Сборник: «Девять слов по случаю пожаров в Тамбове и губернии Тамбовской»

 

 

Оглавление

1. В неделю 12-ую по Пятидесятнице (Воодушевляясь примером Иова, благодушно перенесем постигшее нас бедствие. Покаемся – и будем пощажены) 1

2. В день Успения Пресвятой Богородицы (Вчерашний пожар подновил страх наш. Придите же, восплачемся пред Господом) 3

3. В день попразднества Успения Пресвятой Богородицы (Следует ждать и терпеть, пока выполнит над нами Господь все преднамеренное о нас) 4

4. В неделю 13-ую по Пятидесятнице (Спокойствие начинает осенять город наш. Устремляйте очи ума вашего в будущее, - в то благо, которое будет принесено нас скорбию) 6

5. В неделю 14-ую по Пятидесятнице (Что же это было с нами и что вышло из того, что было?) 7

6. В субботу седмицы 15-ой по Пятидесятницы (Милость и Суд у Господа скоры, или грозное внушение всем всюду покаяться) 8

7. В субботу седмицы 15-ой по Пятидесятнице (Господь хотел испытать, не привязаны ли мы к тленному) 10

8. В субботу седмицы 16-ой по Пятидесятнице (Бог есть Домовладыка в мире сем. Поразил – но и исцелит) 12

9. В неделю 17-ую по Пятидесятнице (Подражайте древним пророкам. Плачьте теперь и всё призывайте к плачу опять) 14

 

 

 

 

1. В неделю 12-ую по Пятидесятнице (Воодушевляясь примером Иова, благодушно перенесем постигшее нас бедствие. Покаемся – и будем пощажены)

 

 

(На четвертый день после двух больших пожаров. Жители выносились из домов)

 

Что мне сказать вам и о чем начать гово­рить с вами? Горестно положение наше, велика скорбь! Отяготела на вас рука Господня! Мало ли времени томит нас засуха? Но не прошла еще эта беда, как напала дру­гая — пожар. Еще и думать мы не начинали о том, как оправиться от сего пожара, как напал другой. Еще не кончился этот, как повсюду про­шла злая весть о непрерывности пожаров — и изгнала нас из домов своих. Наш город ныне точно Иов, — которого теснили одно бедствие за другим, пока, лишив всего и покрыв ранами, не выбросили вон из города. И вот как тот вне города сидел на гноище, — так ныне у нас все почти вынеслись из домов и живут на пустырях, прибрежьях и иссохших потоках, как пчелы, выгнанные из ульев удушающим дымом. Вот до чего дошли мы! Кажется бы, — довольно испы­тания. Но и еще рука Господня высока.

Все, что может зависеть от предусмотритель­ности человеческой, сделано (учреждена военная стража по всему городу; сверх того, каждый дом обязан иметь своего стража денно-ноч­ного), и — благодарение Господу! — опасность уже не так грозна, как было в начале. Но все же покой еще не возвра­щается к нам, чувство безопасности не приходит и благонадежие не осеняет духа нашего. Что же бы еще надлежало нам сделать, чтоб Господь воз­вратил нам покой наш?

Предложу вам одно сравнение, и вы сами догадаетесь, что надо нам сделать, чтоб Господь принял тяготеющую над нами руку Свою. Ког­да учитель, подняв руку, начинает грозить, все ученики, знающие за собою что-либо недолжное, тотчас исправляют свои вольности. Не восста­новится порядок — не опустит учитель грозя­щей руки своей. Но что жизнь наша, как не учи­лище благочестия, и Кто Учитель в нем, как не всепопечительный Господь? Вот над нами про­стерта грозящая рука Его и не опускается. Вер­но же, не все еще мы пришли в порядок или не все всё привели в себе в порядок, что Он не опускает ее. Итак, не будем недогадливее малоопытных детей! Как братья Иосифа, когда он поставил их в стеснительное положение, тот­час сознали свою вину и стали говорить друг другу: «ей, во гресех есмы брата ради нашего» (Быт.42,21), то есть: «Это мы терпим за то, что продали брата своего», — так и каждый из нас, находясь ныне в стеснительном положении, пусть войдет в себя, сознается во всем, что найдет за собою неис­правного — мало ли то или велико, и положит твердое намерение исправиться. Пусть сознает один — одно, другой — другое, всякий — свое, и все вместе воззовем: «Согрешихом, Господи, согрешихом, и крайнего Твоего отвращения достойни сотворихомся; но не остави милости Тво­ей от нас и пощади нас, смиренно кающихся Тебе!» И - милостив Господь! — наверно, пре­кратится беда наша! Разве страданиями наши­ми утешается Господь?! Нет. Но Ему души наши дороги; и коль скоро они приходят в свой чин, Он тотчас прекращает всякое исправительное бедствие. Таков уж закон Промышления Божия о нас! Так, например, Давид согрешил; Бог пред­ложил ему чрез Пророка избрать одно из трех наказаний: или трехмесячную войну, или трех­годичный голод, или трехдневный мор. Давид избрал последнее, говоря: «да впаду у бо в руце Господни» (2Цар.24,14). Но смотрите, что было! Так как серд­це Давида глубоко было сокрушено пред Госпо­дом уже самым назначением наказания, то Гос­подь, приводя в исполнение определение Свое о наказании, не на три уже дня посылает смерть, а только от утра до полудня. «И даде Господь смерть во Израили от утра до часа обедняго» (2Цар.24,15). Видите, какова сила сокрушения! И мало того: лишь только Давид, увидев «Ангела биюща люди», возопил: «се, аз есмь согрешивши!» (2Цар.24.17) — то есть лишь только он совершенно сознал, что вся вина на нем одном, и покаялся, — то в ту же минуту Гос­подь повелел Ангелу, погубляющему люди: «до­вольно ныне, отыми руку твою» (2Цар.24,16). Вот и опущена карающая рука Божия! Кто это сделал? Покая­ние. Обратимся же и мы к нему — и увидим ми­лость. Ибо, наверно, этого только и ожидает Гос­подь, чтоб помиловать нас. «Бог мог бы и тотчас прекратить всякое бедствие, — говорит святой Златоуст, — но Он не прекращает скорби, пока не увидит, что в нас произошло обращение и покаяние твердое и непоколебимое. И следова­тельно, когда произойдет сие последнее, беды тотчас прекратятся милостивою рукою Господа. Как золотых дел мастер тотчас вынимает золо­то из горна, когда увидит, что оно хорошо очис­тилось, так и Бог тотчас отводит тучи бед, когда видит, что мы совершенно исправились».

Да, если б мы наперед положили начало покаянию и исправлению, то и совсем не постиг­ла бы нас беда сия. Если б вразумились мы засу­хою, не пришли бы пожары. Но как во время засухи церкви у нас были пусты, а места увесе­лений полны, то и нужно было новое вразумле­ние. И вот оно! А что это так, можете судить по примеру Ниневии. На что грознее того определения: «еще три дни, и Ниневия превратится» (Иона.3.4)!. И однако ж, Ниневия осталась целою. Отчего? Оттого что, как только возвестил Пророк ниневитянам о готовой им казни Божией, они тотчас во вретище (покаянное одеяние) и пепле покаялись пред Господом. Покаялись — и пощажены; ибо не пагубы ищет Господь, а спасения. «Я, — говорит, — возглаголю на язык и на царство, да искореню их и разорю, и расточу Я» (Иер.18,7). Видите - как!!! Расточу, разорю, искореню... Какое грозное определение! Что же потом? «Аще обратится язык той от всех лукавств своих, то раскаюся о озлоблениях, яже помыслих сотворити им» (Иер.18,8). То есть если народ покается и исправится, то, как бы ни было гроз­но определение, не потерпит никакого бедствия. Так, в наших руках было отвратить нависшую над нами тучу. Но мы пропустили первое вра­зумление без внимания — и вот терпим новое наказание за нерадение и беспечность, — нака­зание уже более чувствительное. Что же делать?! Тогда пропустили, — теперь по крайней мере вос­пользуемся уроком, как следует. Покаемся и при­несем «плод, достойный покаяния» (Мф.3,8): исправим все, что есть в нас неисправного. Отложим гордость. Исторгнем из сердец корень зол — сребролю­бие. Возрастим милосердие, правду, кротость. Прекратим роскошь. Отвергнем изысканные ук­рашения и одежды. Презрим забавы суетные, убивающие время, данное нам для делания доб­ра. Дадим силу уставу Святой Церкви. Умно­жим моления — тайные: на всяком месте и во всякое время; общественные: здесь, в храме Божием, держа себя в них, как и во всем, в долж­ном порядке и покорности велениям Божиим. Сотворим все сие, — и могу вас уверить, что воз­вратится к нам желанный покой наш.

Но вот скажет кто: «Мы и так убиты горем и потерями, а тут еще бьют нас обличениями и стро­гими уроками. Дайте нам слово утешения. Из­лейте елей на жгучие раны сердца». Но, братие, я не о словах сладких заботился, а хотел пока­зать вам дело, которое одно может доставить вам утешение истинное и прочное, — и не только уте­шение доставить, но и отвратить самое бедствие, постигшее нас, и все восстановить в прежний чин и порядок. Ибо ничего нет могущественнее по­каяния. Можно, конечно, много придумать успо­коительных слов, но что будет от них пользы? Ими можно только сверху закрыть рану, оста­вив злокачественную материю внутри. Но в та­ком случае непременно нужны будут новые при­жигания, нарезы и пластыри, иначе — новые беды во уврачевание наших греховных страстей. По­каяние же совершенно врачует все раны душев­ные и, следовательно, делает излишними все очи­стительные меры, устрояемые к тому Божиим Отеческим о нас Промышлением.

 А о том и говорить нечего, что нам должно благодушно перенести постигшее нас бедствие. Вы так и делаете, сколько знаю. И пребудьте в сем расположении неизменными, воодушевляясь примером Иова, который один потерпел более, чем все мы, и, однако ж; не переставал благоду­шествовать. Внешно мы уже схожи с ним. Поза­ботимся уподобиться ему и внутренним настро­ением ума и сердца. Смотрите, как обобрали его беды! И однако ж, он не пал духом под тяжестию искушений. «Но что Господь,— говорит,— даде, Господь и отъят: яко Господеви изволися, тако бысть: буди имя Господне благословенно во веки» (Иов.1.21). Будем и мы благословлять Господа и сми­ренно — в вере и любви — лобызать наказующую нас руку Его. Ибо всё от Него. Другие участвующие здесь лица, если они есть, суть только орудия Его правды и милости. Источник же — Он один. А Он не по злобе наказывает, ибо бесстрастен есть, — а по одному желанию нам душевного спасения. Ему убо предадим се­бя, в сердечном исповедании: «Буди воля Твоя, Господи, на нас». Ему предоставим всё, а са­ми будем только покаянно молиться и молит­венно каяться с твердым намерением жить благочестно — по всем заповедям и оправданиям (законам) Божиим. И верно, не будем посрамлены в упо­вании сем.

Буди же, Господи, милость Твоя на нас, яко-же уповахом на Тя! Аминь.

 14 августа 1860 года

 

 

2. В день Успения Пресвятой Богородицы (Вчерашний пожар подновил страх наш. Придите же, восплачемся пред Господом)

 

Вот уже Господь начал являть к нам ми­лость Свою посланием дождя. Благода­рение благосердому Его снисхождению к нам! Пора бы и нам возникнуть к благонадежию и успокоиться. Но вчерашний, хотя неболь­шой, пожар подновил страх наш, и мы снова мятемся ожиданием внезапной беды, ни к кому и ни к чему не имеем доверия и в каждом не­знакомом лице продолжаем встречать недобро­желателя себе. Оттого у нас и праздник не в праздник, — так что исполнилась над нами про­роческая угроза: «превращу праздники ваша в жалость, и вся песни ваша в плачь» (Ам.8,10).

Что ж? И давайте плакать... Мы и собра­лись ныне на место плача. Се поле, орошенное слезами! И кто из жителей города не проливал их здесь?! Так, по сродству, приидите, восплачемся пред Господом, сотворшим нас, подобно израильтянам, оплакивавшим Иерусалим «на ре­ках вавилонских» (Пс.136,1)!

Не оскорбится сим Матерь Божия! Она Сама, думаю, не без скорби взирает ныне на сие место, которое в прежние годы кипело многолюдством в день сей, — а ныне так пусто; и это не по ох­лаждению усердия, а все из тех же опасений и страха.

Приидите же, восплачемся! Но о чем плакать? О всем. Поплачем сначала о том, что житие наше здесь полно бед и скорбей: то земля колеблется, то небо потрясается, то вода устремляется пото­пить, то огнь грозит пожрать, то засуха и неуро­жай, то болезни и мор, то эти видимые, а то и невидимые враги постоянно почти держат нас в страхе, беспокойствах и опасениях за жизнь. Со всех сторон беды. Как тут не плакать, — осо­бенно когда приведешь себе на память, что пер­воначально, когда Господь в первый раз воззрел на творения Свои, в них быша вся «добра зело» (Быт.1.31)! Конечно, сами мы тому виною и праведно осуж­дены нести тяготу жития сего. Но все же нельзя не скорбеть, что так есть и что земля наша — прежде прекрасная — превращена ныне в «юдоль плача» (Пс.83,7). Много ли кому в жизни придется встре­тить ясных дней?! Да и те даются только для того, чтобы мы не впали в отчаяние,— только для того, чтоб поддерживать веру, что не все еще пропало, что не вконец прогневался Господь и есть надежда избавления от бед, хотя образом, Единому Богу ведомым.

Потом перейдем к плачу и о том паче, что грешим и грехами своими еще более увеличива­ем скорбность пребывания своего на земле, Бога прогневляем и труд Ему даем воздвигать нака­зания нам за беззакония наши. Жаль Господу и наказывать нас, но еще более жаль оставить без наказания.

Потому что если не станет Господь наказы­вать грехов и беззаконий наших, то земля наша станет хуже ада, и зло вскоре истребит весь род наш. Как же не плакать, помышляя о том, что мы заключены в такое со всех сторон противление! Грехами своими и себя расстраиваем, и другим причиняем вред, и Господу досаждаем, и невиди­мый мир возмущаем; но всё грешим и всё боль­ше и больше запутываемся в беды и нужды. Хоть то немало отрадно, что были и есть спасающие­ся между нами и что всем открыт путь спасения во Святой Божией Церкви; но и опять скорбь, что мало видим идущих сим путем, — да и сами мы не всегда туда направляем шаги свои. Как тут не плакать!

Будем плакать наконец и так, чтоб только оплакать, чтоб только сеять слезами, в чаянии, не придется ли пожать нам радостию, как обещает пророк Давид: «сеющий слезами, радостию пожнут» (Пс.125,5). Ибо что же нам делать?! Ничего не при­думаем, как поправить свое положение! Кажет­ся, все предосторожности взяты, а беда все прорывается как бы из-под рук и снова всех повергает в тревогу. Так лучше уж сесть и пла­кать, ничего не приговаривая и плачем давая только знать, что больно и больно. Пусть Сам Господь придет и посмотрит, что такое у нас, и придумает врачевство ранам нашим. Как дитя, не умеющее говорить, чувствуя боль, только пла­чет, руки и глаза устремляя к матери, и та уже сама, прибежавши, отстраняет причину и успо­каивает дитя; так сделаем и мы. Сядем и будем плакать, — очи ума и сердца устремляя горе. Есть у нас, попечительнее матери родной, Про­мысл итель Господь, скорый на помощь и утеше­ние. Он верно придет и успокоит нас, как Сам уверяет чрез Пророка: «воззовет ко Мне, и услы­шу его» (Пс.90,15). Да и то надо сказать, что, если б мы более любили плач, чем утехи, не было бы у нас столько бедствий; если б мы не предавались безумно радостям и увеселениям пустым, то Гос­поду не было бы нужды внешними скорбями ос­тепенять нас и тем возвращать в то настроение плача и сетования, которое должны мы иметь постоянно, как изгнанники из Отечества. «Сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижает» (Пс.50,19). Если б постоянно было так, не стал бы Господь смирять нас так, как теперь, — что многим и го­ловы негде приклонить.

Но, братие, будем плача плакать и скорбя скорбеть, — только все по-христиански, а не как язычники, упования не имеющие. Да не изыдет слово ропота из уст наших и чувство уныния и нечаяния да не омрачит сердец наших! Скор­беть, плакать и болеть есть дело человеческое, а предаваться унынию и отчаянию, ропоту и ху­ле — есть дело сатанинское. Растворим скорбь упованием, и родится плач умиления, не жгу­щий и терзающий, а разливающий отраду и умягчающий. Возверзим на Господа печаль, и Той сохранит нас, ибо «уповающего на Господа милостъ обыдет» (Пс.31,10). Исповедуем правду Божию в наказании нас — и Он пошлет милость во срете­ние ей, ибо не суд только, но и милость у Него. Потерпим в благодушии, ибо не до конца гне­вается Господь и не вовек враждует. Биет Он нас — восчувствуем боль и, молясь о помиловании, подкрепим молитву решимостию не оскорб­лять Его более грехами своими. Будем вопиять: «помилуй, Господи, помилуй!» — прибавляя притом: «не будем», — чтоб не к нам относился укор Про­рока: «бил ecu их, и не поболеша, сокрушил ecu их, и не восхотеша прияти наказания: ожесточиша лица своя паче камене и не хотеша обратитися» (Иер.5,3). Аминь.

 15 августа 1860 года. На Успенском кладбище

 

 

3. В день попразднества Успения Пресвятой Богородицы (Следует ждать и терпеть, пока выполнит над нами Господь все преднамеренное о нас)

 

Бывали ль вы, братие, когда-нибудь в ра­бочей резчика или скульптора? Если бы­вали, верно, заметили, как такого рода художники, начертав в уме образ того, что преднамерены выделать, приступают потом к делу, разными, к разным приемам приспособленными орудиями обсекая, вырезывая и окончательно отделывая часть за частию, пока взятое веще­ство не примет вида, сходного с тем невеществен­ным образом, какой носят они в уме своем. Мне пришли на мысль эти работы по случаю нынеш­него праздника Нерукотворенного образа Гос­пода и Спасителя нашего и вместе по случаю стеснительного положения, в которое поставили нас пожары. Сличив одно с другим, нахожу, что последние в руках Промысла Божия суть то же, что действия резца и других орудий в руках ху­дожника, что чрез посредство их Господь хочет отпечатлеть в нас помышление, какое предна­чертал Он о нас в уме Своем. Отсюда, к немало­му нашему утешению, заключаю: настоящее наше горестное положение означает, что Господь, как художник, промыслительно взял нас в руки Свои, как необделанное, годное, однако ж, к обделке вещество, — и вот бедами, как ударами молота, одно за другим отсекает в нас все излишнее и противное тому образу, в который Он хочет воз-весть нас.

В самом деле, что мы в руках Божиих, как не вещество, обделываемое по Его о нас преднаме­рениям?! Апостол Павел, объясняя, как из одной и той же утробы в одно и то же время рождены Иаков благословенный и Исав отверженный, вот что говорит: «темже убо, о человече, ты кто ecu против отвещаяй Богови! Еда речет здание со здавшему е: почто мя сотворил ecи тако? Или не имать власти скудельник на брении, от тогожде смешения сотворити ов убо сосуд в честь, ов же не в честь» (Рим.9,20-21). Не очевидно ли, что в руках Божиих каждый человек, или человеческая в каждом природа, есть то же, что глина в руках горшечника, и что как сей последний из глины выделывает какие ему угодно сосуды, — так Бог промыслительными Своими действиями каждо­го человека возводит в такое состояние, к како­му находит его способным?

Не останавливайтесь на недоумении: «Где же свобода наша и где правда Божия?» Премуд­рый Господь всегда умеет согласить такого рода действия и с нашею свободою, и со Своим пра­восудием. Позаботимся лучше исправить недальновидное наше заключение о свойстве образова­тельных и воспитательных действий Промысла Божия. Мы привыкли говорить, когда постигает нас какое-либо горе: «Оставил нас Бог, забыл, бросил». А но указанному учению апостольско­му, выходит совсем наоборот, — что это-то и оз­начает, что Господь обратил на нас очи Свои и что с сего времени начинает действовать на нас с особенною заботливостию и попечительностию, — как буквально толкует в другом мес­те тот же Апостол. «Егоже любит, — говорит, - Господъ, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет. Аще наказание терпите, якоже сы новом обретается вам Бог» (Евр.12,6-7). Наказание есть и действие, боль причиняющее, и обучение, или об­разование. Приложите это к нам, и вы сами ска­жете то же, что я прежде сказал, — что настоя­щим нашим положением биет нас Господь; но биение сие означает, что Он попечительно взял нас в руки Свои и хочет, по особенной Своей любви к нам, возвесть нас в благолепный некий образ. Вот истинный смысл настоящего промыслительного о нас действия Божия.

Вперите же в него умные очи ваши и пейте из него, как из обильного источника, сладкую воду сердечных утешений.

Итак, не унывать нам ныне должно или уби­вать себя горем, а радоваться особенному Божию избранию и благодарить за оное Господа, и не столько горе иметь в виду, сколько заботиться о том, чтоб показать себя достойным такого благо­го о нас Промышления Божия,- чтоб иначе не раскаялся Господь, что взялся за нас, предпо­лагая нас способными к выполнению Его це­лей,— и опять не бросил исчезать в безвестнос­ти, как никуда негожих, издающих только треск и пыль — беспокойные и бесполезные.

В сих чувствах предадим себя всецело промыслительному Божию на нас действию — без прекословии, без упорства и самочиния, — да тво­рит с нами и из нас, что Его святой воле угодно. Как мрамор спокойно стоит под ударами скуль­птора, как глина гибко укладывается в формы по намерению скудельника и как всякое другое вещество покорствует художнику, так благопокорно и смиренно надлежит предаться и нам художественному действию Божественного о нас попечения,— в благонадежной вере, что столь премудрый и столь могущественный Художник сделает из нас не что-нибудь, а нечто великое.

В сей вере будем благодушно ждать и тер­петь, пока выполнит над нами Господь все пред­намеренное о нас. Не с одного удара выходит красивая статуя из рук художника. Нужно вре­мя и время, — пока выкажется голова, туловище, оконечности, и потом далее образуются мелкие подробности каждой части. Не будем же ску­чать, что длится испытание! Если длится, значит, что еще не вся мысль Божия выразилась в нас, — что потому, если бы теперь прекратил Он Свои действия на нас, мы вышли бы из Его рук произ­ведением недоконченным. А этого Он не хочет. Потерпим же благодушно.

Конечно, больно терпеть, ибо мы — создание живое, чувствующее; но будем подкреплять свое благодушие представлением той духовной кра­соты, до которой возведет нас претерпеваемое испытание. Ибо вот что пишет Апостол: «аще наказание терпите, яко сыновом обретается вам Бог» (Евр.12,7). Видите, в какой чин возводит нас скорбя­ми сими Господь! Велико ли же то, что придется нам потерпеть ради сего! Сыновство Богу — что может с сим сравниться? Потому вообразите себе живее сие будущее совершенство и растворяйте тем горечь настоящего положения. Ибо «всякое наказание в настоящее время не мнится радость быти, но печаль: последи же плод мирен научен­ным тем воздает правды» (Евр.12.11).

Можно бы указать, какие именно черты на­стоящими обстоятельствами хочет отпечатлеть в нас Божественное Промышление. Но думаю, что это всякому само собою представляется с первого раза. Кто не видит, например, что Гос­подь хочет внушить нам — не надейтесь на бо­гатство и не прилепляйтесь к нему, потому что оно ничтожно и исчезает, как прах. Не надей­тесь на князи и на сыны человеческие, — потому что в них нет спасения. Видите, какова сила их? Все отступились и оставили всякого самому себе. Не надейтесь на свою расторопность и преду­смотрительность. Под руками и пред глазами у вас загорится беда — и вы ничего не сможете сделать против нее. Не мечтайте землю превра­тить в рай и знайте, что как день сменяется ночью и ночь — днем, так радость — горем и горе — радостию. Не скупитесь и поспешите скорее перевесть все имение ваше в Небесные сокровищницы чрез милостыню, ибо вот все мгно­венно пропало и даром.

И много подобных уроков начертано перстом Промысла Божия в постигших нас бедствиях. Они очевидны сами собою, как я сказал, потому нечего много о них рассуждать. Но вот что счи­таю нужным заметить: сии внушения печатлеются в сердце и оставляются в нем действитель­ною чертою не по закону необходимости, а по закону разумной свободы. Мрамор, например, под резцом художника превращается в такую или другую статую — без всякого с его стороны уча­стия. Нравственные же черты от действий Про­мысла Божия печатлеются в сердце нашем не необходимо, а под условием свободного их вос­приятия. Точно,— мы вещество в руках Божиих вседейственных; но, чтоб нам образоваться по намерениям Божиим, надобно восприять вну­шения Божий сознанием, добровольно провесть их к сердцу и начертать в воле как закон. И вот нам заключительный урок от испытания, в коем находимся: внимать, поучаться, склоняться на внушения и обращать их в закон себе или, что то же, в живую черту духа. Чем более внушений переведем таким образом в закон себе, тем бо­лее будет в нас черт образа, который хочет воспроизвесть в нас всестроящий Художник. Чем больше таких черт, тем ближе к концу художе­ственные действия образования нас Промыслом Божиим, — тем скорее конец стеснительному по­ложению нашему.

 Сами видите, к чему все сие обязывает нас. Поспешим же воспользоваться указаниями Божиими! Поспешим поступить по прописанной программе — и скоро выйдем из уз работных в свободу чад Божиих. Не пропустим случая и милость Божию заслужить и обогатиться совер­шенствами духовными, — чтоб после не жалеть, что в руках было добро и упущено по неразуме­нию. Господь да умудрит всех нас во спасение! Аминь.

 16 августа 1860 года

 

 

4. В неделю 13-ую по Пятидесятнице (Спокойствие начинает осенять город наш. Устремляйте очи ума вашего в будущее, - в то благо, которое будет принесено нас скорбию)

 

(Жители начали убираться в дома. Были небольшие пожары, которые подавлялись в самом начале)

 

Благодарение Господу! Спокойствие на­чинает осенять город наш, домы прием­лют своих жильцов, и течение дел не встречает уже препятствий за отсутствием дела­телей (чиновники стерегли сами дома свои и не являлись на службу). Покушения огня, после неоднократных неудач, почти прекратились, благодаря бдитель­ности блюстителей общественной безопасности — и всегдашних, и нарочно на сей случай учреж­денных. Нареченные члены (назначенная комиссия из лиц всех сословий для исследования причин пожаров и для открытия способов помочь пострадавшим) теперь беспрепят­ственнее могут озаботиться залечиванием нане­сенных нам ран, сколько позволят то средства. Так — благодарение Господу! — мы в благих надеждах!

 Но все еще не совсем вошли мы в обычный порядок, — все еще остаемся не без страхов и смущений. Как настращенного легкий шорох приводит в испуг и как наболевшее место бес­покоит болью от легкого к нему прикосновения, так у нас дым из трубы не в обычное время или не хорошо различенный столб пыли вдали пред­ставляются началом грозной беды и снова ожив­ляют притихшие уже тревоги. С сей стороны можно сказать, что туча еще не рассеялась!

 Такое долгое испытание! И не одна, может быть, из вас душа вопиет от сердца: «Ослаби нам, Господи, да почием!»

Да, — будем усерднее вопиять в молитве, чтоб ослабил нам Господь! Однако ж и малодуше­ствовать себе не позволим ради того, что не ос­лабляет так скоро, как бы нам хотелось. Верно, так нужно. Ведь вы не принадлежите к числу неверов, все относящих к случайностям. Ведь веруете, что все от Господа — и большое, и ма­лое. Приложите же к сей вере и ту успокоитель­ную уверенность, что все, исходящее от Господа, исходит не ко вреду, а ко благу нашему, — что, стало быть, и то, что теперь терпим мы, попу­щено Господом в наше созидание и спасение... А установившись в сей мысли, ждите благодуш­но конца, укрепляясь убеждением, что, верно, не все еще то произошло в нас, что Господь преднамерил произвести в нас.

Женщина, смесивши муки и вложив в сме­шение квас, ждет, пока вскиснет все смешение. Станет ли она сажать хлебы, если не уверится, что уже вскисло все? И опять, посадивши в печь хлебы, тотчас ли и вынимает? Нет, но ждет, по­ка они совершенно испекутся. И вот от такого терпеливого ожидания вы получаете хлеб вкус­ный — и квасной в меру, и испеченный как сле­дует. Похвалите ли вы женщину, если она по­спешит в чем-либо и тем испортит хлебы?! Вот и Господь, послав нам беды, влил как бы в нас новую закваску и ждет, пока она проникнет весь состав наш. Или Он вложил нас в пещь и ждет, пока огнь испытания произведет в нас свое действие. Ждите же и вы. Не мешайте Господу и своими воплями не заставляйте Его сердобо­лия поспешить окончанием начатого Им в вас прежде времени, чтоб иначе не выйти вам из-под сих действий не дошедшими до предначер­танной меры.

Вот и лекарь, приложив пластырь на рану, не тотчас снимает его, а ждет, пока он произведет свое действие. Вы не станете отвергать, что мы все в ранах греховных и что нам нужны пласты­ри. Вот они приложены. Дайте же им произвесть свое действие. Терпите и не требуйте, чтоб их сорвали поскорее. Пусть вытянут злокачественную материю и затянут пораженное место. Нас врачует премудрый Врач, Которому равно­го нет. Предадимся же благодушно Его врачевательным на нас действиям!

Не упирайтесь вниманием вашим и чувством на одном настоящем своем состоянии — скорб­ном и тяжелом; но более устремляйте очи ума вашего в будущее, — в то благо, которое будет принесено нам скорбию, если будем благодуше­ствовать. Смотрите — земледелец, посеяв семе­на с большим трудом, терпеливо ждет, пока они взойдут, возрастут и созреют, молясь, чтоб Гос­подь в свое время посылал дождь и вёдро. Бес­покоится ли он, когда в свое время идет дождь, раздаются громы и упадают молнии?! Другой скучает от ненастья, а земледелец радуется и веселится, потому что смотрит не на настоя­щее, а на будущее, — заботится не об удоволь­ствиях лета, а о нуждах зимы,— не о том, что теперь переносит, а о том, что получит за то впо­следствии. Не будем же и мы сетовать о настоя­щем бедствии, — а паче благодарить, зная, ка­кое принесет оно благо для души нашей. Время прекращения горя нашего предадим в волю Гос­пода, сами же позаботимся лучше войти в наме­рения Божий о нас, чтоб не препятствовать дей­ствию Его в нас и тем дать Ему возможность скорее кончить труд Свой над нами. Бог силь­нее, чем мы сами, хочет погасить огнь, но ждет, пока сей последний произведет в нас свое дело. Итак, всё за нами!

Мы привыкли думать, что Господь отягощает нас, когда посылает какое-либо бедствие. А вы­ходит наоборот: мы утруждаем Господа, постав­ляя Его в необходимость изобретать для нас такие вразумления. Так, пророк Исайя жаловался на народ иудейский, что много беспокоит Госпо­да своим неверием, упорством и непокоривостию, говоря: «како даете Господеви труд?» (Ис.7,13) Это вот что значит: Господь промыслительными дей­ствиями Своими образумливал израильтян, чтоб не отклонялись от Него своими сердцами, чтоб не оскорбляли Его грехами своими и неправда­ми, не предавались безумным утехам и не рас­путничали, не забывали дома Божия и благого­вения к нему и в нем, не угнетали невинных, не кривили душою на судах и торгах, не тратили времени в изобретении средств губить время со вредом себе... и прочее и прочее. Народ не вни­мал урокам Божиим. Если б Господь не любил народа, то предал бы его тотчас своей пагубе. Но как Он не хотел, чтоб народ погиб, а всячески хотел, чтоб он пришел в разум истины и в лю­бовь к святости, то и посылал на него, для вра­зумления, испытание за испытанием, беду за бе­дою, скорбь за скорбию. И вот о сем-то труде Пророк жалуется на народ Божий, говоря: «како даете Господеви труд», то есть что не исправляе­тесь, не обращаетесь ко Господу и не начинаете жить свято?.. Но для вас всё «ни во что» (Иер.3,9), как Сам Бог говорит чрез другого Пророка. Вот и над нами, братие, трудится ныне Господь. Не допус­тим же, чтоб и на нас падала подобная жалоба. Поспешим догадаться, чего хочет от нас Господь, и сделаем то. А чего хочет, сие скажет каждому из нас своя совесть. Аминь.

 21 августа 1860 года

 

 

5. В неделю 14-ую по Пятидесятнице (Что же это было с нами и что вышло из того, что было?)

 

(Жители все уже убрались в дома. Были вспышки незначительные, но их тотчас подавляли)

 

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Вот мы уже и совсем почти успокоены, братие! Ожидание бед, от длительности ли или от неудачности действия огня, уже не мучит нас и не поражает сокрушительным страхом,— и все у нас приняло свое обычное течение. Преж­де — то скорбь о потерях, то страх новых по­терь возмущали око ума нашего, и мы не могли спокойно обратиться на себя или обсудить про­исходящее вокруг. Теперь мы уже можем, ка­жется, спокойно рассуждать о всем, что случи­лось с нами.

Что ж это было с нами и что вышло из того, что было? Испытание ли то или наказа­ние? Мера исправления или знак отвержения Божия?

Нет, — не отвергает нас Господь, иначе Он не вразумил бы бдящих о нашей безопасности так скоро и деятельно преградить все проходы зле направляемому огню и не давал бы им воз­можности так быстро пресекать его действия. Нет,— не отвергает, иначе Он не сохранил бы храмов наших (Стефановская церковь, где чудотворная икона Божией матери, была в опасности. Когда отпет был молебен с водосвятием и обойдена церковь, ветер, дувший на храм, поворотил опять на погоревшие места. Этим положен конец и распространению пожара. – Свт. Феофан), которые сохранив Он дает нам уверение, что объятия Его отверсты для приня­тия нас, и внятно говорит нам: «приидите ко Мне... труждающиися и обремененнии, и Я упокою вас» (Мф.11.28). Нет,— не отвергает. Если б это был гнев отвер­жения, кто бы мог устоять и какая сила могла остановить действие его? Но вот мы видим, что Господь не до конца гневается на нас и не ввек враждует.

Что же это Он сотворил с нами? Он выво­дил нас на войну, чтоб показать и нам самим, и другим, как мы мужественны и как искусны в ведении брани за спасение души и славу Подвигоположника нашего и Бога.

На Иова клеветал Богу диавол: «Не искрен­но чтит он Тебя; он только вид показывает, буд­то чтит Тебя, ради того, что Ты всем наделяешь его; но повели взять у него богатство, славу, власть, здоровье — и увидишь, что он отпадет от Тебя, как осенний лист с дерева» (Иов.1.10-11). И вот в оп­равдание Иова и Своего к нему благоволения Господь выводит его на брань, не говоря ему на­перед: «Стой, будет брань», будучи уверен, что он и так устоит. Начинается брань. Поражают Иова со всех сторон. Падают у него стада, дома, дети, а он стоит, как столп, непоколебим: «во всех сих приключившихся ему, ничтоже согреши Иов пред Господем» (Иов.1,22). Враг делает новое нападение, более чувствительное, — поражает плоть его. Но Иов и здесь не грешит «ниже устнама своими» (Иов.1.22). Подходит жена-советница — с льстивою речью: «рцы глагол некий ко Господу, и умри» (Иов.2,9). И это не колеблет твердости его. «Аще благая, — говорит, — прияхом от руки Господни, злых ли не стерпим?» (Иов.2,10) Так брань кончилась. Кто же победитель?! Иову честь победы, а враг отходит посрамлен. Не смот­рите, что он стал нищ, лежал «на гноищи» и в ра­нах. Не это нужно было врагу. Не домов и стад, не детей и рабов, не внешней пышности и цвета тела домогался он. Ему хотелось поколебать дух благочестия Иова и исторгнуть слово ропота из уст его или чувство отчаяния поселить в сердце его. Как это ему не удалось, значит, он проиграл победу. Иов оправдал благоволение к нему Бога, и Бог вдвойне ущедрил его против всего им по­терянного.

Подобное сему совершилось и с нами. Кле­ветал ли на нас Господу враг, кто нам о том ска­жет? Но всячески несомненно, что Господь уст­роил ныне испытание нашему благочестию. Он хотел показать, что не внешняя только благо­приятная обстановка держит нас в вере в Него и не отсутствие только потерь являет сильною нашу преданность Ему. Потому и вывел нас на брань и попустил бросать в нас разжженные стрелы. Вы знаете, как стремительны были напа­дения на нас, как сильны удары и как болезнен­ны раны! Но не это — признак победы. Как Иов на гноище торжествовал победу, так и мы с потерею домов и со всеми смущавшими нас тре­вогами могли не быть побежденными. Ибо не во внешнем положении сила, а во внутреннем настроении ума и сердца. Поколебались мы — победа проиграна. Устояли — победа за нами.

Что же именно? Сами войдите внутрь себя и со своею совестию, пред лицем Господа, или разделяйте корысти, или считайте потери и ли­шения. Станьте же пред Господом и понудьте совесть свою дать искренние ответы на такие во­просы: благодушно ли перенесено несчастие, по­стигшее уже или еще только ожидаемое? Виде­ли ли вы во всем сем руку Божию, а не случай? Не было ли в сердце вашем движений ропота и сомнений в попечительном Промышлении Божием о вас — в сих именно обстоятельствах? При слезах скорби благодарно ли возносилось серд­це ваше к Богу? Душа ваша приняла ли урок о беспристрастии к земному до чувства странни­чества на земле? Потерпевшие не омрачили ли сердца своего завистию к непотерпевшим? Непотерпевшие не возносились ли над потерпевши­ми и, еще хуже,— не увлеклись ли злорадостною надеждою каким-либо образом обогатиться на счет их? Пришло ли на мысль, что, верно, та­кие и такие грехи наши были причиною общей беды, и положено ли намерение непременно от­стать от них и не повторять уже их более? Ис­поведано ли в глубине сердца, что так поступить с нами следовало и что мы не это только, но и всё готовы потерпеть с благодушием и теплою любовию, всецело повергая себя в руки Богу, как дети чадолюбивому Отцу, Который лучше нас знает, что хорошо для нас и что худо, вёдро или ненастье?!

Если на все сие мы искренно можем дать ус­покоительные ответы, то победа на нашей сторо­не. Не смотрите при сем на потери и тревоги, — а на дух благочестия, живущий в сердце. Если он цел, ничто все потери. Ибо лишение и всех благ мира не губит души, — тогда как одно дви­жение ропота губит душу, если не будет очищено покаянием. Если так, то благодарение Госпо­ду! А если нет, то горе нам! Горе нам, что столько потерпели мы даром, и не только даром, но и со вредом для спасения, — что при таких больших потерях внешних терпим еще и внутреннюю пагубу. Но, братие, да не отягчится скорбь на­ша; дадим друг другу уверение, что и мы все, подобно Иову, во всех сих приключшихся не согрешили пред Богом, ниже устами, и не дали безумия Богу, — что, несмотря на всю тяготу и чувствительность беды, исповедали только: «Гос­подь даде, Господь отъят... аще благая от рука Господни прияхом, злых ли не претерпим... яко-же Господеви изволися, тако и бысть! Буди имя Господне благословенно во веки!» (Иов.1,21;2,10;1,21) Если было что не так, поскорбим о том и исправимся. Если что слабо и безжизненно, — воскресим то и возве­дем до воодушевления. Позаботимся о сем, ибо такие только чувства суть верное ручательство, что Господь скоро вознаградит потери наши и возвратит нам прежнее благоденствие! Это и да дарует всем нам всемилостивый Господь! Аминь.

28 августа 1860 года

 

 

6. В субботу седмицы 15-ой по Пятидесятницы (Милость и Суд у Господа скоры, или грозное внушение всем всюду покаяться)

 

 

 (В городе не было пожаров, но в Кирсановском девичьем монастыре (в Богородицком-Тихвинском женском монастыре в г. Кирсанове Тамбовской губернии) сгоре­ла крыша одного корпуса, — и весь корпус поврежден.— Свт.)

 

 Благодарение всемилостивому Господу, хранящему целым и невредимым город наш! Видите, какие слышатся вокруг беды, а от вас они отвращают грозное лицо свое! В окрестных весях и соседних городах огнь поядает достояние мирных жителей, а вы, как кро­вом каким, прикрыты от внезапных нападений его. Правда, у вас беда была недалеко; но и она, как непреднамеренный какой удар, скоро пре­кращена и уже не повторялась более. Так, бла­годарение Господу!

Но, братие, поопаситесь и попекитесь не ли­шиться такой великой милости Божией и сами на себя не накличьте минующих вас скорбей и бед. Милость и суд у Господа скоры. Располо­житесь же так, чтоб не отогнать милости и не привлечь суда. «Укройтеся мало елико елико, дондеже мимоидет гнев» (Ис.26,20.) Куда укрыться? Под милостивую и крепкую руку Божию, детски пре­данным Богу сердцем и совершенною покорностию воле Его всесвятой. Исповедуйте пред Ним поминутно, что в сем пощадении видите одну милость Его, и молитесь, да продлит Он на вас и еще щедроты Свои. Исповедуйте, что вы недо­стойны никакого снисхождения по грехам сво­им, и умоляйте Его, да не гневом Своим, а благостынями обращает души ваши к Себе, помянув прежние беды ваши великие и настоящие немо­щи ваши немалые.

Так, братие, да не восходит на сердце ваше льстивое помышление, будто вы избавляетесь от настоящих бед ради каких-то отличий и преиму­ществ, будто другие грешнее вас и потому тер­пят; а вы достойнее их, потому свободны от стра­даний! Нет, не так, — а вот как истолковывайте себе все, происходящее у нас! Заснули мы все, предались беспечности, забывать стали волю Божию и святой закон Христов. Господь по любви Своей к нам, не хотя, чтобы мы оставались в сем состоянии навсегда, ибо в нем пагуба,— положил, в Совете Промышления Своего, горес­тями пробудить нас от усыпления. И вот там и здесь являются или только слышатся беды от огня, как грозное внушение всем всюду покаять­ся, как бы слово Бога к каждому: «востани спяй!» (Еф.5.14) В сем отношении все равны — и страждущие, и нестраждущие; все равно приглашаются к пока­янию и исправлению жизни. Потому последние нисколько не считаются лучше первых. Не вы­ходит ли даже напротив? Ибо — почему не каж­дое место поражает Господь, хотя всем равно нужно пробуждение? Это потому, что Ему не скорби наши желательны, а наше пробуждение от греховного усыпления. Одних Он пробужда­ет наличными бедствиями, а других слухом и ожиданием подобных бедствий. Но не видите ли, что в таком случае Он одних делает пропо­ведниками покаяния для других? Выбор же в проповедники падает, конечно, не на слабейших, а на. тех, кои совершеннее умом и крепче серд­цем. Вот вам и истолкование того, почему тех поражает Господь, а нас нет. Это — потому, что те крепче нас духом, а мы слабее их; те благо­душно переносят беду, а мы пали бы, может быть, в ропот и отчаяние. Те, несмотря на тучу бед, могут узреть перст Божий в них и уразуметь со­кровенные намерения Его, а мы совсем бы, мо­жет быть, потерялись, если б ныне постигло нас подобное горе. Так, Господь щадит нас не по до­стоинству какому, а по крайней немощи нашей. Он тех — сильнейших — избрал учителями для нас — слабейших, — чрез них вразумляя нас и возбуждая к сознанию и самоисправлению. По­тому и Бога благодарите, и пострадавшим не только спостраждите сочувствием, но и воздайте честь как наставникам и спасителям. Так себя расположите, не позволяя себе предаваться по­мышлениям, уничижительным для братий наших страждущих. Смиряйтесь, а не высьтесь, — чтоб не было сочтено нужным и против воли сми­рять самовозносящихся!

Не думайте, однако ж, чтоб и на нас смотрел Господь не так хорошо или считал нас ни к че­му доброму негожими. Нет,— и нам воздается свое. Те почтены учительством, а мы — благора­зумным ученичеством; те сочтены крепкими ду­хом, а мы — внимательными к путям Промысла Божия и осмотрительными. То есть Господь су­дил о нас так, — что хотя наличных бедствий мы не перенесли бы, конечно, как следует, но доволь­но имеем ума и совести, чтоб вразумиться беда­ми других и стать в свой чин. Войдите же в намерения Божий о вас и самым делом покажи­те то, чего ожидает от вас Господь. И как Он от всех ожидает покаяния и исправления, то по­спешите войти внутрь себя, осмотрите, что там есть неисправного, и положите твердое намере­ние исправить то во славу и угодность Богу, ща­дящему вас.

Станьте теперь пред лицем Господа и дайте ответ: искренно ли и все ли искренно веруют у вас в Бога, в Троице поклоняемого, Отца и Сына и Святаго Духа? Не дивитесь такому вопросу! Ныне и в этом, как во многом другом, погреша­ют многие. Веруете ли, что все произошло от Бога, Его всемогущим словом, а не самослучайно явилось на свет? Веруете ли, что все в ми­е—и большое, и малое — правится свободно благим и премудрым Промыслом Божиим, а не подчинено какому-то року непреодолимо неиз­менного течения происшествий? Веруете ли, что мы созданы были для блаженства В раю, но преслушаниями заповеди Божией потеряли рай, и вот ныне бедствуем в наказание за то? Веруе­те ли, что из сего состояния падения мы ника­ким образом не можем высвободиться сами и спастись; что потому Всеблагий Бог, не хотя, да погибнет род наш, послал в мир Единородно­го Сына Своего — совершить спасение наше и учредить на земле открытый для всех Дом спа­сения — Святую Церковь; что сия богоучрежденная Церковь, хранящая единственно благо­надежный и верный образ спасения, есть наша Православная Восточная Церковь? А так веруя, покорствуете ли всецело всем заповедям и уста­новлениям Церкви? Ходите ли в храмы? Вни­маете ли с охотою проповедуемому здесь слову Божию? Чтите ли праздники и храните ли по­сты — все? Принимаете ли Святые Божий Тай­ны как должно? Не отметаете ли суемудренно каких-либо молитвенных и освятительных уч­реждений Церкви? Приемлете ли церковное чиноначалие и сущему у вас священству послуш­ны ли, как лику богоучрежденному в руковод­ство вам на пути ко спасению? Усердно ли иде­те сим путем? Богатитесь ли добрыми делами, не упуская ни одного случая к творению их? Паче же храните ли чистым сердце свое от всех неправых чувств и расположений? Есть ли страх Божий? Мирны ли друг с другом? Не завидуе­те ли? Не подкапываете ли друг под другом? Не страдаете ли грехом осуждения и пересу­дов? Готовы ли ко взаимосодействию и взаимо­вспомоществованию? Не преданы ли вы утехам, забавам, модам и другим чувственным удоволь­ствиям и порокам? Дети почитают ли у вас ро­дителей? Родители пекутся ли передать детям сокровище веры во спасение? Торгующие рев­нуют ли о правых мерах и ценах? Судьи не за­бывают ли правды на суде? Блюстители поряд­ка и безопасности всегда ли бдят и благо ли общее блюдут?!

Осмотрите себя по всем сим и подобным пун­ктам! Если найдете, что по всем ним вы правы, положите в сердце своем еще более преуспевать в правоте сей, с помощию Божиею. А если най­дете что неисправным, позаботьтесь исправить­ся,— положите теперь же твердое к тому наме­рение и дайте слово в том Всевидящему Богу, щадящему вас. Вот чего ожидает от вас Господь! Поспешите исполнить волю Его, чтоб иначе и вас не коснулись беды, ходящие вокруг. Если какой воин, когда в воинском стане бьют трево­гу, не проснется и не поспешит вместе с другими стать в ряды во всех воинских доспехах, то или от военачальника потерпит большое наказание, или, еще хуже, достанется в руки врагам. Смот­рите, не потерпеть бы и нам чего подобного, если останемся погруженными в беспечность, когда повсюду кругом слышим воззвания к пробуж­дению! Конечно, «кто уразумеет ум Господень» и «кто постигнет, чего хочет Бог?» (Ис.40,13; Прем.9,13). Но касательно того, чего хочет Бог, окружая нас бедственны­ми случаями, нетрудно увидеть намерения Его. К ниневитянам послал Бог Пророка с угрозою, что еще три дня, и Ниневия превратится, если не покаются. Ниневитяне покаялись, и Господь от­менил угрозу Свою. А Ной сколько лет пропо­ведовал: «Покайтесь, иначе потопом потопит вас Бог» (Быт.6,9; 2Пет.2,5; Евр.11,7)? Не послушали — пришел потоп и взял все. Вот и у нас чужими бедами Господь внятно говорит нам: «Пробудитесь от усыпления, осмот­ритесь, исправьтесь!» Будем внимательны, и все, что нужно исправить, исправим. Ведь закон Суда Божия давно произнесен, и отменить его никто не силен. Припомните, что написано в Еванге­лии! Столп Силоамский пал и побил восемнад­цать человек. Приводя сей случай в поучении Своем к народу, Господь вот что изрек: «думаете ли, что те восемнадцать... были грешнее всех живущих в Иерусалиме? Нет. Но говорю вам, что если не покаетесь, то все так же погибнете» (Лк.13,4-5). Слыша сие, разумевая да разумеваем пу­ти правды Божией и по указанию их поспешим отвратить гнев Божий, всегда готовый, и удер­жать на себе милость Его, теперь нас покрываю­щую. Аминь.

3 сентября 1860 года. В г. Кирсанове, в соборе

 

 

7. В субботу седмицы 15-ой по Пятидесятнице (Господь хотел испытать, не привязаны ли мы к тленному)

 

 (На Успение, 15 августа, был в нем (в Кирсановском женском монастыре) пожар. Сгорела крыша в одном из лучших корпусов, причем и весь корпус так поврежден, что в нем жить не было возможности. Кирсановский купец B.C. Сосульников — очень благотворительный человек — взялся на свой счет поправить его. Работы уже были нача­ты. — Свт.)

 

 Немного были встревожены вы, сестры, — и я собирался утешать вас немощным словом моим. Но, благодарение Госпо­ду, скорбь ваша уже растворена утешением от деятельного участия благотворительных людей, которых Господь воздвиг на помощь вам. Нельзя не радоваться, нашедши вас в этом оживленном отрадою состоянии. Конечно, вы и без того суме­ли бы перенести с достойным вас благодушием постигшее вас горе; но Господь, снисходя к воз­можным в вас немощам сердца, не допустил вам долго быть под искушением. Рана уже залечи­вается, и скоро, может быть, и следов ее не будет заметно. Потому отлагаю слово утешения, чтоб не устыдить вас предположением в вас малоду­шия. Тем не менее, однако ж, нахожу неприлич­ным не занять внимания вашего тем, что случи­лось с вами. Тут, видимо, было посещение Божие на вас, а где посещение Божие, как не остано­виться на том, чтоб напитать душу свою сокры­тыми там уроками? В самом деле, удар и поми­лование, рана и заживление, угроза и пощада: что-то особенное хотел сказать вам или пока­зать в вас Господь. Что же бы такое?

Не будем ходить далеко и теряться в догад­ках. Он хотел испытать, не привязаны ли вы к тленному, вещественному, житейскому. Простой урок, но очень важный! Припомните обеты ва­ши, как, — принимая на себя иноческое житие, вы обещались, оставляя мир, оставить и все забо­ты его, чтоб в уединении безмятежно предстоять Единому Богу в молитвах непрестанных. Все пристрастия житейские, как излишние наросты, должны были спасть с вас за воротами обители. Как тот юноша, который желал поступить в мо­нашество, но все был останавливаем любоиманием, одолевши себя наконец, вышел за город или село свое и, сбросив самую одежду свою, бегом побежал в ближайшую обитель и там ос­тался навсегда, не поминая даже о том, что имел; так обнаженными от всякого пристрастия к ве­щественному должны вступать в обители все вступающие в них,— и не только вступать, но и всегда пребыть там таковыми, не умаляя се­го отрешения, но, напротив, возвышая и ук­репляя его.

Между тем, однако ж, и в обители человек все же остается человеком. Ему нужны и кров, и одежда, и пища. И все это надо добывать, заго­товлять и хранить. Вы знаете, как совместить это имение и труды относительно него с совершен­ным от всего отрешением, обещанным в начале. В этом по преимуществу искусство монашеско­го жития: при видимой житейскости хранить безжитейскость в сердце или, все содержа, быть — как ничтоже имуще. Но как, ходя около огня, легко обжечься или, проходя по тинистому мес­ту, легко завязнуть в тину, так немудрено, имея что-нибудь, пристраститься к тому, что имеем, — мало ли то или велико. Немудрено, следователь­но, и находящимся в обители пристраститься и к своему уголку, и к своей одежде, и ко всему другому, что есть под руками, — пристраститься, не замечая того, даже не желая допустить в себя какое-либо пристрастие и обижаясь, если 6 кто стал подозревать нас в том или делать на то намеки. Для людей сторонних все равно, есть ли в нас какое тайное пристрастие или нет. Они видят, что монашеский чин соблюдается, и довольны нами, даже готовы хвалить нас. Но не все одно это для нас с вами, сестры,— не все одно и для Господа, принявшего жертву обета нашего. При всем имении хранить нелюбоименное сердце и при всех трудах и заботах — без­молвное о всем беспопечение — закон для нас неотложный! Но так ли это на деле: как испы­тать и кто скажет нам об этом? Самоиспытание обманчиво. Тут самолюбие всегда покривит и вместо истины представит призрак ее; потому сие дело и не вверяется ему. Но как дело ино­ков есть вместе и дело Божие и Господь доро­жит ими, как избранниками Своими, и желает явить их совершенными во всем, то и берет сие испытание на Себя и разными обстоятельства­ми внешними — лишениями или только опасе­ниями лишений — дает им разуметь, привязано ли к чему сердце их или нет, недугует ли оно пристрастиями или от всего совершенно отре­шено и свободно. Вот это именно Он и сделал ныне с вами. Смотрит Он с Небеси святого Сво­его на сыны человеческие и всех ведет так, да всяко некие спасет. Милостиво воззрел Он на вас и, потревожив немного житье ваше, дал вам урок: «Посмотрите, нет ли у вас пристрастия к земному? Сердце ваше Мне должно принадле­жать, как Жениху вашему. Посмотрите, не укло­нилось ли оно к чему-либо иному?» Вот настоя­щий смысл того, что случилось с вами!

Пристрастие к земному и вещественному хорошо сравнивают с укоренением дерева на почве земной. Чем многоветвистее корень и чем глубже пустил он ветви свои, тем тверже стоит дерево и тем труднее его выдернуть. Равно — чем более пристрастий у сердца и чем сильнее сии пристрастия, тем труднее оторвать его от земли и тем больнее сердцу, когда его отрыва­ют от нее против воли. Применив это к вашим обстоятельствам, вот что нахожу: как если б са­довник или владетель сада ходил по саду и про­бовал то то, то другое дерево, твердо ли они си­дят, так Господь — Промыслитель и Попечитель ваш — особенно ныне коснулся вас и потре­вожил вас, чтоб испытать, не пустили ли вы глу­боко корней пристрастия к земному, легко ли сердце ваше расстается со всем, что есть у вас, так ли вы свободны, как свободна птица, переле­тающая с одного места на другое не только без боли, но и с удовольствием.

Вот на что хотел навесть вас Господь! Но что же в вас и с вами? Что в вас, это вы опреде­лите сами со своею совестию — и поспешите возобновить и очистить завет ваш с Господом, Который все видит. Сторонние о вашем внут­реннем состоянии верного суда произнести ни­как не могут. Ни вопли ваши, ни тревога, ни слезы не суть еще верные признаки вашего при­страстия к вещам. Все сие может быть следствием нечаянного испуга и продолжающегося его действия. Настоящее пристрастие только Бог может видеть, и совесть ваша. Там убо, войдя внутрь себя, сами в тайне сердца своего скажите Господу — виновно ли сердце ваше пред Ним или нет. Не стыдитесь самоосуждения и не на­вязывайте на себя, чего нет в вас. Господь лю­бит искренность и правду. С сим, правотою ос­вещенным, лицом предстаньте Ему и сами дайте Ему отчет.

Со своей стороны, при желании вам всякого утешения, не могу не напомнить вам: не остав­ляйте сего случая без всякой поверки своих внут­ренних расположений и чувств, в которых вся сила и вся цена вашего жития. Конечно, то, что Господь погрозил только и тотчас милует, очень можно истолковать как добрый признак отсут­ствия в вас сильных пристрастий. Но это — до­гадка, на которой приятно останавливаться нам и вам, но которою окончательно удовольствовать­ся не должно. Суд совести — другое дело, и еще более другое дело — суд Божий! Оговорки здесь все в сторону, они тут неуместны. Смотрите, как определяется ваше значение! «Вы — соль земли! Вы — свет мира!» (Мф.5,13-14) Это и ко всем христианам идет; но во всем совершенстве может быть вы­полнено только иночествующими. «Блюдитеся же, да не помрачится свет ваш и да не обуяет соль ваша!» (Еф.5.15; Мф.5,16,13). Так уж себя и устройте!

Скажу и еще одно слово! Утешительно ви­деть сострадание к вам в живущих близ вас! Уте­шительно, что вы окружены сочувствием! И кто не знает, как это нужно в жизни нашей земной! Но да не отвратит сие вас от вашего главного сочувствия — к миру невидимому. Житие ваше есть житие равноангельское. Переселитесь же вниманием вашим и сердцем на Небо и там превитайте. Это — и по значению вашему, и пото­му, что только сим способом вы обрящете покой душам вашим при всех беспокойствах, неизбеж­ных по условиям земной жизни! Говорят, что чем выше от земли, тем меньше бывает колебаний и движений в воздухе, а там — на самой высоте — все тихо и спокойно: ни бурь, ни громов, ни мол­ний. Это образ покоя, какой обретает душа, по­гасившая всякое пристрастие земное и сердцем живущая на Небесах, - в непрестанной теплой молитве и неотходном предстоянии Богу. Сего блага паче всего желаю вам. Тогда, что ни слу­чись с вами, ничто не встревожит и не возмутит покоя вашего. Аминь.

3 сентября 1860 года. В г. Кирсанове, в Кирсановском женском монастыре

 

8. В субботу седмицы 16-ой по Пятидесятнице (Бог есть Домовладыка в мире сем. Поразил – но и исцелит)

 

 (Было четыре больших пожара, и выгорело с полгоро­да.- Свт.).

 

 «Есть время молчать» (Сир.20,6), — говорит Премудрый (Иисус, сын Сирахов). И не к нам ли, в теперешних обстоятельствах, идет это замечание?! Скорбь сжимает сердце и свя­зывает язык. Так друзья Иова, видев его в пер­вый раз в страдальческом состоянии, семь дней сидели при нем молча, или не в силах будучи произнести слово от туги (скорби) сердца, или не находя слов к полному выражению своего сострадания (печали) (Иов.2.11-13). Что могу сказать вам и я, соразмерное скорби вашей?! Конечно, было бы много, если б я при­ложил к вам слово пророка Исайи о народе Божием: «от ног до главы несть в нем целости» (Ис.1.6); но всячески не далеко будет от истины, если приравнить состояние града вашего к другому изображению того же Пророка: «несть вида ему, ни доброты» (Ис.53,2). Помышляя о сем, недоумеваю, уте­шать ли вас или вместе с вами предаваться се­тованию и плачу.

Пророк Иеремия, увидев разоренным священ­ный город свой, Иерусалим, сел на развалинах его и оплакал погибель его в плачевных песнях, составляющих ныне одну из Священных Книг. Не погрешил Иеремия-пророк, выражая свое се­тование. Не погрешили б и мы, если б вместе с вами стали оплакивать потери ваши. Но не оп­лаканы ли уж они и не оплакиваются ли еще горчае всякого плачевного слова?! И что пользы воспоминанием растравлять раны, которые на­чали уже понемногу заживать от длительности? Итак, поищем лучше слов утешения!

В сем отношении, если может утешать вас сострадание, всею душою состражду вам и сви­детельствую, что искренно состраждут вам все, до кого доходит весть о постигшем вас бедствии. Если может низводить утешение молитва, то молился и молюсь моею грешною молитвою, да «Бог всяким утехи, Отец щедрот» (2Кор.1,3), Сам изольет утешение в сердца ваши! Соединимся и все мы, ныне здесь собравшиеся, в единой сей молит­ве и, верно, получим просимое, по неложному обетованию Самого Господа: «воззовет ко Мне» бедствующий, «и услышу его, изму его» из беды «и прославлю его» (Пс.90,15). Так, несомненно упокоит «труждающихся и обремененных» Тот, Кто заповедал им небоязненно притекать к Себе Единому за успокоением и облегчением (Мф.11.28). Как бы только нам самим не отвратить от себя сего готового утеше­ния какими-нибудь неправыми чувствами и рас­положениями относительно того, что с нами со­вершается. Господь все видит, видит и самые тайные помышления сердца и соответственно тому поступает с нами. Кто обращен к Нему всею душою и, несмотря ни на какие внешние неприятности, не погрешает пред Ним в серд­це своем, того скоро не внутреннее только уте­шение, но и внешняя милость обыдет. О, даруй, Господи, и благопоспеши!

И благопоспешит, — только не уклонитесь, Господа ради, в неправоту сердцем своим. И во-первых, не подумайте, что все случившееся с вами есть дело чистого случая,— что око Промысла не видало и перст Божий не руководил сими происшествиями. Нет, — если волос с головы не падает без воли Божией, тем более не без сей воли пало столько домов, столько лиц потеряли свое состояние и целый город страдал и страда­ет. Правда, иное бедствие Бог посылает Сам, а иное только попускает; но и попускаемое, по­добно посылаемому,, все же в воле Его. Ибо, если б не восхотел, не попустил бы, — и никто бы не мог причинить нам зла, сколько бы силен и хитр ни был. Бог есть Домовладыка в мире сем — и ничему против воли Своей самочинно происхо­дить в нем не позволяет. Не бывает ли так, что иной злодей, все приготовя к совершению зла и преодолев все препятствия,— в час, когда сле­дует приступить к делу, поражаем бывает стра­хом и удерживается от злодейства?! Бог Ангела Своего посылает, и он преграждает путь злодею, как некогда Валааму (Чис.22,12,21-35). Если не прегражден путь, если зло попущено, значит — так Богу угодно. Так и исповедуйте в уме и сердце вашем.

Утвердившись же в сей мысли, не думайте, далее, что случившееся случилось с вами даром, то есть «ни по чему и ни для чего». Нет. Попускает ли что Господь или посылает, все — с премуд­рою и благою целию, во благо нам и благо веч­ное: иногда для того, чтоб пробудить нас от усып­ления, иногда — чтоб испытать нашу любовь к Его святому закону и твердость повиновения Ему, иногда — для исправления сердца и очи­щения его от страстей, иногда — для явления в большей славе преданных Ему рабов, иног­да, может быть,— по другим каким неведомым планам Своего Промышления, — но всегда — во спасение нас и ближних наших. В сей уверенно­сти, что бы ни постигло нас, всегда можно благо­душно терпеть, отвлекая внимание от настоящей тяготы и обращая его всё к могущему родиться от того благу, как и делали все страстотерпцы и как Сам Господь учил их — то явлением Анге­лов, то отверзтием небес, то Своим явлением. Ту­да обратите очи ума и чувства сердца вашего и вы, и поревнуйте не упустить случая приять от Господа благо духовное, готовимое Им в бед­ствиях сих всякому хотящему восприять и хра­нящему в себе должное к тому настроение духа.

Что именно хотел произвесть в вас Господь посланием вам вашей беды, не с нашим умом угадать то; но, верно, в одном одно, в дру­гом — другое, во всяком — свое. Одно только можно счесть общим для всех — это побужде­ние к покаянию и исправлению жизни. Это во­обще всем и всегда нужно,— счастлив ли кто или несчастлив. Ибо «кто похвалится чисто имети сердце, аще и един день жития его на зем­ли?» (Притч.20,9; Иов.14,5). Кто, следовательно, может питать помыш­ление, что ему не нужно покаяние, очищение, исправление, — не нужны потому и меры очис­тительные, исправительные и покаянные? Если так, то в настоящих обстоятельствах лучше всех поступит тот, кто скорее обратится к очищению сердца и исправлению жизни или, если она ис­правна, к исправлению своих чувств и располо­жений. Слезы вообще утешительны, а слезы по­каяния еще больше подают утешения глубоким примирением совести и сердца со всемилости­вым Господом и восстановлением дерзновения пред Ним. Их возбудить поспешите, братие, и вы,- и Господь поспешит к вам с милостию, как древле скоро помиловал Он ниневитяи, по­каявшихся проповедию Иониною (Иона.3).

Таким образом, признав в бедствии нашем перст Божий, вразумляющий нас, войдем все вместе и каждый отдельно в себя, подвергнем всё строгому совестному разбору и если что най­дем там такого, что не может быть угодно Богу, положим твердое намерение отстать от того и исправиться. Этим мы воспроизведем в себе на­строение духа, способное привлечь с Неба не утешение только, но и милость. Утешение при сем будет излито на нас несомненно, и излито тотчас; а милость и тотчас может прийти, и мо­жет быть отсрочена, по прозрению Бога, ведаю­щего, что спасительнее для нас. Но то несомнен­но, что не до конца гневается Господь и не ввек враждует. Поразил — и исцелит. В Его деснице и живот, и смерть. «Уповающего же на Господа милость обыдет» (Пс.31,10). Сие действенное упование возродится в очищенной совести, — возродится несомненно и несомненно привлечет милость.

В сих чувствах «приидите, поклонимся и припадем... и восплачем пред Господом, сотворшим нас!» (Пс.94,6) Господи, воздвигни силу Твою и прииди, во еже спасти нас! Аминь.

10 сентября 1860 года. В г. Борисоглебске, в соборе

 

9. В неделю 17-ую по Пятидесятнице (Подражайте древним пророкам. Плачьте теперь и всё призывайте к плачу опять)

 

(Первая служба по возвращении из епархии. За день был пожар. Засуха беспокоила жителей опасениями за посев. Посему назначен крестный ход на поля — для мо­лебствия.— Свт.)

 

 По возвращении моем я надеялся найти вас вполне успокоенными и в первое мое служение праздновать вместе с вами со­вершенное прекращение всех ваших бед; но вот не удостоен такого утешения! Много видел я страждущих в других городах и весях и чаял облегчить сердце некоторою хотя отрадою, уви­дев начатки вашего успокоения и оправления; но вот опять подновлены улегшиеся было стра­хи и тревоги! Посему прилично нам ныне жало­ваться словами Пророка: «доколе, Господи, взыва­ем, и Ты не слышишь? Вопием к Тебе обидимы, и не избавляешь? Вскую» являешь очам нашим одни «труды и болезни» и «даешь видеть» одни «беды» и несчастия? (Авв.1.2-3)

И добро бы одно настоящее наше было так мало утешительно! Вот и будущее наше омрача­ется засухою. «Увы» нам, братие, «яко беда от беды придет» (Иоил.1,15), как говорит другой Пророк. Окружил нас Господь карами и испытаниями, так что поза­ди нас «огнь потребляй», и впереди «поле пагубы» (Иоил.2,3), и мы стали похожи на человека, который «убежал от льва», но напал на «медведицу», от нее «вскочил в дом» и здесь «усекнут змием», когда «оперся о стену» (Ам.5,19).

Что же нам делать и куда обратиться?! Где искать облегчения и какое врачевство приложить к ранам своим? Ничего не остается нам делать, как, обратясь ко Господу, в слезах взывать: «Боже, милостив буди нам грешным!» (Лк.18,13)

Будем подражать в сем древним Пророкам, которые, являясь в народе Божием во время об­щественных бедствий, то утешали его, то укоря­ли и располагали к покаянию, то просто преда­вались слезам: плакали сами и всё призывали к плачу. «У люте, у люте! Отмщения Твоя приспеша» (Мих.7,4),— взывал Михей. Плачьте теперь. «На всех стогнах да будет плачь, и на всех путех, да речется: увы люте, увы люте” (Ам.5,16), — приглашал Амос. А пророк Иоиль так оглашал всех: «восплачися ко мне паче невесты препоясаныя во вретище по мужи своем девственнем... плачитеся жерцы… яко опустеша поля: плачися, земле, яко пострада пшеница... посрамишася земледелатели: плачитеся, села, по пшенице, и по ячмени...» плачь каж­дый, «взывая ко Господу: увы мне, увы мне, увы мне» (Иоил.1,8-11,14-15). Сделаем и мы то же. Падем пред Господом и будем плакать, ничего не прибавляя, кроме мытарева слова: «Боже, милостив буди нам грешным!» Будем так беседовать к Нему в сердечном со­крушении:

«Никакого права не предъявляем мы на ми­лости; мы не стоим их, ибо грешны всем — и словом, и делом, и помышлением, и всеми чув­ствами. Каемся и молимся: «Боже, милостив буди нам грешным!»

Если Твое Всевидящее око видит окамене­ние сердца нашего и слабость решимости на ис­правление,— Сам поели сокрушение и укрепи хромающую волю нашу. Но, «Боже, милостив буди нам грешным!»

Не присвояем себе скорого избавления, не дерзаем намечать — завтра, чрез неделю или год; но, предаваясь всецело в волю Твою, об одном молим: «Боже, милостив буди нам грешным!»

Мы и ничего не смеем проглаголать пред Тобою, а только болим до того, что тронуться нельзя, — и в болезни сей, плача, как дети, взы­ваем: «Боже, милостив буди нам грешным!».

Мы слабы. Не допусти нам, Господи, пасть под тяжестию бед. Дай крепость сердцу нашему, осени нас благонадежием, да не поразит духа нашего отчаяние, — и, «Боже, милостив буди нам грешным!».

Так сокрушенно моляся, приложим к плачу еще неотступность моления. Вот и сирофиникиянка, поминаемая в нынешнем Евангелии, полу­чила просимое ради неотступности, украшенной смирением. Господь уже сказал было ей: «Поди, ты не наша». Но потом был побежден неотступностию ее моления (Мк.7,25-30). Будем и о себе вопиять не­отступно, и, верно, получим милость. Тот, Кто Сам располагал к терпению в молитве примером не­праведного судии, умоленного неотступностию вдовицы (Лк.18,1-8), уступит неотступности нашей и ущедрит нас.

Ах, братие, неужели же нас одних бросил Господь вконец — на попрание всякому мимо-ходящему — и не возвратит нам милостей Сво­их?! Нет,— милостив Господь! Не унывайте духом, восклоните главы ваши, возникните к благонадежию! Еще мало — «Грядый приидет и не закоснит» (Евр.10,37) помочь нам. Как Ангелу, в видении пророка Захарии, вопрошавшему Господа,— «до­коле не имать помиловати Иерусалим и грады Иудовы», когда вся земля покойна, «Господь Вседержитель отвечал глаголы добры и слове­са утешна» (Зах.1,12-13), так, верно, есть у Господа и для нас «глаголы добры». Конечно, нет у нас Проро­ка, который бы передал нам от Господа такие утешные словеса: «еще прелиятися имут грады благими» (Зах.1,17), но мы имеем слово Самого Господа, — что Он не до конца гневается и не ввек вражду­ет, — что «уповающего на Господа милость обыдет» и что «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.31,10; 50,19).

«Обратитеся ко Мне»,— говорит Господь,— и обращуся к вам, и «не утвержду лица Моего на вас, яко милостив есмь... и не прогневаюся на вы во веки» (Иер.3,12). Обратимся к Нему в сокруше­нии и смирении покаянном, в уповании несо­мненном, в молитвах неотступных. Призовем на помощь Владычицу, скорую Помощницу и За­ступницу. Призовем всех святых, ко всем будем припадать слезно,— чтоб общим голосом умо­ленный Господь скоро преложил гнев Свой на милость и возвратил нам покой, безопасность и довольство.

Другого прибежища нам нет! Взывайте не­отступно: «Боже, милостив буди нам грешным!» И обратит Он к нам Отеческое сердце Свое и скоро помилует! Аминь.

(Вечером того же дня пошел дождь и продолжался долгое время. Жители успокоились.- Свт.)

18 сентября 1860 года

 

 

 

У нас на сайте вы найдете
более 3189 житий святых.

Новости общины и сайта

 

Последние 20 новостей

Опрос

Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?

Библейская история про антихриста метафора. Реальный антихрист никогда не придет.
Антихрист придет, но не скоро. Пока можно не бояться.
Антихрист скоро придет. Нужно готовиться.
Антихрист уже пришел.
Бояться нужно грешить.


Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Результаты >>

Святцы

декабрь 2024 г.
Пн   2 9 16 23 30
Вт   3 10 17 24 31
Ср   4 11 18 25  
Чт   5 12 19 26  
Пт   6 13 20 27  
Сб   7 14 21 28  
Вс 1 8 15 22 29  


Сегодня 22/12/2024
(09/12/2024 по ст.ст.)

Неделя 26-я по Пятидесятнице.
 Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.
Св. пророчицы Анны, матери прор. Самуила (1100 г. до Р.Х.).
Свт. Софрония, архиеп. Кипрского (VI).
Прп. Стефана Новосиятеля (912).
Иконы Божией Матери, именуемой "Нечаянная Радость".
Мч. Нарсеса Персидского ( Греч. ).
Разработчики


Services are held in the Russian Orthodox Church at the following address:
Яндекс.Метрика
© Holy Royal Martyrs of Russia Orthodox Church - Sparks, Nevada, USA