Память преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца
Память 18 октября (по ст.ст.)
Иосиф Волоцкий (Волоколамский) в миру Иван Санин, происходил из семьи богатого вотчинника, владельца села Язвище в Волоколамском княжестве. В 20 лет постригся в Боровском монастыре; не желая мириться с падением дисциплины в монашеской среде ушел из Боровского монастыря. Посетив несколько монастырей и не найдя нигде должного, по его мнению, монашеского образа жизни основал 1479 в районе Волоколамска монастырь, получивший позже его имя (Иосифо-Волоколамский монастырь), где ввел правила общежития отличавшиеся суровым аскетизмом и подробной регламентацией всех сторон монастырской жизни.
Первоначально был связан с удельными волоцкими князьями, братьями Ивана III. Затем порвал с удельно-княжеской оппозицией и встал на защиту великокняжеской власти - в 1507 Иосифо-Волоколамский монастырь перешел под патронат великого московского князя Василия III.
Вел непримиримую борьбу с ересью жидовствующих проникшей в высшее русское общество, в т.ч. в семью великого князя. Выступал за устранение нестроений в монастырской жизни и монашеском быту.
Сохраняя лично уважительное отношение к святому Нилу Сорскому вел полемику с ним и его последователями, представителями течения нестяжателей.
На церковном соборе 1503 Иосиф Волоцкий и иосифляне добились отклонения проекта ликвидации монастырского землевладения, выдвинутого нестяжателями, а на соборе 1504 — жестокой расправы над жидовствующими (Нил Сорский был против гонений на еретиков).
В этот период Иосиф Волоцкий выступил с теорией божественного происхождения великокняжеской власти, что способствовало укреплению позиций великого князя и превращения его власти в самодержавную.
Скончался 9 сентября 1515 года.
Тропарь, глас 5
Яко постников удобрение и отцев красоту, / милости подателя, разсуждения светильника, / вси вернии сошедшеся восхвалим, / кротости учителя, и ересей посрамителя, / премудраго Иосифа, Российскую звезду, / молящася Господу / помиловатися душам нашим.
Кондак, глас 8
Жития треволнения и мятеж мирский, и страстная взыграния в ничтоже вменив, / пустынный гражданин показался еси, / многих быв наставник, Иосифе преподобне, / монахов собратель, и молебник верен, чистоты рачитель. / Моли Христа Бога спастися душам нашим.
Труды
Основное его сочинение — «Просветитель» («Книга на новгородских еретиков») в краткой (1502—1504) и пространной (1510—1511) редакциях. Его перу принадлежит: краткая и пространная редакции монастырского «Устава», трактат «Яко не подобает святым божиим церквам обиды творити» (ок. 1507), «Уехав» в краткой редакции (кон. XV в.) и пространной (минейной, ок. 1515); также более 20 посланий к различным лицам: великим кн. Ивану III и Василию III; И.И. Третьякову (1510—11), Б.В. Кутузову (1511) и др.
Использованные материалы
http://days.pravoslavie.ru/Trop/IT1055.htm
Полный Тропарион. - Издательство "Троица". - 2006. - Т. 1. - С. 31.
более 3189 житий святых.
Новости общины и сайта
Опрос
Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?
Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Святцы
Пн | 7 | 14 | 21 | 28 | |
Вт | 1 | 8 | 15 | 22 | 29 |
Ср | 2 | 9 | 16 | 23 | 30 |
Чт | 3 | 10 | 17 | 24 | 31 |
Пт | 4 | 11 | 18 | 25 | |
Сб | 5 | 12 | 19 | 26 | |
Вс | 6 | 13 | 20 | 27 |
Апостола и евангелиста Луки (I).
Прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515).
Мч. Марина (IV).
Прп. Иулиана, пустынника Месопотамского (IV).
Прп. Давида, игумена Серпуховского.
Свт. Мнасона, еп. Кипрского ( Греч. ).
Новомчч. Гавриила и Кирмидола, Египетских (1522) ( Греч. ).
Прпп. Симеона, Феодора и Евфросина ( Греч. ).
Свт. Петра, митр. Черногорского ( Серб. ).