Память святителя Амфилохия, епископа Владимиро-Волынского
Память 10 октября (по ст.ст.)
Епархия в городе Владимире-Волынском учреждена была еще равноапостольным князем Владимиром, и св. Амфилохий был третьим из известных теперь Владимиро-Волынских епископов.
К сожалению, о свт. Амфилохии сохранились лишь самые скудные сведения. Его происхождение и место подвигов до епископства остается вовсе неизвестным. В епископы посвящен он был 27 августа 1105 г. Киевским митрополитом Никифором I (1103—1121). Семнадцать лет управлял свт. Амфилохий владимиро-волынской паствой. В то далекое время вера Христова только насаждалась на Руси, — всюду встречались еще и чистые язычники, не принявшие святого крещения, а из крещенных не мало было двоеверов, то есть людей, принявших христианство, но не забывших своих языческих заблуждений и примешивавших их к чистой вере Христовой. И, без сомнения, св. Амфилохию пришлось много потрудиться в обращении ко Христу неведущих Его, а также в искоренении языческих суеверий у новопросвещенных пасомых своих.
Годы его святительства для Владимиро-Волынского княжества были беспокойным временем княжеских междоусобий и столкновений. Тогдашний князь волынский Ярослав Святополкович), женатый на внучке великого князя Владимира Мономаха), дочери Мстислава Владимировича), очень грубо обращался с своей супругой.
Не терпя злодеяний Ярослава, великий князь пошел на него в 1117 г. войной, осадил в Владимире и стоял под стенами города 60 дней. Ярослав был вынужден просить прощения, покориться великому князю и заключить мир на всей воле Владимира Мономаха. Однако это не исправило волынского князя. Через год он отослал от себя свою жену, и когда Владимир снова пошел на него войной, бежал в Венгрию. Тогда бояре покидают Ярослава. Владимиро-Волынское княжество достается сыновьям Мономаха — Роману, а после его смерти (в 1118 г.) Андрею. Но Ярослав Святополкович не хотел отказаться от Волынского княжества и в союзе с венграми, чехами и поляками приходил воевать на Волынь).
Современником таких печальных событий довелось быть святому епископу Владимиро-Волынскому. Разумеется, дурной, вероломный и беспокойный князь много доставил ему забот, хлопот и огорчений. Может быть, нападение Ярослава с иноземными войсками на родное княжество было причиною того, что святой Амфилохий оставил место своего святительства, переселился в пещеру Киево-Печерского монастыря, где и скончался в 1122 г.
Память свт. Амфилохия празднуется местно: в Почаевской лавре, вместе с другими Волынскими святыми, празднование совершается ему 10 октября — в день возвращения Почаевской лавры к Православию в 1831 г.
Тропарь, глас 4
От мирскаго мятежа изшед, в пещерах Киевских Феодосия блаженного богомудренно вселился еси, святителю Христов отче Амфилохие, и отсюду во епископа богоспасаемей пастве владимиро-волынстей поставленный, в трудех, бдениих и пощениих свято подвизался еси. И тако достиг добродетелей совершенства, паки в пещеры святыя возвратился еси, идеже и дух свой благочестно предал еси Господеви, всечестне, к лику преподобных Печерских причтен, с ними же молися Христу, всечестне, спастися душам нашим.
Кондак, глас 8
Звезду Волынскую, из пещернаго мрака от Киева возсиявшую, и от Волыни второе пещеры заветныя житием своим и блаженною кончиною, и прославлением своим озарившаго, всеблаженнаго Амфилохия, архипастыря Владимиро-Волынского почтим, просяще его, да в лике преподобных Печерских водворяяся, молится купно с нами о душах наших.
более 3189 житий святых.
Новости общины и сайта
Опрос
Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?
Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Святцы
Пн | 7 | 14 | 21 | 28 | |
Вт | 1 | 8 | 15 | 22 | 29 |
Ср | 2 | 9 | 16 | 23 | 30 |
Чт | 3 | 10 | 17 | 24 | 31 |
Пт | 4 | 11 | 18 | 25 | |
Сб | 5 | 12 | 19 | 26 | |
Вс | 6 | 13 | 20 | 27 |
Мчч. Прова, Тараха и Андроника (304).
Прп. Космы, еп. Маиумского, творца канонов (ок. 787).
Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки св. Иоанна Крестителя (1799).
Прпп. Амфилохия, игум. (1452), Макария, Тарасия и Феодосия Глушицких.
Мц. Домники (286).
Свт. Мартина Милостивого, еп. Турского (ок. 400).
Иерусалимской (48), Ярославской-Смоленской (1642), Рудненской (1687) и Калужской (1748) икон Божией Матери.
Св. Эдвина, короля и мученика (633) ( Кельт. и Брит. ).
Свт. Уилфрида, архиеп. Йоркского (709) ( Кельт. и Брит. ).
Прпмц. Анастасии Римляныни, девы ( Греч. ).
Свт. Феодота, еп. Ефесского ( Греч. ).
Свт. Иасона, еп. Дамасского ( Греч. ).
Прп. Симеона Нового Богослова.
Прп. Феосевия Богоносца Арсинойского ( Греч. ).
Новосщмч. Иоанна (Поммера), архиеп. Рижского (1934).
Прп.Моби Гласневинского (545) ( Кельт. и Брит. ).
Германовской (Ерманской) иконы Божией Матери.
Иконы Божией Матери, именуемой «Мохнатинская».