Образ лжеучителя в пастырских посланиях. Особенности заблуждений, распространявшихся в общинах Тита и Тимофея. Защита Церкви от лжеучений, принципы и способы противостояния лжеучителям.

План

1. Причины появления лжеучений.

2. Образ лжеучителя в пастырских посланиях.

3. Особенности заблуждений общин Эфеса и Крита:

а) гностический дуализм;

б) учение об эонах;

в) иудейское влияние.

4. Принципы и способы противостояния лжеучениям.

 

О появлении лжеучителей и лжеучений апостол Павел предсказывал еще в прощальной речи с эфесскими пастырями: «Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян.20:29,30). К сожалению, пророчество апостола со временем исполнилось. Некогда духовно здоровая община Эфеса, окормляемая Павлом на протяжении трех лет, после его отшествия со временем была поражена лжеучениями. Географическое положение Эфеса, как и Крита, наложило отпечаток на характер лжеучений. Находясь в Малой Азии между Ахаией (Грецией) и Иудеей, Эфес и Крит оказались на стыке эллинских учений с запада и традиционного иудаизма с востока. Философские и мистические воззрения эллинизма, иудейские традиционализм, основанный на Законе Моисея, и политический фанатизм пустили свои корни в умах молодых в вере, неокрепших духовно христиан Эфеса и Крита. Павел, узнав о поразившей Церковь опасности и не имея возможности самостоятельно посетить Эфес, после освобождения от первых уз пишет рукоположенному им в епископы Эфеса Тимофею пастырское послание. Примерно в это же время Павел пишет еще одно послание. Адресовано оно Титу епископу Критскому, так же рукоположенному Павлом. Опасность лжеучений была настолько велика, что Павел уже находясь повторно в узах и готовясь принять мученический венец, призывая Тимофея для прощания, во втором послании к нему, особое место уделяет борьбе с лжеучениями.

Апостол в посланиях Титу и Тимофею образно и ярко изображает еретиков и лжеучителей. Так в послании Титу апостол приводит характеристику Критян (не всех, но именно лжеучителей) словами стихотворца Эпименида, жившего за 658 л. до Рождества Христова на о. Крите: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые» (см. Тит.1:12). «К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями» (2Тим.3:6) — из истории сект давно известно, что сектантские вожди для более успешного распространения своих лжеучений старались приобретать сочувствие себе прежде всего в кругу ведших рассеянный светский образ жизни женщин. И это заметил ап. Павел. «Всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» (2Тим.3:7) — это говорится о тех же лжеучителях, которые из любопытства увлекаются новыми философскими течениями, литературными сочинениями, ища во всем чего-то "нового" и модного. Апостол сравнивает лжеучителей с Ианнием и Иамврием, египетскими волхвами, противившимися Моисею (см. 2Тим.3:8). Блаженный Феодорит пишет: «сожженными совестью назвал их Апостол, показывая крайнюю их бессовестность, потому что прижигаемое место, омертвев, теряет прежнюю чувствительность»[9]. Образ лжеучителей, их опасность для церкви и отношение к ним Павла ярко показывают множественные эпитеты, которые использует Павел. Еретики предстают как баснотворцы (1Тим.1:4,4:7, 2Тим.4:4, Тит.1:14), пустословы (1Тим.1:6, Тит.1:10), богохульники (1Тим.1:20), лицемеры и лгуны (1Тим.4:2, 2Тим.3:13, Тит.1:10,12), гордецы (1Тим.6:4, Тит.1:10), люди с поврежденным умом (1Тим.6:5, 2Тим.3:8-9), невежды (2Тим.3:8), сребролюбцы (1Тим.6:10, Тит.1:11), обольстители (2Тим.3:6), льстецы (2Тим.4:3), «злые звери, утробы ленивые» (Тит.1:12). И «свидетельство это справедливо» (Тит.1:13) так как отражает как духовную, так и нравственную сущность лжеучителей.

В пастырских посланиях апостол вооружает Тимофея и Тита для борьбы с ересями. Из посланий мы узнаем фактические сведения об этих лжеучениях, предсказанных Духом Святым и вызванных духами-обольстителями. Отрицание брака и крайнее воздержание в пище (1Тим.4:3), которому ап. Павел противополагает свое убеждение, что «всякое творение Божие хорошо» (1Тим.4:4), показывает, что мы имеем дело с гностическим дуализмом, для которого материя была злом. Лжеучителя пропагандировали отрицательное отношение к телу, как источнику зла. Согласно их гностическим представлениям весь видимый мир является злом, темницей духов, порабощенных материей. Освобождение из темницы мира достигается через причастность божественному знанию (гнозису) и через постижение природы собственного духа, как частицы единственного истинного Бога — Абсолюта, Отца Нерожденного. Представление о спасении у этих лжеучителей было в полном избавлении от материальности, которое достигается через практику аскетизма или, наоборот, в крайнем стремлении к свободе. Зарождающийся гностицизм в конце I века еще не выделился в отдельное движение. Опасность этого лжеучения заключается в том, что оно подрывает самый догмат о воплощении Сына Божия. Ведь, если плоть есть зло, творение диавола, то Сын Божий не мог бы принять на Себя действительной человеческой плоти, а только призрачную, и тогда искупительные страдания Сына Божия теряют свой смысл. В противность лжеучителям Апостол говорит, не только что «всякое творение Божие хорошо» (1Тим.4:4), но даже более: «ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1Тим.4:4,5). Нет ничего нечистого самого по себе: все может быть употребляемо в пищу и христианин не должен ничем гнушаться или брезгать, как скверным, ибо все созданное Богом «хорошо весьма» (Быт.1:31). Гностики позиционировали себя как христиане, и не всегда было сразу понятно, что это лжеучителя. В результате у некоторых христиан сложилось неправильное отношение к телу и его потребностям. Для искоренения этого лжеучения апостол Павел обращается к Тимофею, как молодому епископу Церкви, чтобы через него (как главу) дать наставление и всем верующим. «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1Тим.1:15).

Еще одно наследие эллинской философии, которое порождало сотериологически опасные воззрения – это учение об эонах. Согласно теории об эманации мира, между человеком и Богом возникал целый ряд промежуточных существ. Ведь для язычников было безумием (ср. 1Кор.1:23) то, что Бог мог воплотиться, стать человеком. Христу в этом ряду эонов лжеучителями уделялось некое промежуточное место. Таким образом, искажался один из основных христианских догматов о Лице Иисуса Христа и совершенном Им деле Искупления. Со всей решительностью Павел пишет чтобы эти лжеучителя «не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере» (1Тим.1:3,4), «глупых же состязаний и родословий… удаляйся, ибо они бесполезны и суетны» (Тит.3:9).

Особое влияние на новообращенных христиан оказывали иудействующие лжеучителя. Они продолжали настаивать на исполнении христианами постановлений Закона Моисея, различали чистую и нечистую пищу и т.д. Кроме этого в среде иудеев все более и более начинало развиваться кабаллическое представление о некоем тайном знании. В целом иудаизм был пропитан учениями о лжемессианстве, с вытекающими протестами против установленных общественных порядков. Да и банальное корыстолюбие со стороны иудействующих лжеучителей подвигало их к лжепастырству. «Непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3:3-5) Павел с ревностью врачует и эти раны на Теле Церкви. «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» (Тит.1:15,16) пишет он о таких лжеучителях. «Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось» (2Тим.3:9).

Как ревностный пастырь, заботливый отец и брат во Христе апостол Павел дает Тимофею и Титу практическое руководство для борьбы с поразившими их общины лжеучениями.

1. Первое воздействие на увлекшихся заблуждением есть увещевание (1Тим.1,3-5). Ап. Павел посылает Тимофея в Ефес для увещевания некоторых, чтобы они не учили иному, но тут же он указывает, что «цель увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1Тим.1:5). «Не сказал: умолять, но: увещевать, что более властно и строго» [3]. «Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели» (1Тим.5:20, ср. 2Тим.4:2, Тит.1:9,13, Тит.2:15).

2. Большое значение в деле искоренения ересей и утверждения истинной веры апостол придавал установлению пастырского служения. В первой главе послания к Титу, имея в виду, что на Крите есть много непокорных, пустословов и обманщиков, Апостол советует Титу поставить по всем городам пресвитеров, но быть особенно осторожным при выборе кандидатов священства. «Если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности» (Тит.1:6). Об этом требовании так рассуждает святой Иоанн Златоуст: «Для чего Апостол представляет такого человека? — Он заграждает уста еретикам, осуждавшим брак, показывая, что это дело нисколько не предосудительно, но так честно, что при нем можно восходить даже на священный престол; вместе с тем он укоряет людей невоздержанных, не позволяя после второго брака принимать эту власть...»[9].

Вторая глава 2-го послания к Тимофею содержит более подробные увещания к твердости духа и самоотвержению при прохождении пастырского служения. Здесь Апостол Павел сравнивает пастырское служение со служением воинским и увещевает Тимофея не бояться тех страданий, которым он может подвергнуться, как «добрый воин Иисуса Христа» (2Тим.2:3, ср. 1Тим.1:18). «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2Тим.2:2).

3. С лжеучителями Апостол советует не вступать в словопрения, ибо они нимало не служат «к пользе, а к расстройству слушающих» (2Тим.2:14). Вместо этого пастырь должен давать всем добрый пример своею жизнью (см. 2Тим.2:15). «Так и пастырю надлежит пастырствовать не как попало, но со строгою осмотрительностью и разумным ведением дела, надлежит сообразовать свои действия и с местом, и с лицом, и с течением дел внешних и внутренних, житейско-гражданских и духовно-благодатных»[7].

4. Предупреждая смущение от еретиков, святой Павел говорит, что они не могут поколебать своими лжеучениями Церковь: «но твердое основание Божие (то-есть Церковь Христова) стоит, имея печать сию: "познал Господь Своих"; и: "да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа"» (2Тим.2:19). «Иными словами здесь указываются две стороны истинно-христианской жизни: вера и жизнь по вере, или благочестие»[9].

5. Для правильного понимания догматов веры необходимо знание Священного Писания, так как «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:16,17).

6. Если еретики не внимают пастырским увещеваниям и истинам Откровения, то таковых должно отлучать от Церкви – анафематствовать. Так поступил Павел с Именеем и Александром (1Тим.1:20). «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит.3:10,11).

 

Литература.

1. Священное Писание.

2. Иванов А.В. Руководство к изучению Нового Завета.

3. Блж. Феофилакт Болгарский. Толкование на первое послание к Тимофею Святого Апостола Павла.

4. Блж. Феофилакт Болгарский. Толкование на второе послание к Тимофею Святого Апостола Павла.

5. Блж. Феофилакт Болгарский. Толкование на послание к Титу Святого Апостола Павла.

6. Свт. Феофан Затворник. Первое послание святого Апостола Павла к святому Тимофею истолкованное святителем Феофаном.

7. Свт. Феофан Затворник. Второе послание святого Апостола Павла к святому Тимофею истолкованное святителем Феофаном.

8. Свт. Феофан Затворник. Послание святого Апостола Павла к святому Титу истолкованное святителем Феофаном.

9. Архиеп. Аверкий (Таушев). Второе послание к Тимофею.

10. Еп. Кассиан Безобразов. Христос и первое христианское поколение.

У нас на сайте вы найдете
более 3189 житий святых.

Новости общины и сайта

 

Последние 20 новостей

Опрос

Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?

Библейская история про антихриста метафора. Реальный антихрист никогда не придет.
Антихрист придет, но не скоро. Пока можно не бояться.
Антихрист скоро придет. Нужно готовиться.
Антихрист уже пришел.
Бояться нужно грешить.


Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Результаты >>

Святцы

июль 2024 г.
Пн 1 8 15 22 29
Вт 2 9 16 23 30
Ср 3 10 17 24 31
Чт 4 11 18 25  
Пт 5 12 19 26  
Сб 6 13 20 27  
Вс 7 14 21 28  


Сегодня 22/07/2024
(09/07/2024 по ст.ст.)

понедельник 5-ой седмицы по Пятидесятнице.
Сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского (I).
Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV).
Прмчч. Патермуфия, Коприя и мч. Александра, подвижников Египетских (361-363).
Свт. Феодора, еп. Едесского (IX).
Прп. Антония Леохновского.
Кипрской в с. Стромыни (Моск. обл.) и Колочской (1413) икон Божией Матери.
Прп. Евфимия Карельского.
Блж. Петра, сщмч. Черевковского.
Св. Эверильды девы (700) ( Кельт. и Брит. ).
Св. Панагеса Басиаса ( Греч. ).
Прпп. Дионисия Ритора и Митрофана, Афонских ( Греч. ).
Разработчики


Services are held in the Russian Orthodox Church at the following address:
Яндекс.Метрика
© Holy Royal Martyrs of Russia Orthodox Church - Sparks, Nevada, USA