Слово на Преображение Господне

Исследуем же, возлюбленные, почему Божественный Промысел избрал для свидетельства истины о силе и славе Преображения Господня не только трех любимейших апостолов – очевидцев этой славы, но также и трех Евангелистов – благовестников этой славы. На причину избрания учеников в свидетели славы Преображения нам указывает св. Евангелист Лука, который говорит: «... и дней через восемь после этих слов, взяв Петра, Иоанна и Иакова, возшел Он на гору помолиться» (Лк. 9, 28). Какие же это были слова, после которых Господь взошел на Фавор? Что произошло за восемь дней до Преображения? Не без причины св. Евангелист обозначает время, когда совершилось это великое событие, а именно через восемь дней после другого события; следовательно, между ними есть внутренняя связь.

Произошло следующее: во-первых, Петр, вопреки мнению народа, почитавшего Иисуса за Илию или за одного из пророков, исповедал Его Сыном Божиим. Во-вторых, тот же Петр, услыхав в первый раз о предстоящей крестной смерти Христа, счел своим долгом прекословить Ему, высказывая мысль, что такая ужасная участь совершенно несовместима с достоинством Сына Божия (Мф. 16, 22-23). Следовательно, вот после каких событий Господь взял с Собою на гору Петра, Иоанна и Иакова, как более готовых и способных к созерцанию истинной славы Его. Надо было, чтобы Христос, после Своего явления «в зраке раба», тайно показал и Царствие Свое. Он именно пророчески сказал ученикам за восемь дней до Преображения Своего: «Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие» (Лк. 9, 27). Необходимо было, чтобы апостолы хотя на мгновение ока увидели Царствие Божие, пришедшее в силе, укрепились в едва зарождавшейся в них истинной вере, ибо приближался уже страшный час добровольного предания Сына Божия в руки врагов, и те же ученики должны были сделаться свидетелями Его страдания, мучений, унижений и смерти на Кресте. Такова была цель Преображения Господня и в этом его внутреннее значение!

Созерцая славу Божию, апостолы увидели пророков Илию и Моисея, беседующих со Христом. Войдя в облако, т.е. славу Самого Сына Божия, они услышали голос Отца Небесного, удостоверивший Божественное достоинство Своего Сына и повелевающий оказывать Ему послушание или повиновение. Внимая беседе пророков о Кресте, они слышали, что Сын Божий предает Себя добровольно распятию и это необходимо для спасения человечества.

Но любимейшие ученики созерцали славу Христову только телесными очами, т.к. они в то время не могли еще духовно понять Божественные цели прославления Сына Божия на Фаворе и значение этого события для всех будущих последователей Иисуса Христа. Только после сошествия на них Духа Святого открылось в них духовное зрение. «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Тот будет свидетельствовать о Мне, – сказал им Христос, – а также и вы будете свидетельствовать, потому-что вы сначала со Мною» (Ин. 15, 26-27). Поэтому все одиннадцать апостолов, на которых сошел Святой Дух в сионской горнице, а затем и вновь избранный Павел сделались и были истинными свидетелями жизни, славы и крестной смерти Христа Спасителя, т.к. Дух Святой свидетельствовал им о Сыне Божием, с Которым они были от самого начала.

Однако избрание трех Евангелистов в качестве благовестников события имеет еще иную Божественную цель. Это сделано ради нас. Вы слышали сегодня, возлюбленные, песнопения великого праздника. На Литургии поется: «Приидите, взыдем на гору Господню и в доме Бога нашего узрим славу Преображения Его!» Святая Церковь приглашает нас всех созерцать славу Преображения Господня. А если она зовет, то значит это необходимо и вполне возможно. Каким же образом мы должны созерцать славу Сына Божия? Конечно, духовно, как созерцали св. Евангелисты после сошествия на них Святого Духа и что не могли уразуметь любимейшие ученики во время Преображения Господня. Мы все приняли Духа Святого преемственно от апостолов – в таинствах Церкви, начиная от святого крещения, а потому и нам даровано духовное зрение. Промысел Божий для того и избрал трех Евангелистов, чтобы удостоверить нас в возможности духовного созерцания того, что созерцали ученики Христовы.

Но, возлюбленные, для христианской жизни недостаточно только разуметь истину, но необходимо еще и верить истине, и потому следовать ей. Св. апостол Павел говорит, что Преображение Господне есть событие, которое должно повториться над всеми истинными последователями Христа (2 Кор. 3, 18). Если кто не знает, что в нас есть внутренний, потаенный сердца человек, как выражаются святые апостолы, тот не христианин. Этого-то внутреннего человека мы должны возводить от совершенства к совершенству, от славы в славу, усваивая истины веры, искореняя страсти, приобретая добродетели и храня благодать, даруемую таинствами Церкви. Те, которые не преобразятся внутренно из земных в небесных, – не войдут в славу Единородного Сына Божия!

Мы все обязаны понять в христианстве, что есть Божие и что человеческое. Поэтому можем ли мы прекословить Христу, как это сделал Петр, и сомневаться, что крестная смерть несовместима с достоинством Сына Божия, или что наши страдания, испытания, наши кресты несовместимы с любовью Божией к христианам? Будем ли доказывать, по непониманию, что наше внутреннее преображение или возрождение невозможно при современных тяжелых условиях жизни и при непосильной борьбе с грехом? Подобные доказательства и оправдания легко опровергаются Евангельским чтением на сегодня. В нем излагается, при каких ужасных обстоятельствах совершилось Преображение Господне, насколько душа Сына Божия была преисполнена мыслью о предстоящих страданиях и Кресте, в каком молитвенном единении Он пребывал с Отцом Небесным и как вел беседу с пророками о предстоящих страданиях и о Своем распятии. Следовательно, и наше внутреннее преображение возможно – также при самых тяжелых условиях жизни, ибо оно требует только молитвенного единения со Христом и безропотного несения своего креста. Крест есть единый, верный путь к славному преображению! И когда наш разум смирится перед непрестанными доказательствами беспредельной любви Божией к человечеству, тогда наша душа преисполнится мыслью о спасительной заповеди Христовой: «Кто хочет по Мне идти, да отвержется себя и возьмет крест свой». Аминь.

У нас на сайте вы найдете
более 3189 житий святых.

Новости общины и сайта

 

Последние 20 новостей

Опрос

Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?

Библейская история про антихриста метафора. Реальный антихрист никогда не придет.
Антихрист придет, но не скоро. Пока можно не бояться.
Антихрист скоро придет. Нужно готовиться.
Антихрист уже пришел.
Бояться нужно грешить.


Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Результаты >>

Святцы

декабрь 2024 г.
Пн   2 9 16 23 30
Вт   3 10 17 24 31
Ср   4 11 18 25  
Чт   5 12 19 26  
Пт   6 13 20 27  
Сб   7 14 21 28  
Вс 1 8 15 22 29  


Сегодня 22/12/2024
(09/12/2024 по ст.ст.)

Неделя 26-я по Пятидесятнице.
 Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.
Св. пророчицы Анны, матери прор. Самуила (1100 г. до Р.Х.).
Свт. Софрония, архиеп. Кипрского (VI).
Прп. Стефана Новосиятеля (912).
Иконы Божией Матери, именуемой "Нечаянная Радость".
Мч. Нарсеса Персидского ( Греч. ).
Разработчики


Services are held in the Russian Orthodox Church at the following address:
Яндекс.Метрика
© Holy Royal Martyrs of Russia Orthodox Church - Sparks, Nevada, USA