Память святого Феодора (в монашестве Феодосия), князя Острожского
Память 10 октября (по ст.ст.)
Феодор Васильевич Острожский, в монашестве Феодосий (+ ок. 1483), Печерский, князь, преподобный. Стяжал славу устроением храмов и защитой Православия на Волыни от насилий папизма.
Память 11 августа, в Соборах всех преподобных отцов Киево-Печерских, отцев Дальних Пещер и Белорусских святых
Он происходил от рода святого равноапостольного князя Владимира через его правнука Святополка-Михаила, князя Туровского (1080-1093), великого князя Киевского († 1113).
Первый раз имя преподобного князя Феодора упоминается под 1386 годом, когда польский король Ягайло и Литовский князь Витовт утвердили за ним наследственное владение - Острожский округ и увеличили Заславским и Корецким округами. В 1410 году преподобный князь Феодор участвовал в разгроме рыцарей католического ордена под Грюнвальдом. В 1422 году святой князь из-за сочувствия православным в Чехии поддержал гуситов в борьбе с германским императором Сигизмундом [1].
В 1432 году, одержав ряд побед над польскими войсками, святой Феодор вынудил короля Ягайлу оградить законом свободу Православия на Волыни. Князь Свидригайло, опасавшийся усиления своего союзника, в 1435 году заключил преподобного Феодора в темницу, но народ, любивший святого, поднял мятеж, и он был освобожден. Преподобный Феодор примирился с обидчиком и явился ему на помощь в борьбе с литовско-польской партией. В 1438 году святой князь участвовал в битве с татарами; в 1440 году по вступлении на польский престол Казимира, младшего сына князя Ягелло, святой Феодор получил на правах наместничества города Владимир, Дубно, Острог и стал обладателем обширнейших имений в лучших областях Подолии и Волыни.
Все это вместе с княжеской силой и славой преподобный Феодор оставил, поступив после 1441 года в Киево-Печерскую обитель, где, приняв монашество с именем Феодосий, подвизался для спасения своей души до самого преставления к Богу.
Год преставления преподобного Феодора неизвестен, но не подлежит сомнению, что он скончался во второй половине XV века в глубокой старости (С. М. Соловьев в "Истории России" считал годом его кончины 1483). Погребен преподобный в Дальних пещерах преподобного Феодосия.
Прославление, очевидно, было в конце XVI века, так как в 1638 году иеромонах Афанасий Кальнофийский свидетельствовал, что "преподобный Феодор открыто почивает в Феодосиевой пещере в целом теле".
Использованные материалы
http://days.pravoslavie.ru/Life/life4419.htm
_________________________________________________________
[1] В русское военное искусство введен был святым князем особый прием - гуситский строй, т. н. таборы, усвоенный украинским казачеством
более 3189 житий святых.
Новости общины и сайта
Опрос
Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?
Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Святцы
Пн | 7 | 14 | 21 | 28 | |
Вт | 1 | 8 | 15 | 22 | 29 |
Ср | 2 | 9 | 16 | 23 | 30 |
Чт | 3 | 10 | 17 | 24 | 31 |
Пт | 4 | 11 | 18 | 25 | |
Сб | 5 | 12 | 19 | 26 | |
Вс | 6 | 13 | 20 | 27 |
Мчч. Прова, Тараха и Андроника (304).
Прп. Космы, еп. Маиумского, творца канонов (ок. 787).
Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки св. Иоанна Крестителя (1799).
Прпп. Амфилохия, игум. (1452), Макария, Тарасия и Феодосия Глушицких.
Мц. Домники (286).
Свт. Мартина Милостивого, еп. Турского (ок. 400).
Иерусалимской (48), Ярославской-Смоленской (1642), Рудненской (1687) и Калужской (1748) икон Божией Матери.
Св. Эдвина, короля и мученика (633) ( Кельт. и Брит. ).
Свт. Уилфрида, архиеп. Йоркского (709) ( Кельт. и Брит. ).
Прпмц. Анастасии Римляныни, девы ( Греч. ).
Свт. Феодота, еп. Ефесского ( Греч. ).
Свт. Иасона, еп. Дамасского ( Греч. ).
Прп. Симеона Нового Богослова.
Прп. Феосевия Богоносца Арсинойского ( Греч. ).
Новосщмч. Иоанна (Поммера), архиеп. Рижского (1934).
Прп.Моби Гласневинского (545) ( Кельт. и Брит. ).
Германовской (Ерманской) иконы Божией Матери.
Иконы Божией Матери, именуемой «Мохнатинская».