Истинность наших представлений о Боге

Существуют два различных подхода к вопросу истинности представлений человека о Боге. Первый характерен для западной схоластики. Представители этого направления исходят из того, что Бог — существо абсолютно трансцендентное миру, и человек не может иметь объективного знания о Божественном естестве. Такие взгляды высказывали в Византии Варлаам Калабриец, с которым много полемизировал св. Григорий Палама, и последователь Калабрийца Акиндин.

Вопрос о достоверности наших представлений о Боге — это, прежде всего, вопрос веры. С одной стороны, веры Священному Писанию и, с другой, доверия духовному опыту Церкви. Священное Писание говорит, за свойствами и именами Божиими стоит некоторая объективная реальность. Кроме того, в Священном Писании о многих именах и свойствах Божиих мы узнаем из уст Самого Бога, а значит, это объективная информация.

Православное богословие в соответствии с духовным опытом отцов Церкви исходит из того, что свойства или имена Божии, суть действительные свойства, существенно и действительно существующие в Самом Боге, независимо ни от человеческой мысли, ни от Его откровения в мире. Конечно, человеческие представления о Боге очень несовершенны. Апостол Павел говорит, что "мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно" (1Кор.13:12).

Святой Иоанн Дамаскин говорит об этом так: «Беспредельно Божество и непостижимо, и только одно в Нем постижимо: беспредельность и непостижимость». Иначе говоря, Бог беспределен и совершенен, и поэтому не может быть постигнут нами, несовершенными и ограниченными.

Иными словами, духовные реальности, пока мы живем в этом мире, видны не вполне ясно. Только в иной жизни увидим мы, какие они в действительности, «какие они есть». В другом месте, касаясь этой темы, апостол Павел говорит, что Бог «не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями» (Деян., 14:17).

Бог может быть безграничным и непостижимым для нашего ума и наших чувств, но беспредельная Его любовь не оставила нас блуждать во тьме неведения. Бог не оставил Себя совершенно неведомым и сокрытым. Весь видимый мир, который нас окружает, является замечательным зеркалом, по которому мы можем составить представление о Божественном величии. Святой Иоанн Дамаскин в своем труде «Точное изложение православной веры» об этом говорит, что «и само творение, и его внутренняя связанность и то, как оно управляемо, открывают нам величие Божественной природы».

Пытаясь постичь тайну общения Бога со Своим творением, отцы Церкви различали сущность Бога и Его энергии. Тогда как по Своей сущности Он остается непостижимым, в Своих энергиях Он сообщает Себя человеку, и если человек открывает Богу свое сердце, он может эти энергии воспринять.

Такой причастности Богу могут достичь все верующие. Через Божественную благодать человек удостаивается Обожения. Тогда он становится Богоподобным по благодати, то есть по Божественному дару. Иными словами, в своих энергиях Бог дарует человеку все, чем обладает Сам, всю полноту Божественного бытия. И только от духовно-нравственного состояния самого человека зависит, в какой мере он способен вместить и усвоить эти Божественные дары.

В древнем мире знали о существовании единого Бога. Но существовало очень ярко выраженное чувство огромной дистанции между человеком и Богом. Христианство открывает Бога совершенно по-иному, потому что христианство это не только религия вечного Бога, но это и религия Бога воплотившегося. Главной особенностью христианства является то, что мы соприкасаемся с Богом воплотившимся.

Новая парадигма взаимоотношений между Богом и человеком порождает новый путь Богопознания, через соприкосновение непосредственно Божеству, в дарах Духа Святого. Нам вновь открыта возможность уподобления Богу в святости.

Святой Анастасий Синаит, один из ранних отцов Церкви, сказал: "Православие – это истинное представление о Боге и творении".

Литература

Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. Курс Лекций. ч. I и II. Москва. Свято-Тихоновский Богословский Институт. 1997 г.

Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. I, гл. 1

Христианство и современное общество. Лекция Митрополита Илариона (Алфеева) в Одесской Национальной Юридической Академии.

Протоиерей Иоанн Мейендорф. Православие и современный мир.

У нас на сайте вы найдете
более 3189 житий святых.

Новости общины и сайта

 

Последние 20 новостей

Опрос

Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?

Библейская история про антихриста метафора. Реальный антихрист никогда не придет.
Антихрист придет, но не скоро. Пока можно не бояться.
Антихрист скоро придет. Нужно готовиться.
Антихрист уже пришел.
Бояться нужно грешить.


Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Результаты >>

Святцы

июль 2024 г.
Пн 1 8 15 22 29
Вт 2 9 16 23 30
Ср 3 10 17 24 31
Чт 4 11 18 25  
Пт 5 12 19 26  
Сб 6 13 20 27  
Вс 7 14 21 28  


Сегодня 22/07/2024
(09/07/2024 по ст.ст.)

понедельник 5-ой седмицы по Пятидесятнице.
Сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского (I).
Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV).
Прмчч. Патермуфия, Коприя и мч. Александра, подвижников Египетских (361-363).
Свт. Феодора, еп. Едесского (IX).
Прп. Антония Леохновского.
Кипрской в с. Стромыни (Моск. обл.) и Колочской (1413) икон Божией Матери.
Прп. Евфимия Карельского.
Блж. Петра, сщмч. Черевковского.
Св. Эверильды девы (700) ( Кельт. и Брит. ).
Св. Панагеса Басиаса ( Греч. ).
Прпп. Дионисия Ритора и Митрофана, Афонских ( Греч. ).
Разработчики


Services are held in the Russian Orthodox Church at the following address:
Яндекс.Метрика
© Holy Royal Martyrs of Russia Orthodox Church - Sparks, Nevada, USA