Святой Феодор Студит. О святых иконах (презентация)
О святых иконах
Святой Феодор Студит
Очевидным исходным пунктом иконоборчества восьмого и девятого веков была вторая заповедь, запрещающая идолопоклонство; однако само воплощение станет сильнейшей защитой икон и их почитания. Второе поколение иконоборцев во главе с императором Константином V (Копронимом - навоз по имени) и Синод 754 г. усовершенствовали свои аргументы более тонкими апелляциями к христологии, они ответили дилеммой на ортодоксальный спор о воплощении. В портрете Христа либо божественная природа изображается вместе с человеческой природой, либо нет. Божественность нельзя изобразить. Либо божественная природа смешивается с человеческой природой (монофизитство); или же, если изображается человеческая природа одна, то две природы разъединяются (несторианство). Следовательно, собор утверждал, что единственным действительным образом Христа будут евхаристические дары. Православные доводы в защиту икон были сформулированы святителем Иоанном Дамаскином и унаследованы святителем Федором Студитом. Следующие примеры, взятые из текста, подчеркивают акцент на воплощении и христологической природе, которая лежала в основе ереси иконоборчества, доказывая, что она является учением бесовским.
В священных канонах Шестого Вселенского Собора (681 г.) сказано следующее: «В некоторых изображениях августейших образов Предтеча изображается указывающим перстом на Агнца. Это изображение было принято как символ благодати. сокровенный образ того истинного Агнца, который есть Христос Бог наш, явленного нам по закону.Приняв таким образом эти древние образы и тени как символы правды, передаваемой в Церковь, мы воздаем большую честь самой благодати и истине, принимая их как исполнение Закона.Посему, чтобы выставить на обозрение всех даже в живописи то, что совершенно, мы постановляем, чтобы отныне Агнец, взявший на Себя грехи мира, Христос Бог наш, был изображен в Его человеческим образом, а не в образе древнего агнца, Мы понимаем это как возвышение смирения Бога-Слова, и мы водим вспомнить Его жизнь во плоти, Его страдания, Его спасительную смерть и избавление, которое исходил из него для мира." Вы видите, что древние образы и тени они называли почтенными, употребляя слово «приветствующие»; ибо приветствовать значит почитать и обнимать.
Во-первых, мы узнаем от самого апостола (Павла), что мы члены одного тела со Христом и соучастники Его; и мы, конечно, не перестаем подвергаться ограничению, потому что мы признаны достойными такой благодати. Ибо если бы, как вы говорите, Христос был необписан по воскресении Своем, то и нам, составляющим с Ним одно тело, надлежало бы быть необписанными. Точно так же, как тождество с Богом, единотелесность следует понимать с точки зрения отношения. Из тождества Христа с Богом не следует, что Он не описан, как не следует из нашего соединения с Христом, что мы не ограничены.
Во-вторых, послушайте Григория Богослова, который говорит: «Ибо един есть Бог, и посредник между Богом и человечеством, человек Иисус Христос. Он и ныне ходатайствует, как человек, о моем спасении, потому что Он с телом, которое воспринял в дабы обожествить меня силою Своего олицетворения, хотя Он уже и не познается по плоти (то есть по страданиям плоти, которые такие же, как и наши, за исключением греха). духа, не относящегося к ограниченному времени, но говорящего абсолютно за все время. Как Он может быть затронут после Своего воскресения и как Его увидят пронзившие Его? Божество само по себе невидимо. Но Он придет со Своим телом, как я сужу, но таким, каким ученики Его видели Его на горе и открыли Свое Божество, превосходящее Свою плоть, ибо действительно Его Божество так открылось перед Его воскресением».
Св. Феодор Студит родился в Константинополе в 759 году, при Константине V. Его образование подготовило его к тому, чтобы пойти по стопам отца в качестве имперского бюрократа; однако на молодого Феодора повлияли его мать и дядя, и он начал монашескую жизнь со всей своей семьей в Студийском монастыре. Он и его братья претерпели три периода ссылки за защиту православия, третий период был связан с иконоборческой ересью. Скончался святитель Феодор в полуссылке 11 ноября 826 года (праздник). Наибольший вклад монаха в Церковь внес в реформирование и организацию монашеской жизни, где он был известен своими катехизическими речами лично и письмами в изгнании и даже писал гимны для церковного использования во время Великого поста. Однако основная масса богословских богословских трудов, опубликованных святителем Феодором, посвящена защите икон.
Представлено библиотекарем Лоуренсом Уокером-младшим.
более 3189 житий святых.
Новости общины и сайта
Опрос
Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?
Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Святцы
Пн | 2 | 9 | 16 | 23 | 30 | |
Вт | 3 | 10 | 17 | 24 | 31 | |
Ср | 4 | 11 | 18 | 25 | ||
Чт | 5 | 12 | 19 | 26 | ||
Пт | 6 | 13 | 20 | 27 | ||
Сб | 7 | 14 | 21 | 28 | ||
Вс | 1 | 8 | 15 | 22 | 29 |
Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.
Св. пророчицы Анны, матери прор. Самуила (1100 г. до Р.Х.).
Свт. Софрония, архиеп. Кипрского (VI).
Прп. Стефана Новосиятеля (912).
Иконы Божией Матери, именуемой "Нечаянная Радость".
Мч. Нарсеса Персидского ( Греч. ).