Батюшка, скажите, пожалуйста, почему каждый год меняется день празднования Пасхи? И еще: обычно разница между еврейской Пасхой и православной составляет неделю. В этом же году она значительно больше? Почему? Спаси Господи за ответ!
Ирина
25 апреля 2013 г.
Ответ >>>
Согласно 7 и 70 правилам св. апостолов, 11 правилу VI Вселенского Собора, 1 правилу Антиохийского Собора, 37 правилу Лаодикийского Собора (правила есть в библиотеке на сайте) христианам строжайше запрещено праздновать Пасху с иудеями. Основой для этого запрета служит тот факт, что Воскресение Господа нашего Иисуса Христа произошло после Ветхозаветной Пасхи в первый день недели, который мы так и называем теперь в честь этого события – воскресенье. Распятие Христа совпало с празднованием Пасхи (см. Матф.26:2) и пришлось на пятницу. Время празднования Ветхозаветной Пасхи вычислялось исключительно по лунному календарю и приходилось на 14-е число первого весеннего лунного месяца (см. Чис.9:1-5). При этом весенний месяц рассчитывается так, чтобы 14-е число пришлось после дня весеннего равноденствия (в северном полушарии весеннее равноденствие происходит 20 марта, в предвисокосные годы 20 или 21 марта по н.ст.). Иудеи взяли за основу вычисления своей пасхи вычисление Пасхи Ветхозаветной. Так как в основе лунного календаря лежит смена фаз луны, то число дней в лунном месяце равно 29 или 30. Очевидно, что лунный календарь не совпадает с солнечным, в котором 12 месяцев содержат 365 дней (високосный год – 366). В лунном календарном году количество дней 354 (355 – високос). Лунный год постепенно (в среднем на 10 дней) смещается относительно солнечного. Поэтому начало первого весеннего месяца по лунному календарю всегда приходится на разное число по солнечному календарю, которым являются как юлианский календарь (принятый РПЦ за богослужебный), так и григорианский (теперешний наш гражданский календарь, введенный в России декретом Совнаркома в 1918 году).
Итак, когда же празднуется иудейская пасха? Должен начаться новый весенний месяц нисан, должно наступить 14-е число этого месяца (первое весеннее полнолуние после весеннего равноденствия). Вот после этого дня в первый воскресный день (уже по солнечному календарю) Православная Церковь на Первом Вселенском Соборе постановила праздновать Пасху. Если же весеннее полнолуние приходится на воскресный день, то за пасхальное полнолуние принимается следующее полнолуние, т.е. отступается 29 дней. Плавающий характер иудейской пасхи определяет то, что день празднования Пасхи меняет число в диапазоне более месяца.
Но и тут не все просто. Юлианский богослужебный календарь (в основе своей это календарь Александрийской Церкви) не астрономический, а расчетный. Т.е. такие события как равноденствия, солнцестояния, новолуния, полнолуния рассчитываются, а не берутся реальные астрономические явления. На момент принятия пасхалии и фиксации богослужебного календаря равноденствие было 21 марта. Именно это число было зафиксировано как точка отсчета для ожидания первого полнолуния. Постепенно это число стало отставать от реального астрономического явления – весеннего равноденствия. Сегодня 21 марта по юлианскому календарю это 3 апреля по григорианскому. Поэтому Пасха никогда не бывает раньше 4 апреля по н.ст. Но и это не все особенности. Расчетное пасхальное полнолуние сегодня отстает от астрономического на 4-5 дней.
Интересная ситуация произошла в этом году. В этом году астрономическое полнолуние было 27 марта, и случилось оно после астрономического весеннего равноденствия – 20 марта. Иудеи начали празднование пасхи 26 марта. Но по юлианскому календарю полнолуние 27 марта н.ст. произошло ДО зафиксированного расчетного календарного. 27 марта по н.ст. это 14 марта по юлианскому календарю. Первое же новолуние после 4 апреля н.ст. (21 марта ст.ст.) произошло 25 апреля н.ст. (четверг). И, если бы привязка была к астрономическому полнолунию, то праздновать Пасху мы должны были бы 28 апреля по н.ст. Но расчетное полнолуние приходится уже после этой даты. Таким образом, Пасха 5 мая в этом году по новому стилю празднуется после РАСЧЕТНЫХ весеннего равноденствия и полнолуния.
Такая система вычисления Пасхи гарантирует празднование ее после иудейской. Как известно, вычисление Пасхи по григорианскому календарю приводит к тому, что Католическая Церковь иногда празднует Пасху одновременно с иудеями, а иногда даже раньше.
Какие вопросы задавал Христос людям, общаясь с ними? Что его интересовало с их жизни?
Сергей
25 апреля 2013 г.
Ответ >>>
Земное служение Господа нашего Иисуса Христа в объеме необходимом нам для спасения очень хорошо описано в Священном Писании. Каждодневное чтение Нового Завета дает духовное просвещение, наставляет в истинах веры, знакомит с жизнью Спасителя.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 285
Добрый день. Скажите пожайлуста нарушаю ли я Заповедь "Не укради" скачивая бесплатно фильм или музыку из интернета для того чтоб вот приятно провести время за просмотром этого фильма? Наше законодательство это строго законом запрещает. Можно этот закон проигнорировать и скачать бесплатно фильм?
Александр
15 апреля 2013 г.
Ответ >>>
Если фильм не предназначен для бесплатного просмотра, и необходим Вам исключительно для развлечения, то скачивание его будет грехом.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 284
Уважаемый отец Андрей! Помогите разобраться в ситуации. Я женат, имею троих детей. Стараемся вести церковную жизнь. Но год назад в мою жизнь "пришла" девушка "из прошлого". Нашла электронный адрес, написала. Она также замужем, у нее двое детей. Однако в ее жизни много скорбей: измены и частые отъезды мужа, одиночество, депрессия, бессмыслица. Я с чувством пытался ей искренне по-христиански помочь, и добрым словом и разъяснением нашей веры, но это приводило к моему к ней притяжению. Я психологически стал от нее зависеть, любить. Недавно даже был в командировке в ее городе с сыном, и мы провели один день в беседе. Она не лукавит - действительно по-человечески она нуждается в человеке, в Спасителе. Муж ее не любит, оскорбляет, она на грани отчаяния. Я понимаю, что онтологически, по заповеди, я по-сути, в своей с ней переписке "хожу" в дом чужой жены, но понимаю, что не менее онтологически ее люблю, мне ее очень жалко. Как знать, может я для нее "посланное" Богом утешение? Как быть мне, в моем семейном положении, ведь эта виртуальная связь занимает немало времени, приводит меня к внутренней раздвоенности и страданию? Что ей посоветовать, например, на ее вопрос о нежелании жить?
Дмитрий
13 апреля 2013 г.
Ответ >>>
Мы часто допускаем ошибку, считая что именно мы помогаем человеку. Но «если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс.126:1). Очень показательна Ваша оговорка: «она нуждается в человеке, в Спасителе». «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» (Пс.145:3). Человек, в том числе священник, не может быть Спасителем. Спаситель у нас у всех один – Христос. И потому Христос Спаситель, что Он не человек, а Богочеловек. Человек может лишь подсказать, рассказать, дать совет другому человеку. Укрепляет и наставляет лишь Господь. А поэтому самая главная помощь это молитва за человека, который в помощи нуждается.
В моменты наших ошибок мы можем попасть и в более тонкие сети. Причем попасть, совершая в принципе очень даже правильные поступки. В Вашем случае, как Вы и сами признаетесь, помощь уже приобретает форму страсти, переходит в область чувственного, что при дальнейшем развитии неминуемо приведет к падению. Я бы посоветовал ограничить Вашу помощь знакомой настоятельной рекомендацией подготовиться ей на Исповедь и Причастие. Для этого можно подготовить для нее памятку. Поверьте, когда Господь коснется ее сердца, это будет гораздо действеннее всех Ваших рассказов о истинах веры. А Ваша молитва о ней и ее семье будет более действеннее многих дней бесед.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 283
Очень хочется в церкви слышать больше Слова Божьего и понимать его. Иисус проповедовал людям, выбирал даже место, чтобы Его лучше слышали (вошел в лодку, поднялся на гору). Огорчает, что в церкви я не понимаю чтения Евангелия, т.к. священник читает его не людям, а Богу (во Святая Святых, часто за закрытыми вратами). Ничего не слышно и не понятно. Не можете ли рассказать когда и ПОЧЕМУ появилась такая практика? Неужели раньше люди все понимали?
Валентина
1 апреля 2013 г.
Ответ >>>
Согласно богослужебному Уставу Православной Церкви, чтение Священного Писания Нового Завета ВСЕГДА совершается при открытых Царских Вратах. Чтение Ветхозаветных паремий НИКОГДА не совершается во Святая Святых, а посреди храма или чтецом на клиросе. Поэтому, если Вы оказались в церкви, где читается Священное Писание «за закрытыми вратами», расспросите окружающих о конфессиональной принадлежности этой церкви. Уверен, что Вы оказались либо в сектантской, либо в раскольнической группировке. Бегите оттуда как от огня. Евангелие может читаться священником за православным богослужением в алтаре (при ОТКРЫТЫХ ВРАТАХ), в том случае, когда приход не может содержать на обеспечении диакона. Но такое чтение лишь вынужденное отступление от Устава. Если прихожане хотят громче слышать чтение Евангелия, они должны позаботиться о возможности содержать на приходе диакона.
Человек не понимает читаемого в храме и того, что поется на клиросе в случаях: а) плохой акустики; б) плохой дикции чтеца; в) собственной неопытности. В первом случае можно поговорить с настоятелем храма, изложить актуальную проблему и помочь настоятелю в ее решении. Скорее всего, понадобятся архитектурные изменения. Содержание храма и его развитие это долг каждого прихожанина, а не одного лишь священника. Во втором случае так же можно обратиться к настоятелю с проблемой. Настоятель сделает указание чтецу. Как правило, в результате репетиций клироса проблема исчерпывается. Иногда на приходе служит пожилой диакон или священник. Но они читают Евангелие, а содержание Евангелия известно почти на память всякому православному христианину, регулярно читающему Евангелие дома и посещающего храмовые богослужения. Поэтому можно понести по слову апостола (см. Гал.6:2) немощь пожилого священнослужителя. В последнем случае, очевидно, необходимо приложить усердие. Как наставляют святые отцы – каждый православный христианин должен каждый день читать Св. Писание. Например, св. Ефрем Сирин: «По мере сил своих принуждай себя как можно чаще читать Писание, чтобы оно собирало твои помыслы, которые враг рассевает своим злоухищрением, влагая в тебя лукавые мысли». Сегодня по большей части Евангелие христианами читается в переводе на национальный язык, но церковнославянский язык имеет много общего со всеми славянскими языками, поэтому у русских, украинцев, белорусов, болгар и т.д. особых проблем с пониманием богослужебных текстов не возникает. Почти никто из тех, кто читает и поет в храме, не оканчивали специальных курсов церковнославянского языка. Понимание текстов и умение читать – результат каждодневной молитвы и чтения Св. Писания. У наших предков еще чуть более ста лет назад Евангелие и Псалтирь были книгами, по которым учились в первую очередь благочестию, но в том числе и грамоте. Так что не только раньше люди все понимали, но и сегодня понимают в не меньшей степени. Но еще раз повторю: понимают те, кто живет жизнью православного христианина – ежедневно молятся, читают Св. Писание и регулярно посещают храмовые богослужения, во время которых произносятся проповеди, разъясняющие смысл прочитанного.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 282
Благословите, отче. Ребенок родился 24 февраля. Какой из Тимофеев его небесный покровитель. Назвали дитя "случайно" Тимофеем. Спаси Бог.
Татьяна
29 марта 2013 г.
Ответ >>>
Почему же «случайно»? Имя Тимофей (от греческого «тимофеос») переводится как «славящий Бога», «почитающий Бога». Поэтому такое хорошее имя, думаю, Вы дали промыслительно.
Если день рождения человека не совпадает с днем памяти святого с таким именем, то существует следующая традиция – небесным покровителем выбирается тот святой с соответствующим именем, день памяти которого идет первым после дня рождения. В Вашем случае это преподобный Тимофей в Символех (+795), память 6 марта по новому стилю. Однако, это традиция и, если Вы чаще молитесь апостолу Тимофею или мученику Тимофею, то можете смело выбрать их небесными покровителями ребенка.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 281
Есть ли страх Божий у человека, молящегося о благорастворение воздухов, а следом нажимающего на газ своего автомобиля.
В основном вся онкология в крупных городах – следствие загрязнения воздуха выхлопными газами.
Михаил
24 марта 2013 г.
Ответ >>>
Вы несколько ошиблись в переводе прошения Великой ектении: «О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных Господу помолимся». В этом прошении мы молимся о хорошей погоде, богатом урожае и мирном небе над головой. Буквально церковнославянское слово «благорастворение» переводится как «счастливое соединение составных частей» (см. в библиотеке Полный церковно-славянскiй словарь. Священникъ магистръ Григорій Дьяченко). При вольном переводе, конечно, можно увязать это прошение ектении с проблемами экологии и трактовать его как молитву о свежем воздухе. Однако, с наличием страха Божьего такое толкование прошения тоже будет иметь мало связи.
Мы с вами живем во времена техногенной цивилизации. Безусловно, эта цивилизация является порождением грехопадения человека. Как мы помним, основы техногенной цивилизации заложил Каин, перестав исполнять Волю Божественную и желая получить от природы насильно то, что имел от Бога, живя по Его Воле (см. Быт.4:17-26). Жизнь в условиях техногенной цивилизации и использование ее продуктов еще не является оценкой нравственного состояния человека. Если человек нажимает «на газ своего автомобиля» с целью совершить грех (ограбление, убийство, обман и т.д.), то очевидно, что наличие у такого человека страха Божьего под вопросом. А если человек давит газ для того, чтобы доставить в больницу тяжело больного, посетить и утешить немощного, развезти благотворительную помощь, предотвратить последствия стихийного бедствия и т.д., то его поступок, как минимум, с точки зрения нравственности – хороший. Как ответил один епископ во времена СССР на вопрос возможности для священнослужителей лететь на самолетах – на бесе ездить можно, плохо когда он на тебе ездит.
Вопрос экологии каждый христианин может решить различным образом. Например – уйти персонально в монастырь (при склонности к монашеской жизни), расположенный далеко за городом, или купить микроавтобус и развозить прихожан до и после богослужения в храме, чтобы они по отдельности не жгли бензин на своем и общественном транспорте, или построить храм недалеко от своего дома, чтобы жители близлежащих районов не ездили по городу. При желании не только констатировать проблему, а и решить её, по молитве Господь всегда подскажет и пути ее решения.
Еще относительно болезней и их источника всегда следует помнить, что «грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим.5:12), а «уверовавших же будут сопровождать сии знамения: … если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мар.16:17,18).
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 280
Здравствуйте о.Андрей. Скажите, пожалуйста, можно ли крестить ребенка рожденного после ЭКО? Спаси Господи за ответ.
Ирина
19 марта 2013 г.
Ответ >>>
Важно понимать, что отказывая в крещении ребенка в ряде случаев (см. ответ на вопрос №265), Церковь не ставит целью лишить ребенка Царства Небесного, в которое, по словам Спасителя, войдут только те, кто «родится от воды и Духа» (Иоан.3:5). Крещение ребенка откладывается до принесения родителями покаяния.
Так и в Вашем вопросе затрагивается болезненная сегодня тема экстракорпорального оплодотворения. Относительно этого метода зачатия ребенка Русская Православная Церковь выразила свое суждение в Основах Социальной Концепции (есть на сайте в разделе «Библиотека»): «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью» (XII.4).
Перед крещением ребенка, зачатого с помощью ЭКО родители ребенка должны принести покаяние священнику и понести, после рассуждения духовника, епитимию.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 279
Здравствуйте, отец Андрей! Пожалуйста, разъясните. Родители моего племянника в силу кое-каких причин не в браке и не венчаны. Они хотели покрестить ребенка, но батюшка им отказал по этой причине. Прав ли он? Разве по этой причине можно отказать в крещении младенца? А если у ребенка вообще нет отца. Значит крестить его не имеют права?
Алла
16 марта 2013 г.
Ответ >>>
О причинах по которым священник имеет право отказать в крещении ребенка подробно сказано в ответе на вопрос №265. В Вашем случае имеем: «Если священник знает за родителями грех, за который положено церковное прещение он может отказать в крещении ребенка до принесения родителями покаяния. Впрочем, это если ребенку не угрожает смертельная опасность». Не иметь отца и иметь родителей, живущих в блуде, согласитесь, вещи разные. Поэтому отказ священника в крещении ребенка это не отлучение ребенка от Церкви, а призыв к покаянию и исправлению жизни родителям.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 278
Здравствуйте Отец Андрей. Моего прадеда священника Павла Семеновича Стручкова в 1937 году расстреляли в Левашовской пустоши. Как и где мне узнать причислили ли его к лику новомучеников? Спасибо. Ирина.