Неделя о расслабленном
Митрополит Антоний Сурожский
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В течение ряда недель мы слышали каждое воскресенье живое свидетельство людей о воскресении Христа, которые сами это испытали, видели, слышали, ощутили. В наступающие недели мы будем слышать чтения, рассказывающие нам о чудесах Господних. Чудо нам всегда представляется как нечто не только необычайное, но как бы ненормальное в том мире, в котором мы живем; это исключение, порой непонятное и изумляющее. Но самая природа чуда не в том, что оно стало исключением в той жизни, которую мы создали грехом, неправдой человеческой. Чудо — это восстановление той гармонии, которая изначально существовала между Богом и творением, гармонии, которая была нарушена человеческим грехом, которая продолжает быть нарушаема греховностью человека. Между Воскресением Христовым и Троицей и затем в течение всего года Евангелие так настойчиво напоминает нам о чудесах Христовых, потому что Его жизнь, Его учение свидетельствуют о том, что крестной смертью и Воскресением и славным Своим Вознесением и даром Духа Христос восстановил эту изначальную, когда-то существовавшую и затем разрушенную и разрушаемую нами гармонию порядка, строя, торжества любви. Эти чтения нам говорят о том, что Воскресением Христовым, если мы только сами откроемся этой благодати, если только мы сами захотим жить так, как учил нас Господь, т. е. в гармонии с собой и в гармонии с Богом и с людьми, — это состояние чудесности может и до нас дойти.
Но для этого есть и человеческие условия.
В рассказе, который мы сейчас читали, Христос спрашивает человека, хочет ли он быть здрав. И человек отвечает: Да! Хочу — но нет человека, который для меня составил бы условия исцеления, нет человека, который меня вверг бы в целительные и животворные воды... И Христос не ищет глазами вокруг Себя доброго человека, который оказал бы больному эту услугу. Он Сам его исцеляет, как бы этим говоря: разве недостаточно тебе Бога для того, чтобы стать целым, исцелиться, обновиться до конца?..
Так часто я слышу, и все мы друг другу говорим, что мы были бы совершенно иными, найдись человек, который нас вдохновил бы, укрепил, изменил. Помню, раз мне был поставлен этот вопрос, и я ответил тому человеку: зачем ты ищешь другого? Стань сам таким человеком — и вокруг тебя этого вопроса никто больше ставить не будет... Вот как мы должны поставить вопрос для себя самих: Нет человека, — стану я таким человеком для других!
Но откуда же силу взять, как это возможно? Так же просто, как это было возможно для всех, кто подходил ко Христу: с верой, с доверием обратиться к Нему; с доверием не только о том, что Он совершит чудо, но с таким доверием, которое нашу жизнь сделает единозвучной с Его жизнью, т. е. с таким доверием, которое способно воспринять Его учение как ключ этой гармонии. Нам надо самим настроить свою жизнь так, как человек настраивает музыкальный инструмент для того, чтобы можно было на нем играть, произвести гармонию. Так и мы должны свою жизнь настроить, перестроить с тем, чтобы божественная рука могла нас коснуться и чтобы вся наша жизнь запела чудесным образом.
Но хотим ли мы этого? Спаситель не напрасно поставил вопрос об этом человеку, лежавшему уже тридцать восемь лет парализованным. Хотим ли мы этого? Да — если это просто значит, что мы будем освобождены от болезни, от нестроения, от внутренней дисгармонии. Но этого недостаточно. Если мы хотим быть исцеленными, сделанными цельными заново — или, может быть, впервые — то мы должны быть готовы взять на себя всю ответственность, которая возлагается на нас исцелением. А ответственность эта вот какова: с одной стороны, это исцеление, эта новизна жизни — нечто, что нам дается, нечто, чего у нас не было, нечто, что чудесно нам даётся Богом; это как бы новая жизнь, новое рождение, новое начало. Оно нам больше не принадлежит. Человек, который был при смерти духовно или телесно, и вернулся к жизни, уже не хозяин своей жизни; та жизнь, которой он теперь живет, это — новая жизнь, подарок от Бога, и надо, чтобы эта жизнь была до конца Божия; а до конца Божией наша жизнь может быть, только если мы согласимся жить одной жизнью со Спасителем Христом, одной жизнью с Богом — любовью, жертвующей собой до конца, ликующей и крестной одновременно.
И второе условие: если нам дано исцеление, мы должны взять на себя ответственность человеческой жизни, войти в жизнь мира, жизнь нашей семьи, жизнь нашего прихода, жизнь нашего общества, жизнь всех людей, войти в эту жизнь с тем, чтобы внести в нее строй, цельность и гармонию, чего бы это ни стоило. А стоить это всегда будет отвержения со стороны тех, которые не могут и не захотят этого принять.
Поэтому задумаемся над значением этих евангельских чтений о чудесах Христовых. Чудо — это вновь установленная гармония, это естественное, нормальное состояние жизни, которая нам возвращена. Но для этого мы должны сами ее захотеть и сами приготовиться, и принести Богу нашу готовность к тому, чтобы получить дар и чтобы этот дар использовать достойно его драгоценности. Аминь.
более 3189 житий святых.
Новости общины и сайта
Опрос
Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?
Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Святцы
Пн | 2 | 9 | 16 | 23 | 30 | |
Вт | 3 | 10 | 17 | 24 | 31 | |
Ср | 4 | 11 | 18 | 25 | ||
Чт | 5 | 12 | 19 | 26 | ||
Пт | 6 | 13 | 20 | 27 | ||
Сб | 7 | 14 | 21 | 28 | ||
Вс | 1 | 8 | 15 | 22 | 29 |
Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.
Св. пророчицы Анны, матери прор. Самуила (1100 г. до Р.Х.).
Свт. Софрония, архиеп. Кипрского (VI).
Прп. Стефана Новосиятеля (912).
Иконы Божией Матери, именуемой "Нечаянная Радость".
Мч. Нарсеса Персидского ( Греч. ).