Преподобный Серафим - Саровский чудотворец

Хелен Концевич

Прославление преподобного Серафима

После его праведной кончины похвала о. Святая жизнь Серафима не угасла, а распространилась повсюду. Укреплением этого были новые чудеса, о которых говорили повсюду. На самом деле, было бы невозможно перечислить или записать все чудеса. От игумена Саровского (о. Иирофея) мы знаем, что монастырь не очень-то желал записывать все тысячи рассказов людей о помощи святителя - их было слишком много. С самого момента его смерти люди стали служить ему панихиды, и его образ часто можно было видеть в домах людей - один кормит медведя, другой молится на скале, третий путешествует по лесу. топором...

Таким образом, голос Церкви и движение Святого Духа канонизировали о. Серафима бесспорно как святого еще раньше, чем его открытое прославление. Оставалось только официально и торжественно принять по решению церковных властей. Первым, кто официально осветил эту святую мысль, был наместник Саровский архимандрит Рафаил. В это время была создана специальная комиссия для изучения вопроса о прославлении о. Серафим. Он собрал материалы о его жизни и чудесах и представил их Тамбовской духовной консистории. Но усилие почему-то заглохло... Тем не менее, их благословенные имена помнят за то, что они сделали, особенно архимандрит Рафаил. Мы и сейчас поминаем его благословенное имя.

Двадцать лет спустя, в 1903 году, 11 января; Царь Николай II утвердил постановление Священного Синода о создании еще одной комиссии во главе с митрополитом Московским Владимиром, и была исследована могила преподобного Серафима. Канонизация была назначена на 19 июля, о. День рождения Серафима. Со всех уголков Святой Руси съехалось не менее тысячи человек. Вокруг монастыря было создано пространство для них, превратившееся в «городок» импровизированных казарм. Святая Русь пришла на праздник своего святого и родного сына. С великой верой тянулись паломники к святым местам Сарова.

Собрались толпы. Шествия шли со всех концов России. 17 июля из Дивеево и Понетаевки шел крестный ход, неся впереди Серафимовскую икону Божией Матери "Умиление"... Сироты ждали прославления своего батюшки. Каким трогательным было зрелище - как будто сам преподобный Серафим пришел на встречу со своими духовными чадами. Было пролито много слез. В тот же день, ближе к вечеру, прибыл Государь с Великим Князем Сергеем Александровичем и Великой Княгиней Елизаветой Федоровной, Великими Князьями Николаем и Петром Николаевичем, а также с другими членами Царской Семьи и прислуживающими им министрами. Народ радостно встречал своего Царя. В этот день в 7 часов была отслужена заутреня в честь о. Серафим. В 11 часов ночи его гроб перенесли из больничной часовни в бывшую усыпальницу, специально украшенную мраморными плитами и входом с железной лестницей.

18 июля в 5 часов утра во всех храмах Лавры была отслужена ранняя Литургия. Царь и обе императрицы посещали службы в Антоневском приделе Успенского собора и причащались Святых Таин. После поздней Литургии звон колоколов созвал всех на совершение последней панихиды по рабу Божию о. Серафим. Присутствовал даже сам царь. После этого митрополит Антоний освятил место усыпальницы, где должен был лежать угодник Божий. Построенный на средства царя и царицы, он был поистине роскошным произведением русского «московского царизма». Храм был из желтовато-серого мрамора. Над ним была крыша пяти футов высотой с пятью арками и тремя дюймами из позолоченной бронзы. Вокруг стояли дивные лампады. В последний раз поминали блаженнопамятного иеромонаха Серафима простым иеромонахом. С этого времени он будет прославлен как святой...

19 июля в 8 часов утра началась поздняя литургия. У малого входа, когда духовенство запело: "Приидите поклонимся и припадем Христу...", архимандриты взяли кипарисовый гроб с мощами и перед всеми отнесли его в алтарь. Так святой угодник предшествовал в поклонении Богу и Спасителю нашему. Мгновенно вспоминается прежнее время, давным-давно, когда смиренный иеродиакон Серафим сподобился лицезреть Самого Господа Иисуса Христа, тоже за Литургией, и почти в то же самое время на службе. Таинственное благословение, которым наш Спаситель насладил душу монаха, теперь исполнилось, исполненное Божественной любовью Спасителя. Затем мощи, после обнесения вокруг престола, снова клали в святую гробницу - гроб; на этот раз не в центре храма, а в футляре, приготовленном в специальном зале. Там нашел свое пристанище «бедный» Серафим, всю жизнь бежавший от похвалы. Смиренный возвысится...

После литургии был отслужен молебен новому чудотворцу. При пении тропаря: «От юности возлюбил еси Христа, блаженная», гроб был взят из ковша и передан царю и великому князю, которые с помощью архимандритов вынесли его из Собор для шествия вокруг церкви. Возвышенный религиозный пыл снова охватил тысячи людей. При этом мощи были преданы земле в отведенном им месте для постоянного почитания. Так завершилось прославление или канонизация святой и праведной. На следующий день Государь и некоторые другие лица посетили Дивеево и приложились к иконе Божией Матери «Умиление», посетили о. Серафимовскую пустынь и приложился там к мощам. После их отъезда на следующий день, 21 июля, в Сарове был освящен новый пятиглавый храм в честь новопрославленного святителя, надстроенный над его прежней кельей.

Инструкция для монахов

«Сейте, сейте везде, сейте зерна, которые вам даны. Сейте на хорошей земле, сейте на песке, сейте на камнях, сейте вдоль дороги, сейте в городах. "Хотя это может быть и не скоро. Не прячь в земле талант, данный тебе, и ты не будешь мучим твоим Господом; но отдай его купцам, и пусть они принесут пользу. Еще говорю тебе , не вступайте в дружбу и не соединяйтесь, во-первых, с врагами Церкви Христовой, то есть с еретиками и раскольниками; во-вторых, с не соблюдающими святых постов; в-третьих, с женщинами, ибо приведите нам монахов много вреда».

«Путь твой благословен, но смотри, запиши эти мои слова не на бумаге, а в сердце твоем: 1) Учись сердечной умной молитве, как учат святые отцы в Добротолюбии, ибо Иисусова молитва есть свет. на пути нашем и путеводной звездой к Нему. 2) К обычной Иисусовой молитве прибавить: «Богородице, помилуй мя». 3) Одной внешней молитвы недостаточно, ибо Бог внемлет разуму, и потому те монахи, которые не соединяют внешней молитвы с внутренней, не монахи, а черные, тлеющие бревна.4) Страх, как огонь геенны , галки, нарисованные бабы, ибо они много раз воинов Царя обращали в рабы сатаны. 5) Помни, что истинная монашеская мантия есть равнодушные ношения ругательств и клеветы. Без скорбей нет спасения. 6 ) Делайте все постепенно, легкими этапами, а не внезапно. Добродетели не виноград, их нельзя есть сразу».

Ниже приведены три раздела из книги учений преподобного Серафима, первоначально составленной о. Иоанн Тихонов. Его заметки впоследствии были опубликованы стараниями архимандрита Анотония и митрополита Московского Филарета.

№ 4, О любви к Богу

«Тот, кто достиг совершенной любви, существует в жизни, как будто его нет. Ибо он считает себя чуждым зримому, терпеливо ожидая невидимого. Он совершенно изменился в любовь к Богу и забыл всякую другую любовь. кто любит себя, не может любить Бога. Кто не любит себя ради любви к Богу, истинно любит Бога. Кто истинно любит Бога, тот считает себя странником и пришельцем на этой земле, ибо в своем стремлении к Богу душою и разуме, созерцает Его одного.Душа, исполненная любви к Богу, во время исхода своего из тела не страшится князя воздуха, но с ангелами летит, как бы из чужой страны в родную земельные участки."

№ 17, На страже сердца

«Мы должны зорко охранять свою душу от негодных помыслов и впечатлений, по словам автора Притчей: Со всякою бдительностью храни сердце твое, потому что из него исходит жизнь. которым можно созерцать Господа, по заверению Вечной Истины: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Не должны мы без надобности изливать добро, влившееся в сердце, за то, что мы сбор может быть свободен от опасностей видимых и невидимых врагов только тогда, когда он охраняется в сердце. Не открывай тайны своего сердца всем».

№ 21, О делах милосердия

«Надо быть милостивым к нуждающимся и путникам — об этом позаботились великие светила и отцы Церкви. Мы должны всячески стремиться исполнить заповедь Божию: Итак будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд ...И еще: милости помилую, а не жертвы. Мудрые внимают этим спасительным словам, а глупые нет, потому и сказано: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Пример Петра-хлебодателя, который за кусок хлеба, данный нищему, получил прощение всех его грехов, как это было показано ему в видении, должен побудить нас быть милосердными к ближним, ибо даже малое милосердие заставляет нам подобает принять Царство Небесное. Дела милосердия должны творить с добрым расположением души, по учению преподобного Исаака Сирина. , и утешь свою печаль добром слова».

Представлено библиотекарем Лоуренсом Уокером-младшим.

У нас на сайте вы найдете
более 3189 житий святых.

Новости общины и сайта

 

Последние 20 новостей

Опрос

Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?

Библейская история про антихриста метафора. Реальный антихрист никогда не придет.
Антихрист придет, но не скоро. Пока можно не бояться.
Антихрист скоро придет. Нужно готовиться.
Антихрист уже пришел.
Бояться нужно грешить.


Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Результаты >>

Святцы

июль 2024 г.
Пн 1 8 15 22 29
Вт 2 9 16 23 30
Ср 3 10 17 24 31
Чт 4 11 18 25  
Пт 5 12 19 26  
Сб 6 13 20 27  
Вс 7 14 21 28  


Сегодня 22/07/2024
(09/07/2024 по ст.ст.)

понедельник 5-ой седмицы по Пятидесятнице.
Сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского (I).
Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV).
Прмчч. Патермуфия, Коприя и мч. Александра, подвижников Египетских (361-363).
Свт. Феодора, еп. Едесского (IX).
Прп. Антония Леохновского.
Кипрской в с. Стромыни (Моск. обл.) и Колочской (1413) икон Божией Матери.
Прп. Евфимия Карельского.
Блж. Петра, сщмч. Черевковского.
Св. Эверильды девы (700) ( Кельт. и Брит. ).
Св. Панагеса Басиаса ( Греч. ).
Прпп. Дионисия Ритора и Митрофана, Афонских ( Греч. ).
Разработчики


Services are held in the Russian Orthodox Church at the following address:
Яндекс.Метрика
© Holy Royal Martyrs of Russia Orthodox Church - Sparks, Nevada, USA