ГДЕ И КАК ХРАНИТЬ ПАМЯТЬ?

         Речь не о чипах и прочих претендующих наименоваться "памятью" технологиях. А о простых и реальных вещах, таких как дом, храм, сад... И о том, что не строят на песке, а на камне. В нашем случае речь о Мемориальном доме старинного русского рода князей Лобановых-Ростовских в Филях, который готовится к переезду в вотчину - отчий град Ростов Великий. В декабре 2011 г Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский, известный меценат и собиратель русской театральной живописи 1910-30 г.г. получил весьма «учтивый» ответ из Отдела культуры Правительства Москвы, за подписью сотрудницы Е.Б. Струшковой: «Полагаем целесообразным, уважаемый Никита Дмитриевич, рекомендовать Вам вывезти экспонаты и личное имущество из помещения дома-музея...».  Для вотчины радость, а для столицы, называемой первопрестольной - первой в России по количеству церквей? А так же о не менее важных мемориалах – хранителях Памяти.

                                                        В ДОМЕ?

Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский

Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский: - Я был в Москве на праздновании 850-летия города. На мой взгляд, это был не только юбилей Москвы-матушки, но и событие политической важности. С 1970 г. регулярно бывал в столице. И никогда не чувствовал себя в Москве гостем. Там могилы моих предков, в усыпальнице Рождественского монастыря, основанного в 1386 г. княгиней Марией Ивановной Лобановой-Ростовской в память победы на Куликовом поле. На Мясницкой, 43, - дом князя Александра Ивановича (1752 - 1839). Хорошо помню советскую Москву, где люди предпочитали говорить шепотом и всё время что-то доставали. Где мне напоминали, что я иностранец, коим я себя в Москве не чувствовал. Поскольку этот город принадлежал мне в той же мере, что и москвичам.

 

Н.П.: Принято говорить: лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать. История, словно религия образованных людей. Очень важно, что вещи - реликвии семьи ли Лобановых-Ростовских или князей Щербатовых, Барятинских, Чернышевых всегда были такими, они не менялись с течением времени. Изменялось само время, и их значение начинают понимать по-новому в новой России. Это не антиквариат, а часть нашей национальной идеи. И в этом была важнейшая заслуга администрации Филёвского парка, обратившейся в 2000 году к Никите Дмитриевичу с предложением создать небольшую усадьбу-музей. В итоге совершенно неважно, чей это дом Гагариных, Горчаковых или Васильчиковых. Важно другое - есть люди, по крохам собирающие почти исчезнувшее прошлое, тем самым не давая умереть свидетельствам истории, какими бы они ни были. Никита Дмитриевич считал честью для себя передать в Москве маленькие реликвии семейного прошлого в заботливые руки.

 

                                            В ДОМЕ-МУЗЕЕ?

 

Усадьба

Н.Д.Л-Р: - Что касается самого принципа дома - или квартиры-музея, как института памяти, практически не известного на Западе, то я голосую "За!" обеими руками. И дело вовсе не в "музее имени меня", как говорят. Я хорошо помню эти, на первый взгляд, очень странные музеи-квартиры имени какого-нибудь таинственного товарища Шарикова. Экспонатами, как правило, были старый верный маузер и премиальный патефон с юбилейной дощечкой на боку. А также фотографии этого никому не известного, но, очевидно, героического тов. Шарикова на вороном коне или с тачкой, на строительстве какого-нибудь ныне уже города-призрака, подающим пример мировому пролетариату. На первый взгляд - абсолютное убожество мысли. Эстетически - ну просто ужас! Глядя на это, я всегда вспоминал Михаила Зощенко, сказавшего о том, что он "только временно замещает пролетарского писателя". А кого временно замещает мифический тов. Шариков, думал я. Кому всё это нужно? Официальные лица, на мои по-хозяйски бестактные вопросы о странной трате денег на эту ахинею в то время, когда стране нужны средства на решение жизненно важных проблем, испуганно отвечали: "Т-сс, это ленинский план монументальной пропаганды". Уж не знаю, какой там был у Ленина план монументальной пропаганды тов. Шарикова, но в этих удивительных музеях, в тайне от Ленина и таким счастливым образом не включенная в его планы, была спрятана одна вещь огромной важности для России. И дело не в мифе о тов. Шарикове, а в удивительной и могущественной добродетели русского народа, хранящего Память с большой буквы. Хранящего любой ценой и при любых обстоятельствах. Подмена или отсутствие памяти, большевистское переименование всего и вся, массовое производство интернационалистических Иванов, не помнящих родства, убило бы Россию.

 

Н.П.: До 1917 года Москву называли храмом России, а Кремль - алтарём этого Храма. Сейчас рядом с Алтарём России находится некая монументальная гробница-музей, скорее бункер-музей - странный для нового поколения мемориал: мрачное ступенчатое сооружение, внутри коего в гробу вот уже почти столетие находится мумия вождя политических авантюристов Ленина. С нравственной и религиозной точек зрения - это не просто жутко, но кощунственно. Возможно, так хранится память о страшном атеистическом времени. Быть может, это памятник, как говорится в Библии, «мерзости запустения»? Или монумент нераскаянности и греху ненависти, зависти, гордости, превозношению, убийству, предательству и всему тому с чем пришел в Россию минувший 20 век? Говорят, в революционные годы в России был воздвигнут памятник Иуде Искариотскому – предателю Иисуса Христа. Так же в народе говорят, что мавзолей должен и будет разрушен, как постепенно разрушают в стране прочие убогие памятники Ленину. В сравнении с крошечной и уютной дворянской усадьбой в Филёвском парке - контраст очевиден. Обычно неподалеку от усадебного дома возвышалась церковь. Почему администрации Филевского парка вместо чтобы «выселять» из дворянского гнезда не прижившегося в России знатного москвича-россиянина, выстроить бы поблизости храм? Всем миром?

 

Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский в детстве

НДЛ-Р: 1 января 2004 г. вступил в действие новый Таможенный кодекс, который значительно либерализировал условия ввоза в Россию культурных ценностей, ранее продаваемых за рубеж диктатурой пролетариата "на тонны" (даже не "на предметы"). Приобретая на западных аукционах, вы дарите, возвращаете на Родину национальные сокровища, а с вас ещё берут за это налоги! Получив от Правительства Москвы дом 10 лет назад и привозя картины, семейные портреты, я вынужден всякий раз встречаться с законодательством, которое для остальных пяти шестых земного шара кажется полным абсурдом. Тем не менее я знаю, я уверен, что всё вернется, как сказано в Библии, "на круги своя" и мы ещё увидим прекрасную Россию о которой столько думали прежде, даже теряя надежду.

 

                                В ЗАРУБЕЖЬЕ?

 

Н.П.: Десятилетие назад по инициативе Международного совета российских соотечественников (МСРС) в Москве состоялся международный форум "Зарубежная диаспора - интеллектуальный ресурс России". На него съехались представители более 50 стран ближнего и дальнего зарубежья. По окончании работы форума в Московском доме музыки состоялось торжественное вручение наград от МСРС. Никите Дмитриевичу вручили главный приз в номинации "За вклад в русскую культуру и искусство". Символом награды является прозрачный земной шар, размером с дыню, к которому прикреплена карта Российской империи из бронзы, с бриллиантами, отмечающими местонахождение Москвы и Питера. Сам шар заполнен русской землей. Эта награда хранится в доме-музее в Филях, так как привезти домой в Лондон Никита Дмитриевич её не сумел - закон РФ запрещает экспорт российской земли...

 

НДЛ-Р: Я предложил основать в Москве Музей русского зарубежья под эгидой Правительства Москвы. Пополнения в музей будут поступать от русских зарубежных общественных организаций, от частных лиц. Преимущество Музея русского зарубежья будет в том, что дары будут храниться и выставляться в одном месте, т.е. картины, документы и реликвии будут в одной комнате или нескольких, носящих имя дарителя, в соответствии с количеством дарений. Моё поколение постепенно уходит. Дети выросли вне России и часто не интересуются реликвиями, которые тесно связаны с историей России. Многое рассыпается по аукционам да и вообще пропадает. Наличие такого музея побудило бы общественные организации вне России, угасающие из-за отсутствия пополнения членов, передать хранимые ими реликвии в музей на Родину, зная, что они будут храниться по принципу коллекционности, а не расчленяться по многим хранилищам в соответствии с их содержанием. 

 

                                            В МОЛИТВЕ?

 

Н.П.: С конца 2009 г. Никита Дмитриевич занимается Примирением России. В московском храме Знамения иконы Божьей Матери на Романовской улице тогда же состоялся молебен по жертвам революции 1917 года, Гражданской, братоубийственной по сути, войны и репрессий, а также в память русских людей, скончавшихся на чужбине. Это был первый в истории России молебен, который сблизил потомков "красных" и "белых". В нем приняли участие как представители нескольких великих дворянских домов России, так и потомки ряда высших руководителей и военных чинов СССР. Отслуживший молебен протоиерей отец Всеволод Чаплин в своём слове дал ясный ответ на вопрос: в чём же должен заключаться смысл Дня народного единства - этот праздник напоминает обществу, что существуют ценности, объединяющие граждан, несмотря на социально-культурные и национальные особенности, сословные и прочие разногласия. Русских, сказал отец Всеволод, могут и должны объединять любовь к своей стране, общие духовные корни, память о людях, пострадавших за Отечество. Память о невинно убиенных в результате репрессий и погибших в гражданских конфликтах нужна, подчеркнул отец Всеволод, чтобы "общество становилось более мудрым и никогда больше не были бы возможны жертвы, распри и враждебность людей между собой".

 

НДЛ-Р: - Мне запали в душу эти слова, и я полностью разделяю такой смысл Дня народного единства. Хотя я к примирению шёл не один год, и путь этот был трудным. В 45-ом меня, одиннадцатилетнего мальчишку, коммунисты в Софии посадили в тюрьму для "политических"; отца моего там же, в Софии, арестовали и расстреляли, после чего смертельная болезнь подкосила мою мать... Не думаю, что у других потомков "белых" этот путь был легче. В панихиде участвовали люди, отцов и дедов которых ссылали, изгоняли из России, экспроприировали, казнили без суда и следствия. Тем не менее мы на этот молебен, инициированный Московской Патриархией и получивший благословение Святейшего Патриарха Кирилла, пришли. И мы рады, что несколько потомков красных комиссаров и военачальников тоже пришли в храм для примирения.

 

                                В ПРИМИРЕНИИ?

 

Н.П.: Сразу после молебна появилась мысль: а почему бы не пойти дальше? Кто-то из журналистов сказал, что неплохо было бы идею примирения "красных" и "белых" воплотить в памятнике Примирения России. Было подготовлено и передано обращение к Святейшему Патриарху Кириллу на состоявшемся в Москве в декабре 2009 года 3-м Всемирном конгрессе соотечественников. В Москве до сих пор нет монумента, который бы призывал всех к Покаянию. К Покаянию за все преступления, которые были совершены в репрессиях и братоубийственной войне, независимо от того, кто в ней больше был виновен - красные или белые. Без Терпимости, Примирения и Покаяния - которые основаны на вере или хотя бы на стремлении обрести веру - не может быть народного единства. Приближается 4 ноября 2012 г., когда Россия будет отмечать 400-летие преодоления Смутного времени. Но приближается также ещё одна дата - 100-летие Октябрьского переворота, который не только привел к гибели миллионов россиян, к разрушению тысяч православных храмов, но и, затормозил развитие нашего отечества. Октябрьский переворот как раз привел к тому расколу общества, от которого Россия и Русский мир до сих пор не могут оправиться! В этом году мы отмечаем 1150-летие образования Русского государства - первый русский историограф летописец преподобный Нестор в своей "Повести временных лет" называет дату 862 год образования Новгородской и Киевской Руси. Последний русский историограф 18 века Михаил Михайлович Щербатов, ссылаясь на хранившуюся в его личной библиотеке рукописную летопись 1046 года, называет в своей "Истории Российской от древнейших времён" датой основания Москвы 882 год. Согласно этой дате в этом году Москве исполняется 1130 лет.

 

НДЛ-Р: Россия - самая богатая страна в мире по территории и природным ресурсам. Она должна была быть одной из двух сверхдержав, с большими надеждами на будущее. Но практически это не реально, потому что продукция, которая должна сегодня производиться в России, чтобы осуществлять экономические планы к 2020г., не производится с должной эффективностью и не достигает стандартного качества. Но Россия занимает третье место в мире по количеству ученых. Потенциально это даёт ей возможность быть исполнителем крупных заказов на научно-технические проекты со стороны США и Евросоюза. Для сравнения, Индия после 20 лет подготовки ныне является лидером в области заключения технологического аутсорсинга на выполнение работ с зарубежными фирмами. Но для успеха этой деятельности важна не только научно-техническая база, но и образование, экономика, юридическая система и государственная политика. А так же уникальная сила духа русских людей.

 

Н.П.: Подписание в мае 2007 г. акта о каноническом единении Русской Православной Церкви и Русской Зарубежной Церкви дало новый импульс Русскому миру - его возрождению и единению. Но "белым" и "красным", русским и россиянам, верующим и неверующим, православным и мусульманам, нужно обрести ещё и гражданское согласие. Не "спущенное сверху", а настоящее, выстраданное. Так пусть памятник-символ такого согласия поставит окончательную точку в истории разделения народа и станет основой для будущего партнерства всех россиян, независимо от политических взглядов, в какой бы стране они ни находились, во имя и на благо России! Инициатива создания Памятника Примирения России исходит от нескольких разных по убеждению людей. Это гражданская инициатива, не продиктованная никакими идеологическими, групповыми или корыстными соображениями. Соответственно памятник примирения России должен быть сооружен на средства, собранные русским народом, российскими гражданами и зарубежными соотечественниками. И уж совсем не к лицу создавать его на средства "построенных" по чьей-то команде олигархов! Если будет так, по команде, мы получим ещё одну пиар-акцию, а не знак примирения, выстраданный в сердцах людей.

 

  По материалам книги «Эпоха. Судьба .Коллекция» Н.Д. Лобанов-Ростовский, изд. «Русское Зарубежье», Москва, 2010 г.,  подготовила Неля(Неонилла) Пасичник (Киев).

У нас на сайте вы найдете
более 3189 житий святых.

Новости общины и сайта

 

Последние 20 новостей

Опрос

Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?

Библейская история про антихриста метафора. Реальный антихрист никогда не придет.
Антихрист придет, но не скоро. Пока можно не бояться.
Антихрист скоро придет. Нужно готовиться.
Антихрист уже пришел.
Бояться нужно грешить.


Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Результаты >>

Святцы

июль 2024 г.
Пн 1 8 15 22 29
Вт 2 9 16 23 30
Ср 3 10 17 24 31
Чт 4 11 18 25  
Пт 5 12 19 26  
Сб 6 13 20 27  
Вс 7 14 21 28  


Сегодня 22/07/2024
(09/07/2024 по ст.ст.)

понедельник 5-ой седмицы по Пятидесятнице.
Сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского (I).
Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV).
Прмчч. Патермуфия, Коприя и мч. Александра, подвижников Египетских (361-363).
Свт. Феодора, еп. Едесского (IX).
Прп. Антония Леохновского.
Кипрской в с. Стромыни (Моск. обл.) и Колочской (1413) икон Божией Матери.
Прп. Евфимия Карельского.
Блж. Петра, сщмч. Черевковского.
Св. Эверильды девы (700) ( Кельт. и Брит. ).
Св. Панагеса Басиаса ( Греч. ).
Прпп. Дионисия Ритора и Митрофана, Афонских ( Греч. ).
Разработчики


Services are held in the Russian Orthodox Church at the following address:
Яндекс.Метрика
© Holy Royal Martyrs of Russia Orthodox Church - Sparks, Nevada, USA