ТОЛКОВАНИЕ НА КНИГУ СВ. ЕРМЫ

 

Как разнообразны пути, ко­­то­­­рыми ведет Гос­подь пре­данные Ему ду­ши к пре­до­пре­де­лен­­ному Им в хри­с­ти­­ан­­ст­ве совер­­шен­ству! Од­­ного ведет Он скор­­­­­­­бя­ми, дру­го­­­го бл­­а­­­­­­годенствием; ино­го внешним пи­­­­са­­­­­­­ни­ем, а ино­­го внут­рен­ни­ми вну­­­шениями; то­го ви­ди­мо, а се­­­го сокро­­­вен­но. На эту мысль рас­скажу вам, что бы­ло со свя­тым Ермою, му­­­­­жем Апо­­столь­­­ским. Вы уви­­­ди­те, как мно­­­­­­го­­­­по­­­пе­­­­­­­чи­тель­­­на и многоизобре­та­тельна ру­­­­­­­­ко­­во­­­дя­щая нас ко спа­сению лю­бовь Бо­­­жия, а вмес­­те и се­­бе возь­мете нема­ло уро­­ков к вер­ному суж­­дению о том, так ли те­че­те вы, как следует тещи.

 

1

 

Ерма жил во времена Апостолов в Риме. Он был из­­вес­тен апостолу Павлу и похва­ля­ется им в по­­­слании к Рим­ля­нам (гл. 16, 14) в числе лучших хрис­тиан Римс­ких. Отли­чи­тельное свойство его души со­­став­­ляли пре­искрен­няя простота веры и бес­преко­словная по­кор­ность внушениям Божиим. Си и ка­­­чества сердца при­­­влек­ли на не­го особенное Божие благо­во­ле­ние, и Гос­подь удостоил его особенных видений и от­­кро­­вений, из ко­торых слагается вся жизнь его. Так как си и див­ные зна­­­­­­­ме­­­ния Божии, назида­­тель­ные са­ми по себе, со­­­про­вож­да­лись и на­зи­­­датель­ны­ми толко­ваниями, то Ер­ма по­лучил по­­­­ве­­ление опи­сать все, что ему было от­кры­то, на поль­зу всей святой Церк­ви Бо­­­жией. Ер­ма испол­нил повеление и соста­вил книгу, ко­то­рую на­име­новал „Пас­ты­рем“ и кото­рая в первые вре­ме­­на чи­­­та­лась в церк­­вах наряду с Апостольскими пи­саниями.

Я намерен рассказать вам кратко все содер­жание сей кни­ги. Она состоит из трех частей. В первой поме­ще­­ны ви­де­ния, во второй заповеди, в третьей прит­чи. Нач­­нем с виде­ний.

Видений сих было четыре: первое касалось пре­­­­иму­щест­венно лица Ермы; второе - более его се­мей­ства; тре­тье - внут­рен­него устроения Церкви Бо­жией; чет­вер­тое - внеш­ней судьбы сей Церкви и всех спасаю­щихся.

Вот как изображает св. Ерма первое свое видение. «В юных летах, говорит он, я знал одну красивую де­­­ви­цу, ко­торую и любил, как сестру. Встретив ее од­нажды, когда уже был отцом се­мей­ства, я поду­мал, как бы я был счаст­лив, если б имел такую жену, – жену такую пре­крас­ную и таким благонравием укра­шенную. Даль­­­­ше этого, при сей встре­че, мысль моя не про­стиралась. Но вот что бы­ло по­том! Спустя не­сколько времени я гу­лял в уеди­нен­ном месте и в мыслях своих пере­би­рал дела Божии, уди­вля­ясь красоте и величию их. Там я за­снул, – и вижу во сне: вот взял меня дух и по­нес направо. По тому месту, где он меня нес, нельзя бы­ло ид­ти: все утесы да вода. Про­нес­шись чрез них, я очутился на ровной долине и, пад­ши на ко­­лена, на­чал мо­литься Бо­гу в сер­дечном со­кру­ше­нии о гре­­хах своих. И вот, во время мо­литвы моей, вдруг отверзлись небеса, и я увидел там деву, ко­то­рую лю­­бил, как сестру. Она ме­ня приветствовала. При­вет­ствовал и я ее и по­­том спро­сил, как и за­чем она там. Она от­вечала: „Ме­ня пред­ставили сюда, чтоб обли­­чить пред Господом гре­хи твои. Бог Все­дер­житель, всесильный Творец неба и зем­­ли, гне­­­вается на те­бя за то, что ты согрешил про­тив ме­ня“. Ког­да же и где сказал я тебе какое не­при­стойное слово? – в смущении спросил я. Не всегда ли я чтил тебя в серд­це своем, как родную сестру?! Она сказала на это: „При­смотрись: худое по­мы­шление вошло в сердце твое. Раз­­ве не знаешь, что это грех. О! Грех, да еще какой боль­шой! Ве­дай, что кто име­ет благие помышления и хо­дит право пред Бо­гом, к тому благоволит Бог; а кто дер­жит сквер­ные помыслы в сердце своем, тот при­вле­­кает смерть и осуж­де­­­ние. Таковы особенно те, кои ра­бо­та­ют по­хотям пло­ти, лю­бят утехи ми­­­ра, величаются бо­гат­ством, не ищут благ веч­­ных и не уповают на Господа. Что же касается до тебя, то скажу тебе в уте­­ше­нье: молись, и Бог уврачует немощи сердца твоего“.

Когда она кончила эту речь, небо заключи­лось. Я остал­­­­­­ся один, в скорби и страхе, говоря в себе са­мом: ес­ли это вме­нено мне в грех, то как мне спас­тись? или как уми­­лос­тивить Бога за другие мои грехи великие, ко­им нет числа? Когда я занят был такими мыс­лями, предо мною по­­­­казалась кафедра большая, по­кры­тая белою, как снег, материею. Вот приш­ла бла­го­лепная Cта­рица, оде­тая в блес­тя­щую одежду, с кни­­гою в ­руке, и села. Она сде­­лала мне приветствие, и я от­вечал ей тем же, со сле­за­ми на глазах. Она спро­сила меня: „От­чего ты пе­ча­лен, Ер­ма, ты, лице кото­ро­го всегда выра­жа­ло спо­кой­ст­вие, кро­тость и внутреннее весели е сердца?“ – Од­на до­б­рая и благочестивая дева, – от­вечал я, – огорчила ме­ня упре­ком, буд­­то я согре­шил против нее. – „Господь да со­­хра­­нит ра­­бов Сво­­их от сего зла, – сказала она. – Но смот­­ри, не до­­пус­­тил ли ты в самом деле нечистых мыс­лей в серд­це твоем в отношении к ней? Таки я мыс­ли не до­лж­­ны иметь места в сердце раба Божия, он не до­л­жен не только де­лать, но и желать худого и помыш­лять о нем. За это гневается Господь на всякого, и осо­бен­но будет гне­­­ваться на тебя, Ер­ма, ко­торый строго воз­­дер­жи­вался от всего по­роч­ного и всегда отличался прос­­то­тою нрава и не­­вин­ностью серд­­ца. Но утешься. Я могу те­­бя уве­­рить, что Гос­подь гне­ва­ется на тебя не столько из-за тебя са­мо­го, сколько из-за детей твоих, кои ­тя­ж­­­­ко гре­шат про­­тив Него и про­тив родителей сво­их. Ты слиш­ком много лю­бишь детей сво­их, потому по­бла­жа­ешь им и до­пус­ка­ешь их делать неправды. Вот за это Гос­­подь и гне­ва­ется на тебя. Но Он готов увра­че­вать нравст­венные раны до­­ма твоего. Ему жаль те­бя. Му­жай­ся же! Возьми в руки се­мейст­во свое, каж­дый день то­­л­­куй де­тям своим слово Божие, и не про­­­­пу­скай об­ли­чать ху­дые дела их. Ибо Гос­подь зна­­ет, что они во всем по­ка­ются от всего серд­­­­ца свое­го. Те­бя же за это Он запи­шет в кни­ге жизни“.

Окончив слова сии, она спросила меня: „Хо­чешь ли по­­­­­слу­шать? Я почитаю“. – С удо­­вольс­т­ви­­ем, – отве­чал я. „Слу­шай же“. И, раз­огнув книгу, она начала чи­тать в ней о ве­щах таких изу­ми­тельных и ужасаю­­щих, что я не мог удер­­жать их в памяти. То бы­ли слова страш­ные, ко­торых не может стерпеть ухо смертного чело­ве­ка. Толь­­ко по­следние сло­ва оста­лись в го­лове моей, имен­но сле­дующие: „Вот Бог Са­ваоф, – чи­тала она, – Ко­то­рый все­могуществом Своим со­­тво­рил мир, и муд­ростью Сво­ею украсил всю тварь, Ко­то­рый глаголом силы Сво­ей утвер­­дил не­бе­са, и землю ос­новал на водах, Кото­рый устро­­ил на земле святую Церковь и бла­го­словил ее, – вот Он пре­ложил не­беса и горы, холмы и моря, и все на­пол­нил избранными Свои­ми, чтоб над ними оправ­­­­дать все ве­лики я обетования Свои за то, что, при­няв пол­ною ве­рою закон Бо­жий, они с великою ра­дос­тью ис­пол­­няют его“. Тем окон­чилось чтение. Старица встала.

Вот подошли четыре юноши, подняли кафедру ее и по­­­­­несли на восток. Между тем она по­дозвала меня к се­­­­­бе и, кос­нув­шись груди моей, спросила: „Нравится ли те­­­бе то, что я чи­та­ла?“ Я отвечал: „Последние слова мне нра­­­­вятся, а пер­вые жес­токи“. „Сии последние, – ска­за­ла она, – от­но­­сятся к пра­вед­ным, а первые направ­ле­ны про­­­тив от­ступников и невер­ных“. Еще она го­во­рила, как по­­до­шли два человека, подняли ее на раме­на свои и по­нес­ли далее к востоку, куда по­несена и ка­­федра. Уда­ля­ясь, она ска­зала мне с веселым видом: „Му­­жай­­­ся, Ер­ма, и да кре­­­­­пится сердце твое“».

Вот содержание первого видения. Передам вам ко­ротко и второе, теперь же, потому что оно тесно свя­за­­но с пер­вым и служит его продолжением.

«На следующий год, – говорит Ерма, – явилась мне опять та же старица, но уже не седящею, а ходящею и чи­таю­щею какие-то памятные записки. Увидав меня, она по­да­ла их мне и велела спи­сать. Я писал буква за бук­вой, не умея со­став­­лять слогов. Когда же все списал, кто-то не­­ви­димый взял книгу из рук моих и унес. После сего Ерма пят­над­цать дней по­стился и много мо­лился, и ему открыто было со­дер­жание списанного. То были грехи его де­тей и жены, которая бы­­ла злоречива. Ему велено бы­ло исправить их и обе­­ща­но, что жена его сделается ему, на­конец, сестрою, то есть, что они станут жить в воз­­дер­жании, чего Ерме край­не желалось. Все это ему бы­ло от­крыто во сне од­ним пре­крас­ным юно­шею, который спро­сил его в кон­це: „Кто, ду­маешь ты, эта ста­­ри­ца, от которой по­лу­чил ты си и за­писки?“ – Это Си­вил­­ла, – отвечал Ерма... „Ошибаешься, – ска­зал юноша, – Это святая Цер­ковь“. – „Отчего же она та­кая старая?“ – спро­­­сил Ер­ма. „Оттого, – отвечал тот, – что она от ве­ка бы­­ла в мысли Божией и что она старее мира, который и со­тво­рен собствен­но для нее“».

Потом Ерма видел еще видение в своем доме. Та же ста­рица, явясь ему, обещала открыть еще мно­гое и ве­­лела по­том записать все и сооб­щить Кли­менту, епис­­копу Римскому, чтоб он разослал списки в под­ве­­до­мые ему епархии, и Грап­те, диако­ниссе, чтоб она пе­ре­дала то вдови­цам и сиро­там; самому же Ерме веле­ла дать знать о всем свя­щен­ни­кам Римским. Вот со­­дер­жание вто­рого виде­ния.

Ограничусь ныне этим, прося вас при­по­м­нить все и из все­го самим вывести урок для себя. Видите, как стро­го взыс­ки­вается не за дела только, но и за помыш­ле­ния, и блюдитесь чис­то иметь сердце пред очами Божиими. Видите, что не за свои только грехи надо будет отвечать, но и за грехи других, о ко­торых по­пе­чение вверено нам, и попекитесь всех всяко спа­сать: ро­ди­­тели детей, на­чаль­ники подчиненных, пастыри па­со­­мых, учители уче­ни­ков. Видите, что ни одно дело, ни одно по­мышление на­­ше не пропадает, – все записывается. Но за­пи­сывается не на зло нам, а на то, чтоб отсюда по­дать нам по­вод к рас­кая­­­нию, – и попекитесь слезами смыть запись сию и убе­лить хар­тию жизни. Видите, что ожи­дает избранных! –Му­жайтесь же и с радостью теките по пути, на который всту­пи­ли вы с верою. Види­те, как страшна участь не­ве­ров и грешников, что опи­сани я оной не может снести ухо че­ло­ве­чес­кое; укло­ни­тесь же от неверия и греха, умерт­­­­­­­­ви­­те уды ва­ша, яже на земли, – блуд, не­чистоту, страсть, по­хоть злую, ли­­хо­­имание, гнев, ярость, злобу, ху­­­­­ле­­ние и сра­мословие, их же ра­ди грядет гнев Божий на сыны про­тивления, как слышали вы в нынешнем Апостоле (Кол. 3, 4‑11). Аминь.

 

2

 

Продолжим нашу беседу по руководству свя­то­го Ер­­­­мы, му­жа Апостольского. Вы слы­­шали описа­­­­­ние двух ви­дений св. Ер­­мы, которые каса­лись пре­иму­щест­венно его са­­мого и его се­мейства; другие два ви­дения ка­саются внут­реннего строения св. Божией Церкви и внеш­ней ее учас­ти, в кото­рых, одна­ко ж, всякий мо­жет легко увидеть и се­бя са­мо­го, в свое на­зи­дание и исправ­ле­ние. Потрудитесь же ура­зу­меть и сии ви­дения.

Видение третье. Во втором видении, если по­мни­­те, бла­­­го­лепная старица, между прочим, обе­ща­ла Ерме от­крыть еще мно­гое. Ерма после того дол­го постился и мо­лил Гос­пода ис­полнить обе­щание, слышанное из уст ста­ри­цы. В одну ночь явилась ему си я старица и ска­зала: „При­ди в пол­день в та­кое-то уединенное мес­то в поле, – и там получишь проси­мое”. Ерма в свое время явил­ся в ука­зан­ное место и уви­дел там скамью, покрытую бе­лым по­лот­ном льняным. Увидев это в уеди­нен­ном мес­те, он пришел в та­кой страх, что волосы у не­го вста­ли ды­бом на голо­ве. Но скоро ободрился и, пад­ши на ко­лена, на­чал мо­лить­ся Богу, испо­ве­дуя грехи свои. Тог­да пришла Старица с шестью юношами, ви­­ден­ными уже, и, кос­нув­шись его сзади, сказала ему: „Пере­стань так дол­­го мо­­лить­ся о гре­хах твоих. Мо­лись теперь о пра­­вед­нос­ти, чтоб и се­мейство твое соделалось причастным ее“. По­том ве­ле­­ла ему встать, взяла его за руку и подвела к скамье. Юно­­шам сказала она: „Ступайте, – стройте“, а Ерму при­­­гласила сесть. Ерма хотел сесть по пра­вую ее сто­рону; но Ста­рица дала знак, чтоб он пе­ре­шел на ле­вую, говоря: „Пра­вая определена для тех, кои страдали за имя Божие. Тебе мно­го еще надо тру­­диться, чтоб удо­­с­тоиться сесть с ними; у те­бя мно­го недостатков“. По­том она показала ему великую башню, которую строили над водами из блес­тящих четве­ро­угольных камней.

Прошу обратить внимание на построение сей башни: в нем сущность сего видения. План башни был четве­ро­­угольный. Строили ее шесть юношей, многие тысячи дру­гих людей но­сили кам­ни. Кто извлекал си и камни из глубины вод, кто брал на земле и, принося, по­да­вал тем шес­ти юношам. Кам­ни, извлекаемые из глу­бины вод, были совершенно оте­саны, так что их оста­­ва­лось толь­­ко класть. Они так хорошо соеди­нялись с другими, что в месте соединения не видно бы­ло и руб­цов, и баш­ня казалась состав­лен­­ною из одного камня. Что касается до кам­ней, приносимых с земли, то меж­­ду ними были та­­­ки е, которые юноши употребляли на строе­­ние, и были та­кие, ко­торые они отбрасывали и раз­би­­вали. Во­круг башни вид­­нелось много негожих кам­ней, по­­тому что одни были не­­­ровны, другие с тре­щи­на­ми, третьи белы, но круглы, так что не было возмож­нос­ти при­ладить их при по­строй­ке. Неко­торые из не­гожих кам­ней были бросаемы да­­­леко от башни и па­­дали к до­роге, где, однако ж, не останавливались, но ка­тились далее в пустыню, другие па­­дали в огонь и го­рели, третьи падали близ воды, но не мог­ли скатиться в нее, какие усилия, по-­­видимому, ни упо­требляли на то.

Изумляясь всему происходившему, Ерма про­­сил ста­ри­­цу объяснить ему, что значит все им виденное. Ста­ри­ца сказала: „Башня, которую ты видишь устроя­е­мою, это – я сама, то есть Церковь. Ее строят над во­дою по­­­то­­­му, что вы спасаетесь во­дою с призыванием име­ни Пре­слав­ные Тро­и­цы (этим она указывала на крещение). Шесть юно­­шей, строящих башню, суть шесть Ангелов Бо­жиих, ко­­им Он дал власть над всеми тва­­рями. И те, что при­носят камни, суть тоже Анге­лы Бо­жии, но пер­­­­вые выше их. Когда здание бу­дет окончено, они все вмес­те соста­вят ­празд­­­­­­­не­ство пред Бо­гом и просла­вят Бога.

Послушай теперь, что значат камни. Кам­ни белые четвероугольные, которые хорошо ук­ла­ды­ва­ются при по­строй­ке, суть Апостолы, епи­с­копы, учители, свя­щенники и диаконы, жи­вые ли то, или умершие уже, которые ис­пол­­ня­ли и испол­ня­ют свой долг со всею свя­тостью и с не­усып­ною по­пе­чи­тель­ностью об из­бранных Божиих, тща­­тельно сохраняя мир и со­гласие между со­бою. Кам­ни, из­вле­­каемые из глубины вод и как бы слива­ю­щиеся с зда­нием при кладке суть те из умер­­ших, кои страдали за имя Господне. Кам­ни, при­носимые с земли и упо­треб­ляемые в зда­ние, суть новообращенные вер­­ные. Из от­­­­­­­бра­­­сы­ва­е­мых кам­­ней те, кои падают под­ле ба­ш­­­­ни, оз­на­­­чают со­гре­шаю­щих по кре­щении, чувст­­вую­щих, одна­­ко ж, сокру­шение и гото­вых при­нес­ти по­кая­ние. Ес­ли они покаются, пока строе­­­­ние про­дол­жает­ся, они могут быть употреб­лены на по­стройку; но ког­да по­строение завер­шит­ся, однаж­ды навсегда, они уже не най­дут там се­бе места.

Камни, кои, разбивши, далеко бро­­­­са­ют от башни, суть лю­ди злые, принявшие ве­­ру притворно, не изме­нив­ши ничего из пре­жних нравов своих. Такие не могут быть употреб­лены на постройку, и им нет спа­сения. Что касается до других не­го­жих камней, то неровные озна­чают тех, кои познали ис­тину, но не пре­были ей вер­ными и не озаботились вой­ти в един дух со все­ми святыми. Растреснутые означают тех, кои пи­тают раз­дор в сердце своем и мир име­ют с дру­ги­ми толь­ко по видимости. Камни, слишком ма­лые, суть те, кои приняли веру, но удержали боль­шую часть своих преж­них поро­ков. Кам­ни белые и круг­лые суть бо­га­чи, остав­шие­ся при­страстными к бо­гатст­ву и по принятии ве­ры. Когда на­ста­нет гонение, они из -за своего бо­гатс­тва от­рекутся от Гос­по­да. Они мо­гут го­диться в постройку не иначе, как когда бу­дут отсечены их при­страсти я, подобно тому, как у круг­лых камней надо об­сечь бока, чтоб они годи­лись в здание. По себе са­мо­му посуди, Ер­ма, – прибавила Старица, – когда ты был богат, ты был не­гож, а те­перь ты способен к жиз­­ни. Ты ведь из числа этих камней!

Послушай, что значат и остальные камни. Кам­ни, от­­бра­сы­ваемые далеко от башни, катя­щиеся к дороге и от­ту­да в пустыню, суть те, кои уве­ровали, но, по свое­­му суе­мудрию, уклонились от первого пути и устре­ми­лись не зная куда, меч­тая там найти путь лучший, они блуж­­да­ют, бед­ные, не находя се­бе покоя. Камни, па­даю­­щие в огонь, суть те, кои навсегда от­пали от прис­но живого Бо­га. Они так преданы порокам и страс­­тям, что им и на мысль не приходит принести ког­да-ли­бо покаяние. Это го­товая уже пища огня геенского. Камни, па­дающие близ воды и не мо­гу­щие ска­­тить­ся в нее, суть те, кои, слы­ша слово Божие, жела­ют креще­ния; но когда потом подумают о свя­тости, требуемой ве­рою, тотчас воз­вра­ща­ют­ся вспять и падают в преж­­ни я страсти“. Так Цер­ковь объяс­нила Ерме ви­де­ние башни.

Потом она показала ему еще семь жен, ок­­­­­ру­­жав­ших сие зда­ние. Первая была вера, за нею ее дщерь – воз­­дер­жа­ние, да­лее следовали одни за другими – прос­то­та, не­вин­ность, кро­тость, строгая во всем ис­прав­ность и лю­бовь. Из них каж­дая есть дщерь пре­ды­дущей: просто­та – дщерь воз­дер­жания, невин­ность – дщерь простоты и так далее. Они под­дер­жи­вали баш­ню и открывали в нее вход тем, кои слу­жи­ли им са­­­­мим, тем, то есть, кои от­личались сими добро­де­те­ля­ми.

Ерме очень желалось знать, почему Церковь являлась ему в трех различных видах: в пер­вый раз очень ста­­рою и се­дя­щею в креслах; во второй – лицом мо­ло­­­дою, но со ста­рою ко­жею и с волосами старицы, го­во­­ря­щею стоя, с боль­шею приветливостью, чем в первый раз; в третий – со­всем молодою и пре­крас­ною, толь­­­ко волосы у нее были во­ло­сы ста­ри­цы; она си­де­ла на ска­­мейке с видом улы­баю­щимся. Же­лая знать, по­чему все сие так, Ерма опять предался пос­ту и мо­­лит­ве, – и вот ночью явился ему юноша и ска­зал: „Слу­­шай; я объяс­­ню тебе, почему все это так. Сна­ча­ла Цер­ковь яви­лась те­бе Старицею, седящею в крес­лах, чтоб по­ка­зать сла­­бость и разленение духа твоего, когда по причине не­удач в жи­тей­ских делах ты предава­лся унынию и беспечной лености, как во дни отживаю­щей ста­ро­сти, вместо то­го, чтоб с полною ве­рою пре­дать себя в руки Про­ви­дения. Но после того, как ты слы­­шал откровение, которого Бог тебя удостоил, твой дух по­мо­лодел, вера ожила, и си­лы воскресли. Ты походил на стар­ца, который, услышав о да­ровании ему сына или дочери, вста­ет с радостью, стоит бод­ро и дейст­вует с силою. Вот что озна­чает второе со­стоя­­ние, в котором ты видел сию женщину более юною и стоя­щею на ногах. В третий раз она явилась те­бе еще с бо­лее свежими силами и еще более приветливою, чтоб по­казать, что дух твой со­в­сем обновился виде­ни­ем баш­ни и прия­тием дру­гих благ, от Бога тебе да­­ро­­­ванных. Утвер­ж­ден­­ная на четырех ногах скамья, на которой она си­дела, озна­чает проч­ность сего со­стоя­ния“. Та­ково было третье видение, виденное Ер­мою, ви­­дение самое большое и нази­да­тельное.

Видение четвертое было немногосложно. Его видел Ер­ма спустя три недели после третьего. Шел он ку­да-то по­лем с чувством сердеч­ного сокрушения, мо­лясь о себе и о всех рабах Божиих, да святится во всех имя Божие. Идет он так и слышит глас свы­ше: „Не бойся, Ер­ма!“ – „Чего боять­ся мне, – поду­мал он, – после та­ких видений див­ных “. Но, сде­лав несколько шагов вперед, он увидел, что под­­ни­мается пыль к небу, – все выше и выше, в рас­­стоя­нии от него, может быть, на двадцать шагов. Луч со­лн­ца дал ему увидеть в пыли сей огромное жи­­вотное, похожее на ки­та, футов со сто вышиною, ко­торое из пасти своей изры­га­ло огонь. Ерма на­чал плакать и просить Бога избавить его от беды; но вспом­нив сказанное ему перед тем: „Не бой­ся“, вооду­ше­вился и пошел смело по до­роге к зве­рю. А тот ша­гал так, что одним ударом мог бы истребить це­­лый город; но когда Ерма при­близился, он растя­нул­ся по зем­ле, высунув то­ль­ко язык, и не шевель­нулся, пока Ерма ми­­новал его совсем. Сделав после сего около три­­дцати ша­гов вперед, Ерма встретил деву, буд­то только вышед­шую из комнаты, всю в бе­лом, исключая обуви. На ней была митра, и блестящие во­ло­сы покрывали весь ее стан. – Ер­ма узнал в ней Цер­ковь и обрадовался. По­дошедши, она ска­­зала: „Толь­ко вера твоя спасла тебя от зверя. Гос­подь Ан­ге­ла Своего послал, и он заключил уста зве­рю, чтоб он не по­жрал тебя. Зверь сей озна­чает близкое гоне­ние. Поди, воз­вести о сем избранных, да мужаются, и да крепится серд­це их в уповании на Бога“. Тем кон­чи­лось видение.

Вот и все четыре видения, виденные Ер­мою. Все они назидательны, но всех обильнее нази­данием третье ви­дение – строе­ние башни, то есть Церкви. Всмотритесь в него вни­ма­тельнее! Все мы, христиане, предназначены вой­ти в со­став те­ла Церкви. Войдем ли? Даруй, Госпо­­ди!.. Но для сего поза­бо­тимся явить себя по­хо­жими на кам­ни белые и четверо­угольные – по­­­­­ли­рованные, то есть позаботимся хранить Свя­тую ве­ру убеляющую, внед­рить в сердце строй­ное сочетание доб­ро­­де­телей чис­тых и совер­шен­ных, и да не будет между нами кам­­ней не­­обтесанных, ни рас­ко­ло­тых, ни круглых и ни­каких дру­гих, негожих в постройку. Аминь.

 

3

 

Что слышали вы доселе из писаний св. Ер­­мы, это еще не все, что я намерен был пере­дать вам и что мо­жет быть для вас при­годным в труде над благо­на­стро­е­ни­ем сердец ваших. По­слу­шайте и еще. Ду­маю, что слово Апо­столь­ского мужа бу­дет убе­дительнее для вас нашего не­мощного раз­­­глагольствия. По­тому не хочу от­стать от не­го, пока не доведу до конца. После ви­­де­­ний, из­­вестных уже вам, сле­дуют у св. Ермы заповеди, со­ставляющие пред­­­мет второй книги его „Пастыря“. К из­ложе­нию их он при­сту­пает так: „Молился я, – говорит он, – у се­бя до­­ма и сел потом на ложе свое. Вот вижу, входит муж, видом своим вну­шавший ува­жение, в одеж­де пастушеской. На нем накинут был бе­лый плащ, ко­томка ви­села за плечами его, и пал­­ка была в руках у него. Он приветст­во­вал меня, при­ветствовал и я его. Затем он сел подле меня и ска­зал: „Я пос­лан к тебе, чтоб пре­быть с тобою все ос­таль­ное время жизни тво­ей“. Когда он сказал это, мне подумалось, что он искушает меня, и я спро­­­сил его: Кто же ты, ибо того, ко­му я вве­рен, я хо­рошо знаю.“– „Так ты меня не узна­ешь?“– спро­­сил он. – „Нет, от­ве­чал я.“ – „Я и есть тот Пас­тырь, кото­ро­му ты вверен,“ – ска­зал он. С сим словом он из­ме­нил­­­ся в ли­це, и я узнал в нем моего Хра­нителя. Мне ста­­ло стыд­но, страх и скорбь на­чали тревожить ме­ня, но он успо­коил меня, говоря: „Не бойся. Я послан и еще ука­­зать те­­­бе все, чем можешь ты спасти ду­шу свою. Вы­­слу­шай вни­ма­тель­но и запиши все для памяти, чтоб, пе­ре­чи­­тывая то время от вре­мени, ты осве­жал мысли свои тем и укреплял шаткую волю твою. Если от чис­­­то­­го серд­­ца бу­дешь со­хранять все, открыва­емое те­бе, то по­лу­чишь от Господа все блага, ка­кие обе­товал Он вер­­ным Своим. Если же, выслушав мои на­став­ления, ты не только не ис­пра­вишься, а напротив, ста­­нешь при­ла­гать гре­хи ко гре­­хам, то беду за бе­дою пошлет на те­бя Гос­подь, пока не сокрушит или сердца твоего, или кос­­тей тво­их “. Ска­зав си е, Пастырь мой, Ангел по­кая­ния, предложил мне две­надцать запо­ве­дей в сле­дую­щем по­рядке.

1. Веруй во единого Бога, в Троице по­кла­няемого, Твор­ца неба и земли, видимым же всем и невиди­мым, Ко­­то­рый из ничего воз­звал к бытию все тва­ри и да­ро­вал им столь­­ко со­вер­шенств, сколько каждая из них вмес­тить мо­жет.

2. Живи в простоте и непорочности, не вре­ди ближ­не­­му да­же словом, напротив, помо­гай всем в нуж­дах их, не разбирая, кто просит и кому даешь.

3. Слово гнило да не исходит из уст тво­их: люби ис­ти­ну и убегай лжи.

4. Как зеницу ока храни супружескую вер­ность, ибо это непреложный закон Творца, – быть чистым и не­по­­роч­ным пред лицом Его или в девстве или в чест­но хранимом супру­­жест­ве. Женился, – не ищи раз­решения, или другой же­ны; по­­­ло­­жил быть в девст­ве, – не ищи же­ны. То ­же, ко­г­да умрет муж или жена, пережившая по­ло­­вина не грешит, ког­да всту­пает во вто­­рой брак; но боль­шей сподобляется чес­ти от Бо­га, когда ре­шается хра­нить вдовство в чисто­те и не­по­роч­ности.

„При сих словах, – говорит Ерма, – я спро­сил его: „Что же делать тому, кто согрешит ?“ – „Каять­ся,“ – от­ве­чал мне Ангел ‑Пастырь. Го­ворю ему: „Я слы­шал, что кро­­­ме кре­щения нет другого по­­кая­ния, что, погружаясь в во­­ды па­­ки­бытия, мы получаем от­пущение всех грехов и ни­­как не должны уже после того грешить. Ан­гел от­вечал мне: „Крещение не на­зы­вается по­каянием. По­кая­­­ние Бог уста­­­­новил для тех, кои, бу­дучи чрез кре­щение при­званы в чис­ло ве­­рую­щих, падают потом в грехи по коз­ням диа­во­ла. Бог ми­лостивый приемлет покаяние та­ко­­вых; но на­до знать, что частое паде­ние в грех, ис­прав­ляе­мое да­же час­тым по­­каянием, де­лает подозри­тель­­ным самое покая­ние; и мож­но, на­ко­нец, упасть так, что после того падения не бу­­дет воз­­мож­­ности встать сно­ва и начать жить для Бога. Сего да стра­шится вся­кий, лег­ко­­­мы­с­лен­но смотрящий на гре­хи“. Ска­зав сие, Пастырь на­­чал снова про­должать ука­­­­­за­ние спаси­тель­ных для нас запове­дей Божиих.

5. Идя путем заповедей, не можешь ми­но­вать пре­пятствий и трудов. Мужайся, и да кре­пится серд­це твое; терпи в де­лании добрых дел и пе­ренесении всех на пути сем не­прият­ностей.

6. Помни, что при каждом человеке есть два ан­ге­ла: доб­рый и злой. Один влечет его к де­лам доб­рым, а другой к грехам и порокам. Внимай же себе, и к пер­во­му скло­няйся, а вто­рого отревай, по внутрен­ним по­мыс­лам сердца до­гадываясь, какой из них да­ет тебе в ту пору уроки и хо­чет властвовать над тобою.

7. Единого Бога – Творца и Промыслителя и Спаси­те­­ля твое­го бойся, и пустою страшливостью темных сил не уни­жай своей детской Ему пре­данности и своего крепкого на Него упования.

8. Попекись явить себя ревностным испол­ни­телем всех без исключения заповедей Бо­жиих и тща­тель­ным твор­цем всех дел, какие Ан­гел внушит серд­цу твое­му, или укажет со­четание обстоятельств жизни твоей, – и будешь сын в до­му Божием, а не раб.

9. Молись, преутруждай себя в молитве, не­пре­станно молись, чтоб всякий раз, как нужно, свыше схо­дила на тебя си­ла – творить добро, и помощь – укло­няться от зла. Молитва делает земнородного небожи­те­лем, и одевает его не­бесною чистотою и святостью.

10. Бегай ложных пророков-гадателей и волхвов, чрез ко­их враг губит рабов Бо­жиих. Слабые в вере обра­ща­ются к этим обманщикам, а они, отве­чая им по желанию серд­ца их, наполняют головы их мечта­тель­ными на­деж­да­ми. Тут же, к капле истины при­­ме­ши­­вая море лжи, они оболь­щают их и снова увле­кают к язычеству. Кто искрен­но верует и пре­дал себя Богу, тот не пойдет к ним, – такой не­ба ищет, а гадают обыч­но об одном земном.

11. Учительницею, единственною учительни­цею, да бу­дет те­бе Церковь Бога жива – столп и утверждение ис­ти­­­­ны. В ней свет непреложно-истинного ведения. Вне ее мрак и тьма, где князь мира поставил учи­тельскую ка­­­фед­­ру свою и ослеп­ляет разумы вни­мающих ему и не хо­­тя­щих слушать голоса Церк­ви, ради то­го, что они светские.

Вот тебе проба: что разногласит с уче­ни­ем Церк­ви, то есть голос отца лжи. – Внимай и блюди себя чистым от се­го падения. Вот и еще приз­нак: слово истины водворяет глу­бо­кий мир, по­кой и сладость в ве­рую­щем сердце; слово же лжи­­вых воз­ды­мает мечты и со­мнения и, как соленая вода, раз­­жи­га­ет жажду знания, за­пирая ум как пленника в не­опре­деленной мрачной пус­тыне.

12. Без ближайших руководителей нельзя прожить свя­то на земле. Ты найдешь их в Церк­ви, где Дух Свя­­тый по­ставляет их пасти стадо Христово. Умоли Гос­пода даровать те­бе благо­потребного. В час нуж­ный, и без спроса твоего, он изречет тебе утеши­тельное слово. Дух Бо­жий научит его, что подобает ска­зать тебе, и ты услышишь от него, что хо­чет от те­­бя Бог. Бе­регись, од­нако ж, и здесь духов лест­­чих. Сми­рение и тихость украшают истинного руково­ди­­те­ля. Где же помпа в сло­ве и жизни, там лесть. Вни­май сему и спасешься.

„Вот все двенадцать заповедей, которые дал мне Ан­­гел -Пас­тырь, – заключает Ерма. – Вы­слу­шав их, я ска­зал ему: пре­красные правила, но есть ли человек, ко­то­рый мог бы испол­нить их, как следует?“ На это Ан­гел отвечал мне: „При­­ми их сердцем в прос­тоте, без размышления, и не встре­тишь в исполнении их никакого затруднения. Но коль ско­ро станешь разлагать в уме сво­ем, можно ли и как можно выполнить то и дру­гое и нель­зя ли как‑нибудь высвободиться из-под се­го ига, под­крадется враг, вло­жит расслабление в серд­це твое и сде­лает тебя неспособным ни к какому доб­ру. Но что мно­го говорить! Знай, что если не испол­нишь чего, нет т­е­­бе спасения, нет спасения ни тебе, ни детям твоим, ни се­мейству твоему“. Сказав сие, Ан­гел изменился в ли­це сво­ем и сделался столь страш­ным, что я не знаю, есть ли кто, кто бы в состоянии был снести взор его в сию минуту. Я испу­гал­ся. Ангел, видя мое смущение, начал го­ворить кротко ко мне, с лицом способным раз­­лить отраду в сердце: „Как это дума­ешь и гово­ришь ты? Забыл разве ты всемогущество Бо­жие? Возможно ли, чтоб Тот, Кто все покорил под но­ги твои, не дал те­бе сил исполнять заповеди Его? Знай же, что кто имеет всегда Бога в серд­це своем, тот легко исполнит за­­­по­ве­ди сии. Кто же имеет Его только на конце языка свое­го, тот падет под тяжестью их, считая их невыпол­ни­мы­ми“. Я за­­метил на это: „Кто не просит у Бога сил, чтоб исполнять св. заповеди Его? Но враг силен: он ис­ку­шает рабов Бо­жи­­их и держит их в своей власти“. – „Нет, – отве­чал на это мне Ангел, – враг не име­ет никакой влас­ти над ра­ба­ми Божиими. Тех, кои веру­ют в Бога от всего сердца свое­го, он может ис­ку­шать, но не власт­во­вать над ними. Про­­ти­во­стань ему с му­­жеством, и он убежит от те­бя“. Тем кон­чи­лись на­­ставления Ангель­ски я; кон­чается и вторая кни­га „Пас­ты­ря“ св. Ермы.

С своей стороны не осмеливаемся прибавить что ко все­му сему, – говорит ученик Апосто­лов, муж Апо­столь­ский. – К чему тут вялое сло­во на­ше? Од­но только ска­жу: как утешительно знать, что и в наше время го­во­­рят то же, что говорили при Апостолах, непосредствен­­но после Апос­то­лов и что, следо­ва­тель­но, в продолжение восемнадцати с половиною веков в Церкви Бо­­­жией слы­шалось неизмен­ным одно и то же слово ис­тины.

Если, теперь, при двух и трех свидетелях станет всяк глагол, то как крепко должен стоять глагол ис­­ти­­ны, в Церкви Божией проповедуемый, когда за не­го сто­ит такой не­объятый сонм свидетелей? И что долж­ны зна­чить пред здра­вомыслием эти возгласы суе­мудрия, ко­торые неразумные дер­зают бросать в ли­цо истине? Не осязаете ли вы здесь опре­деления Божия. „Небо и земля ми­моидет, словеса же Моя не мимо­идут “ (Мф. 24, 35). Аминь.

 

4

 

Докончим ныне наше краткое обозрение пи­саний св. Ер­­­мы, чтоб не оставить неве­­­до­мым ни одного из на­­зи­­да­тель­­ных его по­мыш­­­ле­ний. Те­перь следует нам пе­ре­смот­­реть тре­тью кни­­гу, которой содержание со­став­ля­ют, как по­­мя­нуто уже на­ми, притчи и упо­треби­тель­ные изобра­же­ния нравствен­но‑хри­с­ти­ан­ских ис­тин. Их пред­ла­гает Ер­ме тот же Ан­гел -Пас­тырь, бо­ль­шею частью по­сред­ст­вом срав­нений или со­­зер­цания ду­хов­ных вещей в чувст­венных обра­зах. Все их передавать нам подробно бу­дет очень долго. Ограничусь ука­занием общего те­чения мыс­­лей св. отца.

Наставления начинаются тем положением, что мы не име­­ем здесь пребывающего града, но должны искать гря­­­­дущего, ко­торый мог бы по­служить для нас веч­ным кровом. Вы­слу­шав это, Ерма спросил : „Как же так, мы не имеем здесь пребывающего града, но мно­гое вынуж­­де­­­­ны бываем иметь и многое имеем ? Что делать с этим имени ­ем ?“ – „Не беспокойся, – отве­чал Ан­гел, – есть воз­мож­ность упро­чить и это пре­­хо­дя­щее имени е, ко­­то­­­­рое приходит и отхо­дит, отходит и приходит. – Раз­­­­да­­­­­вай избытки бед­ным. Их ру­ки суть вечные хра­ни­­ли­ща. Но и во вре­мени это не­беспо­лез­­но. Ибо как виноград­ная лоза поддерживается вязом или дру­гим ка­­­ким нибудь де­ревом, к ко­то­рому его при­­вя­зы­вают, так молит­вен­ное воздеяние рук бед­но­го поддер­жи­вает бо­­­гача‑щед­ро­давца, гото­во­го пасть. Воздерживайся, – го­­­­­­ворит далее Ан­­гел, – от сует­ли­вос­ти, многозабот­ли­вости, мно­го­пред­­­при­им­чи­вос­ти. Опу­тав­шись множеством дел, лег­ко забу­дешь ты о Боге и де­лах Богоугодных. И мысль твоя и серд­це будут за­ня­­ты совсем другим. И не избежать тебе тог­­да гре­хов многих и тяжких.

Живи в таком отрешении, ревнуй об од­ном стро­­гом исполнении заповедей Божиих, в коем вся на­­­деж­­­да спасения. Ес­ли имеешь нужду или желаешь за­слу­жить большее благо­воление Бо­жие, приложи подвиг, на­при­­мер, под­виг поста, ко­­то­рый имеет великую цену пред оча­ми Бо­жии­ми. Но ког­да постишься, вот как по­стись: не поз­воляй себе никакой не­прав­ды, служение Бо­­­гу совершай от чистого сердца, не до­пускай в душе во­з­­­ни­кать ху­дым пожеланиям и мыслью ­сво­ею пре­ви­тай горе, от­куда несомненно снидут на тебя все бла­га, обе­­щан­ные тру­дя­щим­ся. При сем не вкушай другой пи­щи, кроме хле­ба и во­ды; сумму же, какую бы следовало тебе упо­­требить на пол­­ный обычный у тебя стол – от­ло­жи и от­­дай вдо­ве, си­роте или бедному. Чтоб все сие лег­че ис­полнить, пос­тя­щемуся с утра надо уединяться и по­свящать себя на ­мо­литвы.

Таковые подвиги пощения и говения не­об­хо­димы нам для очищения грехов наших пока­янием. Не ду­май, что тот­­час изглаждаются гре­хи тех, кои со­гре­ши­ли и при­но­­­сят покаяние. Нет, не тотчас. Кающемуся на­до уму­­чить себя всякими сми­рительными способами и по­нес­ти раз­­­ного рода труды. И вот ког­да он вы­терпит все, ему по­­ложенное, тогда сжалится над ним Со­здатель и воз­­вра­тит ему милость Свою и сла­­достью ми­­ра уврачует раз­­дра­жен­ную совесть, терзающую серд­­це его. Гре­шить лег­­ко, но не­­легко расплачиваться за грех. И то ми­лость, что дается воз­можность умилостивить пра­во­судие Божие.

А есть грехи, которые так ожесточают и омра­ча­ют сердце, что луч благодати не может пробиться ту­­да, чтоб по­ложить там семена со­крушения сер­дечного и по­каяния. Бойся убо греха, как яда смертоносного.

Трудно изобразить все степени повреждения, про­из­во­­ди­мого грехом в духе нашем, равно как опре­де­лить то, какого рода покаяние надо нес­ти каждому для уми­­лос­тив­­ления Бога и успо­коения своей совести. Ибо вот смот­ри: есть отступники, кои от­вратились от Бога до того, что дерзают хулить Его и измен­ни­чески пре­давать служителей Его. Таковые окон­ча­тельно уми­ра­ют духом, и трудно поверить, чтоб они по­каялись, хотя им обычно предлагается сие сред­с­т­во умилостивления Бога. Осо­бенно если они оди­ча­ют и, ­отделившись от верующих, предадутся духу нечаяния спасения.

Есть лицемеры, кои, считаясь верующими, рас­сеивают зло­вредное учение, преимущественно с тою це­лью, чтоб от­вратить других от чувств, труда и под­­ви­гов покаяния. Та­ко­вым надо по­спешить с покая­нием, чтоб иначе не заклю­чились двери его.

Есть люди сомнительной веры, злоречивые нена­вист­ники, немиролюбцы. Есть другие, кои, при доброй вере, поз­воляют себе увлекаться завистью и вступают в со­стязание о чинах и преимущест­вах. Если такого рода лю­ди вдаются в сии грехи бо­лее по слабодушию, нежели по зло­бе, то покаяние для них незатруднительно; но пусть по­спешат, ибо и малый грех, укоренившись, делается труд­­но очищаемым.

Те, кои, опутавшись сетьми жи­тей­ских дел, укло­ня­ются от общения с ра­ба­ми Божии­ми, и от дел служения Богу, по­хо­дят на полумертвых в духовном от­ношении. Нередко томят их сомнения и не­доумения. Но покаяние возможно и для них, если по­спешат совер­шить его вскоре. Богачи, у ко­то­рых много вся­кого доб­ра, тоже удаляются от служения Бо­гу, опа­са­ясь, чтоб чрез это не понести какого либо ущерба. Же­­ла­ние прославиться между язычниками ввергает их в гор­­­дость, их отуманивают мечта­тельные надежды и они, от­делившись от общества верных, наравне с языч­­никами проводят жизнь, полную утех. Неко­то­рые из них не вконец забывают Бога и хранят испо­ве­да­ние ве­ры, только без доб­рых дел. Бывают меж­ду эти­ми бо­га­чами и такие, кои не­сут подвиги по­каяния и де­ла­ют де­ла любви, но зато другие, увлек­шись духом язы­­чест­ва, предаются всякого рода удо­вольст­виям, впа­дают в пре­ступления и становятся хуже са­мих языч­ников.

Те, кои, пребывая всегда верующими, ревни­телями доб­рых дел, но, увлекшись суетными удо­вольствиями и лег­­ко­мыс­лием, впадают в не­бо­ль­шие грехи, проходят весь­­ма удоб­но подвиг по­­­­­­­­кая­ния; равно и те, кои до­пус­ка­ют какие ли­бо неисправности, но искренно хранят веру, бы­­ва­ют благо­творительны и гостеприимны, легко бе­­рут на себя покаяние и охот­но несут труды со­от­вет­ст­вен­ные гре­хам своим. На­про­тив, другие держат Гос­пода толь­ко на конце языка, а не в сердце, и живы толь­ко на сло­вах, а по делам своим со­всем мертвы. Такие очень со­мни­тельны. Слабый говор о го­не­нии обра­ща­ет их к идо­­лам. Они едва ли обратятся к по­кая­нию, если не по­спе­шат совершить сего скоро. Те, кои вздо­­­рят и ссорятся друг с другом из-за ме­лочей, лег­ко об­­ра­­ща­ются к покаянию; но тем, кои, под­дав­шись сильному гне­­ву, помнят обиды и впа­дают в не­на­висть, нелегко прид­ти в покаяние.

Есть и такие, кои кажется не без веры, но слишком при­­тя­зательны, смелы и хотят по­ка­зать, что все знают и охочи учить всех, хотя сами ничего не понимают как сле­дует. Они сами легко заблуждаются и других не­редко увле­кают в заблуждения. Но если, познав заблуждение, они возвра­щаются к вере и предают себя в ру­ководство постав­лен­ным на то сведущим лю­дям, то им открыт путь покаяния, потому что они па­ли не столь­ко по злости, сколько по не­разумию.

Есть много других родов греха, кои остав­ляю пе­ре­чис­лять. Знай, что всем открыт путь покаяния, но не все оди­на­ково скоро и охотно всту­пают в него и не все оди­­­наково успеш­но со­вершают его. Лучше, конечно, не гре­­­шить и быть в числе любимцев Божиих, о коих упомяну под конец в утешение после скорбной пред­шест­­­вовавшей картины гре­ша­щих.

Верующие в простоте сердца и ревнующие о до­бро­де­­­тели, живущие в мире со всеми, всегда готовые сде­лать доб­ро вся­ко­му и со всеми поде­литься трудами свои­ми без раз­мыш­ле­ния, суть истинные чада Божии. Бог, ви­­­дя их простоту и свя­тую детскость, благословляет их тру­­­ды и бла­говолит ко всем делам их. Более всех уго­­дили Богу те, кои, уве­ро­вав с детскою про­сто­­тою и ис­­крен­ностью, ни чувств ху­дых не до­пус­ка­ют, ни дел ху­дых не совершают, и во всю жизнь свою пребывают оди­­наково верными всем повеле­ни­ям Бо­жиим.

 

Вот наставления, данные Ангелом -Пас­ты­рем св. Ер­­­ме, которые велел он по­том за­пи­сать на па­мять и на­зи­­дание всем по­сле­дующим родам. Войдите же, братие, в цели Небесного На­ставника и примите се­бе в урок, кто что най­дет нужным. Ныне вся речь бы­ла о делах покаяния, о труд­ностях и надеждах его. Так это при­шлось ко времени, ибо вот еще неделя и услы­шим: „По­кая­ния отверзи ми двери, Жизно­давче!“ Мне и хо­те­лось именно к этому вре­мени прочитать с ва­­ми душе­спасительные пи­сания св. Ермы, ибо во всех час­­тях его: и в видениях, и в за­по­ведях, и прит­­­чах у него одна главная мысль, – что нет нам, пад­­шим, спасения, как только, в Господе Иисусе Христе.

Приими с ве­рою все учение Хрис­тово, живи вполне по духу сей веры, и спасешься. Со­гре­шил в чем – кай­­ся; опять согрешил – опять кай­ся, и так до конца. А это-то и нуж­но нам напомнить в приближающийся курс врачевания душев­ного.

Аминь.

У нас на сайте вы найдете
более 3189 житий святых.

Новости общины и сайта

 

Последние 20 новостей

Опрос

Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?

Библейская история про антихриста метафора. Реальный антихрист никогда не придет.
Антихрист придет, но не скоро. Пока можно не бояться.
Антихрист скоро придет. Нужно готовиться.
Антихрист уже пришел.
Бояться нужно грешить.


Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Результаты >>

Святцы

декабрь 2024 г.
Пн   2 9 16 23 30
Вт   3 10 17 24 31
Ср   4 11 18 25  
Чт   5 12 19 26  
Пт   6 13 20 27  
Сб   7 14 21 28  
Вс 1 8 15 22 29  


Сегодня 22/12/2024
(09/12/2024 по ст.ст.)

Неделя 26-я по Пятидесятнице.
 Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.
Св. пророчицы Анны, матери прор. Самуила (1100 г. до Р.Х.).
Свт. Софрония, архиеп. Кипрского (VI).
Прп. Стефана Новосиятеля (912).
Иконы Божией Матери, именуемой "Нечаянная Радость".
Мч. Нарсеса Персидского ( Греч. ).
Разработчики


Services are held in the Russian Orthodox Church at the following address:
Яндекс.Метрика
© Holy Royal Martyrs of Russia Orthodox Church - Sparks, Nevada, USA