Память новосвященномученика Онуфрия (Гагалюка), архиепископа Курского и Обоянского, Александра (Петровского), архиепископа Харьковского
Память 19 мая (по ст.ст.)
Священномученик Онуфрий, архиепископ Курский (в миру – Антон Максимович Гагалюк) родился в семье лесничего, у которого было шестеро детей. В пять лет он лишился отца, и был принят в сиротский приют в городе Люблине, где его мать устроилась работать уборщицей. Мать его происходила из семьи поляков-католиков, впоследствии она приняла православие и стала монахиней с именем Наталия. В приюте Антон Гагалюк окончил церковно-приходскую школу, и был отправлен в Холмское духовное училище, которое окончил с отличием и был принят в Холмскую Духовную Семинарию, где в то время был ректором будущий митрополит Евлогий (Георгиевский). За месяц до выпускных экзаменов в семинарии Антон тяжело заболел воспалением легких, во сне ему было видение Онуфрия Великого, который сказал ему: «Обещай послужить Церкви Христовой и Господу Богу и будешь здоров!». Юноша в страхе ответил: «Обещаю!». С того времени он стал быстро поправляться и после Семинарии поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Там он принял монашеский постриг с именем Онуфрий в честь преподобного Онуфрия Великого.
Учась в Духовной Академии, Онуфрий (Гагалюк) участвовал вместе с другими студентами-священниками в миссионерских посещениях ночлежек, где они вели духовные беседы и пели церковные песнопения. Кроме того, иеромонах Онуфрий служил в храме села Михайловское неподалеку от станции Парголово по Финляндской железной дороге.
Окончив в 1915 году Санкт-Петербургскую Духовную Академию, иеромонах Онуфрий отправился служить в Херсонскую епархию, где преподавал в Пастырско-Миссионерской Семинарии при Григорие-Бизюковом монастыре.
В 1918 году монастырь был разгромлен, многие монахи были убиты. Нескольких монахов, в том числе и иеромонаха Онуфрия, спасли от большевиков крестьяне, они увезли их в город Бориславль, где по просьбе прихожан иеромонах Онуфрий был назначен настоятелем собора.
Летом 1922 года начался обновленческий раскол. Будущий священномученик Онуфрий в 1923 году в Киево-Печерской лавре был хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии. Он прибыл в Елисаветград и совершил в Успенском соборе свою первую архиерейскую службу. Сразу же к нему пришел уполномоченный от обновленческого Временного Церковного управления и спросил, какой ориентации он придерживается. Всего неделю назад ставший епископом владыка Онуфрий решительно отказал обновленцам в своем содействии и был тут же арестован. Власти попытались обвинить его в шпионаже на том основании, что епископ с интересом расспрашивал сотрудника ГПУ, пришедшего его арестовывать, об организации, в которой тот служит. После освобождения из тюрьмы владыка Онуфрий отправился на жительство в Кривой Рог. Здесь он продолжал противодействовать обновленцам. Поводом к новому аресту послужило его послание к пастве, в котором он предостерегал против общения с живоцерковниками.
Находясь в ссылке в городе Харькове, епископ Онуфрий по поручению Святейшего Патриарха Тихона управлял Одесско-Херсонской и Елисаветградской епархиями. Вскоре он вновь был арестован, хотя все еще отбывал ссылку. Во время следствия содержался в Харьковской, а потом в Бутырской тюрьме, где его постоянно допрашивали. В октябре 1928 года епископ был отправлен в Тобольск, еще не доехав, он узнал, что ему назначено новое место ссылки - глухое село Уват. По дороге в епископа стреляли и он был ранен в руку.
После окончания срока ссылки в 1929 году владыка поселился в городе Старый Оскол. Там епископ Онуфрий оказал большое влияние на церковную жизнь. Деятельность обновленцев в пределах епархии прекратилась, а количество действующих православных храмов после приезда владыки возросло с одного до 160.
Вскоре митрополит Сергий (Страгородский) назначил епископа Онуфрия управлять Курской епархией с возведением в сан архиепископа Курского. В Курске в 1935 году владыка Онуфрий был арестован вместе с многими курскими иереями, и приговорен к десяти годам лагерей.
Против отбывающих срок в исправительно-трудовом лагере священнослужителей в 1938 году было начато новое дело. Группу священников вместе с архиепископом Онуфрием (Гагалюком) и епископом Антонием (Панкеевым) привезли в тюрьму города Благовещенска, и хотя никто из обвиняемых себя виновным не признал, всех их приговорили к расстрелу.
Через несколько лет родственникам было сообщено через справочную МВД, что «Антон Максимович Гагалюк, осужденный 8-го марта 1938 года на 10 лет без права переписки, 1-го июня того же года был расстрелян».
Священномученик Александр (Петровский), архиепископ Харьковский в миру Александр Феофилович Петровский, родился 23 августа 1851 в городе Луцке Волынской губернии в семье диакона.
Окончив 4 класса Волынской семинарии, он поступил на юридический факультет университета, где получил прекрасное светское образование. Жил с матерью, которую очень любил. После ее смерти молодой человек получил полную свободу и некоторые средства. Загулял. Вел он жизнь такую, что нередко приходил домой к трем-четырем часам ночи. И вот однажды, возвратясь домой, он лег у себя в комнате. Одна только занавеска отделяла его комнату от комнаты его покойной матери, где все оставалось в прежнем виде. И видит он: раздвигается занавеска, входит его мать и говорит ему: "Оставь все это и поступай в монастырь!"
Это видение так повлияло на молодого человека, что он резко изменил образ жизни, а вскоре, в 1900 г., действительно принял постриг в московском Донском монастыре, где и был рукоположен во иеромонаха. Позднее он был назначен наместником Донского монастыря и возведен в сан архимандрита.
С 1903 г. исполняя эконома и казначея туркестанского архиерейского дома, состоял членом Туркестанского учительского совета, консистории и императорского Палестинского общества.
В 1906 г. принял назначение на должность казначея Жировицкого Успенского монастыря.
В 1910 г. стал настоятелем Лубенского монастыря. В 1911 г., после прославления святителя Иоасафа Белгородского, он организовал крестный ход из Лубенского монастыря в Белгород, в котором участвовало несколько сот человек.
С 1917 настоятельствовал в Псково-Печерском монастыре.
В 1918 г. переехал в Полтаву, жил при еп.Феофане
В 1919 г. стал настоятелем скитской церкви бывшeгo Козельщанского женского монастыря на реке Псел в Полтавской губернии. Образовался скит, когда сам Козельщанский монастырь и все храмы поблизости были закрыты. Служили в скиту 12 священников, нашедших здесь пристанище после закрытия своих церквей. Были между ними замечательные люди - подвижники, певцы, проповедники. При церкви существовали типография, иконописная мастерская. Старосте с большим трудом удавалось отстаивать скит, а ведь сюда собиралась масса народа со всей округи. Служба совершалась истово, по уставу, всенощная длилась не меньше четырех часов и проходила с большим подъемом. Отец Александр особенно заботился об улучшении народного пения. "Пойте все!" - обращался он к народу, и все молящиеся вместе с хором пели известные молитвословия всенощного бдения или Литургии. Сам батюшка обладал прекрасным тенором, любил пение и умел вдохновить народ. Свидетель пишет, что нельзя забыть, как в скиту служили акафист Живоносному Гробу. Мощным хором раздавался припев: "Радуйся, Живоносный Гробе, из него же Христос воскресе!"
В 1932 г., после закрытия храма, о. Александр уехал в Киев, служил наместником Никольского монастыря.
30 октября 1932 года был хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии
25 августа 1933 г. назначен епископом Винницким.
В 1934 г. он являлся членом Временного Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском).
В 1937 году возведен в сан архиепископа.
20 мая 1937 г. перемещен на Харьковскую епархиию.
Временно управлял Киевской епархией с осени 1937 г.
Был он человеком необыкновенно живым, общительным ласковым, умел свою стойкость сочетать с удивительной выдержкой, которая проявлялась во всем. Так, например, его не удовлетворяла рутина, которую он нашел в Харькове. Он привык к вдохновенно-торжественному проведению служб, но ничего не стал ломать, а однажды, на Пасху, дал показательный урок. На первый и второй день служили, как обычно, а на третий службы не предполагалось - все на работе. Владыка обратился с просьбой к народу и клиросу не отходить от святого обычая, установленного Церковью, - все три дня совершать праздничные службы: "Возвеселимся о Господе." Несмотря на рабочий день, храм оказался попрежнему переполненным народом. Началась праздничная служба, но хор по обычаю начал петь быстро, не повторял всех праздничных песнопений. Владыка обратился к народу: "Пойте все!" - и весь народ стал петь пасхальный канон. А клирос, сначала растерявшись, подхватил пение и стал руководить им, так что служба прошла с таким молитвенным подъемом, как никогда. Владыка после службы специально благодарил хористов, а те (некоторые с 30-летним стажем) потом говорили, что в их жизни никогда не было такой благодатной службы и никогда архиерей так тепло им не выражал благодарности.
Одну за другой стали закрывать церкви в Харькове. Наконец осталась открытой только Николаевская церковь на Холодной горе на весь Харьковский район. Она находилась на окраине города, народ отовсюду собирался туда без особого опасения. Сам владыка приезжал на извозчике с другого конца города за 5 км. Однажды в Никольскую церковь, где служил епископ Александр, пришло распоряжение властей поделить храм с обновленцами, чтобы одно воскресенье служил православный архиерей с клиром, в другое - обновленцы. Паства была категорически против. В конце гонцов решили отдать обновленцам один из приделов, отделив его стеной от остального храма. Через 2 недели стена была сооружена, несмотря на возмущение и запрет властей. На живоцерковные службы собиралось не более 40 человек - организаторов этого прихода, хотя там было и духовенство и прекрасный хор, получавший приличное жалование. А в самом Николаевском храме бывало столько народа, что причащение длилось несколько часов, а до начала всенощной надо было совершить множество крещений (до ста двадцати). Народ приезжал из дальних мест и терпеливо простаивал долгие службы. Владыка часто говорил о пении во время просительной ектений: "Да вы и человека не станете так просить, чтобы он подал, разве так холодно просят? Пойте все: "Подай, Господи!" И когда тысячная толпа едиными устами, единым сердцем начинала петь, - такая молитва звучала в храме, о которой сейчас и малого понятия не имеют. Общительность, живость характера, сердечная мягкость сочетались у святого с мудростью, умением легко решать конфликты, мирить и вдохновлять людей.
Не минула общая судьба ревнителей за правду церковную и владыку Александра. Он это чувствовал и просил своих духовных чад не унывать: "Что бы дальше ни было - держитесь, крепитесь". Близким он говорил, что он последний архиерей на юге России.
20 июня 1938 года архиепископ Александр был арестован УНКВД, в вину ему вменялись "контрреволюционная пропаганда, участие в антисоветской церковной организации "Иоаннитов" и шпионаж в пользу Польши".
17 июля 1939 года военным трибуналом Харьковского военного округа осужден к 10 годам тюремного заключения в Холодногорской тюрьме. С почтением был он встречен заключенными.
5 января 1940 г. приговор был отменен и дело было возвращено на доследование, но освобожден владыка Александр не был.
Скончался 24 мая 1940 года в возрасте 89 лет. Из среды тюремного персонала говорили, он был задушен. По архивной справке 1940 г., причина смерти - острая сердечная слабость.
Документы свидетельствуют, что в мае 1940 года в морг Харькова был "привезен из корпуса неизлечимых больных колонии НКВД на Каченевке труп старика с номером на ноге и документом, в котором была указана фамилия - Петровский, с предписанием похоронить". Работавший в морге бывший иподиакон владыки и привратник, впоследствии ставший священником (прот. Иоаким Орехов), сразу же опознали архиепископа Александра. Но вдруг было получено из тюрьмы предписание: труп Петровского немедленно возвратить, так как он был послан по ошибке. Перевязавши номер с тела Владыки на тело одного безродного, отправили последнего с документами Петровского в тюрьму.
Ночью монахи и близкие почитатели священномученика облачили его в архиерейские ризы и совершили по чину отпевание. Гроб вывозили ранним утром, но вся улица оказалась запруженной народом. С плачем, с крестным знамением, опускаясь на колени, встретила толпа повозку с гробом.
Владыка был похоронен за Холодной горой на кладбище села Зелютина. В течение многих лет могила святого была местом молитвы и паломничества.
В 1991 году архиепископ Александр реабилитирован.
22 июня 1993 года определением Синода Украинской Православной Церкви прославлен как местночтимый святой Харьковской епархии;
12 ноября 1995 года мощи священномученика Александра были перенесены в Благовещенский собор города Харькова и установлены на особом месте для молитвенного поклонения.
Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года причислен к лику общероссийских святых.
Использованные материалы
http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/alex_har.htm
http://www.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/cnt/ans/newmr/?HYZ9EJxGH...mAE
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1155
более 3189 житий святых.
Новости общины и сайта
Опрос
Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?
Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Святцы
Пн | 2 | 9 | 16 | 23 | 30 | |
Вт | 3 | 10 | 17 | 24 | 31 | |
Ср | 4 | 11 | 18 | 25 | ||
Чт | 5 | 12 | 19 | 26 | ||
Пт | 6 | 13 | 20 | 27 | ||
Сб | 7 | 14 | 21 | 28 | ||
Вс | 1 | 8 | 15 | 22 | 29 |
Мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (284-305).
Прп. Германа Аляскинского (1837).
Мц. Лукии девы (304).
Прп. Аркадия Новоторжского (XI).
Прп. Мардария, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII).
Прп. Арсения, иже в Латре (VIII-X).
Прп. Никодима ( Румын. ).
Свт. Гавриила, архиеп. Сербского ( Серб. ).
Иконы Божией Матери, именуемой «Стокгольмская».