Память новосвященномученика пресвитера Валентина (Свенцицкого), протоиерея  Николая Казанского

Память 7 октября  (по ст.ст.)

Свенцицкий Валентин Павлович (1881 - 1931), протоиерей, богослов, философ и духовный писатель. Родился 30 ноября 1881 года в Казани, в семье потомственного дворянина, присяжного поверенного Болеслава Давида Карловича Свенцицкого (1832-1896) и вятской мещанки Елизаветы Федосеевны Козьминой (1852-1927). Отец - католик, мать и дети - православные. Возможно, именно благодаря различию вероисповеданий отца и матери, у юного Валентина рано пробудился интерес к религиозным вопросам. Поскольку развод отца с первой женой (сбежала, бросив пятерых детей) не разрешила Католическая церковь, Валентин был признан незаконнорожденным и отчество получил по имени восприемника при крещении.

С 1891 по 1895 год обучался в 3-ей Казанской гимназии. В гимназические годы очень большое влияние на него оказал законоучитель Казанской гимназии священник Молчанов, человек большой эрудиции, обладавший прекрасными ораторскими способностями, ставший впоследствии Экзархом Грузии.

Когда Валентину было 15 лет, семья Свенцицких переехала в Москву, где Валентин учился сначала в 1-ой Московской классической гимназии (1895-1898), затем в частной гимназии Креймана (1900-1903).

В 1903 году поступает на историко-филологический факультет Московского университета [1]. Той же осенью вступил в Историко-филологическое студенческое общество при университете (руководитель - профессор С.Н.Трубецкой), стал инициатором открытия секции истории религии (председатель - С.А.Котляревский).

В числе его друзей и близких знакомых были Владимир Эрн, Павел Флоренский, Сергей Булгаков, Николай Бердяев, Андрей Белый, кн. Евгений Трубецкой.

События 1905 года увлекли В.П. Свенцицкого идеями христианского социализма и побудили его организовать нелегальное общество "Христианское братство борьбы", куда входили также П. Флоренский, В. Эрн, А. Ельчанинов.

В эти же годы Свенцицкий начинает выступать в "Религиозно-философском обществе памяти Вл. Соловьева" и Политехническом музее с лекциями на темы: "Христианство и насилие", "Террор и бессмертие", "Атеизм и любовь" и т. п. Выступления собирают большое количество слушателей. Сила его убеждения была покоряющей. И в молодые годы, и впоследствии В. П. Свенцицкий умел необыкновенно влиять своим словом на людей и в лекциях, и в проповедях, и в частных беседах.

В 1906 году он писал:

"Современное церковное движение можно назвать либеральным христианством, а либеральное христианство только полу истина. Душа, разгороженная на две камеры - религиозную и житейскую - не может целиком отдаться ни на служение Богу, ни на служение миру.

В результате получается жалкая полуистина, тепло-прохладное, либеральное христианство, в котором нет ни правды Божией, ни правды человеческой. Представители этого христианства лишены религиозного энтузиазма, среди них нет мучеников, обличителей, пророков.

И союз "церковно-обновленных" - это не первый луч грядущей апокалипсической жены, облеченной в солнце, а один из многих профессиональных союзов, и я убежден, что настоящее религиозное движение будет не это и скажется оно совсем не так" [2].

Именно эти слова цитировал в своем воззвании от 15(28) июня 1923 г. святитель Тихон (Беллавин), давая характеристику идеологии обновленчества.

В.П. Свенцицкий сотрудничает в сборниках "Свободная совесть", "Вопросы религии", публикует статьи о творчестве Ф. М. Достоевского, Н. Клюева, Г. Ибсена, пишет рассказы, повести, драмы ("Пастор Реллинг", "Смерть", "Интеллигенция"), в основе сюжета которых лежит конфликт между общественной и индивидуальной моралью. Драму "Пастор Реллинг" ставил (и играл в ней главную роль) знаменитый артист Орленев.

В интеллигентской Москве Свенцицкого уже знают, о нем говорят. Выступает он и в Петербурге, а также сотрудничает в издании журнала "Новая земля". Он пишет книгу "Второе распятие Христа", где повествуется, как Христос приходит в современный город и попадает в церковь во время пасхальной заутрени. Он видит, что никто не думает о Нем, мысли всех заняты мирскими заботами. По городу в эту ночь кого-то везут на казнь. В конце концов собрание высших духовных представителей арестует Христа. Никем не узнанный и не признанный. Он судим и изгоняем. Книга была напечатана, но с множеством пропусков, замененных многоточиями, а вскоре изъята совсем.

В 1908 году выходит книга В. П. Свенцицкого "Антихрист, или Записки странного человека". В этой книге в образе двух женщин изображены две силы в человеке, борющиеся между собой. С одной стороны - ложь и чувственность, а с другой - правда и чистота. Основанием неблаговидных поступков для героя романа стала пагубная мысль о том, что избегающему искушений не узнать святости.

Издание этих книг, сложные драмы в личной жизни, осуждение со стороны близких друзей, исключение из "Религиозно-философского общества" привели В. П. Свенцицкого к состоянию глубокого духовного кризиса. Эти трудные годы привели мятущегося интеллигента к переосмыслению всей предыдущей жизни, стали отправной точкой на пути к нравственному очищению - через боль страдания и глубокое покаяние. Выбор был сделан. Свенцицкий отказывается от социалистических идей и с тех пор их неизменно критикует. Оставив все "мудрствование", он всецело предает свою жизнь Христу и Его Церкви.

В 1911 году познакомился со своей будущей женой Евгенией, дочерью священника Сергия Краснова.

В начале 1910-х годов едет на Кавказ, желая своими глазами увидеть монахов-отшельников, прикоснуться к православной святости. Это удается ему вполне, и вскоре в 1915 году, под впечатлением поездки на Кавказ, он пишет книгу "Граждане неба. Мое путешествие к пустынникам Кавказских гор", пронизанную глубоким пониманием сути христианской жизни и христианского подвига.

Познакомился с оптинским старцем иеросхимонахом Анатолием (Потаповым), становится его духовным сыном. От старца Валентин Павлович принял благословение - учиться непрестанной молитве и другим духовным деланиям, свойственным, в основном, монашеству. Эти старческие напутствия были бережно пронесены им через всю дальнейшую жизнь, стали основой его собственного "монашества в миру" и помогли многим другим людям обрести твердость в вере в эпоху грядущих гонений.

В 1917 году он просит своего духовного отца иеросхимонаха Анатолия благословить его на монашество, но старец указывает ему другое служение. Женившись на Евгении Сергеевне Красновой, Валентин Свенцицкий решает принять священный сан.

В 1917 году рукоположен в сан священника митрополитом Петроградским Вениамином в Иоанновском монастыре в Петрограде.

Был назначен проповедником при штабе 1-й армии Северного фронта; с 1918 г. стал проповедником Добровольческой армии. Активно участвовал в подготовке и деятельности Юго-Восточного Русского Церковного Собора. Под непосредственным влиянием военных впечатлений он издает в Ростове в 1919 г. брошюры "Общее положение России и задачи Добровольческой армии" и "Война и Церковь", где призывает к сопротивлению злу большевизма силой.

После окончания гражданской войны он не эмигрировал, а остался в России и в 1920 году приехал в Москву. Своего прихода не имел, выступал как проповедник по разным храмам, часто сослужа Святейшему Патриарху Тихону, которого очень любил и уважал. В. П. Свенцицкий считал, что Святейший Патриарх Тихон необыкновенно верно и правильно ведет церковный корабль в сложнейших и труднейших условиях окружающей жизни того времени. "Пока он существует, за Церковь, до известной степени, можно быть спокойными. Может быть, были и есть патриархи эрудированней и внешне как бы талантливее Святейшего Патриарха, но он какой-то благодатный, тихий и очень мудрый", - говорил о. Валентин.

В 1922 году после проповеди в Крествоздвиженском монастыре, где о. Валентин утверждал, что деятельность обновленцев направляется органами ЧК, он был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму, где находился в одной камере Сергеем Фуделем. Был приговорен к ссылке, которую отбывал в городе Пенджикенте (Таджикистан).

В Пенджикентской ссылке он пишет работу "Тайные поучения о нашем спасении" (о молитве Иисусовой) - адресованный духовным чадам труд о молитвенном делании и преодолении многочисленных искушений на этом пути.

Вернувшись в 1925 году из первой ссылки, стал служить в храме священномученика Панкратия в переулке на Сретенке и вести регулярные беседы с прихожанами по вопросам веры, церковной жизни. Священного Писания. Его духовные дети записывали эти беседы и распространяли их среди верующих. Таким образом составилось "Полное собрание сочинений протоиерея Валентина Свенцицкого" из 9-ти томов, которое распространялось в церковном самиздате и передавалось верующими из рук в руки.

В Великий пост 1926 года прочитал в храме св. Панкратия свой труд - "Шесть чтений о Таинстве покаяния в его истории", направленный против начинавшей тогда широко распространяться общей исповеди.

В 1926 году организует и возглавляет паломнические поездки в Саров и Дивеево. Там от блаженной Марии Ивановны он получает предсказание о переходе в другой московский храм - св. Николая Чудотворца на Ильинке, "Никола Большой Крест". Так и произошло - отец Валентин стал настоятелем этого храма.

Создал в Никольском храме крепкую общину. Ввел регулярную индивидуальную исповедь, частое причащение Святых Христовых Тайн. В своих поучениях и проповедях он открывал духовным чадам путь нравственного и духовного совершенствования в условиях гонения на церковь.

Отец Валентин выдвинул идею особого пути духовного совершенствования, который называл "монастырем в миру". Это не означало, что люди, вставшие на такой путь, делаются тайными монахами и принимают негласно какие-то обеты. Речь шла о том, чтобы внутренне, духовно воздвигнуть как бы монастырскую стену между своей душой и миром, во зле лежащем, не допускать, чтобы его суета, его зло захлестнули, душу.

Для этого, конечно, нужно отказываться от многого, чем может прельстить современная жизнь, развращающая, проникнутая безбожием. Это трудный путь. Внешне жить, как все, работать, находиться в среде безбожия, в семейных повседневных заботах и хлопотах, и только силой внутреннего решения с Божией помощью не допускать в душу тлетворного духа мира. К этому сокровенному подвигу, известному лишь духовному отцу, и призывал отец Валентин своих духовных чад.

В апреле 1928 года он вновь был арестован и сослан в Сибирь на поселение. Главным поводом для высылки послужило его открытое несогласие с Декларацией митрополита Сергия. Жил в деревушке Тракт-Ужет под Тайшетом.

Именно в ссылке отец Валентин написал свои "Диалоги", которые по частям пересылались в Москву, где от руки переписывались его духовными детьми.

 В 1930 г. он заболел тяжелой каменно-почечной болезнью. Его пытались лечить, но безуспешно. Он болел больше года, страдания его были невыносимыми, они пересиливали даже его громадную волю, но перед самым концом стал тих и ясен, ни ропота, ни обиды, полное смирение.

Незадолго до кончины о.Валентин написал митрополиту Сергию покаянное письмо, проникнутое глубоким смирением:

"Ваше Высокопреосвященство, Всемилостивейший Архипастырь и Отец. Я умираю. Уже давно меня тревожит совесть, что я тяжко согрешил перед Святой Церковью, и перед лицом смерти мне это стало несомненно.

Я умоляю Вас простить мой грех и воссоединить меня со святой Православной Церковью. Я приношу покаяние, что возымел гордость, вопреки святым канонам, не признавать Вас законным первым епископом, поставив личный разум и личное чувство выше соборного разума Церкви, я дерзнул не подчиниться святым канонам. Моя вина особенно страшна тем, что я вовлек в это заблуждение многие человеческие души. Мне ничего не нужно: ни свободы, ни изменения внешних условий, ибо сейчас я жду свой кончины, но ради Христа приимите мое покаяние и дайте умереть в единении со Святой Православной Церковью.

Одновременно он пишет родным и духовным детям:

"Милые мои деточки, сейчас получил от вас письмо. Так много надо сказать, и так мало сил это сделать. Спрашиваете, в чем я прошу прощения у вас. В страдании, как бы ни была на моей стороне истина, но своей ошибкой я вызываю эти страдания, и не только у вас, у всех. Со всею скорбью, на какое способно мое сердце, прошу это прощенье.

Но дальше вы уже неправы, когда говорите, что вам неясно происшедшее со мной. Оно, может быть, неясно в смысле переживаний, которые привели к этому, но то, к чему они привели, - это ясно совершенно.

Свой разум и свои чувства я поставил выше Соборного разума Церкви. Мудрость человеческая заслонила вечное и премудрое. Соборы провидели всю историю, знали, какие ужасы будут творить сидящие на патриарших престолах, сколько будет борьбы, жестокости, неправды, недопустимых компромиссов, граничащих с преступлением, и знали, какой это будет соблазн для человеческих душ, подобных тому, в который вовлек я вас, и все будет разорвано в клочья, они премудро оградили человеческие души от соблазнов строжайшими канонами, что не признавать можно только тогда, когда извращается догмат веры.

Вы скажете, а раньше ты этого не знал. Знал, но в этом-то и ужас всех этих наваждений и опасности их. Разве вы не знаете, как иногда вдруг все станет иным, и то, что было справа, становится слева, и что было слева, становится справа? Около года по временам меня гложет этот червяк, но я гнал его, как искушение, и он исчезал.

Как случилось, что у меня открылась вполне истина, - рассказать почти невозможно, но знайте, что это имеет прямое отношение к моему концу, и, может быть, Господь меня сохранил перед смертью и дал возможность принести покаяние.

Не думайте, ради Христа, что я не понимаю всех страшных последствий моего покаяния для окружающих. Все понимаю, все пережил, до последней черты, но в этом вопросе нельзя ничем иным руководствоваться, кроме совести. Это страшно - это непосильно человеку - совесть. Такая страшная вещь. Она возлагает такие ужасающие бремена, но без нее нельзя жить.

Поймите все это, не теряйтесь от внешних обстоятельств. и поймите меня до конца, как всегда понимали раньше.

Писать не в силах больше. Господь с вами".

Скончался 20 октября 1931 года после тяжелой болезни, получив полное прощение от митрополита Сергия.

Родные получили разрешение перевезти гроб с телом отца Валентина в Москву. Три недели шел товарный вагон с телом почившего протоиерея, вагон отцепляли, прицепляли к другим поездам, переводили с одного пути на другой. НКВД, спохватившись, послал распоряжение задержать вагон, но его не нашли из-за бесконечных перемещений.

Гроб с телом отца Валентина прибыл в Москву лишь 6 ноября. 7 ноября к вечеру он был установлен в церкви Троицы в Листах на Сретенке. Служил панихиду владыка Варфоломей (Ремов). 8-го в 6 часов вечера начался заупокойный парастас. Служба происходила при огромном стечении народа. После парастаса открыли гроб. Все были потрясены. Отец Валентин лежал как живой, со спокойным, просветленным лицом, без обычных признаков тления.

 9 ноября служили заупокойную обедню и отпевание. Возглавлял службу епископ Дмитровский Питирим (Крылов). Сослужил епископ Варфоломей. Перед отпеванием в прощальном слове он сказал: "Мы прощаемся сегодня с замечательным истинно христианским пастырем, который, пройдя трудный путь, прибыл сегодня к нам без признаков тления, дабы явить нам силу духа единения с Православием во веки веков". За литургией, после чтения Евангелия, возглавлявший службу епископ Дмитровский Питирим сказал: "По поручению митрополита Сергия прощаю и разрешаю всех духовных чад усопшего батюшки отца Валентина, все они отныне снова становятся членами единой Русской Православной Церкви". Отпевание было длительным. В нем участвовали о. А. Зверев, о. Александр Пятикрестовский, о. Сергий Успенский, о. Владимир Амбарцумов, всего 11 священников и 5 диаконов, среди них протодиакон Георгий Хохлов и друг почившего отца Валентина о. Николай Орфенов.

Нескончаемым потоком шел народ к гробу, и по благословению владыки Питирима для каждого поднимали воздух с лица, чтобы прощающиеся могли убедиться в нетленности тела любимого пастыря.

Отец Валентин был похоронен на Пятницком кладбище, около храма. В 1940 году его останки были перенесены на кладбище "Введенские горы", так как Пятницкое кладбище собирались ликвидировать. Могила протоиерея Валентина Свенцицкого на Введенском (Немецком) кладбище и сегодня часто посещается верующими. Если войти через главные ворота и идти по старой аллее до столбов, обозначающих, с одной стороны пятый, а с другой, седьмой и восьмой участки, потом свернуть налево, то тропинка приведет к ограде семейного захоронения, в центре которой крест с надписью "В. П. Свенцицкий".

Использованные материалы

На сайте "Русское Православие"

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?4_4162

 Энциклопедия Кругосвет

http://www.krugosvet.ru/articles/77/1007794/1007794a1.htm

 Русская философия

http://www.philosophy.albertina.ru/show.php3?id=2368

 "Диалоги" с подробным жизнеописанием о. Валентина в предисловии

http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=148

 С. В. Чертков. "В. П. Свенцицкий и его эпигоны (Д. С. Мережковский, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин)"

http://www.losev-library.ru/index.php?pid=4881

 База Данных ПСТГУ

http://kuz3.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/ans/m/?HYZ9EJxGHoxITY...b**

__________________________________________

[1]  По информации биографии, приводимой диаконом Леонидом Калининым в предисловии к "Диалогам" (http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=148), учился на филологическом, юридическом и историко-философском факультетах университета. Эту информацию опровергает биограф Чертков С.В.

[2]  Вопросы религии. 1906. Вып. 1. С. 5-8

У нас на сайте вы найдете
более 3189 житий святых.

Новости общины и сайта

 

Последние 20 новостей

Опрос

Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?

Библейская история про антихриста метафора. Реальный антихрист никогда не придет.
Антихрист придет, но не скоро. Пока можно не бояться.
Антихрист скоро придет. Нужно готовиться.
Антихрист уже пришел.
Бояться нужно грешить.


Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Результаты >>

Святцы

февраль 2023 г.
Пн   6 13 20 27
Вт   7 14 21 28
Ср 1 8 15 22  
Чт 2 9 16 23  
Пт 3 10 17 24  
Сб 4 11 18 25  
Вс 5 12 19 26  


Сегодня 05/02/2023
(23/01/2023 по ст.ст.)

Неделя о мытаре и фарисее.
Сщмч. Климента, еп. Анкирского, и мч. Агафангела (ок. 312).
Прп. Геннадия Костромского и Любимоградского (1565).
Перенесение мощей свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (1786).
Прп. Мавсимы Сирина (IV).
Прп. Саламана молчальника (ок. 400).
Свт. Павлина Милостивого, еп. Ноланского (431).
Воспоминание VI Вселенского Собора (680-681).
Собор Костромских святых.
Св. Евсевия, затворника горы Коринфской близ Антиохии ( Греч. ).
Прп. Дионисия Олимпийского ( Греч. ).
Прмч. Серафима Булашова, прмцц. Евдокии Кузьминовой и Екатерины Черкасовой, мц. Милицы Кувшиновой (1938).
Св. Дарлугдахи, девы, игумении Килдарской ( Кельт. и Брит.).
Св.Лауенана ( Кельт. и Брит.).
Св. Ормонда, игумена ( Кельт. и Брит.).
Св. Мэмбода, мученика Эльзасского ( Кельт. и Брит.).
Разработчики


Services are held in the Russian Orthodox Church at the following address:
Яндекс.Метрика
© Holy Royal Martyrs of Russia Orthodox Church - Sparks, Nevada, USA