Память новосвященномученика епископа Амвросия (Гудко), настоятеля Свияжского Успенского монастыря
Память 27 июля (по ст.ст.)
Священномученик Амвросий, епископ Сарапульский, Свияжский и Казанский (в миру - Василий Гудко) родился в Люблинской губернии в 1867 году. Закончив Холмскую Духовную семинарию, Василий Гудко поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, где принял монашеский постриг с именем Амвросий и был рукоположен в иеромонаха. После окончания Академии со степенью кандидата богословия, отец Амвросий был назначен заведующим миссионерским училищем на Алтае. Служил он и в Корейской Духовной Миссии, затем был смотрителем Московского Донского духовного училища, а с 1901 года был ректором Волынской Духовной Семинарии. В 1904 году в Житомире состоялась хиротония архимандрита Амвросия во епископа Кременецкого, викария Волынской епархии. Хиротонию совершали митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий), епископ Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий), епископ Уманский Агапит (Вишневский) и епископ Люблинский Евлогий (Георгиевский). Через 10 лет владыка был назначен епископом в город Сарапул, став викарием Вятской епархии. Там он организовал Елабужские и Сарапульские общества трезвости. Владыка Амвросий был смелым проповедником, горячо любимым паствой, обличал пороки, активно боролся с пьянством и распространением сектантства. В марте 1917 года за обличение злоупотреблений губернской администрации епископ Амвросий был уволен с кафедры на покой и отправлен в Свияжский монастырь Казанской епархии. Там, у мощей первого святителя Казанской земли митрополита Германа, епископ Амвросий в пламенных проповедях увещевал народ не поддаваться развращающему влиянию соблазнителей и крепко держаться веры отцов. Некоторые его печатные проповеди были даже запрещены Синодом, так как в них обличалось проникновение в правительство антирусских сил. Когда весной 1918 года большевики устроили в монастырском дворе специальный пункт конного завода, так что в часы обедни ржание жеребцов и кобыл перекрывало монастырское пение, Владыка пошёл к земельному комиссару и сказал: «Не допущу вашего кощунства у храма, где почивают мощи Святителя Германа. Если вы не уберётесь, то ударю в набат, соберутся мужики и всех вас прогонят из монастыря». В Свияжском монастыре и в Раифской пустыни чекисты и красноармейцы периодически проводили обыски с целью поимки царских офицеров, а заодно и изъятия церковных ценностей. Однажды при появлении красноармейцев в Раифской пустыни ударили в набат, сбежались окрестные крестьяне и убили грабителей. Ответственность за содеянное крестьянами власти возложили на Владыку и заявили, что он будет расстрелян. На следующий после ареста день рабочие Алафузовского и Порохового заводов в Казани пригрозили забастовкой, и Владыку отпустили на поруки епископа Анатолия (Грисюка). После освобождения он временно поселился в Казанском Спасо-Преображенском монастыре. Владыка снова служил, говорил бесстрашные проповеди. «Мы должны радоваться, что Господь привёл нас жить в такое время, когда мы можем за Него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткое страдание и венец мученичества искупят грехи всякие и дадут вечное блаженство, которое никакие чекисты не смогут отнять», — говорил Святитель. Однако вскоре, несмотря на уговоры, он вернулся в Свияжск. 15 марта 1918 года в Ревтрибунале города Свияжска состоялся суд над епископом Амвросием. Из семи «народных судей» один оказался татарином, другой - бывшим послушником Свияжского монастыря; обвинителем выступил перс-магометанин; председателем Ревтрибунала был старообрядец из волжских сел. В ходе расследования выяснилось, что обвиняемый в произнесении контрреволюционных проповедей епископ молился за воинов, умерших «за царя и отечество», а по современным вопросам церковно-общественной жизни читал лишь воззвания Святейшего Патриарха Тихона. Когда речь зашла о воззваниях Патриарха, обвинитель обратился к председателю Ревтрибунала с вопросом: «Не понимаю, о каком Патриархе идет речь: разве в России есть Патриарх?» Заседание трибунала продолжалось с утра до позднего вечера; священники, горожане и крестьяне свидетельствовали в защиту своего архипастыря. После опроса около 300 свидетелей владыка был оправдан пятью голосами против двух. Решительнее всех в защиту православного епископа выступил судья-татарин. 27 июля 1918 года, по личному приказу Троцкого, нагрянувшего в Свияжск всем своим штабом, епископ Амвросий был арестован и вывезен на станцию Тюрлема Московско-Казанской железной дороги, где расположился штаб частей Красной армии. Там, посреди нескошенного поля келейник святителя Иов Протопопов через несколько часов нашёл тело архипастыря с множеством штыковых ранений, с вывернутыми в плечах, локтях и кистях руками. Он предал его честные останки земле на месте кончины и до 1930 года (пока земля не отошла колхозу) платил крестьянину, чтобы тот не вспахивал поле, где покоился прах священномученика. В 1931 году в Раифской пустыни отец Иов также был расстрелян.
более 3189 житий святых.
Новости общины и сайта
Опрос
Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?
Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Святцы
Пн | 2 | 9 | 16 | 23 | 30 | |
Вт | 3 | 10 | 17 | 24 | ||
Ср | 4 | 11 | 18 | 25 | ||
Чт | 5 | 12 | 19 | 26 | ||
Пт | 6 | 13 | 20 | 27 | ||
Сб | 7 | 14 | 21 | 28 | ||
Вс | 1 | 8 | 15 | 22 | 29 |
Прп. Пимена Великого (ок. 450).
Прпп. сщмчч. Кукши и Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах (после 1114).
Свт. Осии исп., еп. Кордубского (359).
Свт. Ливерия исп., папы Римского (366).
Прп. Пимена Палестинского (ок. 602).
Мц. Анфисы.
Прп. Саввы, иже в Венефалех.
Вмч. Фанурия, в Родесе ( Греч. ).
Перенес. мощей свтт. Феогноста, Киприана и Фотия, митропп. Московских.
Св. Кесария, еп. Арльского (543) ( Кельт. и Брит. ).
Новосщмч. Михаила (Воскресенского), Стефана (Немкова) и иже с ними в Н. Новгороде (1918).