Память блаженного Максима, иерея Тотемского
Память 16 января (по ст.ст.)
Странным и непонятным для мира кажется образ жизни юродивых. Многие не только не видят в нём ничего хорошего, но и находят ещё много неприличного, бесполезного и даже вредного. Тем не менее, юродство есть высокий и самый трудный подвиг жизни духовной. Юродивые не стыдились и не боялись перед лицом сильных мира высказывать самые горькие истины. Кто, кроме юродивого, осмелился бы предложить Ивану Грозному кусок мяса в пост или подозрительному Борису Годунову напомнить о суде Божьем, как это сделали Николай Салос и Иоанн Большой Колпак!
К числу таких добровольных страдальцев и истинных рабов Божьих, просиявших в нашем Отечестве, принадлежит священноиерей Максим, проходивший подвиг юродства 45 лет в непрестанных молитвах, в посте, наготе и совершенном небрежении о теле, и бывший духовной солью для жителей Тотьмы. Ещё при жизни, обнаружив в себе действие благодати Святого Духа, он почил 16 января 1650 года в глубокой старости и был погребён при Воскресенской варницкой церкви.
Праведный Максим был священником в городе Тотьме в первой половине XVII века. Он именовался Максим Макарьев, сын Попов. Поставленный в иерея, в течение 45 лет он проходил добровольный подвиг юродства Христа ради и пребывал в непрестанной молитве, в посте, наготе, совершенно пренебрегал заботами о своем теле.
Праведный священноиерей Максим уже при жизни своей был отличен благодатными дарами от Бога. Он почил в глубокой старости 16 января 1650 года и был погребен при Воскресенской Варницкой церкви города Тотьмы. Труженическая и святая жизнь его и чудесные исцеления, истекавшие от его гроба, послужили побуждением к составлению письменного сказания о нем, но сказание это сгорело в пожаре Воскресенской церкви в 1676 году. Позднее утрачено и составленное в 1680 году новое сказание. Между тем чудеса у гроба праведника продолжались.
В 1715 году священник Воскресенской церкви Иоанн Рохлецов с приходскими людьми обратился к архиепископу Велико-Устюжскому Иосифу с просьбой разрешить им поставить гробницу над мощами святого Максима в Параскевиевской церкви, над сими мощами построенной, и положить на гробнице образ святого. Владыка дал свое разрешение и благословил служить молебны как прочим угодникам Божиим.
В то время были еще всем памятны чудеса, совершившиеся у места погребения праведного Максима, и чудеса эти были изображены на клеймах, украшающих гробницу угодника Божия.
В 1680 году житель Тотьмы Борис Тимофеев Тарунин заболел лихорадкою и лежал полгода расслабленным. Когда он призвал на помощь праведного Максима, тотчас получил исцеление.
В 1691 году крестьянин Арефа Малевинский девять недель не вставал
с постели от лихорадки; когда же стал призывать на помощь святого Максима, болезнь его совсем прошла.
Крестьянин Феодор Васильев Мамошов девять лет был нездоров и находился в расслаблении. Ночью на 5 ноября 1703 года он видел во сне, будто старый человек в одной рубашке подошел к его постели и сказал ему: «Феодор, перестань скорбеть». И, взявши его за плечо, повел в церковь и велел приложиться к надгробию праведного Максима. Пробудившись, Феодор почувствовал себя настолько здоровым, что мог пешком отправиться к Воскресенской церкви для поклонения гробу своего целителя.
Анна Яковлева Татаурова в 1705 году в течение месяца была в исступлении ума. Ночью во сне явился ей праведный Максим и велел отслужить две панихиды над его гробом, обещая ей за то выздоровление. Пробудившись, больная пришла в сознание и стала просить, чтобы ее свезли ко гробу праведного, где она по совершении панихид тотчас же почувствовала себя совершенно здоровою.
Тропарь праведнаго Максима, глас 4
Непорочным священством Богови послужив,/ посреде мирскаго мятежа юродство избрал еси,/ взем бо крест, последовал еси Христу невозвратным помыслом/ и, с любовию к Нему добродетельми приближался,/ земная оставив, Небесная восприял еси,/ блаженне Максиме, отче наш,/ моли Христа Бога/ сохранитися граду Тотьме невредиму/ и спастися душам нашим.
Кондак праведнаго Максима, глас 4
Божественному гласу последуя,/ возревновал еси наставляти паству свою/ не мудростию слова, но буйством жития безмятежнаго,/ непрестанными молитвами и слезными струями/ душу и тело омывая,/ воздушными стихиями плоть изнуряя,/ темже и по смерти чудесы тя Господь прослави,/ да с верою зовем к тебе:/ радуйся, Богомудре отче наш Максиме.
более 3189 житий святых.
Новости общины и сайта
Опрос
Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?
Начало опроса 22.08.2022г.
Святцы
Пн | 3 | 10 | 17 | 24 | |
Вт | 4 | 11 | 18 | 25 | |
Ср | 5 | 12 | 19 | 26 | |
Чт | 6 | 13 | 20 | 27 | |
Пт | 7 | 14 | 21 | 28 | |
Сб | 1 | 8 | 15 | 22 | |
Вс | 2 | 9 | 16 | 23 |
Сщмч. Климента, еп. Анкирского, и мч. Агафангела (ок. 312).
Прп. Геннадия Костромского и Любимоградского (1565).
Перенесение мощей свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (1786).
Прп. Мавсимы Сирина (IV).
Прп. Саламана молчальника (ок. 400).
Свт. Павлина Милостивого, еп. Ноланского (431).
Воспоминание VI Вселенского Собора (680-681).
Собор Костромских святых.
Св. Евсевия, затворника горы Коринфской близ Антиохии ( Греч. ).
Прп. Дионисия Олимпийского ( Греч. ).
Прмч. Серафима Булашова, прмцц. Евдокии Кузьминовой и Екатерины Черкасовой, мц. Милицы Кувшиновой (1938).
Св. Дарлугдахи, девы, игумении Килдарской ( Кельт. и Брит.).
Св.Лауенана ( Кельт. и Брит.).
Св. Ормонда, игумена ( Кельт. и Брит.).
Св. Мэмбода, мученика Эльзасского ( Кельт. и Брит.).