Священник Андрей Кудрявцев
Образ лжеучителя в пастырских посланиях. Особенности заблуждений, распространявшихся в общинах Тита и Тимофея. Защита Церкви от лжеучений, принципы и способы противостояния лжеучителям.
План
1. Причины появления лжеучений.
2. Образ лжеучителя в пастырских посланиях.
3. Особенности заблуждений общин Эфеса и Крита:
а) гностический дуализм;
б) учение об эонах;
в) иудейское влияние.
4. Принципы и способы противостояния лжеучениям.
О появлении лжеучителей и лжеучений апостол Павел предсказывал еще в прощальной речи с эфесскими пастырями: «Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян.20:29,30). К сожалению, пророчество апостола со временем исполнилось. Некогда духовно здоровая община Эфеса, окормляемая Павлом на протяжении трех лет, после его отшествия со временем была поражена лжеучениями. Географическое положение Эфеса, как и Крита, наложило отпечаток на характер лжеучений. Находясь в Малой Азии между Ахаией (Грецией) и Иудеей, Эфес и Крит оказались на стыке эллинских учений с запада и традиционного иудаизма с востока. Философские и мистические воззрения эллинизма, иудейские традиционализм, основанный на Законе Моисея, и политический фанатизм пустили свои корни в умах молодых в вере, неокрепших духовно христиан Эфеса и Крита. Павел, узнав о поразившей Церковь опасности и не имея возможности самостоятельно посетить Эфес, после освобождения от первых уз пишет рукоположенному им в епископы Эфеса Тимофею пастырское послание. Примерно в это же время Павел пишет еще одно послание. Адресовано оно Титу епископу Критскому, так же рукоположенному Павлом. Опасность лжеучений была настолько велика, что Павел уже находясь повторно в узах и готовясь принять мученический венец, призывая Тимофея для прощания, во втором послании к нему, особое место уделяет борьбе с лжеучениями.
Апостол в посланиях Титу и Тимофею образно и ярко изображает еретиков и лжеучителей. Так в послании Титу апостол приводит характеристику Критян (не всех, но именно лжеучителей) словами стихотворца Эпименида, жившего за 658 л. до Рождества Христова на о. Крите: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые» (см. Тит.1:12). «К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями» (2Тим.3:6) — из истории сект давно известно, что сектантские вожди для более успешного распространения своих лжеучений старались приобретать сочувствие себе прежде всего в кругу ведших рассеянный светский образ жизни женщин. И это заметил ап. Павел. «Всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» (2Тим.3:7) — это говорится о тех же лжеучителях, которые из любопытства увлекаются новыми философскими течениями, литературными сочинениями, ища во всем чего-то "нового" и модного. Апостол сравнивает лжеучителей с Ианнием и Иамврием, египетскими волхвами, противившимися Моисею (см. 2Тим.3:8). Блаженный Феодорит пишет: «сожженными совестью назвал их Апостол, показывая крайнюю их бессовестность, потому что прижигаемое место, омертвев, теряет прежнюю чувствительность»[9]. Образ лжеучителей, их опасность для церкви и отношение к ним Павла ярко показывают множественные эпитеты, которые использует Павел. Еретики предстают как баснотворцы (1Тим.1:4,4:7, 2Тим.4:4, Тит.1:14), пустословы (1Тим.1:6, Тит.1:10), богохульники (1Тим.1:20), лицемеры и лгуны (1Тим.4:2, 2Тим.3:13, Тит.1:10,12), гордецы (1Тим.6:4, Тит.1:10), люди с поврежденным умом (1Тим.6:5, 2Тим.3:8-9), невежды (2Тим.3:8), сребролюбцы (1Тим.6:10, Тит.1:11), обольстители (2Тим.3:6), льстецы (2Тим.4:3), «злые звери, утробы ленивые» (Тит.1:12). И «свидетельство это справедливо» (Тит.1:13) так как отражает как духовную, так и нравственную сущность лжеучителей.
В пастырских посланиях апостол вооружает Тимофея и Тита для борьбы с ересями. Из посланий мы узнаем фактические сведения об этих лжеучениях, предсказанных Духом Святым и вызванных духами-обольстителями. Отрицание брака и крайнее воздержание в пище (1Тим.4:3), которому ап. Павел противополагает свое убеждение, что «всякое творение Божие хорошо» (1Тим.4:4), показывает, что мы имеем дело с гностическим дуализмом, для которого материя была злом. Лжеучителя пропагандировали отрицательное отношение к телу, как источнику зла. Согласно их гностическим представлениям весь видимый мир является злом, темницей духов, порабощенных материей. Освобождение из темницы мира достигается через причастность божественному знанию (гнозису) и через постижение природы собственного духа, как частицы единственного истинного Бога — Абсолюта, Отца Нерожденного. Представление о спасении у этих лжеучителей было в полном избавлении от материальности, которое достигается через практику аскетизма или, наоборот, в крайнем стремлении к свободе. Зарождающийся гностицизм в конце I века еще не выделился в отдельное движение. Опасность этого лжеучения заключается в том, что оно подрывает самый догмат о воплощении Сына Божия. Ведь, если плоть есть зло, творение диавола, то Сын Божий не мог бы принять на Себя действительной человеческой плоти, а только призрачную, и тогда искупительные страдания Сына Божия теряют свой смысл. В противность лжеучителям Апостол говорит, не только что «всякое творение Божие хорошо» (1Тим.4:4), но даже более: «ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1Тим.4:4,5). Нет ничего нечистого самого по себе: все может быть употребляемо в пищу и христианин не должен ничем гнушаться или брезгать, как скверным, ибо все созданное Богом «хорошо весьма» (Быт.1:31). Гностики позиционировали себя как христиане, и не всегда было сразу понятно, что это лжеучителя. В результате у некоторых христиан сложилось неправильное отношение к телу и его потребностям. Для искоренения этого лжеучения апостол Павел обращается к Тимофею, как молодому епископу Церкви, чтобы через него (как главу) дать наставление и всем верующим. «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1Тим.1:15).
Еще одно наследие эллинской философии, которое порождало сотериологически опасные воззрения – это учение об эонах. Согласно теории об эманации мира, между человеком и Богом возникал целый ряд промежуточных существ. Ведь для язычников было безумием (ср. 1Кор.1:23) то, что Бог мог воплотиться, стать человеком. Христу в этом ряду эонов лжеучителями уделялось некое промежуточное место. Таким образом, искажался один из основных христианских догматов о Лице Иисуса Христа и совершенном Им деле Искупления. Со всей решительностью Павел пишет чтобы эти лжеучителя «не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере» (1Тим.1:3,4), «глупых же состязаний и родословий… удаляйся, ибо они бесполезны и суетны» (Тит.3:9).
Особое влияние на новообращенных христиан оказывали иудействующие лжеучителя. Они продолжали настаивать на исполнении христианами постановлений Закона Моисея, различали чистую и нечистую пищу и т.д. Кроме этого в среде иудеев все более и более начинало развиваться кабаллическое представление о некоем тайном знании. В целом иудаизм был пропитан учениями о лжемессианстве, с вытекающими протестами против установленных общественных порядков. Да и банальное корыстолюбие со стороны иудействующих лжеучителей подвигало их к лжепастырству. «Непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3:3-5) Павел с ревностью врачует и эти раны на Теле Церкви. «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» (Тит.1:15,16) пишет он о таких лжеучителях. «Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось» (2Тим.3:9).
Как ревностный пастырь, заботливый отец и брат во Христе апостол Павел дает Тимофею и Титу практическое руководство для борьбы с поразившими их общины лжеучениями.
1. Первое воздействие на увлекшихся заблуждением есть увещевание (1Тим.1,3-5). Ап. Павел посылает Тимофея в Ефес для увещевания некоторых, чтобы они не учили иному, но тут же он указывает, что «цель увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1Тим.1:5). «Не сказал: умолять, но: увещевать, что более властно и строго» [3]. «Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели» (1Тим.5:20, ср. 2Тим.4:2, Тит.1:9,13, Тит.2:15).
2. Большое значение в деле искоренения ересей и утверждения истинной веры апостол придавал установлению пастырского служения. В первой главе послания к Титу, имея в виду, что на Крите есть много непокорных, пустословов и обманщиков, Апостол советует Титу поставить по всем городам пресвитеров, но быть особенно осторожным при выборе кандидатов священства. «Если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности» (Тит.1:6). Об этом требовании так рассуждает святой Иоанн Златоуст: «Для чего Апостол представляет такого человека? — Он заграждает уста еретикам, осуждавшим брак, показывая, что это дело нисколько не предосудительно, но так честно, что при нем можно восходить даже на священный престол; вместе с тем он укоряет людей невоздержанных, не позволяя после второго брака принимать эту власть...»[9].
Вторая глава 2-го послания к Тимофею содержит более подробные увещания к твердости духа и самоотвержению при прохождении пастырского служения. Здесь Апостол Павел сравнивает пастырское служение со служением воинским и увещевает Тимофея не бояться тех страданий, которым он может подвергнуться, как «добрый воин Иисуса Христа» (2Тим.2:3, ср. 1Тим.1:18). «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2Тим.2:2).
3. С лжеучителями Апостол советует не вступать в словопрения, ибо они нимало не служат «к пользе, а к расстройству слушающих» (2Тим.2:14). Вместо этого пастырь должен давать всем добрый пример своею жизнью (см. 2Тим.2:15). «Так и пастырю надлежит пастырствовать не как попало, но со строгою осмотрительностью и разумным ведением дела, надлежит сообразовать свои действия и с местом, и с лицом, и с течением дел внешних и внутренних, житейско-гражданских и духовно-благодатных»[7].
4. Предупреждая смущение от еретиков, святой Павел говорит, что они не могут поколебать своими лжеучениями Церковь: «но твердое основание Божие (то-есть Церковь Христова) стоит, имея печать сию: "познал Господь Своих"; и: "да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа"» (2Тим.2:19). «Иными словами здесь указываются две стороны истинно-христианской жизни: вера и жизнь по вере, или благочестие»[9].
5. Для правильного понимания догматов веры необходимо знание Священного Писания, так как «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:16,17).
6. Если еретики не внимают пастырским увещеваниям и истинам Откровения, то таковых должно отлучать от Церкви – анафематствовать. Так поступил Павел с Именеем и Александром (1Тим.1:20). «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит.3:10,11).
Литература.
1. Священное Писание.
2. Иванов А.В. Руководство к изучению Нового Завета.
3. Блж. Феофилакт Болгарский. Толкование на первое послание к Тимофею Святого Апостола Павла.
4. Блж. Феофилакт Болгарский. Толкование на второе послание к Тимофею Святого Апостола Павла.
5. Блж. Феофилакт Болгарский. Толкование на послание к Титу Святого Апостола Павла.
6. Свт. Феофан Затворник. Первое послание святого Апостола Павла к святому Тимофею истолкованное святителем Феофаном.
7. Свт. Феофан Затворник. Второе послание святого Апостола Павла к святому Тимофею истолкованное святителем Феофаном.
8. Свт. Феофан Затворник. Послание святого Апостола Павла к святому Титу истолкованное святителем Феофаном.
9. Архиеп. Аверкий (Таушев). Второе послание к Тимофею.
10. Еп. Кассиан Безобразов. Христос и первое христианское поколение.
более 3189 житий святых.
Новости общины и сайта
![](images/sep04.png)
Опрос
Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?
Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
![](images/sep04.png)
Святцы
Пн | 1 | 8 | 15 | 22 | 29 |
Вт | 2 | 9 | 16 | 23 | 30 |
Ср | 3 | 10 | 17 | 24 | 31 |
Чт | 4 | 11 | 18 | 25 | |
Пт | 5 | 12 | 19 | 26 | |
Сб | 6 | 13 | 20 | 27 | |
Вс | 7 | 14 | 21 | 28 |
Сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского (I).
Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV).
Прмчч. Патермуфия, Коприя и мч. Александра, подвижников Египетских (361-363).
Свт. Феодора, еп. Едесского (IX).
Прп. Антония Леохновского.
Кипрской в с. Стромыни (Моск. обл.) и Колочской (1413) икон Божией Матери.
Прп. Евфимия Карельского.
Блж. Петра, сщмч. Черевковского.
Св. Эверильды девы (700) ( Кельт. и Брит. ).
Св. Панагеса Басиаса ( Греч. ).
Прпп. Дионисия Ритора и Митрофана, Афонских ( Греч. ).
![Над блоком "Святцы" работают... Разработчики](sviatsy/about.gif)