Неделя 20-я по Пятидесятнице. Притча о Сеятеле.
Митрополит Антоний Сурожский
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Есть в Евангелии место, где Христос нам говорит: «Блюдите, како слышите», - т.е. обратите внимание на то, как вы слышите слово, которое до вас доходит.
Нам всегда кажется, что мы слушаем, понимаем; но вот сегодня перед нами вновь, в который раз, читалась притча о сеятеле - и что? Она такая ясная, она такая привычная; казалось бы, нам даже и не нужно ее вновь слышать, мы могли бы ее повторить, рассказать, объяснить. Но кто из нас может сказать, что он ею сколько-то живет? И вот тут слова Христовы: «Будьте осторожны, как вы слышите слово Божие» - не напрасны. Мы слышим и помним; слышим слухом и помним головной памятью. Но доходит ли это слово до нашего сердца? А вместе с этим, если не коснется до нашего сердца живое слово, оно только прозвучит в нашей мысли и никакого плода не принесет.
Задумаемся над этим. Есть бесконечное количество евангельских отрывков, которые мы так любим, которые так прекрасны, которые мы так хорошо знаем, которые мы могли бы всякому рассказать и всякому объяснить; но не встанут ли они перед нами в день судный упреком - не потому, что мы не понимали, а потому именно, что понимали и все-таки этим не жили нисколько?
Сегодняшняя притча об этом именно и говорит. Есть люди, у которых сердце глубокое, которое было вспахано глубоко - страданием и со-страданием, любовью, горем, до которого дошло сознание страшного одиночества человека, когда нет Бога в его жизни. И в такое сердце Божие слово падает, как семя, и принимается, как доброй землей - глубоко оно заходит, пускает корни, оживает всем опытом жизни этого человека, и страданием, и радостью - всем питается, и прорастает, и приносит плод. Но как мало таких слов принесло плод в жизни каждого из нас, в моей жизни, и, вероятно, несомненно, в вашей жизни.
Сколько раз мы слышали живое слово Божие, которое нас всколыхнуло, взволновало; а через мгновенье, еще до выхода из церкви, нас унесло потоком пустых мыслей, сплетен, болтовни - и мы опустошены; ничего не осталось от этого ростка, который мог бы подняться и принести плод , не осталось ничего, потому, что самое семя унесено ветром, как бурей, унесено чужим пустым словом - и нашим пустословием.
А иногда удержалось это слово, как будто упало в трещину того камня , который мы несем в себе, который мы называем своим сердцем, своим сознанием, и оно удержалось, и начинает всходить; но и тут недолго ему прожить, потому что корня ему не пустить в каменное, жестокое, холодное сердце. И умирает это слово. Поднялось, как будто, и была надежда, что плод принесет - и ничего не осталось. А бывает и сердце глубокое, которое может это принять; и у каждого из нас есть такое глубокое сердце - только мы даем ему зачерстветь, охладеть. Это сердце приходится жизни, людям, Богу как бы молотом дробить, чтобы хоть трещина образовалась, чтобы под корой замерзлости, окаменелости проглянула земля, та плодотворная земля, которая может принести плод...
Подумайте о словах Христовых: «Слушайте!» - и задумайтесь над тем, как мы слышим: напрасно? Себе в суд и во осуждение? Или - в жизнь вечную? И как милосерд Христос! Он нам говорит, что некоторым дано понять; другим непонимаемое ими разъясняют, чтобы они поняли; а некоторым не надо разъяснять, потому что если они поймут головой и отвергнут сердцем - какова будет их ответственность! Иисус Христос говорит: Для таких говорится притчами, чтобы они слушали и не слышали - как бы от этого холодного, мертвого понимания ума, от такой мертвой головной веры человек не был осужден. Притча раскрывается перед нами в меру нашей открытости и понятливости. А понятливость - в сердце, не в голове; опытом жизни, кровью добывается понимание слов Божиих…
В течение всей этой недели станем думать о том - кто мы в этой притче? Куда падает зерно? Куда падает слово Христово? В терние, которое его заглушит, убьет, задушит? На камень - где оно взрастет и умрет от зноя и от сухости? Или при дороге, откуда унесет его ветер и где оно будет разнесено всеми хищниками жизни? Или в сердце доброе?.. А если сердце наше не таково - поставим перед собой вопрос, как же этот камень раздробить, как же к жизни вернуть охладевшее сердце? Аминь.
более 3189 житий святых.
Новости общины и сайта
Опрос
Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?
Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Святцы
Пн | 2 | 9 | 16 | 23 | 30 | |
Вт | 3 | 10 | 17 | 24 | 31 | |
Ср | 4 | 11 | 18 | 25 | ||
Чт | 5 | 12 | 19 | 26 | ||
Пт | 6 | 13 | 20 | 27 | ||
Сб | 7 | 14 | 21 | 28 | ||
Вс | 1 | 8 | 15 | 22 | 29 |
Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.
Св. пророчицы Анны, матери прор. Самуила (1100 г. до Р.Х.).
Свт. Софрония, архиеп. Кипрского (VI).
Прп. Стефана Новосиятеля (912).
Иконы Божией Матери, именуемой "Нечаянная Радость".
Мч. Нарсеса Персидского ( Греч. ).