Оправдывающая благодать. Особые дарования благодати, их смысл.

Благодать, проявляется в отношении и действии Бога к человеку и выражается в даровании ему спасения. Существенный признак благодати как свойства Божия есть то, что она изливается на человека как дар Божий, независимо от каких-либо заслуг со стороны человека, по вере в Иисуса Христа. Благодатию совершается весь земной подвиг человека. Благодать есть «полнота Божественной воли как всеединого, всецелого Добра, открывающаяся силой ее собственного внутреннего действия в душе человека» (B.C. Соловьев). Через нее познается Бог и даруется все необходимое для жизни и благочестия. Тем не менее, милость получения благодати является только одной стороной спасения. Непременным условием спасения служат покаяние и вера, зависящие от свободной воли человека. По учению Православной Церкви, можно различить два вида благодати — предваряющая (просвещающая) и особенная (оправдывающая). Первая «доставляет человеку познание божественной истины» и указывает «повеления, необходимо нужные для спасения». Вторая создает условия очищения человека от грехов, освящения его посредством таинств и возведения на высшую ступень нравственного совершенства.

«Оправдывающая благодать есть влитая способность, «donum habituale», которая сообщается через Таинства, во-первых, через крещение, но также через покаяние и причастие. Благодать может быть утрачена, и тогда она обретается вновь через покаяние» (Бенгт Хегглунд. История теологии).

Различают два действия оправдывающей благодати: оправдание и освящение – в 1 Кор. 6, 11 сказано, что уверовавшие во Христа и крестившиеся «освятились» и «оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего».

Восточное богословие понимает оправдание как сообщение человеку праведности Христовой, которое снимает осуждение за грехи, первородный и произвольные. Оправдание сопровождается освящением, т. е. сообщением человеку реальной святости, приобщением его ко всей полноте жизни во Христе. Обращение ко Христу предполагает, с одной стороны, освобождение от грехов, а с другой стороны, приобщение ко всей полноте святости. Ап. Петр в первой проповеди в день Пятидесятницы говорит: «Да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа» (Деян. 2, 38).

«В Крещении человек приобщается святости Божией, объективно ему даруется святость, но сам он не может этой святостью воспользоваться, для этого ему нужна помощь извне. Такая помощь сообщается человеку действием другого вида благодати, которая называется благодатью сохраняющей и возращающей духовную жизнь». (Давыденков Олег, свящ. Догматическое богословие).

Особые дарования благодати (charismata)

Кроме так называемых общих дарований, которыми Дух Святой обогащает каждого верующего для его нравственного возрождения, существуют еще так называемые чрезвычайные дары, которые Он подает некоторым людям для служения Церкви, для всеобщей пользы. Об этих особых дарах мы читаем у апостола Павла: «Каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно... Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями, далее иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки...» (1 Кор. 12:7-11, 28).

Из слов апостола Павла также видно, что особые благодатные дары даются людям либо постоянно, либо временно, в зависимости от их (даров) предназначения. С апостольского времени постоянные чрезвычайные дарования стали подаваться, главным образом, в таинстве Хиротонии, в котором служители Церкви – епископы, священники и диаконы – наделяются благодатными дарами и полномочиями соответственно своему служению. Такие дарования были перечислены еще пророком Исаией, который предсказал, что на грядущем Мессии «почиет Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис. 11:2) и о которых апостол пишет как о дарах учительства, вспоможения, управления.

Господь дает людям и временные благодатные дары (апостольства, пророчества, исцеления и др.), необходимые при конкретных обстоятельствах жизни Церкви, но не являющиеся обязательными в других случаях. Как пример можно привести дар апостольства, который был дан непосредственно апостолам, а затем давался для просвещения народов равноапостольным святым (царям Константину и Елене, князю Владимиру, равноап. Нине и др.)

«Итак, особые дарования благодати суть силы и способности, которые представляют собой либо усиленные и возведенные на особенную высоту естественные способности человека, либо совершенно новые, не имеющие оснований в природе и сообщаемые непосредственно Святым Духом не на личную пользу, а на общую, для служения всей Церкви» (Давыденков Олег, свящ. Догматическое богословие).

 

Литература:

1. Давыденков Олег, свящ. Догматическое богословие.

2. Епископ Александр (Милеант). Сила Преизбыточествующая (о благодати Святого Духа).

3. Бенгт Хегглунд. История теологии.

У нас на сайте вы найдете
более 3189 житий святых.

Новости общины и сайта

 

Последние 20 новостей

Опрос

Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?

Библейская история про антихриста метафора. Реальный антихрист никогда не придет.
Антихрист придет, но не скоро. Пока можно не бояться.
Антихрист скоро придет. Нужно готовиться.
Антихрист уже пришел.
Бояться нужно грешить.


Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Результаты >>

Святцы

июль 2024 г.
Пн 1 8 15 22 29
Вт 2 9 16 23 30
Ср 3 10 17 24 31
Чт 4 11 18 25  
Пт 5 12 19 26  
Сб 6 13 20 27  
Вс 7 14 21 28  


Сегодня 22/07/2024
(09/07/2024 по ст.ст.)

понедельник 5-ой седмицы по Пятидесятнице.
Сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского (I).
Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV).
Прмчч. Патермуфия, Коприя и мч. Александра, подвижников Египетских (361-363).
Свт. Феодора, еп. Едесского (IX).
Прп. Антония Леохновского.
Кипрской в с. Стромыни (Моск. обл.) и Колочской (1413) икон Божией Матери.
Прп. Евфимия Карельского.
Блж. Петра, сщмч. Черевковского.
Св. Эверильды девы (700) ( Кельт. и Брит. ).
Св. Панагеса Басиаса ( Греч. ).
Прпп. Дионисия Ритора и Митрофана, Афонских ( Греч. ).
Разработчики


Services are held in the Russian Orthodox Church at the following address:
Яндекс.Метрика
© Holy Royal Martyrs of Russia Orthodox Church - Sparks, Nevada, USA