Память преподобного Феодорита, просветителя лопарей
Память 17 августа (по ст.ст.)
Феодорит Кольский (1481 - 1571), архимандрит, просветитель лопарей, блаженный, преподобный, местночтимый святой Мурманской епархии.
Практически единственным широко известным и наиболее полным дошедшим до нас источником исторических сведений об архимандрите Феодорите, просветителе лопарей, является посвященная ему глава в «Истории о великом князе Московском», написанная в XVI веке князем А. М. Курбским и озаглавленная «О преподобном Феодорите священномученике» [1].
Родился в 1481 году [2] в Ростове, мирское имя неизвестно.
На тринадцатом году жизни, в 1493 году, юноша отойдя "от дому родителей своих", отправился на Север в Соловецкий монастырь, и через год, приняв постриг, был поручен на послушание престарелому и весьма мудрому пресвитеру Зосиме, который был учеником самого преподобного Зосимы Соловецкого. Феодорит прослужил при обители пятнадцать лет, и, навыкнув всякой духовной мудрости, укрепился в подвигах добродетели.
Тогда он был рукоположен новгородским архиепископом в иеродиакона, и, пробыв один год у своего старца, испросил у него дозволение посетить другие монастыри. Прежде всего, он направил свой путь к преподобному Александру Свирскому, который принял его любезно, назвав при встрече по имени; потом, обойдя другие монастыри, поселился в Кирилло-Белоезерском, где нашел старца Сергия и других святых мужей.
Пробыв года два в Кирилловской обители, он углубился в пустыни, окружающие этот монастырь, и здесь нашел Порфирия, бывшего игумена Сергиева монастыря, Артемия, Иоасафа и других пустынников высокой жизни, уже состарившихся в иноческих подвигах.
Феодорит, прожив здесь около четырех лет, получил от своего Соловецкого наставника письмо, в котором он, предчувствуя кончину, призывал своего ученика к себе. Ни отдаленность расстояния, ни трудности пути не удержали Феодорита: он поспешил к своему учителю, чтобы обнять многолетнего старца, облобызать его священные седины, и год служил ему в его немощах и недугах, до блаженной его кончины.
После этого Феодорит решился принять на себя подвиг апостольский: он отправился на устье Колы, в землю диких лопарей. С языком их он успел познакомиться в Соловецком монастыре, потому что, по свидетельству жития преподобных Зосимы и Савватия, многие соседи инородцы: Ижора, Чудь, Лопье, Каяне и Мурмане приходили в обитель преподобных и, принимая святое крещение, делались монахами.
Лопари были самые грубые идолопоклонники, кланялись истуканам, боготворили ночных нетопырей, гадов, и разных пресмыкающихся, ели нечистое и скверное, не знали жизни городской и селениями, а жили отдельными семьями. Но это были простые сердца, на которых семя слова Божия могло принести добрые плоды. Феодорит перевел некоторые славянские молитвы на язык лопарей и обучил их истинам веры. Помощником ему в христианском просвещении лопарей был старец Митрофан.
Двадцать лет Феодорит трудился в этом святом деле. В Новгороде он был рукоположен в иеромонаха, некоторое время был духовником митрополита и, возвратившись к лопарям, основал там монастырь, который, впрочем, принужден был вскоре оставить, был изгнан по ненависти иноков, не желавших строгих правил устава его. Между лопарями было уже две тысячи крещеных.
Удалившись в новгородскую область, и потом, вызванный в Москву, он был поставлен ок. 1549 г. архимандритом Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. В монастыре обнаруживает «зело не обузданных монахов, своевольно не по уставам и святым правилам живущих». Их он «уздает и востязает страхом Божиим», но также обличает и епископа Суздальского Афанасия «за сребролюбие и пианство». В свою очередь Афанасий на Соборе по делу заволжских старцев Артемия и Саввы Шаха (кон. 1553 - янв. 1554), где в качестве свидетеля присутствовал прп. Феодорит, назвал преподобного «еретиком» и единомышленником Артемия. Это обвинение, по-видимому, было одной из причин того, что после осуждения Артемия, между 24 октября 1554 г. и 28 января 1556 г., прп. Феодорита отрешили от архимандритства и сослали в Кирилло-Белозерский монастырь "в неволю", где полтора года претерпевал "ругание и бесчестие". После этого Феодорит отписал Курбскому и иным своим духовным чадам о своей нынешней скорби, и те, "саном почтенные", собравшись, пришли к архиепископу Макарию с ходатайством. И тот, "устыдившись нашего сана", также вспоминая и духовничество Феодорита, послал письмо в монастырь, "повелевающе отпустити мужа и жительствовати ему свободне, идеже хощет". И Феодорит поселяется в Ярославле, в монастыре [3].
Освобожденный из заточения, он некоторое время жил в Ярославском монастыре, откуда был вызван в Москву и в 1558 году отправлен царем Иоанном Васильевичем Грозным в Константинополь с вопросом к патриарху о благословении на коронацию по чину венчания на царство, как «цесари Римские». Возвратившись из Греции, Феодорит принес царю ответное послание патриарха, и за эту услугу ему была назначена награда, состоящая из 300 сребренников и собольей шубы, крытой аксамитом (парчой). Но Феодорит пожелал принять только 25 сребренников, и когда царь прислал ему и шубу, то инок продал шубу, деньги раздал бедным, а сам удалился на покой в Прилуцкий монастырь, Вологодской губернии.
Отсюда он два раза посещал просвещенных им лопарей и, наконец, после многотрудных подвигов и скорбей, скончался мирно на месте своего пострижения в Соловецком монастыре и погребен близ южной стены Преображенского собора. Над могилой его доселе сохранилась белая плита со следующей надписью: "Лета 7079 (1571) августа 17 дня преставися раб Божий священноархимандрит Суздальский Евфимиева монастыря, священноинок Феодорит, Соловецкий постриженник".
Церковь за подвижническую жизнь и просветительские труды нарекла его блаженным. У Курбского Феодорит назван "священномучеником", что было связано с дошедшими до находящегося уже в эмиграции Курбского слухами о мученической кончине Феодорита от руки Иоанна Грозного, который "повелел такого святого мужа в реке утопити". В то же время Курбский оговаривает наличие и других свидетельств об иной, мирной кончине старца.
Благословением епископа Симона, Мурманского и Мончегорского, 30 августа 2002 года в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, что в городе Коле, состоится местноепархиальное прославление святого Феодорита Кольского, просветителя лопарей, в лике преподобного.
Использованные материалы
Иеромонах Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей. Исторические материалы к прославлению и написанию жития. Мурманск. Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002 г.
http://www.sedmitza.ru/text/443541.html
Изложение текста Соловецкого патерика
http://www.solovki-monastyr.ru/pod-12.htm
_____________________________________________________
[1] Курбский Андрей. История о Великом князе Московском // Памятники литературы Древней Руси. 2 пол. XVI в. М., 1986. С. 324–347
[2] Курбский умалчивает год рождения, у разных исследователей встречаются разнообразные варианты, от 1480 и до 1500 года. Здесь мы принимаем аргументы и датировку издания "Иеромонах Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский...".
[3] Здесь и далее цитаты даны по вышеупомянутому писанию Курбского, если не оговорено иного.
[4] Это замечательное исследование было лишь частично использовано при подготовке настоящей статьи. Данный обширный исторический материал, представляющий собой обобщение и анализ имеющихся источников, заслуживает отдельного внимания.
более 3189 житий святых.
Новости общины и сайта
Опрос
Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?
Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Святцы
Пн | 4 | 11 | 18 | 25 | ||
Вт | 5 | 12 | 19 | 26 | ||
Ср | 6 | 13 | 20 | 27 | ||
Чт | 7 | 14 | 21 | 28 | ||
Пт | 1 | 8 | 15 | 22 | 29 | |
Сб | 2 | 9 | 16 | 23 | 30 | |
Вс | 3 | 10 | 17 | 24 | 31 |
Мч. Савина Египетского (287).
Мч. Папы Ликаонского (305-311).
Свт. Серапиона, архиеп. Новгородского (1516).
Ап. от 70-ти Аристовула, еп. Вританийского (Британского) (I).
Сщмч. Александра, еп. Римского (119).
Мч. Иулиана Аназарвского (305-311).
Сщмчч. Трофима и Фала, пресвитеров Лаодикийских (ок. 300).
Прп. Христодула Патмосского чудотворца.
Мч. Романа в Париуме Геллеспонтском.
10 мчч. финикийских ( Греч. ).
Св.Аббана, игумена из Келл Абана ( Кельт. и Брит. ).
Св.Патрика, епископа Оверня ( Кельт. и Брит. ).