Рождество Христово.

Доклад

План

1. Событие, послужившее основой праздника, его смысл и значение.

2. История установления праздника.

3. Особенности богослужения.

4. Тропарь, кондак и величание праздника. Тексты с пояснениями.

5. Содержание паремий, Евангелия и Апостола, некоторых праздничных песнопений.

6. Заключение.

Событие, послужившее основой праздника, его смысл и значение

Рождество Христово (Еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа) — один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения по плоти Иисуса Христа от Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина.

У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, которые имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря. В Вифлееме они не нашли ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, родился Богочеловек, Спаситель мира.

Описание событий Рождества Христова мы находим у евангелистов Матфея (Матф.1:18- Матф.2:23) и Луки (Лук.2:1- Лук.2:20). Некоторые подробности Рождества Христова нам открывают два апокрифических Евангелия – «Протоевангелие Иакова» и «Евангелие Псевдо-Матфея». Из апокрифических Евангелий мы узнаем о том, что Рождество произошло в пещере, которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды.

В Православной Церкви Рождество Христово входит в число Господских двунадесятых праздников. Ввиду литургического воспоминания и празднования важнейшей тайны (наряду с Пасхальной) спасения человеческого рода — Боговоплощения и пришествия в мир Сына Божия, рожденного во плоти, Рождество является одним из самых значительных дней литургического года.

История установления праздника

В III в. получает начало праздник Богоявления Господня, в который вспоминались события Рождества Христова и Его Крещения от Иоанна в Иордане. Впервые об этом празднике упоминает св. Климент Александрийский. Чем было вызвано относительно позднее возникновение почитания Рождества Христова? Ранняя Церковь почитала день Воскресения Христова, почитала дни кончины мучеников. «Замечателен взгляд на кончину мученика, как на день рождения его (natalitiae). Этот взгляд был причиною того, что церковный год и впоследствии совершенно не имел дней рождения святых, исключая Спасителя, Богоматери и Иоанна Крестителя, и что даже эти дни рождения, не исключая Рожд. Христова, стали праздноваться сравнительно поздно» [1].

Праздник Богоявления праздновался 6 января по Юлианскому календарю. Почему была выбрана именно эта дата? Причиной служило не историческое соответ­ствие этого числа с днем рождения Господа Иисуса Христа, который и в древности в точности не был известен, а «таинственное понимание соотношения между первым и Вторым Адамом, между виновником греха и смерти и Начальником жизни и спасения. Второй Адам – Христос, по таинственному созерцанию древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам – в шестой, которому соответствовало 6 ян­варя, первого месяца года» [2].

Установление праздника имело две причины. Во-первых, воспоминание и прославление события явления во плоти Сына Божия. Во-вторых, празднование Крещения у еретиков-гностиков, которое привлекало своей красотой, но несло ложные идеи. Тогда Православная Церковь установила торжественный праздник Богоявления. Основной мыслью праздника стало то, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом, представ, как Единый от Троицы, Сын Божий во пло­ти.

Праздник Рождества Христова был впервые отделен от Кре­щения в Римской Церкви в первой половине IV века (при папе Юлии). Начиная с 336 года праздник Рождества стал отмечаться 25 декабря по Юлианскому календарю (ст.ст.). В этот день язычники чествовали непобедимого Бога Солнца (Natalis Solis Invicti), то есть победу света над тьмой, преобладание дня над ночью. Этому языческому празднику христиане Рима противопоставили великий праздник Рождества Солнца Справедливости, Рождества Христова. Вскоре повсюду на Западе Рождество стало отмечаться 25 декабря по ст.ст. Это нововведение постепенно распространилось и на Востоке по указанию императора Аркадия и благодаря усилиям святого Иоанна Златоуста. Так, с 376 года Рождество стало праздноваться 25 декабря по ст.ст. в Антиохии, с 433 г. - в Александрии, с 549 г. - в Иерусалиме и т. д. Итак, все Церкви стали отмечать Рождество 25 декабря по ст.ст., а Крещение - 6 января по ст.ст. Только Армянская церковь сохранила древний обычай празднования Рождества Христова и Крещения в один день - 6 января по ст.ст. [3].

Особенности богослужения

Рождество имеет пять дней предпразднства, в которые служится повечерие с особыми канонами, близкими по смыслу с канонами Страстной Недели.

«К Рождеству нас Церковь готовит, во-первых, сорокадневным постом, во-вторых - многократным пением рождественской катавасии, в третьих, на праздничных службах, например, свт. Николаю Чудотворцу, уже поются предпразднственные стихиры, хотя формально предпразднство еще не началось. Кроме того, Рождеству предшествует Неделя свв. праотец, и затем Неделя свв. Отец» [4].

Рождество имеет особый день предпразднства, последний день перед праздником - это навечерие Рождества, или сочельник, от слова "сочиво" - пшеница с медом. Это дни строгого поста и особого богослужения.

Если сочельник Рождества попадает на день с понедельника по пятницу, то в этот день совершаются Царские часы, изобразительны, вечерня с чтением паремий, и на вечерни - литургия Василия Великого.

По окончании литургии Василия Великого происходит праздничное славление: выносится свеча и перед иконой праздника поется тропарь и кондак празднику, т.е. в каком-то смысле уже наступает Рождество. Заж­женная свеча здесь знаменует звезду, явившуюся в Вифлееме.

Под сам праздник служится особое всенощное бдение, состоящее из великого повечерия, праздничной литии, которая является окончанием вечерни, и праздничной утрени.

В день Рождества Христова, который приходится с вторника по субботу, совершается литургия Иоанна Златоуста.

Если же Рождество Христово попадает на воскресенье или понедельник, а сочельник, соответственно, на субботу или воскресенье, то в сочельник служится литургия Иоанна Златоуста, а в сам день Рождества - литургия Василия Великого.

Царские часы не могут совершаться в субботу или воскресенье, потому что эта служба связана со строгим постом. В этом случае Царские часы переносятся на пятницу. Служится вечерня с изобразительными, а литургии не бывает.

На следующий день после Рождества Христова мы вместе (соборно) прославляем Ту, благодаря Которой произошло боговоплощение – совершаем Собор Пресвятой Богородицы.

События Рождества Христова Церковь литургически вспоминает еще в течении пяти дней после праздника, совершая на шестой день (31 декабря по ст.ст.) отдание праздника.

Ближайшие суббота и воскресенье после праздника Рождества Христова имеют особое название – суббота и Неделя по Рождестве Христовом. В эти дни положены особые апостольские и евангельские чтения.

Тропарь, кондак и величание праздника. Тексты с пояснениями

Тропарь праздника Рождеству Христову (глас 4-й):

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока, Господи: слава Тебе!

Рождество Христово, согласно тропарю, озарило мир светом истинного разумения, истинного Боговедения. Люди (волхвы), поклонявшиеся звездам, звездой же были научены поклоняться Христу — Солнцу правды, источнику всякого света и знания. Заканчивается тропарь прославлением Христа Спасителя.

Кондак праздника (глас З-й)

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо превечный Бог.

Кондак вкратце описывает события праздника. Дева Мария, будучи человеком, рождает телесно Того, Кто прежде всего и всегда существовал, Того, кто выше всякого естества [5]. Земля предоставляет убежище Тому, к Кому нет подступа, Кем невозможно обладать [5]. Тем самым кондак подчеркивает догмат боговоплощения – ипостасное соединение во Христе двух природ – Божественной и человеческой. Кондак напоминает евангельские события – славословие ангелов (Лук.2:13-14) и пастухов (Лук.2:15-18). Упоминаются в кондаке волхвы, пришедшие в Иерусалим по указанию звезды принести дары родившемуся Царю (Матф.2:1-2).

В конце кондак указывает цель Рождения Спасителя – «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася» (Никео-Цареградский Символ веры).

На праздничной утрене по полиелее поется величание:

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

В величании мы прославляем Христа – источника вечной жизни, подчеркивая, что спасение возможно потому, что Бог родился во плоти, следовательно плоть может быть обожествлена. В величании отражены еще два догматических учения – безсеменное зачатие и Приснодевство Девы Марии.

Содержание паремий, Евангелия и Апостола, некоторых праздничных песнопений

Паремии читаются на вечерне после прокимна дня (если праздник совпадает с субботой, после великого прокимна: «Кто Бог велий»). Всего читается восемь паремий по смыслу праздника. Первая паремия повествует о сотворении мира (Быт. 1, 12-14). Чтение этой паремии производит впечатление чтения целой Библии в сокращении, содержание ее указывает также на то, что воплощение Сына Божия было новотворением.

Для второй паремии избрано пророчество Валаама о звезде от Иакова (Числ. 24, 2-18), для третьей - пророчество Михея (4, 6-8; 5, 2-8) о рождении Мессии в Ви­флееме, для четвертой - пророчество Исаии (11, 1-10) о же­зле от корня Иесеева, на котором почил Дух Божий; для пятой - пророчество Варуха (названное вследствие не каноничности его книги именем учителя Варухова Иеремии в предположении, что Варух передал пророчество Иеремии) о явлении Бога на зем­ле между людьми (3, 36-38; 4, 1-4); шестая паремия - проро­чество Даниила с нерукосечном камне (2, 31-45). Добавочные две паремии пополняют приведенное пророчество Исаии двумя другими его наиболее важными и прямыми предсказаниями о Мес­сии: о рождении царственного Отрока (9, 6-7) и Еммануила от Девы.(7.11-15; 8.1-4: 8-10).

Апостол к Галатом, зачало 209 (Гал.4:4-7). «Полнота времени» (кончина лета), о которой говорит апостольское чтение Рождества Христова, ожидалась в мире задолго до самого Рождения Спасителя. И первые слова Спасителя, произнесенные Им, как нам сообщают Евангелия, после Его Крещения от Иоанна, были о том же: «Исполнилось время!» (Мк. 1, 15). Мир и время подошли к своей цели, настали «новые великие века». Когда все небесное и земное соединилось во Христе, тогда наступило время Нового Завета. Наступил исторический поворот: рабы стали свободными сынами. Бог послал в мир Своего Сына, Который вошел в мир, как и все прочие люди: через рождение, Который поставил Себя в подчинение Закону. Сделано это было ради того, чтобы люди стали свободными и сынами Божиими. Как пишет апостол Павел, Бог озаботился о том, чтобы мы не только назывались сынами, но и чувствовали бы себя как дети Божии. Именно это имеет в виду выражение: «Бог послал Духа Сына Своего». Как и Сына, Бог «посылает» Его, отдает Его нам. Имея такой дар, воодушевленные сыновним Духом, мы действительно видим в Боге нашего Отца, так и обращаемся к Нему: «Авва Отче!» Так обращался к Богу Сам Иисус, так обращается к Богу Церковь. В этом «Авва» сконцентрировано все христианское учение о спасении. Мы обращаемся к Создателю неба и земли, как дети обращаются к своему родному отцу. Рождество Спасителя – это рождение людей  как сынов и дочерей Божиих.

Евангелие от Матфея, зачало 3 (Мф.2:1-12). Христос пришел в мир ради всех народов всей земли, для всех, кто живет на ней. Самая Никто не может быть исключен из любви Господней.

Из какой страны пришли волхвы — второстепенный вопрос. Самое важное — они шли от имени «служащих звездам», чтобы поклониться Солнцу правды, воссиявшему в человеческой истории, «с высоты Востока».

Господь призвал волхвов из тьмы неведения и заблуждения. Они поклонялись звездам, они верили в слепую судьбу. Они были язычниками и не знали истинного Бога. Но так велико было в них желание истинной жизни, что они бодрствовали днем и ночью, ища ответа на самые главные вопросы. И когда явилась эта звезда — все оставили и пошли за ней, чтобы обрести истину. Астрология была символом всех заблуждений человечества, и потому Господу надо было явить истинную Звезду. Святые отцы говорят, что звезда, за которой шли волхвы, не была звездой в буквальном смысле слова, но это была некая духовная сила в виде звезды.

Волхвы пришли с Востока, оттуда, где ждут восход солнца. Они — язычники, и они от рода Авраамова. Они — исполнение первого слова Аврааму, отцу верующих: «Благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12, 3). Они свидетельствуют, что язычники призваны к тому же наследию, к участию в том же обетовании. Вот почему они вызывают такой страх у Ирода и его двора. Ничего не знающие о Писании, они, тем не менее, вопрошают о том, что заставляет первосвященников и книжников вспомнить слова пророка Михея, возвещавшего о Рождестве в Вифлееме. Ирод «спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля».

Мы знаем, что в день рождения Господу не нашлось места среди Своего народа. Не нашлось для Него ни одного дома, кроме пещеры для скота. Никого не было у яслей в ночь Рождества, кроме пастухов. А начальствующий в этом народе, Ирод, замыслил погубить Того, Кто пришел спасти его. Охваченный тревогой, он «выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему». Этот Младенец может быть опасным соперником его трона, и Его нужно немедленно устранить любыми средствами.

 «Они, выслушав царя, пошли». Волхвы отправляются в путь, завершая последний этап своего долгого следования за звездой. Они, «войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему». Так Христос, неузнанный Своими, был принят чужими — волхвами, принесшими Ему поклонение. «И, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну».

Святые отцы говорят нам о том, что эти три дара означают тайну Пресвятой Троицы. Они означают и тройное служение рождшегося Богомладенца: царское, священническое и пророческое. Ибо золото — это символ царского господства, ладан — это священство, смирна — это пророческая жертвенность. Сам Господь приносит в них дары для нас: правду, молитву и ту нетленную жизнь, которая даруется через принятие смерти.

«И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою». Святитель Григорий Двоеслов говорит, что взамен даров, которые они принесли Господу — золота, ладана и смирны, они получили несравненно большие дары от Самого Христа. Они исполнились Его правдой, они научились от Него молитве, приобщились Его вечной жизни.

Катавасия на 9-й песни - ирмос второго канона, она же используется на Литургии как задостойник. Текст, если прочитать его внимательно, очень яркий и образный.

«Любити убо нам, яко безбедное страхом, удобее молчание, любовию же, Дево, песни ткати спротяженно сложенныя, неудобно есть: но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь».

 «Удобнее нам было бы по страху (из опасения как бы не оскорбить Божию Матерь недостойными хвалами), предостеречь молчание, как дело безопасное; по люб­ви же к Тебе, Дева, составлять стройно сложенные песни трудно; но Ты, и Мать, дай силу (к песням), поскольку есть (у нас) усердие» [1].

На Царских часах есть стихира, симметричная стихире Великого Пятка:

«Днесь раждается от Девы рукою всю Содержай тварь, пеленами, якоже земен (как будто земной человек, человеческий младенец) повивается, Иже существом неприкосновенен Бог. В яслех возлежит Утвердивый небеса словом в началех, от сосцев млеком питается, Иже в пустыни манну одождивый людем (т.е. должен питаться естественным человеческим порядком Тот, кто превосходит всякое естество и чудесным образом питал Свой народ), волхвы призывает Жених Церковный, дары сих приемлет Сын Девы. Покланяемся Рождеству Твоему, Христе, покланяемся Рождеству Твоему, Христе, покланяемся Рождеству Твоему, Христе, покажи нам и Божественная Твоя Богоявления» В стихире на Великий Пяток тоже трижды: «Покланяемся страстем Твоим, Христе» - и в заключение: «Покажи нам святое Твое Воскресение».

Стихиры на Царских часах полны живых диалогов. Это диалоги Иосифа и Божией Матери, в которых Иосиф недоумевает о происходящем, а Богородица успокаивает его. Тексты эти удивительны тем, что открывают нам сомнения и смущение святого человека.

Заключение

Праздник Рождества Христова является одним из красивейших праздников Православной Церкви. Красоту празднику придаёт не только торжественный строй богослужения, но и глубокие по своему догматическому содержанию чтения из Св. Писания и литургические тексты.

Литература

1. Михаил Скабаланович. Толковый Типикон, М., 1995.

2. Архимандрит Иоанн (Маслов). Конспект по литургике для 3-го класса.

3. Обрядовые особенности Армянской Апостольской Церкви (http://www.armenianchurch.vl.ru/charity/osobennosti/).

4. Красовицкая М.С. Литургика.

5. Прот. А.Свирелин. Церковно-славянский словарь. «Град Китеж», 1991.

6. Архиепископ Аверкий. Литургика.

7. Никулина Е. Н. Богослужебный Устав и гимнография.

У нас на сайте вы найдете
более 3189 житий святых.

Новости общины и сайта

 

Последние 20 новостей

Опрос

Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?

Библейская история про антихриста метафора. Реальный антихрист никогда не придет.
Антихрист придет, но не скоро. Пока можно не бояться.
Антихрист скоро придет. Нужно готовиться.
Антихрист уже пришел.
Бояться нужно грешить.


Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Результаты >>

Святцы

июль 2024 г.
Пн 1 8 15 22 29
Вт 2 9 16 23 30
Ср 3 10 17 24 31
Чт 4 11 18 25  
Пт 5 12 19 26  
Сб 6 13 20 27  
Вс 7 14 21 28  


Сегодня 22/07/2024
(09/07/2024 по ст.ст.)

понедельник 5-ой седмицы по Пятидесятнице.
Сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского (I).
Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV).
Прмчч. Патермуфия, Коприя и мч. Александра, подвижников Египетских (361-363).
Свт. Феодора, еп. Едесского (IX).
Прп. Антония Леохновского.
Кипрской в с. Стромыни (Моск. обл.) и Колочской (1413) икон Божией Матери.
Прп. Евфимия Карельского.
Блж. Петра, сщмч. Черевковского.
Св. Эверильды девы (700) ( Кельт. и Брит. ).
Св. Панагеса Басиаса ( Греч. ).
Прпп. Дионисия Ритора и Митрофана, Афонских ( Греч. ).
Разработчики


Services are held in the Russian Orthodox Church at the following address:
Яндекс.Метрика
© Holy Royal Martyrs of Russia Orthodox Church - Sparks, Nevada, USA