Слово на Преображение Господне
Протоиерей Александр Шаргунов
Хотя апостол Петр исповедал Иисуса Христом, Мессией, он и другие ученики еще были далеки от понимания, что обетованный Мессия должен быть не только Царем от семени Давидова, но также страждущим слугой, Который примет позорную смерть. Для Петра эта мысль была столь невыносимой, столь несовместимой со всем, что он знал о Христе, что он стал выговаривать Господу за то, что Он открыл ее, и получил от Господа потрясающей суровости отпор, в котором Господь совершенно недвусмысленно определил, что всякая попытка заставить Его уклониться от служения, страданий и смерти исходит из ада, имеет своим источником князя тьмы. Более того, Господь говорит не только о том, что Он должен умереть, но также о том, что всякий, кто хочет быть Его истинным последователем, должен следовать тем же путем.
Во времена земной жизни Христа распятие было смертью, предназначенной для рабов, закоренелых преступников и изменников. Никакой римский гражданин не мог быть распят без особой санкции кесаря. Крест был повсеместно знаком позора, пытки и смерти, и когда Христос говорил, что его последователи должны нести с собою по жизни это орудие казни, это вызывало у Его учеников ужас и протест. Говоря о кресте, Христос не имел в виду, что всякое малейшее затруднение, с которым мы сталкиваемся, – это крест. Он говорил прежде всего о том, что мы должны умереть для себя. Это самое трудное, это страшнее всех страданий, и кажется невозможным для человека. Сейчас, как и тогда, многие приходят ко Христу с тем, чтобы Он исполнил все их нужды и желания, но Господь оказывается Мессией, Который требует умереть позорной и мучительный смертью для себя, для собственных интересов. Чтобы осуществить себя, надо отвергнуться себя, идя за Христом.
И Господь показывает нам сегодня, что это значит – исповедание Его Мессией и следование за Ним; что значит осуществление человеком себя через самоотвержение. Лицо Его сияет, потому-что Он преобразился перед тремя Своими учениками. Он явил славу Свою, которую Он имел «прежде, чем мир был», как говорит апостол Иоанн Богослов. И тогда они увидели, что нет никого, кроме Иисуса. Господь был центром Божественным, из которого исходили все лучи, и Он бесконечно превосходит Моисея и Илию – Закон и пророков, хотя связан с ними. Ученикам открылось, что заповедь о любви, на которой, как говорит Господь, «висят весь Закон и пророки», не просто самая совершенная нравственность, а жизнь Божественная, без которой человек не может стать человеком, и ради достижения которой он желает радостно умереть для себя, для тьмы, заключенной в каждом грехе, и в себялюбии, заключающем тьму всех грехов, вместе взятых. Это Его, Христова любовь, просияла на горе Фаворской, Он первый возлюбил нас до ужаса креста, до ада.
Преображение было не столько ради Господа, сколько ради Его учеников – Он преобразился пред ними, и голос с небес говорил им. Если они не до конца поняли Его тогда, тем не менее, это был решающий момент в раскрытии для них тайны Бога и тайны человека, и хотя они должны были молчать об этом, пока не наступит через крестную смерть Его Воскресение, это является навсегда для них основанием благовестия о радости, которая будет всему миру, о которой они возвещают, «быв очевидцами Его величия».
Этот праздник мы празднуем, чтобы вера наша не была половинчатой, чтобы слыша апостола Петра: «Господи, хорошо нам здесь быть!» – мы не забывали, что такое хорошо и что такое плохо, чтобы, видя этот свет, различали всегда белое от черного. Никогда еще не было в мире так плохо, никогда еще не было так темно, как теперь. Как стремительно темнеет вокруг! С каждым годом мы все более реально видим, как мир лежит во зле, и какая тьма сгущается в мире. Но «свет во тьме светит», и никакая тьма не может объять его. Солнце правды, Христос, сияет, как прежде, во мраке нашей жизни, и посылая нам сегодня, как из райского сада, сладость плодов земных, говорит нам о том, что мир должен быть преображен любовью, которой никто из нас сам по себе не имеет и которую Он предлагает нам. И мы понимаем, что гора Преображения всегда сладостней, чем каждодневное служение, чем крест.
Но гора Преображения дается лишь для того, чтобы дать нам силы для каждодневного служения, чтобы сделать нас способными идти путем креста. Это сияние, которым Господь хочет обтечь весь мир. Святая Церковь говорит нам, что несоизмерима нынешняя скорбь и вечная слава. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в преизбытке вечную славу. Ибо нынешние временные страдания ничего не стоят по сравнению с той славой, которая откроется в нас, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним прославиться.
более 3189 житий святых.
Новости общины и сайта
Опрос
Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?
Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Святцы
Пн | 2 | 9 | 16 | 23 | 30 | |
Вт | 3 | 10 | 17 | 24 | 31 | |
Ср | 4 | 11 | 18 | 25 | ||
Чт | 5 | 12 | 19 | 26 | ||
Пт | 6 | 13 | 20 | 27 | ||
Сб | 7 | 14 | 21 | 28 | ||
Вс | 1 | 8 | 15 | 22 | 29 |
Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.
Св. пророчицы Анны, матери прор. Самуила (1100 г. до Р.Х.).
Свт. Софрония, архиеп. Кипрского (VI).
Прп. Стефана Новосиятеля (912).
Иконы Божией Матери, именуемой "Нечаянная Радость".
Мч. Нарсеса Персидского ( Греч. ).