Память новосвященномученикаов Феодора (Поздеевского), архиепископа Волоколамского и Иннокентия (Смирнова), епископа Пензенского

Память 10 октября  (по ст.ст.)

 

Священномученик Феодор (в миру Александр Васильевич Поздеевский) — архиепископ Волоколамский, викарий Московской епархии.

Архиепископ Волоколамский Федор родился 21 марта 1876 г. в селе Макарьевское Ветлужского уезда Костромской губернии в семье протоиерея (всего в семье было 9 детей). Его рождение было ознаменовано предсказанием деревенского блаженного Герасима, который, зайдя в церковь во время службы, обратился к народу: «Что вы здесь стоите, идите на задки, к бане — там архиерей родил

Окончил Макарьевское духовное училище, Костромскую духовную семинарию (1896), Казанскую духовную академию (1900) со степенью кандидата богословия. В 1900—1901 — профессорский стипендиат по кафедре патрологии. На последнем курсе в 1900 ректором академии еп. Антонием (Храповицким) А. Поздеевский был пострижен в монашество с именем Феодора (в память вмч. Феодора Стратилата) и рукоположен в иеродиакона. С 24 июля 1900 г. — иеромонах.

С 17 октября 1901 — преподаватель Калужской духовной семинарии. С 3 июля 1902 — инспектор Казанской духовной семинарии.

Удостоин степени магистра богословия (1903; тема диссертации: «Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина») и Макарьевской премии.

С 4 февраля 1904 назначен ректором Тамбовской духовной семинарии в сане архимандрита. На этом посту его и настигла смута 1905-07 гг. Феодор принял живейшее участие в организации патриотического движения в Тамбове. На его квартире в начале октября состоялось собрание 17 членов-учредителей Тамбовского Серафимовского Союза Русских Людей, который был учрежден 22 октября. В речи при открытии Союза, обращаясь к единомышленникам, архим. Феодор говорил о главном, о том, что слабеет в народе вера Христова, что «мир с его искушениями захватывает нас и заманчивые флаги разных свобод влекут нас на иной путь, непривычный для Русского Народа». Поэтому, «русским людям нужно крепко держаться за веру свою православную и, давая спокойно и мирно каждому чужеземцу исповедовать свою веру и молиться по-своему, в то же время зорко блюсти, чтобы не обольстил нас кто-либо лукавыми словами, будто все равны и наша православная не лучше других. Зорко нужно блюсти, чтобы не посмели нас, православных, отторгнуть от нашей веры и увлечь на путь ереси латинской или неверия языческого. Пусть будет вера наша православная по-прежнему господствующей на Руси, а все прочие только терпимыми, без права миссионерства насчет Православия. Иначе встанут пред нами целым сонмом древние наши святители, угодники и преподобные, благочестивые Цари и скажут нам с укором: изменники».

Тамбовский СРЛ был одной из самых активных провинциальных монархических организаций в России. Уже через год после открытия в нем состояло около 700 человек, усилиями членов Союза (прежде всего духовенства) было создано 2 самостоятельных отдела и более 50-ти сельских патриотических обществ. Организатор отдела, архим. Феодор стал первым руководителем тамбовского СРЛ. За свою активную общественную деятельность председатель Союза был приговорен террористами к смерти, 3 мая 1906 на него было совершено покушение одним из семинаристов (убийца промахнулся). Политическая деятельность архимандрита Феодора вызывала противоречивое отношение со стороны клира — часть священников его поддержали, тогда как пастырский съезд епархии запретил проведение мероприятий Союза в Серафимовском училище, считая, что церковь должна быть вне политики.

19 июля 1906 архим. Феодор был назначен ректором Московской Духовной семинарии и вскоре переехал в Москву, оставив пост председателя Тамбовского СРЛ.

С августа 1909 — ректор Московской духовной академии (до 1917). Был профессором аскетики по кафедре пастырского богословия.

19 авг. 1909 он стал ректором Московской Духовной академии, а 14 сентября 1909 в храме Христа Спасителя состоялась его хиротония во епископа Волоколамского, викария Московской епархии сонмом архиереев во главе с Московским митрополитом Владимиром (Богоявленским). В речи, сказанной при наречении, преосвященный Феодор следующими словами определил свое предстоящее апостольское служение: «В многоразличных проявлениях Духа нам, призываемым к служению апостольскому, дается особое пробуждение и чуткость совести, и сугубое сознание нищеты своей И если бы спросили нас теперь о нашей задаче и планах в предстоящей деятельности, то мы указали бы как главную — сохранение этой чуткости совести и сугубое сознание нищеты своей Опознать подделки Христа и христианства, различать верно “духов”: от Бога ли они? — и составляет главную задачу современности для пастыря».

Ректорскую должность владыка занимал до 1917, сам преподавал в академии пастырское богословие. Строгий монах-аскет, он проявил себя убеждённым консерватором, стал инициатором увольнения ряда либеральных преподавателей (в том числе И. М. Громогласова). Его традиционные православные, аскетические взгляды были не только теоретическими, но являлись плодом его действительно подвижнической жизни. Поддерживая неопатристическое направление в реформе Духовного образования, Владыка настаивал на создании Духовной школы на святоотеческих основах. В своей кадровой политике оказывал явное предпочтение монашеской братии и священнослужителям. В то время, когда антимонархические идеи ходили и в среде иерархов, голос Владыки, который защищал истинное Православие и Православную монархию, звучал очень громко.

Именно поэтому либерально настроенные элементы добились увольнения Вл. Феодора с поста ректора Академии после Февральской революции, в разгар антимонархического движения (интересен и тот факт, что это случилось через два месяца после того, как Вл. Феодор исцелил бесноватую, которая жила в Сергиеве). С 1 мая 1917 еп. Феодор стал настоятелем Свято-Данилова монастыря в Москве. В Даниловом монастыре в период его настоятельства жил на покое его друг архимандрит Симеон (в миру Михаил Холмогоров), который был тяжело ранен революционером в 1907 и с тех пор парализован. Существовала версия, что он закрыл собой будущего архиепископа Феодора во время нападения на последнего (на самом деле, речь идёт о двух разных покушениях). Владыка Феодор каждый день посещал больного и исполнял малейшее его пожелание.

Участвовал в работах Священного Собора Российской Православной Церкви (как делегат от монашествующих).

В июне 1918 назначен Патриархом Тихоном на Пермскую кафедру, назначения не принял, оставшись в Москве. Руководил деятельностью нелегальной Высшей богословской школы в Свято-Даниловом монастыре, преподавал в ней аскетику. Одну из первостепенных задач епископ Феодор, как настоятель монастыря, видел в привлечении в монастырь ученой братии, воодушевленной идеями христианского подвига, и создании иноческого братства монахов-подвижников, делателей на ниве христианского подвига и в силу этого подлинных защитников Православия. По этим признакам и собиралась братия Данилова монастыря.

С 1920 г. неоднократно подвергался арестам. В ночь с 27 на 28 июня 1920 арестован за «антисоветскую агитацию». Поводом к аресту и обвинению стало то, что при обыске в Свято-Даниловом монастыре 11 июня 1920 собралась толпа верующих15 июня 1920 г арестован в Москве. 12 июля 1920 г. приговорен к заключению в концлагерь до конца гражданской войны. 25 октября 1920 срок приговора сокращен по амнистии до пяти лет. Находился в заключении во внутренней тюрьме ВЧК на Лубянке, в Бутырской (куда в период с 1920 по 1925 заключался 4 раза), затем в Таганской тюрьмах. Освобождён 18 марта 1922. 14 марта 1923 снова арестован и заключен в тюрьму, освобождён 20 июня 1923 под подписку о невыезде.

Владыка Феодор пользовался большим авторитетом среди приверженцев традиционного, святоотеческого Православия, был принципиальным противником новшеств и реформ в Церкви (многие из архиереев, лишенных советской властью кафедр, жили тогда в Даниловом монастыре, и, таким образом, они духовно окормлялись у Владыки Феодора, как бы проходя школу истинной церковности). Он и его сторонники составили оппозицию самому Патриарху Тихону, после того как Патриарх, выйдя из заключения, готов был, под влиянием архиепископов Серафима (Александрова), Тихона (Оболенского) и Илариона (Троицкого), а также под давлением Советской власти, вступить в переговоры с обновленцами и пойти по отношению к ним на значительные уступки - вплоть до снятия с себя полномочий Патриарха. Только благодаря авторитету Вл. Феодора этого не произошло. Патриарх Тихон был впоследствии благодарен за это Вл. Феодору, предлагал ему Петроградскую кафедру (до этого он возвел его в сан архиепископа) и приглашал участвовать в церковном управлении. Однако Вл. Феодор отклонил эти предложения, считая, что Церковь не может вступать ни в какие переговоры с богоборческой властью и в условиях гонений единственный способ сохранить Церковь Христову – не путем компромисса с антихристовой властью, а уходом «в пустыню» - на катакомбное нелегальное существование

В связи с этим назначения он не принял и, оставаясь титулярным архиепископом Волоколамским, возглавлял консервативную «даниловскую» (по названию Данилова монастыря, настоятелем которого он оставался) оппозицию Патриарху Тихону (молчаливо одобренную самими Тихоном, которую сам он, шутя, называл «конспиративным синодом»).

16 апр. 1924 вновь арестован все за ту же «антисоветскую агитацию», и в апреле-октябре 1924 находился под арестом. 9 декабря 1924 вновь арестован и приговорён к трём годам ссылки.

18 окт. освобожден под подписку о невыезде. 9 дек. 1924 арестован и приговорен к 3-м годам ссылки в Казахстане. В 1925—1927 находился в ссылке. 4 нояб. 1927 вернулся, но без права проживания в 6-ти главных городах страны.

После выхода Декларации митр. Сергия, решительно отверг ее и перестал возносить его имя на богослужении, не признавал законных полномочий по управлению Русской Церковью за созданным Сергием синодом, поскольку последний находился в подчинении и полной зависимости от Советской власти и НКВД.

Стал одним из активных деятелей Катакомбной Церкви.

В 1928 был на поселении в городе Тургае в Казахстане, затем в городе Орске Оренбургской области. В 1929 снова арестован и приговорен к трём годам заключения в Свирлаге. После освобождения из ссылки жил в городе Владимире. В январе 1933 был арестован в городе Зарайске по делу «Партии Возрождения России». 26 июля 1933 осужден к пяти годам ссылки, которую отбывал в Казахстане.

В мае 1935 г. жил в Архангельске (предположительно); в этот период там состоялся Собор катакомбных архиереев, где было поддержано Послание В мае 1935 г. жил в Архангельске (предположительно); в этот период там состоялся Собор катакомбных архиереев, где было поддержано Послание Архиепископа. Серафима (Самойловича) о запрещении в священнослужении митрополита Сергия (Страгородского) и выработаны основополагающие документы, содержание которых не известно. С 1935 за активно противодействие политике Сергия был отправлен в с. Тентюково в Усть-Сысольске (Сыктывкар). Сергианскую церковь считал безблагодатной, а ее священнослужителями даже называл простыми «сапожниками», и до самой своей смерти рассылал своим чадам запасные Дары.

В 1937 арестован в Сыктывкаре по делу «Даниловского братства». Этапирован в Ивановскую тюрьму. По версии некоторых сергианских адептов, Святитель «раскололся» на последнем допросе и принял на себя несуществующую вину, выдав всех своих духовных чад. Подобные чекистские фальсификации применялись ко многим новомученикам. Зачастую (напр., в случае со священномучеником Иосифом (Петровых); М. Шкаровский, работавший с архивом Свт. Иосифа, говорит о подозрительной непохожести последнего протокола с «подписью» с предшествующими) протоколы заключительных допросов большевики сами составляли и даже подделывали подписи архиереев (в 37 г. подделка и фальсификация была обычным явлением).

22 октября 1937 Святитель Феодор был приговорён к расстрелу и на следующий день расстрелян. Существует версия, что незадолго до гибели в тюрьме г.Иваново принял в тюрьме схиму с именем преп. Даниила Московского.

Современники архиепископа Феодора запомнили его не только как сурового аскета, но и как человека с душой, полной любви и сострадания к ближним…

Святитель  Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский и Саратовский в миру Смирнов Иларион Дмитриевич [1], родился 30 мая 1784 г. в с. Павлове, расположенном недалеко от Москвы, в семье бедного церковного причетника.

С детских лет Иларион отличался исключительно кротким нравом. Поэтому, когда он поступил в Московскую Перервинскую семинарию, был прозван Смирновым за кротость и безукоризненное поведение.

Окончив Перервинскую семинарию лучшим учеником, Иларион был переведен в Лаврскую семинарию, где продолжил образование по классам: историческому, философскому, богословскому и иностранных языков.

В 1805 г., еще до окончания семинарии, он, как один из способнейших воспитанников, был назначен учителем в начальном грамматическом классе этой же семинарии. Затем ему было поручено преподавать поэзию, одновременно он занимался истолкованием воскресных Евангелий и преподавал для всей семинарии....

С 1809 г. Иларион начал читать в семинарии курс философии и в это же время был назначен префектом семинарии.

Любовь к науке, усердие в исполнении обязанностей, простота сердца, верность в слове - вот что характеризовало молодого преподавателя.

13 октября 1809 г. Иларион, с ранних лет полюбивший уединение, был пострижен в монашество с именем Иннокентия митрополитом Платоном в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. На следующий же день он был рукоположен во иеродиакона, затем - во иеромонаха.

6 августа 1810 г. иеромонах Иннокентий был назначен игуменом Николаевского Угрешского монастыря, а 14 октября он был переведен в Московский Знаменский монастырь.

22 января 1812 г. по представлению Комиссии духовных училищ ему было предложено место преподавателя богословия в С.-Петербургской духовной академии.

30 августа 1812 г. игумен Иннокентий был возведен в сан архимандрита.

В сентябре 1813 г. архим. Иннокентий был утвержден ректором С.-Петербургской духовной семинарии и профессором богословия, а также членом Комитета духовной цензуры, оставаясь в то же время преподавателем церковной истории в академии. В этот же период он был назначен настоятелем Сергиевой пустыни.

Находясь в Санкт-Петербурге на чреде священнослужения в 1813-1814 гг., архим. Иннокентий прославился, как замечательный проповедник. Его проповеди были исполнены силы слова евангельского. Он говорил с живостью, с воодушевлением, с жаром. Его пламенные чувства проникали в сердца слушателей.

Замечательна деятельность архим. Иннокентия как преподавателя церковной истории. Он не шел по проторенному пути, а, по возможности, проверял исторические данные по их источникам. В результате неутомимых трудов в этой области он составил "Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII в.", изданное в 1817 г. в качестве учебного пособия для классического преподавания. Не менее важное значение имели его труды: "Богословие деятельное подлежательное и практическое", "Опыт изъяснения первых двух псалмов", "Изъяснение Символа веры".

Его неутомимая деятельность в распространении духовного просвещения была отмечена Комиссией духовных училищ. В 1814 г. архим. Иннокентию была присвоена степень доктора богословия.

7 апреля 1817 г. он был назначен членом Главного правления народных училищ.

Замечательна была внутренняя личная жизнь архим. Иннокентия. С юных лет он отличался христианскими добродетелями смирения, благочестия, покорности, безупречной чистоты жизни. Он сам был строгим судьей всех своих слов, дел и поступков. Осторожность во всяком деле и слове превратилась у него в непрестанное духовное бдение. Никто из его уст не слышал ни одного праздного слова.

Лицо его всегда выражало спокойствие духа, умиление и благоговение. Он обладал исключительным даром проницательности, читая внутренние чувства человека.

В своей жизни больше всего избегал он осуждения как со своей стороны, так и со стороны других, умело прерывая собеседника, пытавшегося рассказывать ему о недостатках других.

Замечательной особенностью архим. Иннокентия была его нестяжательность в жизни. С нуждающимися он делил последнее, что имел.

Таким образом, многие замечательные качества уже украшали Иннокентия, когда вышло решение о возведении его в сан архиерейский.

В марте 1819 г. в Казанском соборе С.-Петербурга архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Пензенского и Саратовского. Это назначение имело и другую сторону - оно под видом повышения явилось благородной высылкой Иннокентия из Петербурга. Причем первоначально, по распоряжению государя, его должны были назначить в Оренбург, но по ходатайству Св. Синода в связи со слабым состоянием здоровья назначаемого, Оренбург был заменен на Пензу. Причиной тому послужила интрига министра духовных дел кн. Голицына за то, что Иннокентий выступил против модного в то время неправославного мистицизма.

Покорно выехал владыка к месту своего нового назначения. Но недолго пришлось ему управлять Пензенской епархией. Непрестанные труды в С.-Петербурге по распространению духовного просвещения истощили его слабое от природы здоровье. К тому же однажды он сильно простыл, что усугубило его болезнь. Однако слабый здоровьем, он с нетерпением спешил в свою епархию.

21 июня 1819 г. еп. Иннокентий прибыл в Пензу. За короткий период управления Пензенской епархией он успел снискать доверие и уважение своей паствы. Во все воскресные и праздничные дни он, несмотря на слабость своего здоровья, сам совершал Божественную литургию и произносил назидательные поучения. Его поучения при всей своей простоте носили отпечаток духовной благодати и мудрости.

За короткий период архипастырской деятельности епископ Иннокентий успел осмотреть почти все церкви, занялся благоустройством архиерейского дома, лично присутствовал на экзаменах в духовных учебных заведениях епархии.

В августе месяце 1819 г. при поездке в Саратов он сильно заболел и уже не смог подняться с одра болезни.

Кроткий и терпеливый он не произносил ни единой жалобы, никто не слышал стона его. Ослабев до такой степени, что не мог держать в руках даже стакан, еп. Иннокентий не прекращал заниматься епархиальными делами.

За день до кончины 9 октября 1819 г. он во сне видел видение, о котором рассказал своему келейнику. "Казалось мне, - говорил он, - что небеса отверзлись. Двое светлых юношей в белых одеждах, слетев с высоты, предстали предо мною и с любовию смотря на меня, взяли меня немощного и вознесли с собою на небо. Сердце мое исполнилось несказанной радости, и я пробудился".

С благоговением готовясь к отшествию в вечность, он 10 октября 1819 г. попросил совершить над ним таинство елеосвящения. По совершении этого священнодействия язык Иннокентия стал неметь, дыхание начало прерываться, он сам сложил на груди руки крестообразно и в 6 часов вечера тихо скончался.

Погребение тела его состоялось 13 октября 1819 г. в Казанской соборе.

Причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4475

http://days.pravoslavie.ru/Life/life4816.htm

___________________________________________

[1]  Фамилия Смирнов, возможно, дана в семинарии.

У нас на сайте вы найдете
более 3189 житий святых.

Новости общины и сайта

 

Последние 20 новостей

Опрос

Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?

Библейская история про антихриста метафора. Реальный антихрист никогда не придет.
Антихрист придет, но не скоро. Пока можно не бояться.
Антихрист скоро придет. Нужно готовиться.
Антихрист уже пришел.
Бояться нужно грешить.


Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Результаты >>

Святцы

октябрь 2024 г.
Пн   7 14 21 28
Вт 1 8 15 22 29
Ср 2 9 16 23 30
Чт 3 10 17 24 31
Пт 4 11 18 25  
Сб 5 12 19 26  
Вс 6 13 20 27  


Сегодня 25/10/2024
(12/10/2024 по ст.ст.)

пятница 18-ой седмицы по Пятидесятнице.
Мчч. Прова, Тараха и Андроника (304).
Прп. Космы, еп. Маиумского, творца канонов (ок. 787).
 Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки св. Иоанна Крестителя (1799).
Прпп. Амфилохия, игум. (1452), Макария, Тарасия и Феодосия Глушицких.
Мц. Домники (286).
Свт. Мартина Милостивого, еп. Турского (ок. 400).
Иерусалимской (48), Ярославской-Смоленской (1642), Рудненской (1687) и Калужской (1748) икон Божией Матери.
Св. Эдвина, короля и мученика (633) ( Кельт. и Брит. ).
Свт. Уилфрида, архиеп. Йоркского (709) ( Кельт. и Брит. ).
Прпмц. Анастасии Римляныни, девы ( Греч. ).
Свт. Феодота, еп. Ефесского ( Греч. ).
Свт. Иасона, еп. Дамасского ( Греч. ).
Прп. Симеона Нового Богослова.
Прп. Феосевия Богоносца Арсинойского ( Греч. ).
Новосщмч. Иоанна (Поммера), архиеп. Рижского (1934).
Прп.Моби Гласневинского (545) ( Кельт. и Брит. ).
Германовской (Ерманской) иконы Божией Матери.
Иконы Божией Матери, именуемой «Мохнатинская».
Разработчики


Services are held in the Russian Orthodox Church at the following address:
Яндекс.Метрика
© Holy Royal Martyrs of Russia Orthodox Church - Sparks, Nevada, USA