Борьба апостольской Церкви с лжеучениями: история и принципы.

План

I. Введение

II. Лжеучение (ересь)

1. Определение ереси

2. Причины возникновения лжеучений по учению апостолов

а) объективные (внешние) причины

б) субъективные (внутренние) причины

3. Эсхатологическая опасность лжеучений

III. Виды лжеучений во времена апостольской Церкви

1. Личные заблуждения относительно христианской веры

2. Иудейское влияние

3. Гностический дуализм и эллинская философия

4. Открытое язычество

5. Меркантильность

IV. Методы борьбы с лжеучениями по учению апостолов

1. Пример апостолов

2. Увещевание и облечение

3. Пастырское служение

4. Избегание пустых споров

5. Личное благочестие человека

6. Изучение Св. Писания

7. Отлучение от Церкви

V. Заключение

Литература

Приложение


Введение

Результатом искупительной жертвы Иисуса Христа было избавление человека от власти греха и диавола (см. 1Иоан.3:8). Чтобы наследовать полученную свободу, человек должен быть сопричастен Христу. Сопричастен Его смерти и Воскресению. «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим.6:4). Вознесясь на Небо и вознеся с собою человеческое естество, Христос открыл для нас двери в Царство Небесное. «Беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим.3:16). Но и на земле господь не оставляет своих последователей, будучи верен своему обещанию: «Я с вами во все дни до скончания века» (Матф.28:20).

Единение человека и Бога на земле происходит в Церкви. Залогом вечного единства, уходящего «в век будущий жизни вечной» (Лук.18:30) является Новый Завет между Богом и человеком, заключенный «Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа)» (Евр.13:20). И как в древности, так и сейчас «Бог верен, и нет неправды [в Нем]» (Втор.32:4). Тем не менее, не все люди смогут наследовать обетование и войти в Царство Небесное. Все воскреснут во Второе Пришествие, но не все получат блаженство. «Благословенные Им наследуют землю, а проклятые Им истребятся» (Пс.36:22, ср. Матф.25:41). «Как Он жил и умер, и воскрес и вознесся, так и мы живем и умрем, и все воскреснем; вознесение же не для всех нас будет, но для тех, кого жизнь - Христос, и смерть ради Него - приобретение, которые до смерти распяли грех чрез покаяние и жительство по Евангелию»[1]. Но что же такое жизнь по Евангелию? Это не только пребывание в любви, вере, надежде, благочестии, духовном делании и т.д. Это еще и пребывание в истине. «Услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования, которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине» (Кол.1:4-6). Поэтому очень важно знать и различать где истина присутствует, а где ее подменяет ложь. Своими трудами по созиданию Церкви Христовой, апостолы дали твердую основу для возможности отличить верное учение от лжеучения.

Лжеучение (ересь)

Лаконичное и четкое определение ереси дает свт. Филарет (Дроздов): ересь это «когда люди к учению веры примешивают мнения, противоречащие Божественной истине»[2].

Итак, ересь это искажение христианского вероучения. Все христианское вероучение получено Церковью в результате Откровения, т.е. открыто непосредственно Святым Духом через пророков, апостолов, св. Отцов и непосредственно воплощением второй Ипостаси Пресвятой Троицы – Иисуса Христа Сына Божия. Он же является и основателем Церкви (см. Матф.16:18). И «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор.3:11). Церкви Господь определил быть хранителем истины Откровения, так как «Он есть глава тела Церкви» (Кол.1:18). И Церковь бережно хранит полученное Откровение в виде Св. Писания и Предания, следуя словам апостола Павла: «Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фесс.2:15). Истинность христианского вероучения определяется уже самим его источником – Богом, Который есть «путь и истина и жизнь» (Иоан.14:6). Всякое уклонение от истины есть ложь, всякое уклонение от христианского вероучения есть лжеучение.

Можно задать себе вопрос: «А почему собственно Церковь уделяет такое внимание искоренению лжеучений? Ведь у нее огромное пространство для деятельности в области нравственности, благотворительности, священнодействия и т.д. Ведь Господь наделил человека разумом, в том числе для того, чтобы человек мог рационально выносить суждения по тому или иному вопросу». В таком вопросе уже сокрыт корень для возникновения лжеучения. «Обычно ересь связана с рационализацией вероучения, стремлением изгнать из богословия момент тайны, подменить опытное знание Бога знанием о Боге, сделать истину веры вполне доступной для человеческого рассудка»[3]. Главная задача Церкви – привести человека к спасению, к богопознанию. Сделать для человека доступным опыт богообщения через сопричастность Божеству. Об опасности подмены опытного познания Бога через Откровение рациональным знанием о Боге предупреждал еще Сам Спаситель: «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Матф.24:24). Вслед за Спасителем о появлении лжеучителей предупреждали апостолы: «Я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (ап. Павел, Деян.20:29,30), «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2Пет.2:1), «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1Иоан.4:1).

Каковы же причины появления лжеучений? Может показаться, что Сам Бог определил появиться ересям, ведь Он промышляет о Церкви. Повод для такого ложного мнения может возникнуть, например, из слов апостола Павла: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19). Ошибочность такого взгляда заключена в ограничении свободной воли человека, в учении о предопределении. Бог «не нарушил свободы воли и не поставил нас в какой-нибудь необходимости и неизбежности, но предсказал будущее, имевшее произойти от злой человеческой воли, не вследствие Его предсказания, но от произвола развратных людей. Не потому происходили соблазны, что Он предсказал о них, но потому Он предсказал, что они имели произойти»[4], - пишет свт. Феофан Затворник. Т.е. через вскрытие лжеучений открываются и те, кто остался верен истине, остался послушен Воле Бога. В этом их духовное искусство. Неверные же «вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но [они вышли, и] через то открылось, что не все наши» (1Иоан.2:19).

Рассмотрим внешние (объективные) и внутренние (субъективные) причины возникновения лжеучений.

Территориально проповедь апостолов проходила в странах, испытывавших на себе влияние множества религиозных и философских взглядов. Странах, находящихся на перекрестке торгово-экономических и миграционных путей (см. прил.). Территория проповеди апостолов это Иудея, где среди языческого мира Египта, Аравии, Финикии и Сирии лишь иудеи сохраняли веру в Единого Бога. При этом сами иудеи были подвержены традиционализму, основанному на Законе Моисея, и политическому фанатизму, основанному на лжемессианских воззрениях. «Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом» (Рим.2:17), - писал о таких апостол Павел, «ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных» (Тит.1:10). Далее проповедь апостолов простиралась через Асию и другие страны Малой Азии в Ахаию (Грецию), известную своей развитой философией и человеческой мудростью. «Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости» (1Кор.1:22). И даже до Рима – центра языческого мира того времени простиралась проповедь апостолов. «Павел положил в духе, пройдя Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим, сказав: побывав там, я должен видеть и Рим» (Деян.19:21), «я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам» (Рим.1:14). Безусловно, вся эта пестрота учений, мнений, верований не могла не влиять на последователей проповеди апостольской – первых христиан («Ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деян.11:26)), ведь апостолы проповедовали «Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор.1:23).

При одинаковых для всех христиан внешних факторах, на фоне тех, кто отпал от Церкви было множество и тех, кто не оставил «собрания своего, как есть у некоторых обычай» (Евр.10:25). Следовательно, существуют и внутренние факторы, влияющие на верность человека христианскому учению. Как мы уже видели выше, это в первую очередь послушание Воле Божией. «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца» (1Пет.1:22), - пишет апостол Петр, раскрывая следующую добродетель, которая позволяет остаться верным истине. Это любовь к Богу и ближнему. «Кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем» (1Иоан.2:5). Любовь к Богу не возможна без Веры. Слово Божие и нам «возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие» (Евр.4:2,3). Для стояния в истине, к вере и любви необходимо прилагать надежду на спасение. «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (Рим.5:1,2).

Становится очевидным, что опасность следования лжеучениям имеет эсхатологические корни. «Павел, по данной ему премудрости, написал… во всех посланиях… что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2Пет.3:15,16). Отпадение от Истины равносильно отпадению от Христа. Христос же «глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф.5:23). Ересь есть не только «результат чисто теоретического заблуждения, практически всегда ересь является внешним выражением повреждения в самом строе духовной жизни. Однако будучи выражением ложного духовного опыта, еретическое учение обладает и обратным действием: усвоенное человеческим сознанием, оно неизбежно искажает и саму духовную жизнь, в большей или меньшей степени препятствует соединению человека с Богом. Прп. Силуан предупреждает: "Догматическое сознание органически связано со всем ходом внутренней духовной жизни. Измените в своем догматическом сознании что-либо, и неизменно изменится в соответствующей мере и ваш духовный облик, и вообще образ вашего духовного бытия"»[5].

Виды лжеучений во времена апостольской Церкви

Знание лжеучений, которым подвергалась Церковь Христова в самом начале своего существования, позволяет правильно осознать исторический путь церкви до сегодняшнего дня. Позволяет увидеть корни лжеучений современности. А самое важное – позволяет нам легче избегать сетей диавола, который уловляет в свою волю (2Тим.2:26). «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые» (Еф.5:15).

Личные заблуждения относительно христианской веры

К заблуждениям христиан иногда подталкивало личное непонимание смысла и цели пришествия Христа. Попытки самостоятельной трактовки Божественного Откровения приводили верующих не к радости реального богообщения и ожидания будущего Царства Небесного, а к скорби и унынию. Такая ситуация сложилась в Солунской Церкви уже в середине I ст. Между христианами Солуни распространилось лжеучение о скором втором пришествии Христовом. Зная обетования о наследовании Царства Христова верными, христиане Солуни были уверены, что только живые, которых застанет Господь в Свое второе пришествие, войдут с Ним в обещанное Царство. Но время шло, некоторые, обращенные в христианство, умирали и живые не знали какова участь ждет преставленных. Это незнание повергало их в уныние, похожее на уныние язычников по своим усопшим. «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды» (1Фесс.4:13), - пишет Павел христианам Солуни, показывая им их собственные заблуждения относительно загробной жизни и Второго Пришествия. «О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия» (1Фесс.5:1), «молим вас… не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак» (2Фесс.2:1-3). Иногда духовное невежество приводило к прямому отрицанию догматов Воскресения Христова и всеобщего воскресения, как это случилось с некоторыми в Церкви Коринфа: «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?» (1Кор.15:12).

Из второго послания к Солунянам так же видно, что личные заблуждения некоторых христиан приводили к тому, что они, похищая апостольское служение, становились лжеучителями и распространяли ложные писания от лица апостолов с целью придать значимость своим заблуждениям. А иногда, как это случилось с апостолом Павлом в Церквях Коринфской и Галатийской, открыто клеветали на апостолов. «[Некто] говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь [его] незначительна» (2Кор.10:10).

«Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или [как] [судят] другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо [хотя] я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь» (1Кор.4:3,4). «Так говорит: подлежать вашему суду я почитаю бесчестием для себя. Потом, чтобы не оскорбить их и не показать к ним презрения, присовокупил: или как судят другие люди»[6]. «У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал.1:10).

Иудейское влияние

Иудаизм, зародившийся в среде иудейской обрядности, основанной на Законе Моисея, ко времени пришествия Христа превратился фактически в обрядоверие. Угождение Богу иудеи видели лишь в скрупулезном исполнении повелений Закона. Человек, не исполняющий постановлений Закона, считался изгоем в среде иудеев, был достоин всяческого порицания. Свое ложное видение благочестивой жизни лишь в исполнении обрядовой стороны Закона Моисея, иудействующие пытались внести в христианские церковные собрания. В первую очередь это касалось обрезания и соблюдения суббот. «Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись» (Деян.15:1). «Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать [язычников] и заповедывать соблюдать закон Моисеев» (Деян.15:5). Вопрос был настолько острым, что послужил главной причиной Апостольского Собора (между 38-м и 52-м годами по Рождестве Христове[7]): «Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела» (Деян.15:6). Не смотря на вердикт собора об отсутствии необходимости соблюдать христианам обрядность Закона Моисея (см. Деян.15:23-29), иудействующие неоднократно пытались заразить Церковь своим лжеучением.

В Коринфе «иудействующим внушило мысль воспользоваться отсутствием Апос­тола и обвинить его в разрушении Закона Моисеева и, стало быть, в непра­вильном изъяснении Христианства по отношению к иудейству»[8]. «Многие хвалятся по плоти» (2Кор.11:18). Особо сильное влияние иудействующих оказалось в Церкви Галатийской. Там лжеучителя, подложно опираясь на авторитет апостолов Петра, Иакова и Иоанна, унижая лично Павла и его учение, старались ввести в общинах обязательное обрезание. «Если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа» (Гал.5:2), - пишет им Павел. Церковь Ефесская тоже оказалась подверженной влиянию иудействующих. Христиане из иудеев настойчиво проповедовали среди неокрепших в вере христиан из язычников необходимость обрезания и соблюдения постановлений Закона для спасения. Как это было неоднократно в других церквях, Павел пишет о единстве язычников и иудеев во Христе, который «есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир» (Еф.2:14,15).

Иногда, неокрепшие в вере христиане уклонялись в иудаизм не по убеждению, а из-за страха перед гонениями. Более всего это было характерно для Церкви Иерусалимской, где, дышащие злобой на Христа и Его последователей, иудеи подстрекали власти к гонениям на христиан и сами использовали все возможные средства для физического уничтожения христианских общин. «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать [друг друга], и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евр.10:25).

Гностический дуализм и эллинская философия

Во многих странах, в которых распространялась проповедь апостолов, происходила встреча двух учений. С одной стороны иудаизма с все более развивающимися каббалистическими учениями, ищущего неких тайных знаков и символов в Св. Писании, разгадав которые можно вырваться из плена смерти и тлена. И с другой стороны эллинских умозаключений, которые сводились к поиску путей освобождения от уз смерти и тлена с помощью рациональной логики. При таком соприкосновении рождалась некая «философия». «Такое название было особенно прилично лжеучению Иудействующих, которые много заимствовали у Александрийской философской школы, старавшейся о сближении Иудейства с философией Платона. Эта философия основывалась на преданиях человеческих, то есть на таких понятиях и сведениях, который заимствовались не из Откровения, а из тайных каббалистических книг и доступны были только посвящённым, как это мы видим в ессействе (de Bello Jud. 2:8,7), с которым имеет очень много сходнаго заблуждение Колосских лжеучителей»[9]: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол.2:8).

Такая философия трактовала нынешнее состояние человека в теле как плен, как состояние не соответствующее замыслу Творца. Следовательно, такие лжеучения порождали пренебрежение к телу, к браку, к общественному устройству и т.д. Для освобождения из состояния плена предписывалась строгая аскетика не для умерщвления страстей, а для умерщвления плоти. «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор.7:5).

Особо сильные ростки синкретических лжеучений произросли в Церкви Колосской. Следуя еретическому учению, христиане начали поклоняться ангельским силам как неким посредникам между Богом и людьми. Ангельские силы приобрели в убеждении колоссян значение неких небесных тел или эманаций Божества. Последователи ереси считали, что Ангелы обладают властью над человеком настолько, что управляют его судьбой. К сложной иерархичной структуре еретического учения колоссян добавлялась сложная культовая практика. Наряду с праздниками, заимствованными из иудейского календаря, колоссяне соблюдали свои особые церемонии. В первую очередь учение колоссян умаляло роль Иисуса Христа в деле спасения человека и умаляло Христа по отношению к Богу Отцу. «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом» (Кол.2:18). О том, что в обрядовой практике колосских еретиков присутствовали элементы иудаизма говорят предостережения Павла против почитания некоторых постановлений Закона: «никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу» (Кол.2:16). К мистериальным культам, возникшим в среде колоссян на основе эллинских возрений, можно отнести поклонение ангелам (Кол.2:18), почитание неких стихий мира (Кол.2:8, Кол.2:20), пренебрежение человеческим телом как «темницей души» свойственное учению Платона. «Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти» (Кол.2:23).

Церковь Ефесская кроме чисто иудейского влияния, как было показано выше, была подвержена лжеучению, зародившемуся на почве иудейства и языческих понятий. «Это лжеучение Апостол сам определяет, называя его лжеименным разумом»[10]. «О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» (1Тим.6:20), - пишет Павел епископу Ефеса Тимофею. Основным догматом этого «лжеименного знания» был дуализм – признание в мире двух начал (доброго и злого). Последователи лжеучения, направляя богословие на разрешение вопроса появления зла в мире и осознавая величие и непостижимость Божества, выстраивали между Богом и человеком целый ряд промежуточных существ – «эонов». Или похожее учение о сефиротах (истечениях) в среде иудействующих. Лжеучителя занимались «баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере» (1Тим.1:4). Признавая наличие злого начала в материи, в том числе в человеке, аскетизм лжеучителей был направлен на умерщвление плоти. Но «телесное упражнение мало полезно» (1Тим.4:8), - пишет о них Павел.

Влияние синкретизма испытывала и Церковь Крита, лжеучителя которой порождали все больше «глупых же состязаний и родословий, и споров» (Тит.3:9).

Открытое язычество

Христиане, укрепленные в вере, всегда осознают, «что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого» (1Кор.8:4). Поэтому ни во что вменяют идоложертвенные пищу и обряды. Впрочем, с особой рассудительностью, так как «язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу» (1Кор.10:20). Особая ситуация возникает, когда новообращенные, видят как верные с легкостью употребляют идоложертвенное. Часто такое участие в языческих обрядах трактуется новообращенными не как пренебрежение обрядами, а как уважение их, проявление почтения к ним. В сознании таких людей пытаются ужиться христианство и язычество. Похожая ситуация возникла в Церкви Коринфа: «некоторые и доныне с совестью, [признающею] идолов, едят [идоложертвенное] как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется» (1Кор.8:7).

Для предупреждения соблазнов и искушений Церковь раз и навсегда положила верным «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян.15:29).

Меркантильность

В прямом значении меркантильность как «излишняя расчётливость, торгашество, своекорыстие, мелочность (не только с финансовой точки зрения)»[11] не попадает в разряд ложных вероучений. У меркантильности нет доктрин, постулатов, догматических формулировок и т.д. Но как мы помним ересь, это «когда люди к учению веры примешивают мнения, противоречащие Божественной истине»[12]. Когда корыстолюбие не претендует на особое положение в жизни Церкви оно остается одним из пороков, который необходимо врачевать всеми духовными методами православной аскетики – покаянием, принятием Св. Христовых Таин, постом, молитвой и др. Но когда своекорыстие и расчетливость проникают во внутреннюю жизнь Церкви, которая есть хранительница Божественной истины, они приобретают характер опасных лжеучений, так как для оправдания своего существования обязательно будут искать вероучительную основу.

Насколько заразительна меркантильность показывают масштабы ее распространения среди Церквей апостольского времени. В Солуни: «Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся» (2Фесс.3:11), в Коринфе: «брат с братом судится, и притом перед неверными» (1Кор.6:6), в Ефесе: «предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3:4-5), на Крите: «осквернены и ум их и совесть. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» (Тит.1:15,16).

Методы борьбы с лжеучениями по учению апостолов

Пример апостолов

Любая проповедь или увещание часто останутся неуслышанными, если те, кому они адресованы, не видят в проповеднике подтверждения слов делом. Поэтому апостолы, в борьбе с лжеучениями часто ставили себя в пример. Цель таких примеров не в самовосхвалении, а в прославлении Бога, давшему силу быть стойкими в вере, благочестии, в искушениях, «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2Кор.11:27). С личным примером апостолов мы встречаемся в случае споров с язычниками: «И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1Кор.8:13), с иудеями: «Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности - гонитель Церкви Божией, по правде законной – непорочный» (Фил.3:4-6). Личный пример апостолов показывает терпение в скорбях: «я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати» (Фил.1:7) и ревность в благочестии: «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2Кор.11:29). Трудолюбие: «мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас» (2Фесс.3:7,8). Показывает пример любви: «Посему, имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно, по любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа» (Флм.1:8,9).

К проповеди веры личным примером призывают и нас апостолы: «провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (1Пет.2:12).

Увещевание и обличение

Действенный метод для обращения заблуждающихся, который предлагают нам апостолы это увещевание. «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1Фесс.5:14). «Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному» (1Тим.1:3). «Что значит и просто возвещать, и — возвещать повеление и заповедь, приказывать, властно к чему обязывать. «Не сказал: умоли, но: да завещаеши,— что отзывается властною строгостию» (святой Златоуст, блаженный Феофилакт)»[13]. Проповедник веры должен держаться «истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит.1:9). «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2Тим.4:2). «Других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом» (Иуд.1:23). «Итак, принимайте их, но приступайте к ним со страхом, то есть с осторожностью, и с милостью к ним самим соединяйте ненависть к их скверным делам… приготовляйте их к тому, чтобы раскаялись и оказались достойными помилования»[14] потому, что «цель увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1Тим.1:5).

Пастырское служение

Большое значение в деле искоренения ересей и утверждения истинной веры, апостолы придавали установлению пастырского служения. Так на Крите где было много непокорных, пустословов и обманщиков, Апостол советует Титу поставить по всем городам пресвитеров, но быть особенно осторожным при выборе кандидатов священства. «Если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности» (Тит.1:6). Об этом требовании так рассуждает святой Иоанн Златоуст: «Для чего Апостол представляет такого человека? — Он заграждает уста еретикам, осуждавшим брак, показывая, что это дело нисколько не предосудительно, но так честно, что при нем можно восходить даже на священный престол; вместе с тем он укоряет людей невоздержанных, не позволяя после второго брака принимать эту власть...»[15].

Пастырское служение это служение твердости духа и самоотвержения. В этом оно напоминает воинское служение. «Переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа» (2Тим.2:3), «взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр.12:2). Образ воина, изображенный апостолом Павлом, очень точно передает состояние пастырей при искоренении проникающих в церковную среду лжеучений, «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12).

Господь «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:11-13).

Избегание пустых споров

На первый взгляд может показаться, что требования к увещеванию и обличению противоречит призыву избегать пустых споров: «споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны» (Тит.3:9). Но на самом деле это два разных понятия. «Тому учи, а следующего устраняйся. Чего же? Буиих стязаний, ζητησεις, — изысканий, пытаний, вопросов, что то, что это, — почему одно так, а другое этак, — что в другом месте названо совопросничеством… когда пытаю не прямое содержание написанного, а что-либо окольное; почему, например, здесь такая буква стоит, а там такая, или какая тайна откроется, если сопоставить буквы так и так. Такое изыскание питает пустую пытливость, никакой пищи не доставляя ни вере, ни добронравию (см.: блаженный Иероним)»[16]. Подобные споры кроме как смущение, раздоры и злобу родить не могут. «От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры» (2Тим.2:23). Обратить человека от заблуждения к истине способно назидание с любовью: «знание надмевает, а любовь назидает» (1Кор.8:1).

Личное благочестие человека

Как спасение человека не возможно без симфонии воли человека и Бога. Так и пребывание человека в истинности христианского учения, ведущего человека ко спасению, не возможно только под влиянием внешних факторов – апостольского примера, ревностных пастырей, наличия увещаний в Св. Писании и святоотеческом Предании Церкви. Со стороны человека необходима ревность к благочестивой жизни. «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоан.14:23). Важность аспекта личного благочестия в деле стояния в истине не однократно подчеркивали апостолы в своих посланиях. «Твердое основание Божие (то-есть Церковь Христова) стоит, имея печать сию: "познал Господь Своих"; и: "да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа"» (2Тим.2:19). «Иными словами здесь указываются две стороны истинно-христианской жизни: вера и жизнь по вере, или благочестие»[17]. «Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1Пет.1:13-16), «умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления» (Кол.3:5,6).

Изучение Св. Писания

«Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Лук.21:33), - сказал Господь, подчеркивая преобладающую важность Божественного Откровения, Которое Одно связывает нынешний век и век, когда «прежнее небо и прежняя земля миновали» (Откр.21:1). Не имея возможности лично внимать земной проповеди Спасителя, пророков и апостолов, мы имеем бесценную возможность слышать слова Господа со страниц Священного Писания. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:16,17), «мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет.1:19-21). «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12). «Сказал: живо, чтобы ты, услышав слово, не почел его изречением пустым, он говорит: живо, то есть существенно и действенно, и на какую бы душу ни пало, - причиняет удары. Заметь его приспособление, как он вспомнил о мече и ударе, обычных и известных нам, - и это для того, чтобы из этого показать нам превосходство силы слова Божия»[18].

Отлучение от Церкви

Церковь «свята и непорочна» (Еф.5:27). Никакое лжеучение, заблуждение человеческое не способно запятнать или опорочить Церковь. Она есть «столп и утверждение истины» (1Тим.3:15). Поэтому Церковь не боится лжеучителей, они своим заблуждением сами отторгают себя от тела Церкви. «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2Пет.2:1). Но упорствующие в своих заблуждениях, не желающие исправляться еретики представляют опасность для чад Церкви тем, что верные могут «увлечься заблуждением беззаконников и … отпасть от своего утверждения» (2Пет.3:17). Поэтому как хирургу, для спасения жизни пациента, иногда приходится отсекать погибающие органы, так и Церковь, для оберегания верных от лжеучений, вынуждена отсекать не желающих обратиться от лжи к истине. Впрочем, делает это Церковь не с поспешностью, прилагая все силы для вразумления и скорбя о погибающих. «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит.3:10,11). «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его» (2Фесс.3:14). «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» (Рим.16:17). К особо упорствующим в заблуждениях и совращающих верных допустимо применить и более радикальные меры – «предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор.5:5). Т.е. анафематствовать[19]. «Смысл двоякий. Или такой: Христос может дать вам такую благодать, что вы будете в состоянии предать блудника сатане, или такой: и Сам Христос вместе с вами произнесет осуждение на блудника. И не сказал: отдал, но: предать, прикровенно отверзая для него двери покаяния»[20]. Такие радикальные меры применялись не только к нарушителям благочестия, как это было с блудником в Церкви Коринфа, но и к упорствующим в заблуждениях. Павел говорит, что некоторые отвергнув веру и добрую совесть, «потерпели кораблекрушение в вере; таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать» (1Тим.1:19,20). «Там не двое было таких; выставляются же эти двое, вероятно, по причине неудержимости их языка, по которой они всюду разносили хульные речи о домостроительстве спасения в Господе Иисусе. За это подпали и особенному наказанию, — духовному… Но что это за предание сатане? … выступающий из Церкви или отлучаемый от нее неизбежно подпадает его (прим.: сатане, греха, смерти) власти и влиянию… отлученные от Церкви и лишенные благодати подвергались жестоким ударам от сопротивника, впадая в трудные болезни, страдания, утраты и другие бедствия. Сатане приятно налагать это на людей, так как он, по слову Пророка, и враг, и местник (см.:Пс.8:3)»[21].

Заключение

Послания апостолов имеют огромное значение для православия, для понимания современным человеком пути спасения и тех опасностей, которые на этом пути подстерегают. Благодаря апостольским посланиям мы имеем живое свидетельство о том, как учили апостолы и как формировались и жили первые христианские общины. И также  о том, каким искушениям они подвергались. Первохристианская Церковь столкнулась как с врагами внешними, так и с внутренними. Не всегда было понятно, как бороться и с теми, и с другими. Лжеучения влияли на умы, искажая истины веры Христовой. Ложный образ христианства формировался как среди языческого окружения, так и внутри ряда собственно христианских общин. Здесь послания апостолов были направлены на анализ сложившейся ситуации и на пути преодоления существующих проблем. Богодухновенность посланий стала основой для принятия правильных решений. Церковь всегда смотрела на апостольские послания, как на слова Духа Святого и чистый источник Истины (см. Лк.12:12; Иоан.16:13; Иоан.17:17-19). Хотя жизненные условия постоянно меняются и с каждым годом выдвигают новые проблемы, суть этих проблем та же, что и в апостольское время и во все века существования человечества. И сегодня лжеучения многочисленны и изощренны. Для борьбы с ними нужны те же четкие критерии, что и в первохристианские времена. Поэтому в апостольских посланиях содержится неветшающее сокровище христианского учения о вере и жизни.

Литература

1. Иванов А.В. Руководство к изучению Нового Завета. СПб., 2002.

2. Свт. Феофан Затворник. Толкования на послания св. апостола Павла.

3. Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкования на деяния и послания св. апостолов.

4. Архиеп. Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета.

5. Свт. Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Пространный Катехизис.

6. Свт. Григорий Палама. Омилия на праздник Вознесения Господня.

7. Иер. Олег Давыденков. Катихизис. Введение в догматическое богословие. Курс лекций. Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. М., 2000 г., 232 с.

8. Православная Энциклопедия (http://www.pravenc.ru/).

9. Википедия — свободная энциклопедия (http://ru.wikipedia.org/).


Приложение

Рис. 1. Первое и второе миссионерские путешествия апостола Павла

 

Рис.2. Третье миссионерское путешествие апостола Павла


[1] Святитель Григорий Палама. Омилия на праздник Вознесения Господня.

[2] Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Пространный Катехизис.

[3] Иерей Олег Давыденков. Катихизис. Введение в догматическое богословие. Курс лекций. Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. М., 2000 г., 232 с.

[4] Святитель Феофан Затворник. Первое послание к коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

[5] Иерей Олег Давыденков. Катихизис. Введение в догматическое богословие. Курс лекций. Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. М., 2000 г., 232 с.

[6] Блж. Феофилакт Болгарский Толкование на первое послание к коринфянам Святого Апостола Павла.

[7] Иванов А.В. Руководство к изучению Нового Завета. СПб., 2002.

[8] Иванов А.В. Руководство к изучению Нового Завета. СПб., 2002.

[9] Иванов А.В. Руководство к изучению Нового Завета. СПб., 2002.

[10] Иванов А.В. Руководство к изучению Нового Завета. СПб., 2002.

[11] Википедия — свободная энциклопедия (http://ru.wikipedia.org/).

[12] Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Пространный Катехизис.

[13] Святитель Феофан Затворник. Первое послание святого Апостола Павла к святому Тимофею истолкованное святителем Феофаном.

[14] Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на послание Святого Апостола Иуды.

[15] Архиеп. Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета.

[16] Святитель Феофан Затворник. Послание святого Апостола Павла к святому Титу истолкованное святителем Феофаном.

[17] Архиеп. Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета.

[18] Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на послание к евреям Святого Апостола Павла.

[19] Анафема. [греч. νθεμα - отлучение от Церкви], отлучение христианина от общения с верными и от святых таинств, применяемое в качестве высшей церковной кары за тяжкие прегрешения (прежде всего за измену Православию и уклонение в ересь или раскол) и соборно провозглашаемое. Церковную А. (или великое отлучение) не следует смешивать с «отлучением» (φορισμς), к-рое представляет собой временное исключение индивида из церковной общины с запретом участвовать в таинствах и (для духовных лиц) занимать церковные должности. Называемое иногда также «малым отлучением», оно в отличие от А. служит наказанием за меньшие проступки, напр.: воровство, блуд (Ап. 48), участие в получении церковной должности с помощью взятки (Ап. 30) и т. п., не требует соборного решения и не нуждается в соборном провозглашении для вступления в силу (Православная Энциклопедия).

[20] Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на первое послание к коринфянам Святого Апостола Павла.

[21] Святитель Феофан Затворник. Первое послание святого Апостола Павла к святому Тимофею истолкованное святителем Феофаном.

У нас на сайте вы найдете
более 3189 житий святых.

Новости общины и сайта

 

Последние 20 новостей

Опрос

Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?

Библейская история про антихриста метафора. Реальный антихрист никогда не придет.
Антихрист придет, но не скоро. Пока можно не бояться.
Антихрист скоро придет. Нужно готовиться.
Антихрист уже пришел.
Бояться нужно грешить.


Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Результаты >>

Святцы

июль 2024 г.
Пн 1 8 15 22 29
Вт 2 9 16 23 30
Ср 3 10 17 24 31
Чт 4 11 18 25  
Пт 5 12 19 26  
Сб 6 13 20 27  
Вс 7 14 21 28  


Сегодня 22/07/2024
(09/07/2024 по ст.ст.)

понедельник 5-ой седмицы по Пятидесятнице.
Сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского (I).
Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV).
Прмчч. Патермуфия, Коприя и мч. Александра, подвижников Египетских (361-363).
Свт. Феодора, еп. Едесского (IX).
Прп. Антония Леохновского.
Кипрской в с. Стромыни (Моск. обл.) и Колочской (1413) икон Божией Матери.
Прп. Евфимия Карельского.
Блж. Петра, сщмч. Черевковского.
Св. Эверильды девы (700) ( Кельт. и Брит. ).
Св. Панагеса Басиаса ( Греч. ).
Прпп. Дионисия Ритора и Митрофана, Афонских ( Греч. ).
Разработчики


Services are held in the Russian Orthodox Church at the following address:
Яндекс.Метрика
© Holy Royal Martyrs of Russia Orthodox Church - Sparks, Nevada, USA