Современное состояние государственно-конфессиональных отношений в Республике Абхазия

Обзор

иерей Андрей Кудрявцев

г. Киев, 2013 г.

Содержание

Введение. 1

Законодательные акты Республики Абхазия, регулирующие государственно-конфессиональные отношения. 2

Право каждого на свободу совести и вероисповедания. 3

Закрепление светского характера государства в законодательстве Республика Абхазия. 4

Законодательные положения об особом статусе традиционных религий. 4

Охрана государством религиозных воззрений своих граждан. 5

Возможность религиозного образования в светских школах. 5

Права государственных служащих, военных, лиц, находящихся под стражей и в местах лишения свободы, на свободу совести и свободу вероисповедания. 5

Создание и ликвидация религиозных организаций. 6

Имущественные и иные права религиозных организаций. 7

Права и обязанности священнослужителей. 8

Вывод. 8

Источники. 9

 

Введение

Сегодня Абхазия – это республика (абх. Аҧсны Аҳәынҭқарра), расположенная в северо-западной части Закавказья, на черноморском побережье от р. Псоу до р. Ингур. Республика Абхазия по суше граничит с Российской Федерацией и Грузией, являясь независимым, демократическим государством, во главе которого стоит все­народно избранный сроком на 5 лет президент. Законодательную власть страны представляет многопартийный парламент из 35 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. Сегодня государственная самостоятельность Абхазии признается 5 государствами — членами ООН: Россией (с 2008 г.), Никарагуа (с 2008 г.), Венесуэлой (с 2009 г.), Науру (с 2009 г.), и Тувалу (с 2011 г.).

История Православной Церкви в Абхазии, начавшись во времена проповеди апостолов, знает как периоды расцвета (VIII-XII вв.), так и периоды упадка (XV-XVIII вв.). Особенности истории Абхазии привели к тому, что на довольно небольшой территории страны компактно проживают христиане и мусульмане, не считая представителей других религий. Не обошла Абхазию и борьба с Христовой Церковью и другими религиями, развернутая представителями советской власти в XX в. Крушение СССР не прошло мирно для народа Абхазии. Трагедия грузино-абхазской войны (1992-1993 гг.) до сих пор остается открытой раной Абхазии. На богатом историческом опыте, но в тяжелых условиях экономической и политической блокады, в тяжелых условиях восстановления народного хозяйства, разрушенного войной, начало формироваться законодательство молодой республики. Создатели правовой базы молодого государства должны были учесть и многовековые национальные традиции, и сложившиеся в стране межконфессиональные отношения, и международную правовую базу. Анализ государственно-конфессиональных отношений в Абхазии интересен еще тем, что все законодательство Абхазии и, в частности, законодательство, регулирующее государственно-конфессиональные отношения, динамично развивается. Какую форму примут государственно-конфессиональные отношения в стране, в значительные периоды истории которого преобладали христианство и ислам попеременно, в стране, где до сих пор сильна национальная религия абхазов, оказывающая значительное социальное влияние? Все это представляет значительный интерес для исследователя правоведа.

Законодательные акты Республики Абхазия, регулирующие государственно-конфессиональные отношения

Основными законами и правовыми актами, регулирующими государственно-конфессиональные отношения в Республике Абхазия, являются:

1) Конституция Республики Абхазия. Принята на сессии Верховного Совета Республики Абхазия 12-го созыва 26 ноября 1994 г., одобрена всенародным голосованием 3 октября 1999 г. с изменением, принятым на всенародном голосовании (референдуме) 3 октября 1999 г. (№ 187-с).

2) Закон Республики Абхазия «О свободе совести и о религиозных объединениях». Принят Народным Собранием – Парламентом Республики Абхазия 10 октября 2012 года, подписан Президентом Республики Абхазия Александром Анквабом, вступил в силу с 31 марта 2013 года.

Согласно последнему «Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из соответствующих норм Конституции Республики Абхазия, Гражданского кодекса Республики Абхазия, настоящего Закона, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Республики Абхазия»[2, ст.3, п.1] (Прим.: о Гражданском кодексе будет ниже).

Вместе с тем государственно-конфессиональные отношения регулируют:

3) Закон Республики Абхазия «Об общественных объединениях, политических партиях и движениях» (13 марта 1997 г. № 318-с-XIII Том 7). Подписан Председателем Верховного Совета Республики Абхазия Владиславом Ардзинба 27 августа 1991 г.

4) Закон Республики Абхазия «О некоммерческих организациях». Принят Народным Собранием – Парламентом Республики Абхазия 21 октября 2005 года, подписан Президентом Республики Абхазия Сергеем Багапшем 2 ноября 2005 года (№ 1164-с-XIV).

5) Закон Республики Абхазия «О туристской деятельности в Республике Абхазия». Принят Народным Собранием – Парламентом Республики Абхазия 21 июля 2005 года, подписан Президентом Республики Абхазия Сергеем Багапшем (№ 1097-с-XIV).

6) Закон Республики Абхазия «О налоге на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями от 13 марта 1997 г. № 319-с-XIII, 23 октября 1997 г. № 379-с-XIII, 23 февраля 1998 г. № 400-с-XIII, 5 ноября 1999 г. № 535-с-XIII, 21 апреля 2000 г. № 564-с-XIII, 30 июня 2000 г. № 572-с-XIII, 30 июня 2000 г. № 574-с-XIII, 28 декабря 2000 г. № 596-с-XIII, 28 декабря 2000 г. № 606-с-XIII, 21 июня 2001 г. № 641-с-XIII, 29 ноября 2002 г. № 725-с-XIV, 6 февраля 2003 г. № 751-с-XIV, 19 января 2004 г. № 850-с-XIV, 6 мая 2004 г. № 894-с-XIV, 7 апреля 2006 г. № 1294-с-XIV, 25 июля 2006 г. № 1420-с-XIV, 29 января 2007 г. № 1575-с-XIV, 4 августа 2009 г. № 2470-с-IV, 30 декабря 2010 г. № 2809-с-IV). Подписан Председателем Верховного Совета Республики Абхазия Владиславом Ардзинба 8 сентября 1994 г. (№ 165-с).

7) Закон Республики Абхазия «О налоге на имущество предприятий» (с изменениями и дополнениями от 14 июня 1996 г. № 254-с, 23 февраля 1998 г. № 399-с-XIII, 22 декабря 2005 г. № 1199-с-XIV). Подписан Председателем Верховного Совета Республики Абхазия Владиславом Ардзинба 8 сентября 1994 г. (№ 171-с).

8) Закон Республики Абхазия «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с изменениями и дополнениями от 14 июня 1996 г. № 255-с, 5 июня 1997 г. № 342-с-XIII, 23 февраля 1998 г. № 401-с-XIII, 4 января 1999 г. № 479-с-XIII, 27 июля 1999 г. № 522-с-XIII, 30 июня 2000 г. № 573-с-XIII, 28 декабря 2000 г. № 605-с-XIII, 29 ноября 2002 г. № 726-с-XIV). Подписан Председателем Верховного Совета Республики Абхазия Владиславом Ардзинба 8 сентября 1994 г. (№ 167-с).

9) Закон Республики Абхазия «О подоходном налоге с физических лиц» (с изменениями и дополнениями от 8 сентября 1994 г. № 149-с, 23 февраля 1998 г. № 403-с-XIII, 3 апреля 1998 г. № 413-с-XIII, 12 марта 1999 г. № 492-с-XIII, 2 февраля 2000 г. № 554-с-XIII, 28 декабря 2000 г. № 604-с-XIII, 28 декабря 2000 г. № 607-с-XIII, 13 апреля 2001 г. № 625-с-XIII, 18 января 2002 г. № 665-с-XIII, 31 декабря 2008 г. № 2270-с-IV, 17 августа 2011 г. № 2992-с-IV). Подписан Председателем Верховного Совета Республики Абхазия Владиславом Ардзинба 30 июня 1992 г. (№ 100-XII-с).

10) Гражданский Кодекс Республики Абхазия (с изменениями и дополнениями от 2 апреля 2007 г. № 1677-с-XIV, 10 мая 2011 г. № 2913-с-IV). Именно на него ссылается закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», перечисляя документы, регулирующие государственно-конфессиональные отношения. Принят Народным Собранием – Парламентом Республики Абхазия 22 мая 2008 года, подписан Президентом Республики Абхазия Сергеем Багапшем 11 июня 2008 года (№ 2063-с-IV).

11) Земельный Кодекс Республики Абхазия. Подписан Председателем Верховного Совета Республики Абхазия Владиславом Ардзинба 7 сентября 1994 года (№ 135-с). Введен в действие Постановлением Верховного Совета Республики Абхазия 7 сентября 1994 года (№ 136-с).

12) Таможенный Кодекс Республики Абхазия (с изменениями и дополнениями от 31 октября 2001 г. № 659-с-XIII, 30 декабря 2005 г. № 1218-с-XIV). Принят Народным Собранием Республики Абхазия 15 декабря 2000 г., подписан Президентом Республики Абхазия Владиславом Ардзинба 28 декабря 2000 г. (№ 594-с-XIII).

Автор не исключает существование других правовых актов, регулирующих государственно-конфессиональные отношения в Республике Абхазия, но автору они не известны. Вместе с тем анализ законодательных норм, содержащихся в указанных документах, может дать довольно объективную картину государственно-конфессиональных отношений в республике. Ссылки на перечисленные документы при цитировании правовых норм будут соответствовать приведенной нумерации законов и кодексов.

Право каждого на свободу совести и вероисповедания

Прежде чем перейти к анализу взаимоотношений государства и религиозных организаций в Абхазии необходимо отметить, что каждый человек, очевидно – как гражданин, так и гость страны, имеет полную свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. В частности, Конституция страны указывает на то, что «Каждый человек имеет право на свободу… совести, вероисповедания,… слова и убеждений»[1, ст.14]. Здесь важно отметить, что «Республика Абхазия признает и гарантирует права и свободы, закрепленные во Всеобщей Декларации прав человека, в Международных Пактах об экономических, социальных и культурных правах…»[1, ст.11]. Соответственно Конституция подтверждает, что «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков»[1]. Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» подтверждает, что «в Республике Абхазия гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними»[2, ст.4, п.1]. Специально указывается, что иностранцы так же как и граждане страны пользуются теми же правами и свободами.

Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», определяет, что «свобода вероисповедания – право человека свободно исповедовать единолично либо совместно с другими любую религию, или не исповедовать никакой, самостоятельно определять свое отношение к религии, к участию или не участию в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях, в обучении религии»[2, ст.2], а свобода совести это «право каждого выбирать для себя систему духовных ценностей»[там же].

Контроль за исполнением законодательства «о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры Республики Абхазия»[2, ст.30, п.1].

Закрепление светского характера государства в законодательстве Республика Абхазия

Прямой нормы законодательства, устанавливающей светский характер государства Республика Абхазия, нет. Есть норма о светском характере образования, но об этом ниже. Вместе с тем в законодательстве страны есть нормы, присущие многим государствам светского характера. Так согласно Конституции «все равны перед законом и судом независимо от… отношения к религии, убеждений, идеологий и других обстоятельств»[1, ст.12]. Вместе с этим «запрещается создание и деятельность общественных объединений, партий и движений, цели и действие которых – … разжигание… религиозной розни»[1, ст.18]. Прим.: «Специальным Указом Президента Республики Абхазия Владиславом Григорьевичем Ардзинба была запрещена деятельность секты «Свидетели Иеговы»»[2].

Светский характер государства проявляется в отношении к дискриминации: «установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается»[2, ст.4, п.3], в отношении граждан к законам страны: «граждане Республики Абхазия равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности»[там же, п.4].

И, наконец, закон прямо говорит о том, что «в Республике Абхазия религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной»[2, ст.5, п.1]. Законодательство регламентирует сферы влияния и деятельности государства и религиозных организаций.

Законодательные положения об особом статусе традиционных религий

Несмотря на отсутствие в законодательстве прямых норм, выделяющих те или иные религиозные организации перед другими, некоторые положения законодательства дают понять, что традиционные религии в Абхазии де-факто имеют особый статус. Так в преамбуле к закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится: «Уважая христианство, ислам и другие религии, а также монотеистическое мировоззрение абхазов, признавая важную роль православия в становлении абхазской государственности, настоящий Закон содействует достижению взаимопонимания, терпимости и уважения». Здесь мы видим подчеркивание роли Православной Церкви в «становлении абхазской государственности» и выделение ислама из ряда других религий. В статье 2-й это же закона «Основные понятия и их определения» особо разъясняется, что представляет собой «монотеистическое мировоззрение абхазов». Это «система религиозных взглядов, канонов и ритуалов, которая сформировалась в процессе длительного исторического развития народа Абхазии»[2, ст.2].

Здесь же следует указать на очень интересное положение законодательства Республики Абхазия в отношении религиозных организаций, с одной стороны не нарушающее исторически сложившийся межконфессиональный баланс в республике, с другой стороны ограждающее народ страны от неконтролируемого проникновения в республику деструктивных и даже идеологически чуждых религиозных воззрений. «Государство вправе проводить религиоведческую экспертизу по основаниям, устанавливаемым настоящим Законом»[2, ст.5, п.8]. Сегодняшний межконфессиональный баланс сложился в очень сложных исторических условиях. Его становление зачастую сопровождалось кровопролитными столкновениями. Народ Абхазии ценит мир и спокойствие и прекрасно понимает, что сегодняшняя глобализация, секуляризация ряда государств и т.п. явления могут принести в страну идеи, способные разрушить конфессиональный баланс в стране, что, не исключено, может привести к новым столкновениям. И даже в случае отсутствия деструктивного влияния на жизнь государства, чуждые для Абхазии религиозные течения нарушат самобытность молодого государства с древней историей. На основе проведенной экспертизы деятельность религиозной организации может быть запрещена (см. 2, ст.7, п.4-7; 2, ст.13, п.2). Проведение государственной религиоведческой экспертизы регламентируется статьей 13 закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Охрана государством религиозных воззрений своих граждан

Законодательство Республики Абхазия, страны, где очень сильны религиозные традиции, несмотря на светский характер государства, вполне однозначно становится на защиту религиозных чувств людей, проживающих в стране: «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания… Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, запрещаются»[2, ст.4, п.6]. И даже больше – законодательство республики становится на защиту религиозных чувств и убеждений каждого отдельного человека, например: «Тайна исповеди охраняется законом… В случае, если сам священнослужитель по своей воле или невольно нарушит тайну исповеди, исповедавшийся может требовать отстаивания своих прав на защиту чести и достоинства в соответствии с гражданским законодательством Республики Абхазия»[2, ст.4, п.7].

Возможность религиозного образования в светских школах

Государство Республика Абхазия, следуя принципам светского государства, отделяет учебный процесс в государственных школах от религиозного образования: государство «обеспечивает светский характер образования в республиканских и муниципальных образовательных учреждениях»[2, ст.5, п.2]. «Государственная система образования и воспитания в Республике Абхазия отделена от религиозных объединений»[2, ст.6, п.1].

Вместе с этим государство «не вмешивается… в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания»[2, ст.5, п.2], «Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими» [2, ст.6, п.1]. При этом указывается, что «не допускаются принудительные меры по привлечению детей к религии»[2, ст.6, п.2] и «религиозное воспитание ребенка не должно причинять вред его физическому, психическому здоровью и нравственному развитию»[2, ст.6, п.5].

Хоть законодательство отделяет государственные учебные заведения от религиозных объединений, но религиозные объединения не отделяет от образования: «Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Республики Абхазия создавать образовательные учреждения»[2, ст.6, п.3]. Более того, Республика Абхазия «оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям… в обязательном обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Республики Абхазия об образовании»[2, ст.5, п.3]. Что свидетельствует не только о возможности создавать религиозным организациям учебные заведения, но и о позитивной политике государства в этом направлении. Об этом свидетельствует так же то, что религиозным организациям предоставлена «возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы»[2, ст.6, п.4] в «республиканских и муниципальных образовательных учреждениях»[там же].

Права государственных служащих, военных, лиц, находящихся под стражей и в местах лишения свободы, на свободу совести и свободу вероисповедания

На законодательном уровне в Республике Абхазия разрешено пастырское окормление заключенных: «Духовенство имеет право посещать места лишения свободы для проведения религиозных обрядов и духовного общения с осужденными в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством Республики Абхазия»[2, ст.4, п.8; см. 2, ст.19, п.3]. Автор не располагает текстами уголовно-исполнительного законодательства страны для уточнения процедуры посещения священнослужителями заключенных, но сам факт поддержки такой возможности со стороны государства вызывает уважение.

Вместе с тем военнослужащие и официальные лица государства не могут демонстрировать свои религиозные убеждения при исполнении служебных обязанностей (см. 2, ст.5, п.4). Запрещено «Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, республиканских и муниципальных организациях»[2, ст.7, п.3]. Запрещено распространение религиозной литературы в зданиях государственных учреждений (см. 2, ст.19, п.6). Но «религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в воинских частях, учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан и близких родственников, в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей»[2, ст.19, п.3].

Военнослужащие и государственные служащие в своей личной жизни пользуются правами и свободами на общих условиях, установленных законодательством. Для этого, например, «командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях»[2, ст.19, п.4].

Создание и ликвидация религиозных организаций

«Религиозным объединением в Республике Абхазия признается добровольное объединение граждан, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Республики Абхазия; образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками…»[2, ст.7, п.1]. Законодательство республики различает такие объединения граждан, как «религиозная группа» (см. 2, ст.8, п.1) и «религиозная организация» (см. 2, ст.9, п.1).

Религиозная группа не имеет статуса юридического лица, но должна пройти обязательную регистрацию через уведомление о своей деятельности в соответствующий государственный орган. Число членов религиозной группы четко ограничено – от 5 до 15 человек. Религиозная группа может быть преобразована в религиозную организацию после прохождения соответствующих процедур, установленных законодательством. Деятельность религиозной группы разрешена только в кругу членов группы.

Религиозной организацией признается зарегистрированное государственными органами религиозное объединение, имеющее статус юридического лица (см. 2, ст.10, п.2). Для религиозной организации установлен возрастной ценз для членов организации – 18 лет и минимальное количество членов – 10 человек (см. 2, ст.9, п.2; 2, ст.10, п.1). Регистрация религиозного объединения в качестве религиозной организации возможна, если в наименовании организации четко указано вероисповедание членов объединения (см. 2, ст.9, п.4). Учредителями и руководителями религиозной организации могут быть только граждане страны (см. 2, ст.10, п.3). «Регистрация религиозных организаций осуществляется Министерством юстиции Республики Абхазия»[2, ст.12, п.1] на общих основаниях регистрации юридических лиц и предпринимателей. Справка: В Министерстве Юстиции Абхазии зарегистрированы две православные религиозные организации: Пицундско-Сухумская Епархия и Священная Митрополия Абхазии[3].

Законодательством республики разрешено создание некоммерческих организаций в виде религиозных организаций (см. 4, ст.2, п.3; 10, ст.50, п.3).

Основанием для упразднения религиозной организации может быть нарушение законодательства страны (см. 2, ст.14; 10, ст.61, п.2), решение государственной экспертизы (см. 2, ст.14) или естественное прекращение деятельности организации. О своей деятельности организация должна ежегодно уведомлять зарегистрировавший ее орган (см. 2, ст.9, п.5). В случае неактивности в течении трех лет (см. 2, ст.9, п.6) организация упраздняется. Ликвидация религиозной организации и запрет на деятельность религиозного объединения регламентируются статьей 16-й закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Интересно, что законодательство Республики Абхазия разрешает открытие на своей территории представительств религиозных организаций, созданных за пределами страны. Но «Представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения…»[2, ст.15, п.2].

Имущественные и иные права религиозных организаций

В Республике Абхазия религиозным организациям предоставляются широкие возможности имущественных прав: «религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества)»[2, ст.19, п.1]. Религиозные организации могут свободно производить необходимую для их деятельности литературу и предметы религиозного назначения (см. 2, ст.20, п.1), распространять их среди граждан с согласия граждан (см. 2, ст.19, п.7). Имеют право учреждать организации, производящие религиозную литературу и предметы религиозного назначения (см. 2, ст.20, п.2) и даже более – могут осуществлять любую предпринимательскую деятельность на правах некоммерческих организаций (см. 2, ст.26; 4, ст.6, п.1; 10, ст.117, п.1). От налога на добавленную стоимость религиозные объединения освобождаются (см. 6, ст.5, п.1.н), налог на прибыль начисляется на льготных условиях (см. 8, ст.7, п.1.г; 8, ст.7, п.3). Для своей деятельности религиозные организации могут нанимать рабочий персонал в установленном законодательством порядке (см. 2, ст.29). Персонал, привлеченный на работу религиозной организацией, не освобождается от подоходного налога с физических лиц (см. 9, ст.8). «В собственности религиозных организаций могут находиться здания, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры»[2, ст.24, п.1] (см. 10, ст.213, п.4), за исключением объектов, включенных в перечень историко-культурного наследия мирового или национального значения (см. 2, ст.24, п.2). Законом разрешена безвозмездная (см. 2, ст.25, п.3) передача зарегистрированным религиозным организациям недвижимости религиозного назначения, находящегося в собственности государства (см. 2, ст.24, п.4) в соответствии с конфессиональной принадлежностью (см. 2, ст.25, п.2). Иностранные религиозные организации таким правом не обладают (см. 2, ст.24, п.5), но для зарегистрированных в государстве религиозных организаций разрешается иметь собственность за границей (см. 2, ст.24, п.6). «Религиозные организации вправе использовать для своих нужд земельные участки»[2, ст.25, п.1] (см. так же 11, ст.7,8). Все имущество религиозных организаций в Республике Абхазия не облагается налогом (см. 7, ст.4, п.д).

Имущество религиозных организаций не может привлекаться по делам кредитных обязательств (см. 2, ст.24, п.7; 4, ст.6, п.2; 10, ст.117, п.2). В отношении религиозных организаций их учредители и участники не имеют имущественных прав (см. 10, ст.48, п.3; ст.117, п.2). Законодательством особо оговаривается, что ритуальные услуги религиозных организаций не облагаются налогом на добавленную стоимость (см. 6, ст.5, п.1.п) и налогом на прибыль (см. 8, ст.7, п.4). Религиозные организации вправе принимать без согласования с кем-либо (см. 10, ст.570, п.2) вещи и права в качестве пожертвования (см. 10, ст.570, п.1), а так же денежные средства (см. 2, ст.24, п.3; 3, ст.16, п.3; 4, ст.26, п.1), при этом законом не предусмотрено взимание налога со стоимости пожертвованного имущества или с пожертвованных денежных средств (см. 8, ст.2, п.12). Единственное условие, которое ставит закон – подаренное имущество должно использоваться по назначению и должен вестись его учет (см. 10, ст.570, п.3).

Еще интересное положение законодательства Республики Абхазия касается изъятых как контрабанда предметов «культа»: «Государственный таможенный комитет Республики Абхазия вправе безвозмездно передавать обращенные в республиканскую собственность… предметы культа - религиозным организациям»[12, ст.377].

«Религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций»[2, ст.21, п.1], «могут учреждать приюты для сирот, интернаты, лазареты и иные учреждения»[2, ст.21, п.2], «имеют право создавать культурно-просветительские организации, образовательные и другие учреждения, а также учреждать средства массовой информации»[2, ст.21, п.3]. В благотворительной деятельности государство гарантирует поддержку религиозным организациям (см. 2, ст.21, п.4). «Государство и религиозные объединения совместно заботятся о защите и охране религиозных сооружений и ценностей, имеющих историческое, археологическое, архитектурное и культурное наследие»[2, ст.25, п.5]. «Религиозные организации вправе устанавливать и поддерживать международные связи и контакты»[2, ст.23, п.1].

Религиозные организации в Республике Абхазия пользуются широкими правами по созданию своих «профессиональных» учебных заведений (см. 2, ст.22). При этом дипломы этих заведений имеют государственную аккредитацию (см. 2, ст.22, п.4).

Права и обязанности священнослужителей

«Работники религиозных организаций, а также духовенство подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Республики Абхазия»[2, ст.29, п.4]. Священнослужители, как и все работники религиозных организаций, облагаются подоходным налогом (см. 9, ст.8).

Выше было указано, что тайна исповеди в Республике Абхазия охраняется государством на законодательном уровне. При этом особо подчеркивается, что «Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые ему доверили как духовному наставнику и стали известны из тайны исповеди»[2, ст.4, п.7].

Отдельное внимание в законодательстве страны уделяется деятельности паломников и миссионеров. Их деятельность регламентируется законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (см. 2, ст.17). В свою очередь закон «О туристской деятельности в Республике Абхазия» наделяет паломника статусом «турист», сохраняя за ним широкие возможности для осуществления прав на свободу совести и свободу вероисповедания (см. 5, ст.1,6) при соблюдении паломником действующего законодательства.

Вывод

Из проведенного анализа законодательства Республики Абхазия, регламентирующего государственно-конфессиональные отношения видно, что при позиционировании себя как светского государства, традиционные для страны религии, какими являются христианство, ислам и традиционная религия абхазов, получают от государства всестороннюю поддержку. Государство, понимая вклад этих религий в культурное развитие страны и их роль в социальной жизни общества, имеет законодательные рычаги, позволяющие как сохранить межконфессиональную стабильность в государстве, так одновременно сохранить самобытность абхазской культуры от влияния извне. Законодательство Республики Абхазия в сфере государственно-конфессиональных отношений всячески способствует реализации своими гражданами прав на свободу совести и свободу вероисповедания, что способствует активному развитию культуры Абхазии.

Источники:

1. Официальный сайт Президента Республики Абхазия. [Электронный ресурс] // URL: http://www.abkhaziagov.org/.

2. Официальное представительство Республики Абхазия в Приднестровской Молдавской Республике. [Электронный ресурс] // URL: http://abkhazia-pmr.org/.

3. Официальный сайт Организации Объединенных Наций. «Всеобщая декларация прав человека. 10 декабря 1948 года». [Электронный ресурс] // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml.

4. Ислам в СНГ. [Электронный ресурс] // URL: http://www.islamsng.com/.

5. Государственное информационное агентство Республики Абхазия «АПСНЫПРЕСС». [Электронный ресурс] // URL: http://apsnypress.info/.

 


[1] Всеобщая декларация прав человека. 10 декабря 1948 года, статья 18.

[2] Ислам в СНГ. «Религиозный облик Абхазии. История и современность». [Электронный ресурс] // URL: http://www.islamsng.com/sng/pastfuture/7076 (дата обращения 12.09.2013 г.).

[3] АПСНЫПРЕСС, «Вопросы канонического статуса абхазской православной церкви решаются с использованием политических технологий», - иерей Виссарион (Аплиаа). [Электронный ресурс] // URL: http://apsnypress.info/news/9303.html (дата обращения 13.09.2013 г.).

У нас на сайте вы найдете
более 3189 житий святых.

Новости общины и сайта

 

Последние 20 новостей

Опрос

Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?

Библейская история про антихриста метафора. Реальный антихрист никогда не придет.
Антихрист придет, но не скоро. Пока можно не бояться.
Антихрист скоро придет. Нужно готовиться.
Антихрист уже пришел.
Бояться нужно грешить.


Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Результаты >>

Святцы

июль 2024 г.
Пн 1 8 15 22 29
Вт 2 9 16 23 30
Ср 3 10 17 24 31
Чт 4 11 18 25  
Пт 5 12 19 26  
Сб 6 13 20 27  
Вс 7 14 21 28  


Сегодня 22/07/2024
(09/07/2024 по ст.ст.)

понедельник 5-ой седмицы по Пятидесятнице.
Сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского (I).
Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV).
Прмчч. Патермуфия, Коприя и мч. Александра, подвижников Египетских (361-363).
Свт. Феодора, еп. Едесского (IX).
Прп. Антония Леохновского.
Кипрской в с. Стромыни (Моск. обл.) и Колочской (1413) икон Божией Матери.
Прп. Евфимия Карельского.
Блж. Петра, сщмч. Черевковского.
Св. Эверильды девы (700) ( Кельт. и Брит. ).
Св. Панагеса Басиаса ( Греч. ).
Прпп. Дионисия Ритора и Митрофана, Афонских ( Греч. ).
Разработчики


Services are held in the Russian Orthodox Church at the following address:
Яндекс.Метрика
© Holy Royal Martyrs of Russia Orthodox Church - Sparks, Nevada, USA