Память  преподобного Иоанна Рыльского

Память 18  августа  (по ст.ст.)

 

Иоанн Рыльский (ок. 876-946), преподобный, великий духоносный подвижник Болгарской Православной Церкви и Небесный покровитель болгарского народа.

Память 1 июля в память перенесения мощей из Тырново в Рыльский монастырь, 18 августа в день преставления, 19 октября в день перенесния мощей из Средца в Тырново и в Соборе Болгарских святых

Родился около 876 года в семье благочестивых посе­лян в селе Скрино на правом берегу реки Струмы, на одном из склонов горного хребта Руен. Рано лишив­шись родителей, святой Иоанн в детстве был пастухом у чужих людей. Однажды хозяин стада избил мальчи­ка за то, что тот потерял корову с теленком. Святой обратился за по­мощью к Богу, и Господь не только услышал его, но и явил чудо, из которого было видно, что отрок Иоанн – избранник Божий. Святой отрок нашел корову с теленком за Струмой, но пока он их искал, воды в реке прибавилось, и теленок не мог перейти через реку. Святой Иоанн помолился Богу, положил на воду свою верхнюю одежду, начертал на ней крест, взял теленка и прошел с ним, как по суху, на другой берег. Хозяин, спрятавшийся в лесу, ужаснулся, видя это чудо, и, щедро наградив отро­ка, отпустил его из своего дома.

Раздав имущество бедным, святой Иоанн поступил послушником в один из близлежащих монастырей – вероятно, в монастырь во имя святого Димитрия, расположенный на вершине Руена. Там святой Иоанн научился читать и писать, стал изучать Священное Писание, богослужебные книги, творения Свя­тых Отцов. Через некоторое время он принял иноческий постриг и уеди­нился в окрестном лесу, где поселился в сплетенной из хвороста хижине. Он подвизался на высокой и голой горе, питаясь лишь дикими растениями.

Спустя недолгое время разбойники напали на него ночью и, избив, прогнали оттуда Препо­добный Иоанн вынужден был пересе­литься в пустынную местность в верхнем течении Струмы, где жил в глубокой пещере. Там же вскоре поселился и его племянник святой Лука. Место было столь безлюдное, что преподобный Иоанн счел сначала появление Луки за бесовскую кознь, но, узнав, что юноша ищет душевного спасения, с любовью принял его. Недолго, однако, им пришлось жить вместе: брат преподобного Иоанна нашел подвижников и силой забрал сына. По дороге домой юноша умер от укуса змеи. Раскаявшись, брат просил прощения у преподобного. Пустынник часто ходил потом на могилу праведного юноши; там было его любимое место отдыха.

Двенадцать лет святой Иоанн подвизался в пещере, в подвиге поста и молитвы, а затем перешел на Рыльские горы. Не оставаясь долго на одном месте, свя­той Иоанн переходил по склонам вершин Бричебора, Царев верх и Еленин верх, пока не поселился в месте, называемом Голец. Долгое время преподобный Иоанн жил в дупле дерева, и звери не причиняли ему вреда. Все время святой проводил в плаче о своих грехах и молитве, питался лишь травой. Видя такое терпение, Бог произрастил преподобному бобы, которыми он питался долгое время. Эти-то бобы и сделали его подвиги известными людям. Однажды стадо овец от внезапного страха бежало по горным стремнинам, пока не остановилось у места, где жил преподобный. Пастухи, следовавшие за стадом, с изумлением увидели отшельника, который ласково угощал их: "Вы пришли сюда голодные - рвите себе бобы мои и ешьте". Все ели и насытились. Один же напрятал себе много бобов и в запас. По дороге домой он предложил их товарищам, но в украденных стручках не оказалось ни зернышка. Пастухи воротились с раскаянием, и старец простил, сказав с улыбкой: "Видите, дети, эти плоды назначены Богом для пропитания пустынного". С тех пор стали приводить к преподобному больных и одержимых нечистым духом, которых он исцелял молитвой.

Через некоторое время, же­лая избежать известности и безмолвствовать, преподобный Иоанн переселился в просторную пе­щеру на высокой скале. Здесь подви­зался он более семи лет, претерпев много искушений от бесов. Подвиж­ник носил длинную кожаную одежду, которая со временем превратилась в лохмотья, питался травами.

Но и это место подвигов преподобного Иоанна было открыто. Известие о нем достигло царского двора. Царь Петр (927-969) отправил девять человек разыскать святого, чтобы взять у него благословение. С боль­шим трудом посланцы нашли святого. Провидя, что путники пять дней ничего не ели, преподобный Иоанн предложил им небольшой хлеб, которым все они чудесным образом насытились, да еще полови­на хлеба осталась. Вернувшись, они рассказали о чуде царю, который сам пожелал увидеть святого. Но на пути встретились непроходимые места, и царь отправил послов с просьбой прийти к нему. В дар святому он послал золото и плоды. Смиренный отшельник отказался выходить из уединения и не принял золота. Царю он написал послание с поучением.

Через некоторое время поблизости от преподобного Иоанна стали се­литься братия, искавшие уединения. Тогда преподобный основал у подно­жия скалы, недалеко от реки Рыло, монастырь. Сначала иноки жили в хижинах, затем на месте подвигов преподобного Иоанна возвели храм и соорудили келии. Монастырь был общежительным; по преданию, вна­чале в нем подвизались шестьдесят шесть иноков.

Много лет преподобный Иоанн был игуменом основанной им обите­ли, наставляя братию примером свя­той жизни и душеполезными назида­ниями. Достигнув преклонного возра­ста, за пять лет до кончины преподобный Иоанн составил сво­им ученикам «Завет», в котором преподал правила иноческой жизни и духовные наставления. Преподобный в совершенстве знал греческий язык и читал святых отцов в подлиннике – в его «Завете», например, использованы творения преподобного Феодора Студита, которые в то время еще не были переведены на староболгар­ский язык.

В 941 году преподобный Иоанн избрал своим преемником любимого ученика Григория, сам же ушел в пещеру в затвор. Последние пять лет земной жизни преподобный Иоанн провел в безмолвии и молитве. 18 августа 946 года, семидесяти лет от роду,  он мирно преставился ко Господу и был погребен в притворе монастырского храма в каменной гробнице, которая сохранилась до нашего времени. Святая жизнь подвижника и знамения милости Божией по его молитвам стали наилучшей проповедью Христианской веры в новокрещеной Болгарской земле.

Примерно через 30 лет после кончины, в тревожное время борьбы Болгарии с Византией, при западноболгарском царе Самуиле (976-1014), преподобный Иоанн Рыльский явился игумену Рыльского монастыря и повелел перенести его мощи в город Средец (ныне София), куда скрылся патриарх Болгарский Дамиан (927-972). 18 октяб­ря святые мощи были открыты и обретены нетленными. Их перенесли в Средец и положили сначала в кафедральном соборе во имя святого апостола и евангелиста Луки, а в XII веке в новопостроенном храме во имя преподобного Иоанна Рыльского. При храме его имени был основан мона­стырь.

Еще до перенесения честных мо­щей в Средец произошло так называемое отделение десницы святого Иоанна. По мнению некоторых историков, святые мощи были перенесены в 980 году, но десницу святого рыльские монахи оставили в обители. Вскоре им пришлось покинуть монастырь, во время переселения болгар во множе­стве на Русь из-за притеснения гре­ков, захвативших к тому времени Восточную Болгарию и запрещавших болгарам совершать Богослужения на родном языке. Возможно, когда греки начали постепенно завоевывать За­падную Болгарию, рыльские монахи также ушли на Русь, взяв с собой святыню обители – правую руку пре­подобного Иоанна. Известно, что в начале XI века на северо-западе Ки­евской Руси был построен город-крепость  Рыльск. Первый храм, кото­рый построили жители города, был освящен во имя преподобного Иоанна Рыльского с приделом во имя святых мучеников Флора и Лавра, в день памяти которых преставился святой. Очевидно, там поселились бежавшие с Рыльских гор болгары. Есть основания считать, что в этом храме хранилась и десница преподобного Иоанна. Таким образом, преподобный Иоанн стал первым южнославянским святым, которому на русской земле был воздвигнут храм, и который стал одним из Небесных покровителей русского народа. Именно в русских источниках [1] сохранилась дата кончины преподобного. Впоследствии, в 1240 году, по словам летописца, «только Рыльск сохранился от Батыева погрома». Когда во время осады жители города призвали на помощь своего покровителя, пре­подобный Иоанн явился на городской стене, махнул платком, ослепил татар и таким образом спас Рыльск.

В 1183 году Венгерский король Бела III (1172-1196) захватил Сре­дец и перенес святые мощи в свою столицу – город Гран (слав. Остригом, ныне Остергом). Однако через четыре года король по некоторым знамениям у гробницы святого понял, что преподобному не угодно пребыва­ние в Остригоме, и в 1187 году возвратил святые мощи в Средец, богато украсив гроб золотом и серебром.

19 октября 1195 года, после осво­бождения Болгарии от Византийской зависимости Асеном I (1187-1196), царь перенес святые мощи в новую столицу – Тырново [2]. На холме Трапезица воздвигнули храм, в котором и были положены мощи преподобного Иоанна. В Тырново честные мощи находились и после взятия его турка­ми в 1393 году, и лишь в 1469 году, по просьбе братии Рыльского мона­стыря и благодаря помощи вдовы султана Мурада II Марии, дочери сербского деспота Георгия Бранковича, были возвращены в обитель преподобного Иоанна, где и почивают доныне. 30 июня 1469 года, при игумене Давиде, святые мощи были торже­ственно положены в новой гробнице в храме Рыльской обители. Празднова­ние возвращения мощей было уста­новлено 1 июля.

Тем временем, начало всероссийского почитания преподобного Иоанна Рыльского ус­ловно относится к XIV веку, так как его имя впервые обнаружено вписан­ным полууставом XIV века в руко­пись XII века – Галицкое Евангелие. Дальнейшие сведения о почитании преподобного Иоанна на Руси отно­сятся к первой четверти XV века [3]. С XVI века имя преподобного Иоанна Рыльского упоминается во многих богослужеб­ных книгах. Служба святому в обихо­де Русской Церкви утвердилась с появлением печатных Миней, не ра­нее конца XVII – начала XVIII века. В 1645 году на Руси впервые была издана служба святому, а в 1671 году в типографии Киево-Печерской Лав­ры была напечатана «Служба с жити­ем преподобного отца нашего Иоанна Рыльского», являющаяся также пер­вым печатным изданием Жития свя­того, составленного болгарским пат­риархом Евфимием в XIV веке.

Великий праведник и подвижник Русской Церкви протоиерей Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 го­да, в день памяти преподобного Иоан­на Рыльского. В память своего небес­ного тезоименного покровителя он основал в начале XX века в Петербурге женский монастырь, где впоследствии Иоанн был погребен.

Почитание преподобного Иоанна в Болгарии настолько велико, что его можно сравнить только с особым почитанием преподобного Сергия Радонежского на Руси. Как преподобного Сергия называют «Игуменом всея Руси», так и преподобного Иоанна можно назвать «Игуменом всея Болгарии». Поражает сходство и их жизнеописаний, и их наследия – оба возрастили сонм подвижников-учеников, явившись столпами Церквей Болгарской и Русской. Основанные ими монастыри стали крупнейшими центрами духовного просвещения этих государств, а их нетленные мощи охраняют их столицы.

Труды

«Завет» пре­подобного Иоанна считается одним из лучших творений староболгарской письменности и свидетельствует о высокой культуре и глубокой богос­ловской мудрости автора. Преподобный Иоанн рекомендует в «Завете» читать «больше отеческих книг». При этом сам он цитирует «Паранесис» святого Ефрема Сирина. Наи­более ранний староболгарский пере­вод этого произведения (два глаголических ли­ста) был найден в Рыльском монасты­ре в 1845 году. Это обстоятельство, очевидно, указывает на тот факт, что именно в Рыльской обители был сделан первый перевод «Паранесиса» и, возможно, самим преподобным Иоанном.

Использованные материалы

Суворов, Максим, «Игумен всея Болгарии», 30.VIII.2008:

http://www.pravostok.ru/ru/journal/modern/index.php?id=852 

http://www.jmp.ru/svyat/aug18.htm#ioann-rylskij

http://www.jmp.ru/svyat/oct19.htm#perenesenie

http://days.pravoslavie.ru/Trop/IT1011.htm

______________________________

[1]  Минея на август XII века, Мазуринский летописец

[2]  Так согласно статье Суворова. По http://www.jmp.ru/svyat/aug18.htm#ioann-rylskij, http://www....nie – оно состоялось в 1248. См. Суворов, Максим, «Игумен всея Болгарии», 30.VIII.2008, http://www.pravostok.ru/ru/journal/modern/index.php?id=852

[3]  Пролог 1429 года в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры.

У нас на сайте вы найдете
более 3189 житий святых.

Новости общины и сайта

 

Последние 20 новостей

Опрос

Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?

Библейская история про антихриста метафора. Реальный антихрист никогда не придет.
Антихрист придет, но не скоро. Пока можно не бояться.
Антихрист скоро придет. Нужно готовиться.
Антихрист уже пришел.
Бояться нужно грешить.


Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Результаты >>

Святцы

август 2024 г.
Пн   5 12 19 26
Вт   6 13 20 27
Ср   7 14 21 28
Чт 1 8 15 22 29
Пт 2 9 16 23 30
Сб 3 10 17 24 31
Вс 4 11 18 25  


Сегодня 31/08/2024
(18/08/2024 по ст.ст.)

суббота 10-ой седмицы по Пятидесятнице.
 Попразднство Успения Пресвятой Богородицы.
Мчч. Флора и Лавра (II).
Мчч. Ерма, Серапиона и Полиена Римских (II).
Сщмч. Емилиана епископа и с ним Илариона, Дионисия и Ермиппа (ок. 300).
Свтт. Иоанна (674) и Георгия (683), патриархов Константинопольских.
Прп. Макария, игумена Пеликитского (ок 830).
Прп. Иоанна Рыльского (946).
Прп. Варнавы и племянника его прп. Софрония, монахов ( Греч. ).
Прп. Христофора, игумена ( Греч. ).
Прп. Софрония, Афонского ( Греч. ).
Прп. Арсения Нового, Паросского ( Греч. ).
Мц. Иулианы ( Греч. ).
Мч. Льва ( Греч. ).
Новомчч. архим. Августина из Оранского м-ря, прот. Николая из Ниж. Новгорода и 15 чел. с ним (1918).
Разработчики


Services are held in the Russian Orthodox Church at the following address:
Яндекс.Метрика
© Holy Royal Martyrs of Russia Orthodox Church - Sparks, Nevada, USA