Методологические проблемы подготовки церковных документов концептуального уровня (на примере образовательной сферы)

Доклад на V Покровских международных миссионерско-просветительских чтениях «Опыт христианской святости в образовательном пространстве: прошлое и будущее» 23-25 октября 2012 г.

Иерей Андрей Кудрявцев,

Сотрудник Синодального отдела

религиозного образования и катехизации УПЦ,

сотрудник ОО «Украина Православная»

 

Православная Церковь всегда была и остается хранительницей Божественного Откровения, полученного через воплощение Богочеловека – Господа нашего Иисуса Христа, Его земное служение, Крестную смерть, славное Воскресение и Вознесение. Получив благодать Св. Духа в день Пятидесятницы, Святая Церковь начала свою спасительную миссию, преподавая верным благодатные дары Св. Духа в Святых Таинствах, совершая миссии просвещения, катехизации, образования, воспитания. Своим служением Церковь исполняет повеление своего Главы – Пастыреначальника Иисуса Христа: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Матф.28:19,20). Свою миссию Церковь совершает, в первую очередь, через богослужение, во время которого верные через богообщение в молитве получают дары Св. Духа, в том числе просвещающие, научающие, воспитывающие человека. Вместе с тем земная Церковь, как общность людей, нуждается в организации социального взаимодействия. Божественное Откровение, полученное через пророков, еще Ветхозаветной Церковью было запечатлено письменно. Сохранение и передача Божественного Откровения в письменном виде Ветхозаветной Церковью уже явились формами церковного социального взаимодействия. В Новом Завете продолжается  письменная фиксация Божественного Откровения святыми апостолами. Евангельские тексты, написанные самовидцами апостолами, водительством Св. Духа, вместе с Деяниями святых апостолов, их посланиями стали книгами Св. Писания, которое выполняет не только и не столько роль фиксации исторических событий земной жизни Спасителя, сколько роль документа, который раскрывает замысел Божественного домостроительства, определяет главную цель жизни человека, стратегию поведения человека для достижения этой цели (симфония Божественной Воли и человеческой, синергия действий и др.), определяет систему взглядов на явления в мире и в обществе. Т.е. можно сказать, что Св. Писание для Церкви это документ самого высшего – концептуального уровня. Очевидно, что объективных проблем с написанием Св. Писания не было и не могло быть. Действие Св. Писания не ограничено временем, содержание Св. Писания неизменяемо. Существуют только субъективные проблемы восприятия и реализации Божественного Откровения отдельным человеком.

Осознание, понимание, реализация евангельского Благовестия и необходимость передачи полученного опыта и знаний потребовали их письменной фиксации. Во всем богатстве святоотеческой, научно-богословской, канонической литературы мы встречаем множество текстов концептуального уровня, указывающих некую руководящую идею, описывающих стратегию действий и определенную систему взглядов. В отличие от текстов Св. Писания, авторами этих текстов являются люди. Изучая историю возникновения тех или иных церковных письменных документов, мы видим, что уже возникает ряд проблем (терминология, перевод и др.), о которых более подробно мы поговорим ниже. Осознание наличия объективных проблем при написании таких документов потребовало выработки методики оценки их полного соответствия Духу Божественного Откровения. Поэтому авторитетность таких текстов подтверждена Соборными постановлениями, сами документы прошли церковную рецепцию, вполне удовлетворяют требованию принципа «согласия отцов» (Consensus patrum).

Следует отметить, что появление тех или иных церковных текстов (вероучительных, аскетических, воспитательных, дисциплинарных и др.) было, как правило, ответом на определенный социальный запрос. Будь это внутрицерковные проблемы вероучительного, аскетического, образовательного, воспитательного и т.д. характера или проблемы, вызванные взаимодействием Церкви с внешним миром. Решение этих проблем в Духе Евангелия всегда порождало соответствующие письменные документы. Сегодня у Православной Церкви есть возможность более активно реализовывать в обществе свою миссию, составляющие которой уже были указаны (миссионерство, катехизация, духовное воспитание, религиозное образование), вместе с тем возрастает социальная роль Православной Церкви в гражданском обществе. Организация плодотворной работы Церкви в разных направлениях требует четкой констатации взглядов Церкви на те или иные явления, уяснения общих целей и задач, поиска наиболее оптимальных путей реализации намеченных целей. Это достигается разработкой и принятием документов разного уровня обобщения, начиная с документов концептуального уровня.

Документ концептуального уровня это документ, который отражает: руководящую идею, ведущую мысль, систему взглядов на предмет, определяющие принципы организации отношений. Документы концептуального уровня позволяют выработать единую общецерковную стратегию действия, служат основой для создания документов более низкого уровня детализации – нормативных документов, стандартов, положений, программ, планов и т.д. Принципиальные ошибки в документах концептуального уровня непременно приводят к последующим ошибкам в реализации замысла, ошибкам в организации взаимодействия между людьми, получении результата, отличного от ожидаемого и т.д. Поэтому понимание основных методологических проблем подготовки церковных документов концептуального уровня может помочь избежать множества критических ошибок.

Приступая к разработке любого церковного документа, тем более концептуального уровня, следует, в первую очередь, помнить о том, что этот документ должен не просто помочь в решении тех или иных практических задач, а должен быть указателем пути ко Христу, должен быть проекцией Евангелия на реальные практические задачи или ситуации, для решения которых составляется данный документ. «Угодно Святому Духу и нам» (Деян.15:28) – вот основной принцип, которым необходимо руководствоваться при разработке церковных документов.

Замечательными современными образцами документов концептуального уровня являются: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000г.), «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию» (2000г.), «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» (2007г.), «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» (2008г.).

Структурно документ подобного рода должен содержать несколько блоков: постановочную часть, видение разработчиками сути явления (как объекта), а также управленческие воздействия, необходимые для развития объекта.

Как правило, наиболее типичные элементы документов концептуального уровня следующие: а) постановочная часть: актуализация (с возможным указанием проблемы, на решение которой направлен документ), основные понятия, цель и задачи документа, область применения (целевая аудитория); б) суть явления (описание объекта): цель, задачи и принципы работы, формы и виды деятельности, классификация; в) управленческие воздействия на объект: цели, задачи и принципы.

Управленческие задачи церковных документов концептуального уровня в сфере образования:

- обеспечение общего для церковного клира видения значения, места, цели и задач деятельности по развитию конкретного направления;

- разработка (или адаптация существующего) пакета документов по дальнейшей реализации Концепции (Положений, Стандартов учебно-воспитательной деятельности, образцов типовых документов);

- создание предпосылок для системной работы по линии церковной иерархии Патриархия (митрополия)-епархия-благочиние-приход;

- формирование системы обратной связи Синодального отдела с педагогами;

- проведение системной методической работы со стороны Синодального отдела в конкретном направлении;

- координация работы по подготовке кадров.

В связи с вышеизложенным, можно выделить основные трудности, с которыми сталкиваются разработчики церковных документов в сфере образования и определить пути их преодоления:

А) Формирование авторского коллектива.

Очевидно, что для разработки документов концептуального уровня в сфере образования необходимо привлекать опытных специалистов, как научных работников, так и практикующих педагогов. Как правило, это люди разной степени воцерковленности, разного опыта жизни в Церкви. Священноначалию, которое должно непременно возглавлять рабочую группу по созданию документа, необходимо учитывать этот человеческий фактор. Молитва о членах рабочей группы, взаимодействие между членами рабочей группы в евангельском духе любви, безусловно, сделает работу более продуктивной. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан.13:35).

Б) Анализ уже имеющихся документов в сфере церковного образования.

Перед началом работы над проектом документа необходимо проанализировать уже имеющиеся документы, описывающие или регламентирующие церковное образование. Это должны быть как святоотеческие тексты и церковные постановления, так и государственные документы (законы, постановления и т.д.).

В) Организация рабочего процесса.

Рабочий процесс по созданию документа можно организовать несколькими методами:

* разбить документ на блоки и поручить написание каждого блока отдельным авторам (группе авторов), после чего рабочая группа сводит документ воедино. Достоинствами такого метода являются: возможность работы специалистов над профильным блоком и быстрота написания документа. К недостаткам следует отнести: стилистические различия полученного проекта документа, что требует последующей дополнительной литературной правки. Различная степень опыта церковной жизни авторов так же отразится на содержании отдельных блоков.

* документ пишется всем авторским коллективом «по кругу». Каждый автор (группа авторов) вносит дополнения или изменения в документ, после чего передает документ следующему автору (группе авторов). Достоинством такого метода, на мой взгляд, является более четкая структура документа, стилистическая целостность. Однако при таком методе на создание документа уходит значительно больше времени, а также требуется более четкое планирование совместной работы.

* Основа документа пишется одним автором или небольшой группой авторов. После этого полученный проект документа выносится на обсуждение авторского коллектива. Окончательный проект документа формируется в процессе обсуждения авторским коллективом. Из достоинств такого метода можно отметить меньшие трудозатраты. Однако такой метод требует более частых встреч авторского коллектива для обсуждения проекта документа, что не всегда удобно, если авторы удалены друг от друга географически.

С учетом тех или иных особенностей разных методов коллективного написания документа возможна комбинация этих методов на различных этапах подготовки проекта документа.

Г) Терминологические неточности.

Поясним на примерах. В документе «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» (утвержденным Синодом РПЦ (27 декабря 2011 года) речь идет о «просветительском служении Церкви», которое включает в себя «катехизацию» и «религиозное образование». Последним двум терминам тоже дается определение. Катехизация — это содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви. Религиозное образование — это наставление православного христианина в истинах веры и нравственных нормах христианства, приобщение его к Священному Писанию и церковному Преданию, в том числе к литургической жизни Церкви, к святоотеческому молитвенному и аскетическому опыту. Сравним с определением «Катехизис» святителя Московского Филарета (Дроздова): «Православный катехизис есть наставление в православной христианской вере, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души».

При этом в разделе упомянутого документа «Направление, формы и содержание просветительского служения» прописаны только формы работы приходского катехизатора, как-то оглашение, духовное просвещение крещеных людей (в т.ч. воскресная школа, богословские курсы, библейские беседы, консультативная служба, работа с семьей и т.д.).

В результате в документах не сформировано четкое понимание, каким термином обозначать просветительскую работу Церкви в среде, например, общеобразовательных учебных заведений. Другими словами, как называть деятельность Церкви по, во-первых, содержательному наполнению т.н. предметов духовно-нравственного направления («христианской этики», «библейской истории» и др.), а, во-вторых, по критической оценке школьных предметов с антихристианским содержанием («валеология» и др.)?

Можно предположить, что просветительское служение Церкви в среде учебных заведений обозначают термином «православное образование». В частности, разработан и утвержден «Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений…» (27 июля 2011 г.) (далее - Стандарт). Указанный документ является нормативным документом, который, с одной стороны, определяет место  православного образования в сфере среднего образования на основе существующего законодательства (все общеобразовательные учреждения выполняют Государственный стандарт и действуют в рамках Закона «Об образовании»), с другой стороны, определяет степень участия Церкви, важнейшего общественного института как субъекта образовательного процесса, выполняющего социальный заказ православных верующих граждан государств, находящихся на ее канонической территории, в процессе духовно-нравственного обновления государственного образования.

При этом, ни Стандарт, ни какие другие документы не дают четкого определения термину «православное образование», а также не просматривается, чем отличается «религиозное образование» от «православного образования». Можно ли считать эти термины синонимами?

Анализ указанных выше документов дает основания определять православное образование как одну из форм просветительского служения Церкви в системе учебных заведений Украины. По логике разработчиков церковных документов православное образование осуществляется через включение и реализацию православного компонента в образовательном процессе, как в православных учебных заведениях (например, в православных гимназиях), так и в неконфессиональных учебных заведениях.

Думается, что эти неточности будут устранены при разработке обобщающего документа Образовательной концепции РПЦ, которая, по словам Патриарха, должна развивать положения Социальной концепции Церкви в сфере образования.

Д) Особенности перевода.

В ходе работы над рядом документов концептуального уровня мы столкнулись с отсутствием русско-украинского словаря церковной терминологии. Так, например, как перевести слова: нравственность, благочестие, облик, окормление? Думается, что работа над русско-украинским словарем церковной терминологии должно стать одной из важных работ в сфере православного образования.

Е) Определение этапов и сроков создания документа.

Это проблемы организационного характера. Тем не менее, они оказывают значительное влияние на качество документа и сроки его реализации. Четкое распределение обязанностей между членами авторского коллектива, регулярная отчетность о проделанной работе, организация совместных встреч, конференций – организационная основа качественного документа. Немаловажную роль играют организационные способности председателя рабочей группы. Итогом совместной работы должен стать проект документа, готовый для вынесения на публичное обсуждение.

Ж) Получение отзывов и рецензий.

Проект документа концептуального уровня перед принятием его Священным Синодом УПЦ или Главой Синодального отдела обязательно выносится на публичное обсуждение для получения отзывов, рекомендаций и замечаний. После анализа полученных замечаний авторский коллектив вносит в документ те дополнения, которые отвечают цели документа, делают более ясным понятийный аппарат, позволяют более точно наметить пути реализации намеченных целей, соответствуют главной идее документа.

Рассмотренные цели и задачи церковных документов концептуального уровня помогут понять их место и роль сегодня в организации религиозного образования, катехизации и миссионерства. Учет тех или иных методологических проблем при создании документов концептуального уровня в сфере церковного образования надеюсь позволит повысить эффективность просветительского служения Церкви.

У нас на сайте вы найдете
более 3189 житий святых.

Новости общины и сайта

 

Последние 20 новостей

Опрос

Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?

Библейская история про антихриста метафора. Реальный антихрист никогда не придет.
Антихрист придет, но не скоро. Пока можно не бояться.
Антихрист скоро придет. Нужно готовиться.
Антихрист уже пришел.
Бояться нужно грешить.


Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Результаты >>

Святцы

июль 2024 г.
Пн 1 8 15 22 29
Вт 2 9 16 23 30
Ср 3 10 17 24 31
Чт 4 11 18 25  
Пт 5 12 19 26  
Сб 6 13 20 27  
Вс 7 14 21 28  


Сегодня 22/07/2024
(09/07/2024 по ст.ст.)

понедельник 5-ой седмицы по Пятидесятнице.
Сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского (I).
Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV).
Прмчч. Патермуфия, Коприя и мч. Александра, подвижников Египетских (361-363).
Свт. Феодора, еп. Едесского (IX).
Прп. Антония Леохновского.
Кипрской в с. Стромыни (Моск. обл.) и Колочской (1413) икон Божией Матери.
Прп. Евфимия Карельского.
Блж. Петра, сщмч. Черевковского.
Св. Эверильды девы (700) ( Кельт. и Брит. ).
Св. Панагеса Басиаса ( Греч. ).
Прпп. Дионисия Ритора и Митрофана, Афонских ( Греч. ).
Разработчики


Services are held in the Russian Orthodox Church at the following address:
Яндекс.Метрика
© Holy Royal Martyrs of Russia Orthodox Church - Sparks, Nevada, USA