоставало искусного плотника. Много о том скорбел Иона и не переставал молиться. Его молитвы были услышаны: Пресвятая Богородица Сама пеклась о доме Своем.

В Корельской земле жил некто Чаков, который так жестоко заболел, что внутренности его, казалось, готовы были расторгнуться и горло отекло. Чаков готовился к смерти. Но во сне явилась ему благообразная жена с морскою губою в руке и стала отирать ею горло больного, потом сказала: «Иди в Черную гору и там получишь совершенное исцеление». Чаков, пробудясь от сна, почувствовал, что его гортань здорова, и немедленно отправился в Черную гору, где получил совершенное исцеление. Он был искусен в построении церквей и тотчас же принялся строить церковь на Черной горе; к концу лета церковь была доведена до верха. В это время возвратился из Москвы Макарий с грамотою от царя на устроение храма и монастыря на Черной горе. Весною он отправился в Новгород к архиепископу Исидору за антиминсом' и благословением на освящение храма.

Услыхав о чудотворениях от святой иконы на Черной горе, Исидор прославил Бога, благословил Макария игуменом и вручил ему посох, говоря, что невозможно в таком месте быть без игумена, тем более что на реке Пинеге, в Двинском уезде, нет другого монастыря. Он дал ему настольную грамоту на общежительство, снабдил антиминсом и другою церковною утварью и отпустил с миром. Макарий вернулся к осени и увидел, что церковь была уже кончена. Собрав окрестных священников, Макарий освятил в 1608 году церковь во имя Похвалы Пресвятой Богородицы. Вновь основанную обитель на Черной горе назвали Красногорскою. Плотник Чаков принял иночество с именем Иоакима, а вместе с ним и многие другие из благочестивых людей. Чудеса, совершавшиеся от иконы Пресвятой Богородицы, прославили обитель. В селении Цымболы жила благочестивая женщина Ирина. Ей было видение, по внушению которого она пришла в Волок-Пинеж-ский и просила священника Григория идти в крестном ходе в Красногорский монастырь и там пред чудотворною иконою Богородицы отслужить молебен; священник не внял ее просьбе, и тотчас явилась ужасная перемена в воздухе, наступил такой холод, от которого все посевы должны были погибнуть.

Сам же Григорий невидимою силою был повержен замертво о помост церковный. С трудом пришел он в чувство и поспешил с иконами и крестами отправиться в новую обитель, где совершил Ыолебен пред иконою Богоматери, после чего наступила теплота и благорастворение воздуха. К этому времени был прислан'из Москвы правителем в Холмогоры некто Иоанн Милюков. В смутные времена самозванцев часто народ возмущался против правителей; так случилось и в Холмогорах: Милюкова посадили в темницу и обрекли на смерть. Духовный его отец посоветовал ему обратиться с прошением к Пресвятой Богородице, творящей великие чудеса чрез Свою св. икону на Черной горе. Милюков призвал на помощь Матерь Божию, всю ночь молился усердно, а наутро народ раскаялся и просил его снова принять на себя управление. Милюков прославлял Бога, до конца жизни сохранял благоговение к Пресвятой Богородице и много благодетельствовал Красногорской обители.

Божественная благодать изливает обильно исцеление и спасение

1 Антиминс — вместо престольник; освященный плат с изображением положения во гроб Иисуса Христа; кладется на престол церковный при совершении св. евхаристии (евхаристия — таинство св. причащения).

Оранская икона Божией Матери (1634)

 Перед иконой Пресвятой Богородицы «Владимирская» Оранская» молятся об исцелении от беснования, об исцелении болезней глаз и слепоты, болезней рук и ног, от горячки, немоты или при онемении языка.

В окрестностях Нижнего Новгорода жил благочестивый человек, по имени Петр Гладков. Он служил в военной службе и имел вотчину в окрестностях нынешнего Оранского монастыря. Он имел особенную веру к Владимирской иконе Богоматери, что в Успенском Московском соборе, и просил протоиерея Кондрата снять с нее точный список. Получив икону, он отвез ее в свою вотчину, село Бочеево, это было в 1629 году. В тамошней церкви во имя святителя Николая икона пребывала 5 лет.

В 1634 г., на пятой неделе Великого поста, с пятницы на субботу Похвалы Богородицы, Гладков слышал во сне повеление построить церковь на горе. Ему казалось, что он пошел и увидел себя на какой-то горе и услышал опять повеление непременно построить на этом месте храм во имя Владимирской иконы Богоматери и прежде всего водрузить крест на той горе. Три раза Гладков видел этот сон, и с поразительною ясностью.

Все дни Великого поста провел он в воздержании и молитве; в молитвах же и благочестии встретил св. Пасху. В субботу на Святой неделе он пошел отыскивать гору, которую видел во сне. По пути к полю, называемому Оранополе, он шел густым дремучим лесом и наконец зашел в чащу непроходимую, где увидел огонь на Славенской горе. Гладков пошел прямо к горе, предполагая, что там люди. День был дождливый, небо покрыто густыми облаками, а на Славенской горе было точно солнечное сияние, столбом восходившее до небес. Гладков взошел на гору и увидел то самое местоположение, какое представилось ему во сне.

Он усердно помолился и, отправившись в Москву к патриарху Иоасафу, рассказал ему все, что было, и просил грамоты на сооружение храма в честь Владимирской иконы Богоматери на Славенской горе. По получении желаемой грамоты он прежде всего водрузил мраморный крест на указанном во сне месте и немедленно приступил к сооружению храма, в котором и была поставлена икона Богоматери, получившая название Оранской. В окрестностях Славенской горы жили мордовцы-идолопоклонники. Они с ненавистью смотрели на воздвигаемое Гладковым здание и решились разрушить его; но никак не могли исполнить своего намерения и были изумлены великими чудесами от иконы Богородицы. Тогда они написали челобитную к царю. Нашлись у них заступники, оклеветавшие Гладкова, будто он насилием устроил двор свой и вспахал мордовскую землю. Когда дело было исследовано, оказались там только церковь и келий для одного иеромонаха и семи монахов. В то же время от святой иконы совершались великие чудеса. Когда доложили о том царю Михаилу Федоровичу, тогда он повелел устроить на Оранском поле монастырь с наименованием его Оранским. Чудотворная икона ежегодно на Фоминой неделе переносится из Оранской пустыни в Нижний Новгород и после хождения с нею в разные города и села возвращается осенью в свой монастырь.

У нас на сайте вы найдете
более 3167 житий святых.

Новости общины и сайта

 

Последние 20 новостей

Опрос

Верите ли Вы в чудеса?

Да, чудеса, несомненно, случаются.
Возможно, чудеса бывают.
Для меня чудеса не важны.
Не знаю.
Все чудеса – это необъяснимые сегодня физические явления.
Нет, чудес не бывает.


Начало опроса 02.06.2021г.
Итоги опроса 31.12.2021г.
Результаты >>

Святцы

август 2022 г.
Пн 1 8 15 22 29
Вт 2 9 16 23 30
Ср 3 10 17 24 31
Чт 4 11 18 25  
Пт 5 12 19 26  
Сб 6 13 20 27  
Вс 7 14 21 28  


Сегодня 12/08/2022
(30/07/2022 по ст.ст.)

пятница 9-ой седмицы по Пятидесятнице.
Апп. от 70-ти Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника (I).
Мч. Иоанна Воина (IV).
Обретение мощей прп. Германа Соловецкого (1484).
Мчч. Полихрония, еп. Вавилонского, Пармения, Елимы и Хрисотеля пресвитеров, Луки и Муко диаконов, Авдона и Сенниса, князей Персидских, и мчч. Олимпия и Максима (ок. 251).
Сщмч. Валентина (Уалентина) епископа Интерамны и трех учеников его мчч. Прокула, Ефива и Аполлония и прав. Авундия (ок. 273).
Прп. Анатолия младшего, Оптинского (1922).
Оконской иконы Божией Матери.
Прав. Ангелины, деспотиссы Сербской ( Серб. ).
Разработчики


Services are held in the Russian Orthodox Church at the following address:
Яндекс.Метрика
© Holy Royal Martyrs of Russia Orthodox Church - Sparks, Nevada, USA