Крест Господень
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)
Праздник Воздвижения Креста Господня - один из самых великих праздников. Он так велик, что воскресенье перед этим праздником и воскресенье после него Святая Церковь посвящает приготовлению христиан к нему и утверждению в помышлении о нем.
Так установлено и перед Рождеством Христовым и Крещением Господним.
Как же готовит нас Святая Церковь к этому великому празднику? Она предлагает нам сосредоточить ум и сердце на Кресте Господнем.
Слышали вы ныне в апостольском чтении, что сказал о себе св. апостол Павел: "Я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира" (Тал. 6, 14). "Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал. 2, 19-20).
Вот чем был для святого апостола Крест Христов. Он проникся таким благоговением перед Крестом Христовым, что ни о чем больше не думал, все на свете забыл. Крест Христов всегда неизменно стоял перед его очами.
Многие из вас по опыту знают, как иногда чей-либо образ всегда, постоянно стоит перед очами. Знаете вы, что если снизойдет в сердце ваше любовь, то образ любимого неотступно и всегда стоит перед глазами любящего. День и ночь он помышляет о нем, он живет только любимым.
Но это любовь низшего порядка.
А любовь апостола Павла есть высшая форма любви, ибо навсегда и неизгладимо отпечатлелся в его сердце Крест Христов.
В нынешнем Евангельском чтении вы слышали слова Самого Господа Иисуса Христа в беседе Его с Никодимом: "Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому" (Ин. 3,14). Когда был наподобие креста повешен медный змий, тогда все израильтяне, смертельно ужаленные змеями, обращали очи и сердца свои к этому изображению, прообразовавшему распятого на кресте Господа Иисуса Христа, и исцелялись.
И у св. апостола Павла мысленный взор всегда был устремлен на Крест Господень и на Господа Иисуса Христа, на этом Кресте принесшего страшную жертву Голгофскую, ко Кресту пригвоздившего грехи всего мира. Он все забыл, он не мог ни о чем думать. Он думал только о Господе, распятом на Кресте. Вот как безмерно глубоко чувствовал ап. Павел Крест Христов.
А мы чем хвалимся? Мы хвалимся совсем другим - успехами в нашей деятельности научной, общественной. Мы хвалимся похвалами, наградами и орденами, получаемыми за эту деятельность, успехами жизни нашей - богатством, умом, остроумием, своей ловкостью, своими успехами в спорте. Вот чем мы хвалимся, вот к чему устремлены сердца наши.
А все святые, как апостол Павел, сораспялись Господу Иисусу Христу. В их сердцах глубоко запечатлелись слова Самого Господа и апостолов. Они помнили, что говорил ап. Павел: "О горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге" (Кол. 3, 2-3).
Они умерли в Крещении для всех утех и благ мира, погреблись со Христом, и уже, как и в ап. Павле, жил в них Христос. Они помнили слова Павловы: "Аще бо с Ним страждем, с Ним и прославимся" (Рим. 8, 17). Они всем сердцем стремились к тому, чтобы со Христом страдать за высшую правду, за любовь, за свет небесный. Они помнили слова Господа: "Аще кто Мне служит, Мне да последует, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет" (Ин. 12,26). И они всем сердцем служили Господу, все помыслы своей души, все стремления своего ума и сердца обращали на то, чтобы следовать за Христом, ибо перед их глазами стояло необычайное обетование Христово: "И идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет".
Какое обетование может быть выше этого? Христос обещает, что те, кто последует за Ним, те, кто возлюбит Его Крест, те, кто распнутся вместе с Ним и только о Нем одном будут помышлять, будут там, где Он, будут с Ним и с Отцом Небесным.
И множество людей, чистых сердцем, возлюбивших Господа Иисуса Христа, пошли с Ним, пошли туда, куда Он их зовет. Им опостылел мир, им не нужны никакие развлечения, все это мелко, ибо они о горнем помышляют, а не о земном. Они все свои помыслы обратили к горнему. Они стали смотреть не на красоты мира, а в глубину своего собственного сердца. Они занялись не приобретением мирских благ, не устройством своей земной жизни, а созерцанием глубин своего сердца и очищением его. Они уходили от мира в дремучие леса, в пустыни, в горы и там, оставив далеко позади себя весь мир со всеми его мелкими и ничтожными интересами, стремились к горнему, стремились только ко Христу. Они сораспялись со Христом, и мир был распят для них. Вот как исполнили эти слова Христовы и слова Павловы самые великие христиане.
А нам, слабым христианам, хоть бы иногда вспоминать о Кресте Христовом. Нам хоть бы как-нибудь, хромая, спотыкаясь и падая, идти за Христом.
Да будет же перед нами всегда образ святого Павла и всех тех святых, преподобных мучеников и святителей, для которых мир был распят и которые сами сораспялись Христу.
Святый Павел говорит: "Никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем" (Гал. 6, 17).
Святого апостола били, поносили, старались убить за Господа Иисуса Христа. Все тело его было покрыто язвами Христовыми, и он просил - оставьте меня, не отягощайте меня, я и без того много отягощен!
Надо вам знать, что эти Павловы слова: "Аз язвы Господа моего Иисуса Христа на теле моем ношу" - написаны на парамане каждого монаха и каждой монахини.
И многие из нас, возлюбивших Христа, тоже могут сказать - никто да не отягощает нас, не поносит нас, никто да не клевещет на нас, никто да не мучает нас своими черными подозрениями, ибо мы язвы Господа Иисуса Христа носим на теле своем.
Эту речь свою святой Павел закончил словами, которыми и я закончу слово мое: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь" (Гал. 6, 18).
более 3189 житий святых.
Новости общины и сайта
Опрос
Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?
Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Святцы
Пн | 2 | 9 | 16 | 23 | 30 | |
Вт | 3 | 10 | 17 | 24 | 31 | |
Ср | 4 | 11 | 18 | 25 | ||
Чт | 5 | 12 | 19 | 26 | ||
Пт | 6 | 13 | 20 | 27 | ||
Сб | 7 | 14 | 21 | 28 | ||
Вс | 1 | 8 | 15 | 22 | 29 |
Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.
Св. пророчицы Анны, матери прор. Самуила (1100 г. до Р.Х.).
Свт. Софрония, архиеп. Кипрского (VI).
Прп. Стефана Новосиятеля (912).
Иконы Божией Матери, именуемой "Нечаянная Радость".
Мч. Нарсеса Персидского ( Греч. ).