Память преподобного Давида Эчмиадзинского
Память 23 декабря (по ст.ст.)
Муж сей, по имени Сурхан, происходил из народа тачиков, т. е. персов, из прославленного, знатного и древнего рода. В годы правления великого Амазаспа [1], сына Давида [2] Курапалата [3], блаженный мученик Христов с арабскими войсками достиг страны Армянской, Араратской области, Котайкской земли [4].
Он побывал в деревнях и селах, видел христианские порядки и благопристойную жизнь богопочитания. По милости свыше и внушению Святого Духа им овладела прекрасная мысль, и он постоянно, и днем и ночью, в сердце своем думал об истинной вере Христовой. Наконец он отлучился от близких, дабы обрести Христа, с Его помощью спастись, обновиться вторичным рождением в Отце, Сыне и Духе Святом и освободиться от служения бренности освящением купелью, и крещением своим он хотел утопить фараона в воде [5] и, не в силах более пребывать в прежнем служении, жаждал посвящения. И случилось это в патриаршество армянского католикоса Анастасия [6] и в правление достохвального армянского патрикия [7] Григория Мамиконяна [8].
И так как муж сей Сурхан был весьма любим и почитаем многими, армянский князь Григорий подвел его к католикосу Анастанию и просил крестить. И тот с большой готовностью и с великой радостью совершил над нимобряд крещения святой купелью во имя Отца и Сына и Духа Святого (св. Давид был крещен в Аручской кафедральной церкви). И Григорий Патрик с помощью католикоса и святой купели переименовал его, назвав именем своего отца Давида. Вскоре он превратился в обитель Всесвятой Троицы, во исполнение обещания Христа: «...кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоан. 14; 23). И апостол говорит: «Нет уже ни Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3; 28), и что «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3; 27). Также Исаия говорит: «И назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа» (Ис. 62; 2). И, наполнившись из семи родников благодати Святого Духа, сбрасывает он имя рабское и, покинув гору Синай, сиречь Агарь, которая вместе с детьми своими в услужении, возносится в вышний Иерусалим к сыновьям свободной Сарры, которая всем нам мать, мать не Измаила, а Исаака, сына свободной. И восклицает вслед за Павлом: «...мы дети не рабы, но свободной» (Гал. 4; 31). Свобода, которой Христос освободил нас из рабства бренности, приобщив к свободе славы Сына Божьего. И, уверорав в это, св. Давид поселился в равнинной части страны Армянской, в селении Дзаг. Через некоторое время он женился и, согласно апостольскому наставлению, благодаря праведной жизни, благопристойной и честной женитьбе заимел детей. И так, живя постоянно в благости, он достиг преклонного возраста и, охраняемый крепкой десницей Христовой, деннонощно думал о вере Господней.
В годы патриаршества армянского католикоса Саака [9] и правления армянского князя Смбата Багратуни [10] сарацины овладели страной Армянской [11]. Жестокий и злонравный предводитель войска, находившегося в Армении, которого звали Абдаллах [12], по наущению дьявола постоянно развлекался пролитием крови невинных. В это же время неправосудным Абдаллой был схвачен св. Давид, ибо истина не может быть утаена, и она стала известна. И, завидуя его вере во Христа, Абдаллах по наущению лукавого и злого духа, которым был одержим, преисполнялся гнева и скрежетал зубами. И искал повода, чтобы заманить праведника в западню. К многоразличным хитростям прибегал он, пуская в ход ласковые речи и обещая дары. А затем, угрожая мучениями, вел смертельный бой и требовал отречения от Христа и возвращения в лоно прежней веры, приверженцы которой обещают признавать Бога, но не знают истинного Бога. А блаженный Давид твердо пребывал в вере в Пресвятую Троицу, с непоколебимой решимостью и смелыми ответами отвергая заповеди лжеверы, полученной от предка, лжепророка по имени Мухамед, именуемого великим, одного из заблудших, подобно Февде [13] и Иуде Галилеянину [14], тиран же дивился смелости раба Христова, затем приказал связать его, на три дня заключить в темницу и истязать различными пытками – избивать, волочить, выдрать волосы и бороду, чтобы вернуть в лоно заблуждения своего. Но св. Давид был тверд, стойко переносил все мучения в надежде на бессмертную жизнь, вечную радость и нетленный венец Иисуса Христа.
На третий день, рано утром, тиран приказал привести блаженного к нему в комнату, в которой он находился со своей наложницей, и, раскрыв рот, смертоносно изрек:
- «Покорись моему приказу и отрекись от Христа».
А тот достойно своему статному виду, преклонному возрасту, внешнему благолепию, прекрасным, ласкающим взором, седым волосам, достодолжному воспитанию и преисполненности благочестия с отроческих лет до самой старости, подобно блаженному Елиазару, оставался тверд в благом решении и необращал внимания на угрозы, а, высмеивая и осуждая, хулил нечестивца на их же языке. Споспешник же дьявола приказал бросить святой крест на землю и, нанося удары кулаками, понуждал его попрать победу славы и залог вечной жизни, святой крест. Но блаженный не подчинялся и говорил тирану:
- «Я не выполню твоих гибельных приказов. Свершай поскорее, что задумал».
И тот, придя в ярость, выхватил меч, чтобы тут же в комнате убить святого. Но его наложница подняла крик, отняла у него меч, сказав:
-«Почему убиваешь в комнате? Если он достоин смерти, пусть выйдет и умрет вне дома».
И это происходило не по воле дьявола, а по воле Божьей, дабы всем стало известно мученичество блаженного ради имени Христова.
Тогда тиран пообещал ему подарить жизнь, если тот покорится воле его, если же нет – пригрозил ему смертью на кресте. И св. Давид предпочел добровольную смерть ради Христа, чем жить с угрызениями совести. Он оставался неустрашимо мужествен, согласно Писанию: «Отойди от нечестивца, ибо тебе нечего бояться и ужас к тебе не приблизиться», а также: « Праведник не боится смерти», особенно же, согласно Евангелию Христа: «...не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10; 28). Посему он избрал смерть ради Христа. И блаженный был препровожден на место мужества, на поприще мученичества. Он стал молиться и возносить благодарения за неисчислимые милости, данные ему Христом, и за то, что Господь сподобил его мученической смерти во имя Свое. Добровольно направившись к древу, он распростерся на нем. Крест же был установлен лицом к югу. Убийца, схватив меч, приставил его к боку святого, устрашая и думая таким путем заставить св. Давида покориться. Блаженный Давид, уподобившись разбойнику, взывал к Христу, со стенаниями говоря:
- «Помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое!» (Лк. 23; 42).
А из толпы, окружавшей его, одни выкрикивали благие слова одобрения, призывавшие к отваге, а другие склоняли его к повиновению. Около крестастояла жена св. Давида, которая воодушевляла и горячо увещевала его оставаться непоколебимым в вере Христовой. И блаженный Давид с непоколебимой верой желал покинуть тело и прийти к Богу. Тогда палач вонзил меч в сердце, хлынула кровь, и он испустил дух во славу Бога, согласно Писанию: « Души праведных в руках Божьих» (Прем. 3; 1). Крест, обращенный к югу, повернулся чудесным образом к востоку. Это изумительное знамение предстало верующим и неверующим, дабы стало очевидным могущество Христа и слабость врага. И возрадовались Ангелы, ибо умножились ряды правосторонних, а левосторонние посрамились. Так принял мученическую смерть во имя Христа св. Давид, презрев смерть и оставив на земле имя свое, а на небе со всеми святыми получил от Христа нетленную, непреходящую славу и венец царствия. После сего на место мученичества поспешили Саргсак, епископ Аматунийский, со всеми священниками и церковной братией, военначальник армянский Мушег Мамиконян и его брат Артавазд со многими азатами. Сняв с креста, они понесли блаженного Давида, мученика Христова, к церкви св. Григория. Принесли дорогие одежды и облачили в них святого, воскурили ладан, умастили благовонным миром и с псалмопением, благословениями духовными песнопениями при ярком свете огней положили честное тело его в мартирий. А древу святого мученика придали форму креста и установили на могиле. Меч же, которым он был пронзен, за двадцать дахеканов приобрел Мушег, сын марзпана Мамиконяна, дабы предав ему форму креста, почитать всем своим родом из поколения в поколение память святого во славу Божью.
Святой мученик Давид был замучен в истинном исповедании в городе Двине19, в жестоких мучениях был он непоколебим в любви к Господу нашему Иисусу Христу, и теперь по его заступничеству верующие получают немало исцелений во славу и хвалу Отца и Сына и Св. Духа, аминь*!
________________________________________
[1] Амазасп – сын Давида Курапалата и зять Феодора Рштуни, правитель Армении (641-658). После смерти Феодора Рштуни был назначен арабами на его место. Вскоре после этого, когда армяне вновь признали власть византийцев, он получил от императора Константина титул курапалата Армении. В этой должности оставался три года (659-661), до своей смерти.)
[2] Давид - отца Амазаспа и его брата и преемника Григория Патрика, который погиб в войне с хазарами в 685 г.)
[3] Курапалат – один из высших чинов Византийской Империи.
[4] Котайк – входил в Араратскую область. До недавнего времени район под тем же названием. Ныне район республики Армения.
[5] «...крещением своим он хотел утопить фараона в воде...» - т.е. дьявола. Агиограф имеет в виду ветхозаветную историю о борьбе Моисея с египетским фараоном (Исход. 7-12).
[6] Анастасий I Акореци – католикос-халкидонит Армении (661-667), из области Масиацурн из селения Акори. Сей Анастасий изначально был постельничим, а в будущем, и преемником св. католикоса-халкидонита Нерсеса III Строителя (память октября 5 (18)). Надо сказать, что в описываемый период Армянская Церковь была Православной и находилась в единении с Церковью Византийской. В 633 г. армянский католикос-халкидонит Эзра (630-641) посредством византийского императора Ираклия (610-641) признал торжественно Халкидонский Собор (451 г.) и подписал грамоту единения с Византийской Церковью, после чего Православие продержалось на территории Армении вплоть до начала VIII в., когда на соборе в Маназкерте в 726 г. Халкидонский Собор вновь был осужден.
[7] Патрикий – один из высших чинов Византийской Империи.
[8] Григорий Мамиконян – правитель Армении (661-685), халкидонит, сын Давида Мамиконяна, преемник и брат Амазаспа. Погиб в войне с хазарами в 685 г.
[9] Саак III – армянский католикос-халкидонит (677-703). Саак III вместе с пятью армянскими епископами на соборе в Константинополе подписали халкидонитское исповедание веры, аналогичное тому, которое было подписано на соборе в Карине в 633 г. Во время похода в Армению император Юстиниан II увез Саака в качестве заложника с собой в Константинополь (в 693 г.). Через два года, после низложения Юстиниана, Саак был отпущен в Армению и вторично воссел на патриарший престол в 695 г. В 702 г. был пленен востиканом Абдаллой и в цепях отправлен в Дамаск.
[10] Смбат Багратуни – халкидонит, в 691 г. император Юстиниан II назначил его армянским правителем. В 695 г. после отказа Нерсеха Камсаракана от должности патрикия, им становится Смбат. В 702 г. вместе с католикосом Сааком был пленен Абдаллой и отправлен в Дамаск. Смбат бежал и, возвратившись в Армению, при содействии императора Льва Исавра в битве при Варданакерте нанес жестокое поражение Абдалле (703 г.). Император назначил его курапалатом Армении. Для безопасности Смбат со своим войском перешел в пределы Византийской Империи.
[11] Арабы в течении двух лет (698-700) во главе с Мрваном вели ожесточонную войну с армянами и лишь в 700 г., сломив сопротивление армян и других закавказских народов, окончательно овладели Арменией.
[12] Абдаллах – первый арабский востикан, или наместник, назначенный в Армении в 700 г.
[13] О Февде – см.: Деяния, 5, 36.
[14] 18 Об Иуде Галилеянине – см.: Деяния, 5, 37.
Использованы материалы:
«Армянские жития и мученичества» Ереван, 1994;
Thomas J. Hulber. Saint Herman Calendar 2000. P. 85;
из статьи «Армянская Апостольская Церковь»;
«Православная энциклопедия». Т.3. М., 2001. СC. 329-355.
http://www.orthodoxengland.org.uk/pdf/armenia/a_36.pdf
более 3189 житий святых.
Новости общины и сайта
Опрос
Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?
Начало опроса 22.08.2022г.
Святцы
Пн | 3 | 10 | 17 | 24 | |
Вт | 4 | 11 | 18 | 25 | |
Ср | 5 | 12 | 19 | 26 | |
Чт | 6 | 13 | 20 | 27 | |
Пт | 7 | 14 | 21 | 28 | |
Сб | 1 | 8 | 15 | 22 | |
Вс | 2 | 9 | 16 | 23 |
Сщмч. Климента, еп. Анкирского, и мч. Агафангела (ок. 312).
Прп. Геннадия Костромского и Любимоградского (1565).
Перенесение мощей свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (1786).
Прп. Мавсимы Сирина (IV).
Прп. Саламана молчальника (ок. 400).
Свт. Павлина Милостивого, еп. Ноланского (431).
Воспоминание VI Вселенского Собора (680-681).
Собор Костромских святых.
Св. Евсевия, затворника горы Коринфской близ Антиохии ( Греч. ).
Прп. Дионисия Олимпийского ( Греч. ).
Прмч. Серафима Булашова, прмцц. Евдокии Кузьминовой и Екатерины Черкасовой, мц. Милицы Кувшиновой (1938).
Св. Дарлугдахи, девы, игумении Килдарской ( Кельт. и Брит.).
Св.Лауенана ( Кельт. и Брит.).
Св. Ормонда, игумена ( Кельт. и Брит.).
Св. Мэмбода, мученика Эльзасского ( Кельт. и Брит.).