Учение о монархии Отца

Учение о монархии Отца имеет принципиальное значение в православной триадологии. Суть проблемы понимания Троичности состоит в следующем: каким образом мы должны одновременно мыслить в Боге и троичность, и единство, чтобы одно не утверждалось в ущерб другому; чтобы, утверждая единство, не сливать Лица и, утверждая различие Лиц, не разделить единую сущность.

Согласно учению католической церкви, Св. Дух исходит от Отца и Сына, тогда как согласно учению православной церкви Св. Дух исходит только от Отца. Здесь православная церковь видит нарушение принципа монархии Отца, то есть некоего первенства Отца среди единосущных и собезначальных Лиц Пресвятой Троицы.

Утверждая монархию Отца, мы не уничижаем вторую и третью Ипостаси Святой Троицы.

Сын и Святый Дух по природе обладают всем, что присуще Отцу, за исключением свойства нерожденности. Св. Иоанн Дамаскин об этом говорит: "Все, что имеет Отец, имеет и Сын, и Дух, кроме нерожденности, которая означает не различие по сущности, или в достоинстве, а образ бытия".

Преподобный Максим Исповедник сформулировал одно из фундаментальных положений православной триадологии: «Бог … целиком Единица и целиком Троица; Единица — по сущности, и целиком Троица — по Ипостасям».

Для того чтобы установить совершенное равновесие между природой и Лицами, восточные отцы утвердили учение о монархии (единоначалии) Отца. Будучи сам «беспричинным» и «безначальным», Отец — единственная Причина, Корень и Источник Божества. Он является Началом Ипостаси Сына и Святого Духа, сообщая Им Свою природу, которая остаётся единой и нераздельной. Таким образом, единосущие Троицы основывается на Ипостаси Отца, ибо Сын и Святой Дух, получая своё личное существование от Отца, в совершенстве и всецело обладают той же, что и Он, природой.

Свт. Феофил Антиохийский говорит об этом так: "Святое Слово руководит, Премудрость учит, жизнь управляет, Бог царствует" (Авт. III.15).

Вместе с тем единоначалие Отца обуславливает личностное различение Трёх. Это даёт возможность отличать две другие Ипостаси от Ипостаси Отца, одновременно выражая их сущностное единство. Все Лица Пресвятой Троицы отличаются личными или ипостасными свойствами, которые восходят к одному Началу — к Ипостаси Отца. Сам «Отец не рождён, то есть не получает Своего существования ни от кого. Сын — от Отца через рождение; Дух Святой — от Отца не через рождение, а через исхождение. Отец — Причина, Сын и Дух Святый — происшедшие от Причины. Различие между происшедшими в том, что Один произошёл через рождение, другой через исхождение, а не рождение».

Итак, на единоначалии Отца зиждется единосущие Трёх Лиц Пресвятой Троицы. Отец, Сын и Дух — едины, поскольку Отец равным образом сообщает Свою единую природу и Сыну и Святому Духу. Вместе с тем Отец Сын и Дух как Ипостаси различны и не сливаются и не смешиваются, поскольку Отец не только единое начало и Причина бытия Сына и Святого Духа, но «Он есть также единое Начало их ипостасного различия (будучи причиной Сына по рождению и Святого Духа по исхождению или проекции)». Ипостасные (личные) свойства принадлежат исключительно тому или другому из Божественных Лиц. Они всегда остаются несообщаемыми и неизменными. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаём их как особые Ипостаси. Кроме того, сами по себе «ипостасные свойства («отношения») не являются Ипостасями и не отождествляются с Ними, но характеризуют Их; они — знаки неизреченного различия Ипостасей…».

В святоотеческой литературе Отца иногда именуют просто «Бог», или же «Божество-Источник» (по Дионисию Ареопагиту). Выражение «Божество-Источник» или «Источник Божества» указывает на идею причинности, которая приложима только лишь к личности Отца. Сам по себе принцип причинности, восходящий к Отеческой Ипостаси, не означает, что Ипостаси Сына и Святого Духа находятся в подчинённом положении к Отцу и что Отец является Божественным Лицом по преимуществу, в полной мере обладающим Божественной Сущностью.

Вопрос о монархии Отца является очень сложным, особенно для тех, кто лишь поверхностно знаком с основами христианского вероучения. Но «коль скоро догмат о Троице составляет самую сердцевину христианской веры, — замечает епископ Диоклийский Каллист (Уэр), — малейшее различие в тринитарном богословии отзывается на всех аспектах христианской жизни и мысли». Так ложное понимание монархии Отца порождало такие явления как монархианство в двух его видах – динамизме и модализме, субординатизм и другие ложные представления о личностном бытии и взаимоотношении Лиц Пресвятой Троицы.

Все это обязывает нас обращать свои взоры к этой актуальной богословской проблеме. И не только ради самих себя, но и ради той части христианского мира, которая пребывает вне полноты истины Христовой. По словам святителя Василия Великого, «искренно работающим для Господа надо о том единственно прилагать старания, чтобы привести опять к единству Церкви, так многочастно между собою разделённые».

Литература

В.Н. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991.

Митр. Макарий (Булгаков). Догматическое Богословие.

Учение о Духе Святом в Новом Завете. Часть 8: Феофил Антиохийский, Татиан Ассириец.

В.В.Болотов. Лекции по Истории Древней Церкви.

Прот. В. Савельев. Вопрос о Filioque и его значение в диалоге между Востоком и Западом.

У нас на сайте вы найдете
более 3189 житий святых.

Новости общины и сайта

 

Последние 20 новостей

Опрос

Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?

Библейская история про антихриста метафора. Реальный антихрист никогда не придет.
Антихрист придет, но не скоро. Пока можно не бояться.
Антихрист скоро придет. Нужно готовиться.
Антихрист уже пришел.
Бояться нужно грешить.


Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Результаты >>

Святцы

июль 2024 г.
Пн 1 8 15 22 29
Вт 2 9 16 23 30
Ср 3 10 17 24 31
Чт 4 11 18 25  
Пт 5 12 19 26  
Сб 6 13 20 27  
Вс 7 14 21 28  


Сегодня 22/07/2024
(09/07/2024 по ст.ст.)

понедельник 5-ой седмицы по Пятидесятнице.
Сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского (I).
Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV).
Прмчч. Патермуфия, Коприя и мч. Александра, подвижников Египетских (361-363).
Свт. Феодора, еп. Едесского (IX).
Прп. Антония Леохновского.
Кипрской в с. Стромыни (Моск. обл.) и Колочской (1413) икон Божией Матери.
Прп. Евфимия Карельского.
Блж. Петра, сщмч. Черевковского.
Св. Эверильды девы (700) ( Кельт. и Брит. ).
Св. Панагеса Басиаса ( Греч. ).
Прпп. Дионисия Ритора и Митрофана, Афонских ( Греч. ).
Разработчики


Services are held in the Russian Orthodox Church at the following address:
Яндекс.Метрика
© Holy Royal Martyrs of Russia Orthodox Church - Sparks, Nevada, USA