Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение
«В последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, … горды, надменны, … имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. (2Тим.3:1,2,5)
«И теперь появилось много антихристов» (1Иоан.2:18). Приставка «анти-» в древнегреческом и церковнославянском языке имеет не только значение «против», но и значение «взамен»[i]. Уже во времена апостола Иоанна Богослова распространялись учения, которые, выдавая себя за христианство, на самом деле пытались подменить собой христианство. Муж апостольских времен священномученик Игнатий Богоносец в своем «Послании к траллийцам» призывал удаляться от яда еретиков, которые «к яду своего учения… примешивают Иисуса Христа, чем и приобретают к себе доверие: но они подают смертоносную отраву в подслащенном вине. Не знающий охотно принимает ее, и вместе с пагубным удовольствием принимает смерть»[ii]. К сожалению, и сегодня за христианство выдаются учения, которые, подменяя собою христианство под видом благочестия, на самом деле наносят христианству гораздо больший вред, чем любые богоборческие движения и учения, так как, не отрицая явно Божественное Откровение, повреждают сам образ мысли христианина, формируют в человеке форму мысли[iii], отличную от апостольской.
На таком подслащенном вине (в прямом и переносном смысле) ереси остановим наше внимание. «Можно ли употреблять православному христианину кошерные продукты или нельзя?», - вопрос который волнует многих христиан, уступая по значимости только вопросу «Когда придет антихрист?» и значительно опережая вопросы «Как мне очистить грехи мои?» и «Господи, как мне познать Тебя?». Давайте попробуем разобраться какие опасности скрывает этикетка с надписью «Kosher» на продуктах питания.
«Кошерный = подходящий. В переводе с иврита слово «кошерный» буквально означает «пригодный, подходящий». Если говорить в общем, то правила кошерности содержат ряд требований, которые Тора[iv] предъявляет к пище, чтобы она была для евреев разрешенной. Законы кашрута определяют, какие продукты пригодны для употребления (и также ритуальные предметы или действия, которые должны быть неотъемлемой частью еврейской жизни). Но само слово «кошерный» со временем стало использоваться куда шире, распространившись практически на все, что одобряет Аллаха[v]»[vi]. Действительно, библейский текст содержит не одно упоминание о разделении животных, рыб, птиц и т.д. на «чистых» и «нечистых», часто разрешая употребление в пищу первых и категорически запрещая употреблять в пищу вторых (см. книги Исход, Левит, Второзаконие). Грехопадение прародителей наложило проклятие первородного греха не только на человечество, но и на весь окружающий мир, «потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее» (Рим.8:20), - пишет апостол Павел. Ветхозаветное разделение животных на «чистых» и «нечистых» связано не со свойством самих животных, а как форма напоминания о том, что грех сделал нас нечистыми. Весь мир сотворен Богом «чистым»: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт.1:31). «Нечистоту» в мир, нарушив Божественную Волю, внесли дьявол и прельстившиеся его искушением прародители. «Знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» ((Рим.8:22). В частности, нечистота помыслов и чувств человека, искаженных грехопадением, не могла не привести к искажению богопочитания. Слава, которую надлежало воздавать только Творцу, стала воздаваться твари, в том числе животным, порождая множество языческих культов. «Мы утверждаем, что все хорошо весьма относится к определению миротворения и природы, а то, что нечто из этого чисто, а нечто нечисто, – не к миротворению и не к природе, а к определению жертвы и человеческого суждения. Миротворение же и природа отстоят от суждения и жертвы на несказанное расстояние, тем более что жертвы и суждения не всегда расцениваются одинаково, и чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми – не потому, что нечистота была присуща им от создания, ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво»[vii].
Крестная смерть и тридневное Воскресение Господа Иисуса Христа сняло проклятие нечистоты не только с человека, но и с животных. В Деяниях святых апостолов подробно описано как апостол «Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо» (Деян.10:9-16). Разделение животного мира на «чистый» и «нечистый» сохранилось в современном иудаизме, отвергающем и поносящем имя Господа Иисуса Христа.
Таким образом, все разделяющие пищу на «чистую» и «нечистую» на самом деле исповедуют не христианство Первоверховного апостола Петра, а самый настоящий иудаизм, сознательно ли это они делают или бессознательно под видом христианского благочестия. Поэтому, если какие-либо люди считают что какая-либо пища стала «нечистой» от соприкосновения с чем-либо или кем-либо (людьми иных вероисповеданий), то форма мышления этих людей соответствует иудаизму, но никак не христианству.
Но давайте посмотрим на вопрос с другой стороны. Всякую ли пищу разрешено есть христианину? Этот вопрос не затрагивает вопрос вкушения скоромной пищи в постные дни, так как воздержание от скоромной пищи в постные дни не является ритуальным воздержанием. Христиане воздерживаются от скоромной пищи в постные дни не потому, что пища скверная, а потому, что воздержание от сытной, вкусной пищи является формой аскезы. «Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака, мяса или вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело… и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина и отвержен от Церкви. Так же и мирянин»[viii], - гласит 51-е апостольское правило.
Следует признать, что Священное Писание предписывает воздерживаться христианину от определенных видов пищи. Святые апостолы вынесли следующее соборное решение о пище: «Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины… Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян.15:28,29). Итак, христианину запрещено употреблять в пищу удавленину, кровь и идоложертвенную пищу. «Уда́вленина (др.-греч. πνικτός; лат. suffocatis) — библейский термин, означающий трупное мясо животного, которое было умерщвлено удавлением. Отличием удавленины от мяса животного, которого зарезали, является сохранение в нём крови. Например, мясо зайца, погибшего в силке, является удавлениной. К удавленине относится и мясо животного, которое было утоплено, или задохнулось без механического воздействия, или было убито электрическим током»[ix]. К удавлинине также относятся животные, сбитые автомобилем, придавленные деревом или камнем и т.п. Запрет на вкушение крови, подтвержденный 67-м правилом Шестого Вселенского Собора – стрела в любителей колбасы из крови, так называемой «кровянки» и других продуктов из крови животных: «Божественное писание заповедало нам воздержаться от крови и удавленины и блуда (Деян. 15:29). Посему, ради лакомствующого чрева, кровь какого бы то ни было животного, каким-либо искуством приуготовляющих в снедь, и тако оную ядущих, благоразсмотрительно епитимии подвергаем. Если убо кто отныне ясти будет кровь животного каким-либо образом: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен»[x].
Так как удавленина и кровь были запрещены в законе Моисея, то в число кошерных продуктов они как раз не попадают. И, следовательно, избегание кошерных продуктов не может являться избеганием удавленины и крови по определению.
Рассмотрим самое главное обвинение, которое может заставить христианина избегать кошерных продуктов: кошерное – это идоложертвенное. Обвинение весомое, тем более, что Св. Писание и каноны Церкви строго запрещают избегать идоложертвенной пищи (см., например, Откр.2:14,20, правила 4-9 Анкирского поместного Собора).
Для начала разъясним себе что подразумевает Св. Писание и каноны Церкви под вкушением идоложертвенного и как относится Св. Писание к идоложертвенной пище как пищевым продуктам самим по себе.
Начнем с первого вопроса: «что такое идоложертвенная пища»? Ответ на этот вопрос дают сами апостолы перед тем, как зафиксировать запрет на идоложертвенное соборным постановлением: «Я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников», - говорит апостол Иаков, председательствовавший на апостольском соборе: «а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» (Деян.15:19,20). Таким образом, идоложертвенная пища, по указанию апостола Иакова, это пища, которая участвовала в каких-либо религиозных ритуалах и, соответственно, имеет сакральное значение, ее вкушение является частью языческого ритуала. На понимании идоложертвенной пищи как части религиозного ритуала делают акцент правила Анкирского Собора, уделившего много внимания употреблению христианами идоложертвенной пищи: «Об идоложертвовавших по принуждению и сверх того, пред идолами пиршествовавших» (правило 4-е), «которые вошли в» капище (правило 5-е), «которые только от угроз… поколебались и идоложертвовали» (правило 6-е), «которые пиршествовали в языческий праздник на месте, присвоенном язычниками» (правило 7-е), «дважды и трижды идоложертвовавшие по принуждению» (правило 8-е), «которые не только соделались отступниками, но и восставали на братии и принуждали их к отступлению или были виновниками такового принуждения» (правило 9-е). Таким образом, священное Писание и каноны Церкви четко указывают на обстоятельства при которых можно считать, что христианин употребил идоложертвенную пищу: 1) пища должна быть посвящена идолам, т.е. иметь ритуальное, сакральное значение; 2) христианин добровольно или против своей воли втягивается в некие ритуалы язычников (к которым, без сомнения, можно причислить современных иудеев, чтобы не уверяли знатоки «авраамических религий»); 3) вкушение христианином идоложертвенного является (добровольным или по принуждению) выражением лояльности или поддержки языческих верований, что, в свою очередь, является богоотступничеством. О лояльности или отпадении христианина заявляется язычниками публично как о факте их (язычников) силы и победы над христианством.
Все три вида обстоятельств мы видим в событиях известного чуда вмч. Феодора Тирона. «В начале Великого поста Юлиан (Прим.: Юлиан Отступник – племянник святого равноапостольного Константина, император Константинополя в 361–363 гг.) решил надругаться над верующими. Он приказал градоначальнику Константинополя незаметно окроплять продукты на рынке кровью животных, принесенных в жертву языческим богам. Апостолы предписывали воздерживаться от идоложертвенного и крови (Деян 15:29), и, как бывший христианин, император прекрасно об этом знал. Коварный замысел правителя оставался в тайне и должен был достигнуть своей цели, если бы не произошло чудо. Святой Феодор явился во сне константинопольскому архиепископу Евдоксию (Прим.: Евдоксий Антиохийский (греч. Εὐδόξιος; + 370), епископ Константинопольский (с 360), один из ересиархов арианства) и велел передать христианам, чтобы они ничего не покупали на рынках и готовили из домашних запасов коливо — вареную пшеницу с медом. Архиепископ немедленно собрал всех верующих, рассказал им о явлении великомученика и передал его повеление. Царь увидел, что попытка надругаться над христианами не принесла результата, и отменил свой приказ»[xi]. Мы видим, что кровь, которой планировалось окропить пищу на рынке, была получена в результате неких языческих религиозных ритуалов, христиан планировалось тайно втянуть в этот ритуал посредством окропления пищи кровью и, что самое главное, Юлиан планировал сделать факт втягивания христиан в невольное идолопоклонство публичным для посрамления христиан и их веры.
К соответствию кошерных продуктов перечисленным обстоятельствам мы вернемся чуть позже, а сейчас рассмотрим второй вопрос, который мы поставили выше: «как относится Св. Писание к идоложертвенной пище как пищевым продуктам самим по себе»? Или перефразируя: «оскверняет ли принесение в жертву идолам сами продукты или оскверняется только душа человека, учавствовавшего в идоложертвенном ритуале»?
На поставленный вопрос развернутый ответ дает апостол Павел в своем письме к коринфянам: «О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него. Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, - но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им. Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется. Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1Кор.8:1-13). «Нужно наперед сказать, что здесь имеет в виду (апостол), тогда и будет понятна нам речь его. Кто видит кого-нибудь обвиняемым и не узнает наперед свойства вины его, тот не может понять сказанного. В чем же (апостол) обвиняет здесь коринфян? В преступлении великом и причинявшем множество зол. В каком же именно? Многие из них, зная, что «не… входящее… оскверняет человека, а исходящее» (Мф.15:17–18), и что идолы, т. е. деревья, камни, демоны, не могут ни вредить, ни приносить пользу, употребляли такое совершенное знание неблагоразумно, ко вреду другим и себе. Они входили в капища, участвовали там в трапезах, и таким образом производили большую гибель. Те, которые еще боялись идолов, не научились презирать их и принимали участие в этого рода вечерях, видя, что и совершеннейшие делают то же, получали от того великий вред (так как они касались предлагаемого не с таким расположением, с каким совершенные, но как идоложертвенного, чем и поддерживалось идолослужение)»[xii]. Как мы видим, Златоустый святитель Иоанн разделяет мнение апостола Павла, повторяющего слова Господа Иисуса Христа, и прямо нам указывает, что если идол ничто, то и осквернить он ничего не может. Никакие тварные предметы и даже демоны сами по себе «не могут ни вредить, ни приносить пользу». Беда коринфян была в том, что не многие из них, уже будучи христианами, избавились от языческого мышления и видя, что «совершеннейшие» совсем презирают факт принадлежности пищи к идоложертвенной, расценивали употребление жертвенной пищи как одобрение языческих ритуалов. Именно пережиток языческого мышления, боязнь ритуально оскверниться через прикосновение к материальным предметам стала одним из объектов критики Павла. Таким образом, сам принцип мышления, который заставляет человека избегать тех или иных продуктов питания, вещей и т.д. из опасения получить от них «осквернение» является образом мышления духовного раба – язычника, пленника дьявола и материального мира. Иоанн так и говорит: когда «познаете истину [Христа], и истина сделает вас свободными» (Иоан.8:32). А пока не познали Христа вы будете бояться мира и всего в нем. Но совершеннейших Павел тоже укоряет. Укоряет не за факт употребления пищи, а за соблазн. Но в чем соблазн? Они не просто употребляли идоложертвенное, а делали это публично, в языческих капищах, участвуя в языческих ритуалах. И хоть они понимали, что не получают от этого ни малейшего вреда или осквернения, что подтверждает и Павел, но участием в публичных языческих мероприятиях они, с одной стороны, соблазняли еще не окрепших верой, с другой давали язычникам повод считать, что их ритуалы имеют значение и влияние. Христианин, ели он верит во Христа и Евангелие не на словах, а на деле, просто не может оскверниться идоложертвенной пищей. Как можно оскверниться тем, что не действует в мире? Это напоминает советскую власть в СССР, которая активно боролась с Богом, «которого нет». Если ты веришь в то, что «идол в мире ничто» (1Кор.8:4), то чего ты боишься, христианин? Применительно к иудаизму можно сделать следующий вывод – если христианин зашел на иудейский праздник в синагогу, принял участие в неких мероприятиях, проходящих там, выразив им одобрение своим внешним видом или в другой форме, в том числе, разделив с иудеями праздничную трапезу, это сделано было нарочно публично или стало достоянием широкой общественности, что в свою очередь, привело к поношению христиан и христианства, то такой человек согрешил. Не осквернился, потому что идол – ничто, а согрешил, предоставив повод к хулению Христа и Его Церкви. Если же кто-то тайно подсунул христианину что-то «скверное» даже идоложертвенное, думая таким образом как-то навредить его душе, то он ошибается. И ошибаются все, так думающие. Кстати, именно иудаизму свойственно отношение к материальным предметам, в том числе к пище, как к чему-то, что может приблизить к Богу или удалить от Него. «Кошерная пища благотворно влияет на душу. Все, что вы едите, становится как минимум частью вашего тела. Когда вы употребляете кошерную пищу, она преобразуется в положительную энергию, которую вы можете использовать для благих целей, тем самым возвышая Божественные искры, скрытые в растениях и животных, которые вы употребляете в пищу. Однако, если вы съели что-то запрещенное, оно как бы «связывает» вас, и даже если вы едите это с самыми благими намерениями и затем продолжаете совершать самые героические и благочестивые поступки, оно все равно застревает, утяжеляя вас в духовном плане, как тонна кирпичей (Тания, ч. 7.) Так что действительно очень полезно следовать правилам кашрута — Ваша душа вам будет благодарна!»[xiii]. Это мощная стрела от самих иудеев в тех, кто продолжает утверждать, что иудаизм это не языческая религия лишь на том основании, что они читают Моисея.
Теперь вернемся к последнему вопросу: «Можно ли считать кошерную пищу идоложертвенной»? Сразу следует заметить, что неиудею запрещено участие в сакральных действиях иудеев. Т.е. настоящую, особым образом приготовленную и посвященную еду, иудеи сами ни явно, ни тайно не подсунут гоям[xiv]. Например, «нееврею запрещено считать, что соблюдение пасхальных предписаний Торы обязывает его. То есть, возводить их соблюдение в ранг культа»[xv]. Так же настоящее кошерное вино иудеям запрещено давать неиудеям. «Несмотря на то, что вино крайне редко может содержать молоко, мясо или другие «опасные» в плане кашрута ингредиенты, оно имеет свои собственные правила — не евреи не могут с ним взаимодействовать… Это создает проблемы для виноделов, желающих производить кошерное вино с помощью не еврейских работников. Кроме того, это проблематично и для тех, кто хочет подавать вино за трапезой, где будут присутствовать не еврейские гости или обслуживающий персонал. Но после того, как вино прошло определенную тепловую обработку (на иврите мевушаль), оно становится чуть хуже качеством, зато больше не подвержено дисквалификации в случае контакта с не евреем»[xvi]. Т.е. в случае с иудаизмом действует не принцип «подсунем гоям свою еду и оскверним их, обратим тайно в иудаизм и т.д.», а наоборот: «не дадим гоям свою ритуально чистую еду, чтобы гои ее не осквернили». Не один иудей не будет подсовывать кому-либо из неиудеев свою ритуальную еду. Это запрещено делать иудеям хоть в тайной, хоть в явной форме.
Как же соотносится кошерная пища с идоложертвенной? А никак. Вот что говорят о кошерной пище сами иудеи: «На территории нашей собственной кухни мы все контролируем сами и можем быть уверены, что в приготовлении пищи используются только кошерные ингредиенты, а мясо и молочные продукты хранятся отдельно, так что нет опасности, что они смешаются. Но как узнать, что происходит, например, на предприятии или в ресторане? В таком случае следует обратиться в сертифицирующее агентство кашрута, часто известное как хашгаха («надзор»). Его сотрудники тщательно проверяют списки ингредиентов продуктов и блюд, следят за условиями, в которых готовится еда, и процессами производства, проводят периодические (или даже постоянные) проверки, чтобы убедиться: пища действительно пригодна для кошерного потребителя. Затем агентства предоставляют продукту, ресторану или фирме-изготовителю сертификат, который называется экшер. В общей сложности в современном мире насчитывается до 1500 кошерных сертифицирующих органов. Такой орган может быть под патронатом одного из раввинов, а может быть международной организацией. Из 5 крупнейших агентств большинство (почти 80%) сертифицированы в США. Это обозначается как OU, OK, Star-K, Kof-K и CRC»[xvii]. Таким образом, статус «кошерная» получает еда, которая, соответствует Закону Моисея и разрешена к употреблению иудеям, боящимся оскверниться поеданием свиней, сомов, осетров и прочих тушканчиков. Только развитое воображение может усмотреть в проверке ингредиентов блюд и технического состояния кухонных принадлежностей религиозный культ. Только языческое сознание может усмотреть в предоставлении продуктам питания какого-либо сертификата аналогию с восхвалением Зевса или Венеры. Какое религиозное действо совершается при проверках еды? Песни, пляски, чтение молитв или заклинаний, битье в бубен? Нет. Может, продукты каким-либо образом возлагаются на некие жертвенные алтари? Тоже нет. Может продукты кропятся кровью животных или даже христианских младенцев? Тоже нет. Более того, сами иудеи признают, что «знак «K» больших гарантий не дает – за ним может стоять как надежный ортодоксальный раввин, так и просто отдел маркетинга компании-производителя»[xviii]. Т.е. сами иудеи «боятся» знака «Kosher» на продуктах, считая что их могут обмануть и вместо «чистой» еды подсунут подделку, которая страшно осквернит их.
Далее. Явно или тайно подсовывают кошерную еду христианам? Очевидно, раз она продается в магазинах, то явно. Мы помним, что предоставление идоложертвенной пищи в качестве еды является частью языческого культа, совершаемого на языческом капище. Тогда те, кто считает кошерную еду идоложертвенной должны признать, что все магазины, рестораны и т.д. где продается, подается и вообще присутствует кошерная еда, являются языческими капищами, а сам процесс купли-продажи продуктов – языческим ритуалом. Если же магазины и рестораны это капища, а процесс торговли – языческий ритуал, а боязнь оскверниться идоложертвенным доминирует, то следует положить запрет вообще на посещение магазинов и ресторанов. Ведь даже если не вы покупаете кошерные продукты, то кто-то это наверняка делает, вовлекая вас в языческую «оргию».
И последняя самая важная цель, которую преследовали язычники, подсовывая зачастую тайно, идоложертвенную пищу христианам – сделать посмешищем нас и нашу веру. Каким образом попирается Православная вера фактом продажи в магазинах кошерных продуктов? Не секрет, что кошерные продукты зачастую покупают христиане, размышляющие над Св. Писанием и Преданием Церкви, которым некогда изучать по этикеткам на продуктах время пришествия антихриста. Если бы продажа кошерных продуктов имела целю надругаться над христианством, то уже не одно десятилетие мы бы слышали что-то подобное от иудеев: «Все христиане, съедающие или пьющие кошерное оскверняются, они нечистые, мы победили христиан и т.п.». Но почему-то подобные фразы раздаются не от иудеев, а от некоторых христиан. Что вызывает определенные подозрения.
Тогда что делает кошерную еду идоложертвенной, кроме воспаленного воображения? Это риторический вопрос.
[i] анти- // Викисловарь [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/анти- (дата обращения 14.02.2024).
[ii] Игнатий Богоносец, сщмч., епископ Антиохийский «Послание к траллийцам», глава 6 // Азбука веры [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antiohijskij/poslanie-k-trallijtsam/#0_6 (дата обращения 14.02.2024).
[iii] «Согласно толкованию, приведённому в трактате «Этимологии» средневекового учёного Исидора Севильского, слово «ересь» происходит от haeresis, латинской транслитерации греческого слова др.-греч. αἵρεσις, означающего выбор, или в широком смысле школа мысли». Ереси в христианстве // Википедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ереси_в_христианстве (дата обращения 14.02.2024).
[iv] «Торой» называют Пятикнижие Моисеево (греч. πεντάτευχος), или Кни́ги Моисе́евы, причём как сам текст, так и печатные или рукописные экземпляры (свитки).
[v] «Галаха́, Алаха́ или Халаха (ивр. הֲלָכָה, ашкеназ. ало́хо или гало́хо) — традиционное иудейское право, совокупность законов и установлений иудаизма, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь верующих евреев. В более узком смысле — совокупность законов, содержащихся в Торе, Талмуде и в более поздней раввинистической литературе, по которым еврей должен себя вести, а также каждый из этих законов (мн. ч. галахот или халахот) в отдельности». Галаха // Википедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Галаха (дата обращения 14.02.2024).
[vi] 21 факт о кашерном – то, что должен знать каждый еврей // Интересный сайт про Иудаизм, евреев и Тору - Имрей Ноам [Электронный ресурс]. URL: https://imrey.org/21-факт-о-кашерном-то-что-должен-знать/ (дата обращения 14.02.2024).
[vii] Фотий Константинопольский, свт. Трактат 19. Каким образом не противоречит одно другому, сначала сказать: И вот, все хорошо весьма (Быт. 1:31), а потом разделить и назвать одних животных чистыми, а других нечистыми? // Экзегетъ. Библия и толкования [Электронный ресурс]. URL: https://ekzeget.ru/bible/bytie/book-glava-1/stih-31/ (дата обращения 14.02.2024).
[viii] Правила Апостолов и Вселенских Соборов // Сайт храма свв. Царственных мучеников гг.Рино-Спаркс, Невада [Электронный ресурс]. URL: http://www.churchreno.org/?page=lib/pravo/text_0001 (дата обращения 14.02.2024).
[ix] Удавленина // Википедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Удавленина (дата обращения 14.02.2024).
[x] Правила Апостолов и Вселенских Соборов // Сайт храма свв. Царственных мучеников гг.Рино-Спаркс, Невада [Электронный ресурс]. URL: http://www.churchreno.org/?page=lib/pravo/text_0001 (дата обращения 14.02.2024).
[xi] Чудо Феодора Тирона // Журнал «Фома» [Электронный ресурс]. URL: https://foma.ru/chudo-feodora-tirona.html (дата обращения 14.02.2024).
[xii] Иоанн Златоуст, свт. Толкования на 1 Кор. 8:1 // Толкования Священного Писания [Электронный ресурс]. URL: https://bible.optina.ru/new:1kor:08:01 (дата обращения 14.02.2024).
[xiii] 21 факт о кашерном – то, что должен знать каждый еврей // Интересный сайт про Иудаизм, евреев и Тору - Имрей Ноам [Электронный ресурс]. URL: https://imrey.org/21-факт-о-кашерном-то-что-должен-знать/ (дата обращения 14.02.2024).
[xiv] Словарное значение этого слова в русском языке — «иноверец у иудеев».
[xv] Раввин Шауль-Айзек Андрущак «Можно ли отмечать Песах нееврею» // Habad.Ru [Электронный ресурс]. URL: https://ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/2577700 (дата обращения 14.02.2024).
[xvi] 21 факт о кашерном – то, что должен знать каждый еврей // Интересный сайт про Иудаизм, евреев и Тору - Имрей Ноам [Электронный ресурс]. URL: https://imrey.org/21-факт-о-кашерном-то-что-должен-знать/ (дата обращения 14.02.2024).
[xvii] 21 факт о кашерном – то, что должен знать каждый еврей // Интересный сайт про Иудаизм, евреев и Тору - Имрей Ноам [Электронный ресурс]. URL: https://imrey.org/21-факт-о-кашерном-то-что-должен-знать/ (дата обращения 14.02.2024).
[xviii] 21 факт о кашерном – то, что должен знать каждый еврей // Интересный сайт про Иудаизм, евреев и Тору - Имрей Ноам [Электронный ресурс]. URL: https://imrey.org/21-факт-о-кашерном-то-что-должен-знать/ (дата обращения 14.02.2024).
более 3189 житий святых.
Новости общины и сайта
Опрос
Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?
Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Святцы
Пн | 7 | 14 | 21 | 28 | |
Вт | 1 | 8 | 15 | 22 | 29 |
Ср | 2 | 9 | 16 | 23 | 30 |
Чт | 3 | 10 | 17 | 24 | 31 |
Пт | 4 | 11 | 18 | 25 | |
Сб | 5 | 12 | 19 | 26 | |
Вс | 6 | 13 | 20 | 27 |
Сщмч. Киприана , мц. Иустины и мч. Феоктиста (304).
Блж. Андрея, Христа ради юродивого (936).
Преставление прп. кн. Анны Кашинской (1338).
Прп. Кассиана Угличского (1504).
Мчч. Давида и Константина, князей Арагветских (740) ( Груз. ).
Блж. Киприана Суздальского, Христа ради юродивого.
Новомч. Георгия, Филадельфийского (1749) ( Греч. ).
Прп. Дамариса Афинского ( Греч. ).
Вмч. Феодора Гавры, Атранского, Халдейского ( Греч. ).