Фаворский свет в омилиях святителя Григория Паламы, епископа Фессалонитского.

 

Большую часть своих омилий, которых насчитывается 63, святитель Григорий Палама произнес с кафедры храма в г. Фессалоники. Все омилии очень ярко показывают высокую духовность архипастыря, его глубокое понимание богословских вопросов и верность святоотеческому толкованию Св. Писания. Большая часть омилий посвящена аскетико-нравственной и социально-патриотической тематике. Однако среди омилий есть две по своему содержанию заметно выделяющиеся из общего числа. Это 34-я и 35-я омилии посвященные размышлениям о нетварном Фаворском свете. Обе омилии произнесены на праздник Преображения. «Палама предпочитает говорить высоким стилем с тем, чтобы «лучше возводить распростёртых на земле, нежели низводить из-за них пребывающих на высоте»» [1].

Эти две беседы Св. Григория Паламы являются выражением того догматического учения о Фаворском Свете, которое вылилось и в отдельном его произведении, и которое он пламенно отстаивал на многочисленных соборах, борясь против ереси о сем предмете, нашедшей места в писаниях и словах латинствующих Варлаама, Акиндина и их последователей.

Хотя догматическое учение Св. Григорий Палама излагает в общедоступной форме, говоря народу, все же эти две его омилии труднее остальных. В 34-й омилии свт. Григорий говорит о причине написания своих поучений – это необходимость объяснения явлений Божиего мира с точки зрения православного вероучения, в противовес языческим объяснениям. «И еллинские (языческие) мудрецы также хвалят его и восхищаются им; но мы это делаем во славу Создавшего, а они – противно славе Создателя» [2]. Омилия написана к празднику Преображения Господня, так как «нам надлежит говорить о бывшем при сем Свете, против которого врагами сего Света ведется большая борьба» [2].

Объясняя кажущееся противоречие между свидетельствами Евангелистов о числе зрителей и участников Преображения Господня, свт. Григорий говорит о том, что «великое видение Света Господняго Преображения, принадлежит таинству восьмого, т. е. – будущего века» [2]. Шесть было видено на Фаворе: Господь Иисус Христос, Апостолы Петр, Иаков н Иоанн, и Пророки: Моисей и Илия; но с Господом невидимо присутствовали Бог Отец и Св. Дух; так что на самом деле на Фаворе было восемь. Царство Божие выше пяти человеческих чувств, поэтому возможность его созерцать даруется Господом, но условием такого созерцания является очищение души. Ранее Господь молился один, теперь Он взял с собой учеников и преобразился пред ними, «Приоткрыл, насколько Ему было угодно, немного Свое Божество, и показал таинникам обитающего в Нем Бога» [2], цитирует свт. Григорий свт. Иоанна Златоуста.

Сравнение с Солнцем при Преображении означает не видимый свет, но духовное созерцание Христа как Бога. Преображение Моисея на Синайской горе было «от воздействия на него силы Божией и … пассивного характера, а не результатом действия внутренней, присущей ему силы» [2]. Этим оно отличается от Преображения Господа, которое было «вследствие единства Ипостаси» [2] Светом нетварным. Христос не приобрел этот Свет в результате Преображения, он был всегда внутренне присущ Богу, только проявился ученикам. Святитель постоянно акцентирует наше внимание на том, что Божественный Фаворский свет – свет нетварный. «Сам Он, Просиявший тем Светом, явил, что он несотворенный, назвав его «царством Божиим»: ибо царство Божие не есть рабское и тварное» [2], «так что Свет оный является Светом Божества и не есть созданный» [2].

Мы также имеем надежду увидеть этот Свет, если избавимся от власти греха. «Истинная и Прекраснейшая Красота, говорит некто, может быть зримой только для очистившего свой ум, поскольку она относится к Божественному и блаженному естеству, созерцатель сияний и благодатей которой, и сам воспринимает нечто от нее» [2].

В 35-й омилии свт. Григорий называет день Преображения днем «Солнца Правды, у Которого нет изменения и ни тени перемены, Который с того дня благоволением Отца и содействием Святого Духа человеколюбиво воссияв на нас, вывел нас из тьмы в чудесный Свой Свет и продолжает все время сиять над головой нашей, будучи незаходимым Солнцем» [3]. Это Солнце не только сияет нетварным Светом, но и имеет свойство освещать грехи людей. Поэтому, пишет святитель, «отложим, братие, дела темная, и. станем делать дела света, чтобы не только в этом дне нам честно ходить, но и стать «сынами дня» [3].

После нравственного поучения, которое продолжает конечную тему предыдущей омилии, о необходимости личного благочестия, необходимого для восприятия Божественного Света, святитель Григорий вновь акцентирует наше внимание на нетварной природе этого Света. «Свет Божества был некогда не как бы заключенным в сосуде, в теле Христовом: потому что Свет является предвечным, а тело является восприятием, которое приял от нас Сын Божий, затем ради нас созданное, заключающее в себе полноту Божества; и таким образом оно явилось обожествленным и богосиянным светом. Вот таким образом просветилось лицо Христово, как солнце, «ризы же Его быша белы яко свет» [3].

Разница в свете лица Христова и свете Его одежд также существенна, так как и тело и одежда просияли, но не в равной силе Света. Через блеск риз «Он показал: каково – одеяние славы, в которое в будущем веке облекутся приближенные к Богу» [3]. В осмыслении блеска риз Христа свт. Григорий Палама указывает еще одно доказательство главной темы своих слов – нетварности Фаворского Света: «Свет, силою которого одежды Христовы стали сияющими и белыми, был паче естественным: потому что не является свойством чувственного света делать белым и сияющим то, на что он падает, но он показывает тот цвет, каков есть на самом деле; а этот Свет, как представляется, покрыл, или лучше сказать – изменил их, что не является свойством чувственного света» [3].

Соприкосновение с Божественным Светом вызвало у апостолов, свидетелей Преображения ни с чем ни сравнимые чувства, так, что забыв обо всем, они желали пребывать во Свете постоянно. «Петр, блаженнейшим этим видением озарен душою и увлечен к еще большей любви и желанию, не желая уже разлучаться с оным Светом… сказал Господу, – «аще хощеши, сотворим зде три сени, Тебе едину, и Моисеови едину, и едину Илии»» [3], не понимая еще, что Христос Сам источник Света, а пророки получили сияние как дар. Чтобы показать апостолам разницу «се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Матф.17:5). Светлый облак, осиявший апостолов, это сияние Славы Божества. «Ученики пали ниц, не по причине голоса, но по причине превосходящего и паче естественного Света» [3], «это был тот же Свет, который сначала видели Апостолы, как сияющий от лица Господня» [3].

«Итак, у Бога и Святых Его – общая и единая слава и царство и оный Свет; посему и Псалмопевец Пророк воспевает: «Светлость Господа Бога нашего на нас» (Пс.89:17); но никто еще до сих пор не дерзал говорить, что у Бога и Святых – общее и единое существо... никто не пребывал в самой жизни и существе Божием, и никто не видел и не возвестил естество Божие» [3]. Тем самым мы убеждаемся, что нетварный Свет это Божественная энергия (свойство), через которую мы можем соприкоснуться Божеству не по непознаваемому Естеству, но по благодати. «И эту славу и сияния увидят все, когда Господь явится, сияя от востока до запада; узрели же ее и сегодня совозшедшие с Иисусом Ученики Его; но никто не пребывал в самой жизни и существе Божием, и никто не видел и не возвестил естество Божие. И сей божественный Свет мерою дается и способен увеличиваться и уменьшаться, согласно достоинству принимающих его неделимо-разделяемого; и вот подтверждение сказанному: лицо Господа просияло паче солнца, одежды же Его стали светлыми и белыми, как снег. И Моисей и Илия были видимы в той же славе, но ни один из них не просиял тогда так, как солнце; и сами Ученики то созерцали этот Свет, то не были в силах взирать на него» [3].

Учение о Божественном нетварном Фаворском свете, раскрытое святителем Григорием как в рассмотренных омилиях, так и в других его работах имеет не отвлеченно-богословское значение. Это учение имеет огромное сотериологическое значение, затрагивая догматику, аскетику, литургику, антропологию и вообще все сферы богопознания. Учение о Фаворском свете ясно показывает человеку путь для спасения души.

 

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Григорий_Палама

2. Свт. Григорий Палама. Омилия XXXIV. На святое Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; в ней доказывается, что Свет, бывший при Преображении, является несозданным.

3. Свт. Григорий Палама. Омилия XXXV. На то же Преображение Господне; в ней доказывается, что хотя божественный Свет, бывший при Преображении, и был не созданным, однако он не есть существо Божие.

У нас на сайте вы найдете
более 3189 житий святых.

Новости общины и сайта

 

Последние 20 новостей

Опрос

Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?

Библейская история про антихриста метафора. Реальный антихрист никогда не придет.
Антихрист придет, но не скоро. Пока можно не бояться.
Антихрист скоро придет. Нужно готовиться.
Антихрист уже пришел.
Бояться нужно грешить.


Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Результаты >>

Святцы

июль 2024 г.
Пн 1 8 15 22 29
Вт 2 9 16 23 30
Ср 3 10 17 24 31
Чт 4 11 18 25  
Пт 5 12 19 26  
Сб 6 13 20 27  
Вс 7 14 21 28  


Сегодня 22/07/2024
(09/07/2024 по ст.ст.)

понедельник 5-ой седмицы по Пятидесятнице.
Сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского (I).
Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV).
Прмчч. Патермуфия, Коприя и мч. Александра, подвижников Египетских (361-363).
Свт. Феодора, еп. Едесского (IX).
Прп. Антония Леохновского.
Кипрской в с. Стромыни (Моск. обл.) и Колочской (1413) икон Божией Матери.
Прп. Евфимия Карельского.
Блж. Петра, сщмч. Черевковского.
Св. Эверильды девы (700) ( Кельт. и Брит. ).
Св. Панагеса Басиаса ( Греч. ).
Прпп. Дионисия Ритора и Митрофана, Афонских ( Греч. ).
Разработчики


Services are held in the Russian Orthodox Church at the following address:
Яндекс.Метрика
© Holy Royal Martyrs of Russia Orthodox Church - Sparks, Nevada, USA