Каменец-Подольский. Неожиданные впечатления и немного истории

В Каменце-Подольском в Старом городе жизнь замирает с наступлением темноты. Старинные улицы пустеют. Только немногочисленные туристы неспешно прогуливаются по освещенным мягким светом фонарей каменным тротуарам. Брусчатка, стертая до блеска, пожалуй, один из лучших свидетелей истории в этом древнем месте. Узкие извилистые улицы, каменные крепостные стены, старинные дома и храмы – все здесь дышит древностью. Путешественники прошлых веков останавливались, потрясенные видом города, который словно совершенная скульптура возвышался на скалах. И сегодня Каменец кажется островом, который омывают волны истории – сколько переплелось здесь событий, народов, религий. Пожалуй, только здесь стал возможен памятник семи народностям, который еще называют «Жерновами истории», по числу национальностей, проживавших и привносивших вклад в создание города. Издавна здесь жили славяне, турки, татары, армяне, евреи, литовцы и поляки. Татары построили в городе первую крепость; турки — минарет, бастионы; армяне основали самую большую общину на Украине; евреи торговали; украинцы жили, работали, строили; поляки воевали, строили и снова воевали. Поэтому обилие разных храмов в Каменце не удивляет. Вот стоит кафедральный католический костел Первоверховных апостолов Петра и Павла, окруженный небольшим садиком, в котором прогуливаются прихожане храма, предаваясь размышлениям среди старинных полуразрушенных христианских статуй. Доминиканский монастырь, Францисканский и Тринитарский костелы, колокольня старинного Армянского собора, больше напоминающая древнюю крепостную башню… Все это и многое другое сосредоточено на небольшом островке, образованном петлей реки Смотрич среди скал.

Можно посвятить несколько дней изучению Старого города, но всего увидеть не успеешь. Так рассуждали мы, гуляя по Старому городу, радуясь необычно теплой погоде, любуясь старинным замком и ратушей, подсвеченными разноцветными огнями. Из Доминиканского монастыря доносился мерный колокольный звон, странным образом гармонируя с атмосферой покоя пустынных улиц. Но эти тихие звуки вдруг были заглушены и просто сведены на нет ярким праздничным перезвоном, доносившимся с другого берега реки. Мы поспешили на звук и увидели за высоким Новоплановским мостом сияющую громаду православного собора Александра Невского. В Каменце каждое строение имеет свою историю, даже мосты. В 1859 году в Каменец-Подольский приезжал царь Александр II, тогда и было принято решение о расширении города на противоположном берегу каньона Смотрича. Для этого и был построен грандиозный Новоплановский (от слов «Новый план») мост, соединивший старый и новый город. Недалеко от моста, в 1891 году, началось строительство величественного Александро-Невского собора – построили его всего за три года. Храм был задуман как памятник 100-летию соединения Подольского края с Россией. Это событие знаменательно для Подолья в первую очередь тем, что только с 1793 г. для православных людей этого края началось свободное исповедание своей веры. В 1932 году храм был разрушен – взорван и долгие годы здесь был просто парк. В 90-е годы началось возрождение православия и сбор средств на восстановление храма – он восстановлен в 2000 году на народные пожертвования.

Обрадовавшись возможности попасть на службу, мы перешли на другой берег. Звон все длился, переливаясь и ликуя. Он стих только когда мы поднялись по каменной лестнице к самому собору. Ажурные двери храма были закрыты, и на миг показалось, что звон нам просто померещился. Мы приоткрыли тяжелую кованую дверь и оказались в храме. Первый взгляд охватил чудную мозаику, прекрасную каноническую фресковую роспись в византийском стиле, чудесную резьбу по камню в лучших древнерусских образцах. Храм по своей архитектуре и внутреннему благолепию казался символом единения Византии и Древней Руси в богатом духовном наследии нашей Святой  Православной Церкви. Молитвенно и слаженно пел хор – заканчивалась вечерня. Казалось, весь храм замер в радостном ожидании.

И вот священники торжественно вышли и встали в правом приделе, возле прекрасной иконы Иверской Божией Матери под сенью. Архиерей благословил народ и начал каждение. Песнопение хора было моментально подхвачено верующими. Слова здесь знали все, и было не важно, профессиональные это певцы или нет. К небесам летела многоголосная молитва, вздох от самого сердца: «Радуйся, Земле ненасеянная! Радуйся, Купино неопалимая!..» Было невероятно трогательно и радостно повторять вместе со всеми дивные слова: «Радуйся, Адамово воззвание, с Тобою Господь!»

Началось чтение Акафиста Божией Матери. Мы увидели, что многие прихожане достали книжечки с текстом и внимательно следили за чтением. Люди пришли в этот воскресный вечер в храм, невзирая на усталость и необходимость готовиться к предстоящей рабочей неделе. Пришли целыми семьями, с маленькими детьми. Малышей родители держали на руках, дети постарше тоже получили по книжке с Акафистом, привыкая к молитве. Припев «Радуйся, Невесто Неневестная!» и «Аллилуиа!» подхватывали все. Видно было, что не впервые люди собрались вечером в храме, чтобы воздать хвалу Той, Которая «Едина миру Радость и Ходатаица». Все житейские трудности, бедность и слабость, все печали и искушения, казалось, растворялись и сходили на нет в этом, без сомнения, чистом молитвенном порыве человеческих душ. А слезы на глазах были слезами радости и умиления, которых никто не стыдился.

Возвращались домой мы в молчании. Каждый думал о своем, но ощущение тепла и прикосновения к святыне было одинаковым у всех. Неожиданно туристическая поездка в прекрасный древний город стала еще и уроком духовности, настоящим подарком, который никто не забудет. Среди множества разных вер и конфессий, среди разнообразия культурных и исторических традиций Каменца мы увидели островок живой православной веры, существующий и торжественно заявляющий о себе, несмотря на трудности и враждебность, на постоянную, еще с древности, борьбу инославия с Православием на этой земле. Ведь история Православия на Каменецкой земле восходит к древности.

С христианством в Подольской земле были знакомы до IX века, так как местные жители вели активную торговлю с православными греками и другими народами, населявшими черноморские земли. О расцвете Православия в Подолии после Крещения Руси в домонгольский период свидетельствует достаточно широкое развитие монашеской жизни, процветавшей в пещерных монастырях. Однако с 1569 года Подольская земля вошла в состав Речи Посполитой. Вначале склонявшиеся к Православию, со временем Литовские князья приняли католичество, вошли с тесный союз с Польшей и начали утеснять православных, способствовали распространению среди них римо-католической проповеди. К счастью, Подолия была населена и православными людьми, твердо державшимися за свою веру. В 1795 году была основана православная Каменец-Подольская епархия, которая в 1995 г. отпраздновала свое 200-летие. Над становлением духовно-просветительской и административной жизни Подольской епархии потрудилось много выдающихся духовных деятелей.

Один из первых — Высокопреосвященнейший Иоанникий (бывший наместник Донского монастыря), архиепископ Подольский и Брацлавский (1795-1819). По его распоряжению в 1799 году в Каменце была открыта православная Духовная Семинария. В ней в разное время учились М. Достоевский (отец  знаменитого писателя), С. Руданский и А. Свидницкий, выдающиеся представители украинской литературы, Н. Леонтович, украинский композитор, автор трёх сборников «Песен с Подолья» и около двухсот обработок украинских народных песен и др.

С именем Высокопреосвященнейшего Леонтия, архиепископа Подольского и Брацлавского (1863-1874) также связано много значительных событий. Так в 1864 году в Каменце открылось женское епархиальное училище. Число церковно-приходских школ в крае дошло до тысячи, а обучающихся в них было до 25 000 человек. Владыка Леонтий побуждал священников создавать приходские библиотеки, писать летописи. При его поддержке в Каменце был организован историко-этнографический комитет, который издал много научно-исторических трудов.

Годы советской власти принесли верующим много напастей. Закрывались храмы, люди подвергались преследованиям за свои религиозные убеждения, несмотря на декларируемую свободу совести. Но именно в эти тяжелые годы Церковь просияла сонмом мучеников за веру. Одним из них был священноисповедник епископ Амвросий (Полянский, †1932 г.), управлявший Каменец-Подольской епархией в 20-30-е годы прошлого столетия. Владыка боролся с обновленчеством, как мог поддерживал свою паству, даже материально. Несколько раз он был судим. По решению очередного суда в сентябре 1932 г Владыку Амвросия отправили в Туркестан. В дороге солнце обожгло епископа, и он по приезде, несмотря на все усилия врачей, умер. «Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни» (Апок. 2, 10) – эти слова Тайнозрителя стали духовным девизом жизни Святителя. Канонизирован священноисповедник епископ Амвросий (Полянский) на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ 13–16 августа 2000 года. Память его чествуется 7 (20) декабря. Были канонизированы и другие мученики, пострадавшие во время беспрецедентных гонений на Церковь со стороны безбожной советской власти.

Жизнь показала, что «Человек не удовлетворится решением своих материальных проблем, он будет стремиться к тому, что сможет насытить его больную, опустошенную и страждущую душу. Эти поиски приведут к вечному и непреходящему, что открывается только в Боге – источнике Правды, Доброты и Радости» (Слово архиепископа Каменец-Подольского и Городокского Феодора ввиду предстоящего освящения кафедрального собора святого благоверного великого князя Александра Невского). Об этом свидетельствуют как история Православия в Каменце-Подольском, так и течение повседневной христианской жизни в этом городе, участниками которой мы, пусть и ненадолго, стали.

У нас на сайте вы найдете
более 3189 житий святых.

Новости общины и сайта

 

Последние 20 новостей

Опрос

Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?

Библейская история про антихриста метафора. Реальный антихрист никогда не придет.
Антихрист придет, но не скоро. Пока можно не бояться.
Антихрист скоро придет. Нужно готовиться.
Антихрист уже пришел.
Бояться нужно грешить.


Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Результаты >>

Святцы

июль 2024 г.
Пн 1 8 15 22 29
Вт 2 9 16 23 30
Ср 3 10 17 24 31
Чт 4 11 18 25  
Пт 5 12 19 26  
Сб 6 13 20 27  
Вс 7 14 21 28  


Сегодня 22/07/2024
(09/07/2024 по ст.ст.)

понедельник 5-ой седмицы по Пятидесятнице.
Сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского (I).
Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV).
Прмчч. Патермуфия, Коприя и мч. Александра, подвижников Египетских (361-363).
Свт. Феодора, еп. Едесского (IX).
Прп. Антония Леохновского.
Кипрской в с. Стромыни (Моск. обл.) и Колочской (1413) икон Божией Матери.
Прп. Евфимия Карельского.
Блж. Петра, сщмч. Черевковского.
Св. Эверильды девы (700) ( Кельт. и Брит. ).
Св. Панагеса Басиаса ( Греч. ).
Прпп. Дионисия Ритора и Митрофана, Афонских ( Греч. ).
Разработчики


Services are held in the Russian Orthodox Church at the following address:
Яндекс.Метрика
© Holy Royal Martyrs of Russia Orthodox Church - Sparks, Nevada, USA