Крест - верных утверждение
Архиепископ Аверкий (Таушев)
Крест - хранитель всея вселенныя,
Крест - красота Церкве,
Крест - царей держава,
Крест - верных утверждение,
Крест - Ангелов слава и демонов язва.
(Светилен Кресту)
Такая великая для нас святыня Крест Господень, что, помимо частых обращений к нему и упоминаний о нем в повседневных службах и молитвах, Святая Церковь сочла нужным для вящего прославления установить в честь него особый великий праздник - праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, вошедший в ряд самых больших, так называемых двунадесятых праздников.
Дивный это осенний праздник! Он как бы завершает собою круг всех остальных праздников - подводит итог им. Нарисовав нам умиляющую наши души картину всего домостроительства Божия - благостного и премудрого промышления Божия о нашем спасении, в целом ряде Господских и Богородичных великих праздников, Святая Церковь в заключение всего приводит нас к поклонению Кресту Господню, как бы так говоря нам: «Ты видел все, что сделано Богом для твоего спасения, но ты еще не знаешь, что надлежит делать тебе самому, дабы спастись. Вот сегодня я и говорю тебе: если хочешь спастись, прильни ко Кресту Христову, и спасешься. В нем сокрыты чудодейственные животворные силы, которые воскресят твою душу, умерщвленную грехами. Возлюби же Крест Господень, великое знамение любви Божественной и орудие спасения твоего, возлюби Крест Господень превыше всего на свете, прильни к нему, не только устами твоими, лобызая его, но всей душой твоей, всем внутренним существом твоим, и спасешься!»
Это потому, что Крест Господень - славное орудие нашего спасения, нашего искупления от греха, проклятия и вечной смерти. На Кресте Христос «пригвоздил рукописание грехов наших». На Кресте «Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство, яже прежде враг сластию украд, изгнаны от Бога сотвори». На Кресте Христос «распятие претерпев, смертию смерть разруши».
Вот поэтому-то Крест для нас, христиан, перестал быть орудием страшной позорной казни, каким он был в древности, орудием проклятия: «проклят... всяк висяй на древе» (Втор 21, 23), как сказано было в Ветхом Завете, а стал орудием благословения Божия, знамением радости.
«Приидите вси языцы, благословенному древу поклонимся, имже бысть вечная правда, праотца бо Адама прельстивый древом, крестом прельщается, и падает низвержен падением странным... Кровию Божиею яд змиев отмывается...» - так радостно поет Святая Церковь. И взывает ко Кресту от имени всех верных: «Радуйся, Господень Кресте, имже разрешися от клятвы человечество, сущия радости знамение!»
Вместе с тем Крест Господень есть для нас, христиан, великое и славное знамение неизреченной, невыразимой ни на каком языке человеческом любви Божественной к падшему человеческому роду: «тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онъ не погибнет, но имать живот вечный» (Ин 3, 16). Крест Господень постоянно напоминает нам о той великой истине, которую открыл нам только возлюбленный ученик Христов - апостол любви, святой Иоанн Богослов, что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» пребывает (1 Ин. 4, 16), а потому «если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1 Ин. 4, 11).
Вот сколько важных, можно сказать, важнейших поучительных истин дает нам почитание Креста Христова!
Но Крест Господень не только воодушевляющее нас и вдохновляющее на христианскую жизнь знамение нашего спасения и знамение любви Божественной. Крест Господень есть также действенное и сильное, самое сильное на свете оружие, с помощью которого мы можем побеждать врагов нашего спасения - диавола и всех его служителей, борющихся против нас и стремящихся погубить нас.
«Господи, оружие на диавола Крест Твой дал ecu нам: трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его: яко мертвыя возставляет, и смерть упраздни. Сего ради покланяемся погребению Твоему и востанию» - поет Святая Церковь (стихира воскресна на хвалитех 8 гласа).
«Радуйся, Живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа... Оружие непобедимое, бесов сопротивоборче...» Креста «устрашаются демонския полки...», «О сем языцы варварстии побеждаются, о сем скиптры царей утверждаются», - такими выражениями прославляет непобедимую силу Креста Господня Святая Церковь.
Сколько дивных чудес совершено в истории христианского человечества «силою Честнаго и Животворящего Креста Господня» - этого и не перечесть!
Вот почему наша Святая Церковь, Церковь Православная, придает такое большое значение правильному и благоговейному изображению на себе крестного знамения. «Да не стыдится каждый из нас исповедывать Распятого, - говорит великий отец Церкви святитель Кирилл Иерусалимский. - Пусть изображает рукою знамение святого креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушает, на сосудах, из которых пьет. Пусть изображает его на себе при входах и выходах, когда ложится спать и встает, когда находится в пути или отдыхает. Он - великое предохранение от всех бед и несчастий» (Огласительные поучения. 13, 36).
После всего вышесказанного понятно, почему святой апостол Павел говорит: «Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, имже мне мир распяся, и аз миру» (Гал 6, 14).
Крест Господень - это наша радость и похвала - «похвала похвал», по выражению того же святителя Кирилла Иерусалимского.
Крест Господень для нас, воинов Христовых, призванных к невидимой брани - к постоянному воинствованию против врагов нашего спасения есть и наше воинское знамя и наше оружие одновременно.
Крест для нас - всё: он - «хранитель всея вселенныя», он - «красота Церкве», он - «царей держава», он - «верных утверждение», он - «Ангелов слава и демонов язва» (погубление).
Так веровали когда-то и так исповедовали все христиане; так веровали когда-то и так исповедовали и наши благочестивые предки на Святой Руси, во всем стремившиеся подражать первым христианам.
Не то мы видим теперь! Среди народов Запада, давно отпавших от истинно христианской веры - веры православной, редко-редко где найдем мы настоящее почитание Креста Господня, а у многих из них не только нет совсем и не признается его священное изображение, но оно - страшно сказать! - подвергается даже кощунственному поруганию. Крест Господень всячески вытесняется здесь и заменяется иными символами и эмблемами, которые мы видим повсюду, и объединяются эти современные люди, иногда даже не отрекшиеся совсем от своего христианского имени, вокруг других идей и лозунгов, не только ничего общего с Крестом Господним не имеющих, но часто прямо враждебных ему.
Но что нам смотреть на других, когда и сами мы, православные русские люди, далеко-далеко отошли теперь от того, чтобы считать Крест Господень нашей «радостью» и «похвалой», чтобы видеть в нем наше воинское знамя и наше единственно верное и благонадежное оружие в борьбе с врагами нашего спасения - наше утверждение.
Разве не стыдимся мы нередко «исповедывать Распятого», или, боясь кого-то, или просто не считая нужным осенить себя крестным знамением, когда пробуждаемся ото сна или засыпаем, когда садимся за стол вкушать пищу или встаем, когда проходим мимо храма или какой-нибудь святыни, и во всех подобных случаях, - или совершая это крайне небрежно и неблагоговейно?
Является ли Крест Господень для нас тем знаменем, которым все мы воодушевляемся, вокруг которого все мы, православные русские люди, забывая о всех наших распрях и раздорах, объединяемся во взаимной любви христианской, ощущая себя подлинными воинами Христовыми, неустанно ведущими невидимую брань с врагами нашего спасения?
Увы, совсем иные кумиры, иные лозунги, иные идеи, зачастую даже ничего общего не имеющие с Крестом Христовым, влекут в нынешнее время большинство из нас к себе. И приходится ли удивляться тому, что Родину нашу постигла такая страшная катастрофа, когда мы стали изменниками, предателями Святой Руси, когда мы, отрекшись от Креста Христова и поклонившись иным богам, сделались дезертирами с поприща невидимой брани? Но поистине удивительно, что многие из нас еще живут и даже благодушествуют, наслаждаясь всеми земными благами, земным благосостоянием, ибо всякий знает, какой суровой каре подвергаются изменники своего отечества и дезертиры с поля битвы.
Но «щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Пс 102, 8). Он не хочет «смерти грешника, но еже обратитися... и живу быти ему» (Иез. ЗЗ, 11).
До каких же, однако, пор мы будем испытывать Его долготерпение, ведя самочинную борьбу не под знаменем Его Креста с врагами нашего спасения, воюющими против нас чрез безчисленные скопища наших страстей и похотей, а - под разными самоизмышленными лозунгами с ближними нашими, созданными, как и мы, по образу и по подобию Божию и искупленными, наравне с нами, на Кресте драгоценною Кровью Христовою... за безпрепятственное и более удобное удовлетворение этих страстей?
И пусть не оправдывается никто из таких борцов своею мнимою ревностью о каких-то высоких идеалах, ибо истинная святая ревность (как и мудрость, сходящая свыше), «во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, безпристрастна и нелицемерна» (Иак 3, 17). Всякая другая ревность, не обладающая этими качествами, происходит, как учит святой апостол, от «горькой зависти и сварливости», и она не останавливается перед «самохвальством» и «ложью на истину», производя всюду лишь «неустройство и все худое» (Иак. З, 16).
Изумительно глубоко и красочно рисует психологию этой неразумной ревности, заставляющей нас видеть только чужие недостатки и пороки и не замечать своих, ревности, производящей в нашей среде раздоры, смуты и разделения, святитель Феофан Затворник, Вышенский.
Эту неразумную ревность называет он «духом пересудливости». «Этот дух, - говорит он, - за все цепляется и все представляет в мрачном виде беззаконности и пагубности. Это - немощь, в большей или меньшей степени, почти общая у людей, не внимающих себе...
Кто-то приседит сердцу и разжигает его на пересуды - оно и источает их. Но в то же самое время пересудчик сам готов на недобрые дела, лишь бы только никто не видал, и непременно состоит в недобром порядке в каком-либо отношении; он как будто и судит и осуждает, чтобы чувство правды, оскорбленное и подавленное в себе, вознаградить нападками на других, хотя бы то и неправыми. Правдолюбивый и стоящий в правде, зная, как трудно достается исправность в делах, а еще более в чувствах, никогда не станет судить: он скорее готов бывает покрыть снисхождением не только малое, но и великое преступление других... И всегда почти так бывает: рассуди о поступке ближнего, и найдешь, что он совсем не имеет того важного, ужасающего характера, который показался тебе в нем с первого раза» (Мысли на каждый день года, с. 350-351).
Не этот ли «дух пересудливости» в связи с массовым отступлением русских людей от святыни Креста Господня и следованием за иными богами, иными кумирами и довел нашу несчастную Родину Россию до такой страшной, безпримерной в истории, кровавой катастрофы? Не эта ли неразумная ревность, за все цепляющаяся и все представляющая в мрачном виде беззаконности и пагубности, и здесь, за границей, в столь заслуженном нами изгнании, мешает нам жить в мире и любви друг с другом?
Не желая в покаянных чувствах за грехи наши и за грехи наших отцов и дедов, сгубивших нашу Родину, сплотиться вокруг единственно естественного для нас, христиан, центра единения - Креста Господня, мы упрямо изобретаем себе свои собственные центры единения и лютою ненавистью преследуем всех тех, кто осмеливается с нами не соглашаться.
И, несмотря на все нами пережитое до сих пор, настолько еще мало у нас ясного сознания всего ужаса, приключившегося с нами за грехи наши, что мы все время ищем врагов вокруг себя, не замечая в своем самодовольном самоослеплении, что первые и главные враги наши - это мы сами.
Одно политиканство наше всякого рода чего стоит?
Ведь это оно, это злосчастное политиканство, часто напоминающее какую-то детскую игру, но только совсем не невинную, так разделяет нас, так дробит наши силы, рождая в нашей среде «ненависти, зависти, рвения и прочие страсти, братолюбие разрушающие», об избавлении от которых учит нас молиться наша матерь Святая Церковь, желающая насадить в наших сердцах «нелицемерную любовь» друг ко другу (см. умилительный чин молебного пения о спасении России, теперь почему-то нами оставленный).
Нет! Давно пора осознать нам, что не политиканство, не вечера и банкеты, не пляски по субботам, под лукавым предлогом воспитания нашей молодежи в «идеалах русской культуры», ни даже празднование национальных юбилеев само по себе - ибо о каких празднованиях может идти речь, когда несчастная Родина наша уже более сорока лет лежит поверженная в прах и окутанная страшным кровавым кошмаром - не спасут и не могут спасти нас и нашей Родины, а только из глубины, сердца исходящий покаянный молитвенный вопль к Богу о спасении, соединенный с твердым намерением впредь исправить свою жизнь, строя ее в полном соответствии с евангельскими заповедями и уставами Святой Церкви.
«Если не покаетесь, все... погибнете» (Лк 13,3), - грозно предостерегает нас Сам наш Божественный Спаситель Христос.
Итак, оставим все, как ненужную мишуру, и поспешим скорее с покаянием к подножию Креста Господня: объединимся все вокруг этого единственно спасительного для нас знамения, прильнем ко Кресту Господню, ибо одна только сила крестная может нас спасти, и ничто другое, так как «Крест - верных утверждение».
более 3189 житий святых.
Новости общины и сайта
Опрос
Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?
Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Святцы
Пн | 2 | 9 | 16 | 23 | 30 | |
Вт | 3 | 10 | 17 | 24 | 31 | |
Ср | 4 | 11 | 18 | 25 | ||
Чт | 5 | 12 | 19 | 26 | ||
Пт | 6 | 13 | 20 | 27 | ||
Сб | 7 | 14 | 21 | 28 | ||
Вс | 1 | 8 | 15 | 22 | 29 |
Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.
Св. пророчицы Анны, матери прор. Самуила (1100 г. до Р.Х.).
Свт. Софрония, архиеп. Кипрского (VI).
Прп. Стефана Новосиятеля (912).
Иконы Божией Матери, именуемой "Нечаянная Радость".
Мч. Нарсеса Персидского ( Греч. ).