Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Крымского хана Махмет-Гирея в 1521)

Память 21 мая  (по ст.ст.)

 

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Владимирская» молятся об избавлении от нашествия иноплеменных, о наставлении в Православной вере, о сохранении от ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России.

Владимирская икона Божьей матери — святыня, пришедшая в Россию из глубины веков. Она одна из тех, которые списывал святой евангелист Лука с живой Богоматери. Писана же, как гласит предание, на доске того стола, за которым в юности Спасителя трапезовали Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник. Она единственная в России, которая дошла до наших дней в первозданности. Это не список, не копия, а подлинная святыня, прошедшая сквозь два тысячелетия.

До 450 г. икона пребывала в Иерусалиме, до ХII века — в Царьграде (Константинополе), а далее ее судьба связана с Россией. Цареградский патриарх Лука Хризоверх отправляет святыню в Киев великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Это было свидетельством признания утвердившегося на Руси христианства. Икону поставили у Днепра, в женском монастыре, в прежних владениях равноапостольной княгини Ольги — в Вышгороде, который с 1155 года стал уделом князя Андрея Юрьевича Долгорукого. И был в том великий промысел Господа.

Князь Андрей, как гласит летопись, был преданным почитателем Богородицы. При нем же и свершилось великое чудо: однажды икона оказалась повисшей в воздухе посреди храма, именно в то время, когда князь собирался ехать на север, в землю Суздальскую, где хотел независимо от Киева основать новые свои владения. Чудо с иконою он растолковал как ниспосланное свыше одобрение плана и знак обязательного участия в нем святого образа. По дороге князь постоянно служил пред иконою молебны. Во Владимире свершилось еще одно чудо: когда отряд князя собрался ехать дальше на север и покинул город, отъехав верст десять, то лошади встали. Не помогли ни понукания, ни кнут. Лошадей заменили. Но и новая упряжка стояла, будто вкопанная в землю. Князь Андрей растолковал это чудо, как волю Богоматери — остаться в городе Владимире, и заложить собор для святыни. Великолепный храм был сооружен лишь за два года, в 1160 году его освятили, а на икону Богородицы возложили великолепную ризу с драгоценностями. С той поры стали на Руси называть эту икону Владимирской.

Икона помогла русским воинам одолеть волжских болгар. В сражение повел воинов князь Андрей Боголюбский (1164 г.) со словами: "Всяк уповай на Тя, Владычице, не погибнет". И русские победили. Свершилось знамение: сошедший с иконы и Креста Господня чудный свет озарил всю местность. Это божественное озарение видел греческий император Мануил, воевавший с сарацинами в совершенно ином месте — за тысячу верст. И он разбил врага. После чего Андрей Боголюбский и греческий император договорились праздновать 1 августа, утвердив празднику название: "Происхождение Древ Животворящего Креста Господня".

Летопись вещает нам о том, что по Владимирской земле прокатилась большая смута. Бояре убили князя Андрея Боголюбского, во Владимире начались грабежи и разбой. Преступные корыстолюбцы — племянники князя — Ярополк и Мстислав, присвоившие власть и богатства, решили отдать великую святыню рязанскому князю Глебу. Тогда владимирцы в ярости прогнали новоявленных властителей со своей земли, те побросали оружие и позорно бежали. Икона вернулась в свой храм, с которым случилась вскоре страшная беда — в 1185 году Владимирский собор сгорел. Но икона уцелела.

В 1237 году городу Владимиру учинил страшное разорение хан Батый. Летопись повествует об убийствах стариков, детей и женщин, святотатстве орды: степные басурманы въезжали в храмы на лошадях и крушили иконы. И после такого разбоя икона Богоматери уцелела.

Наступил 1380 год. Дмитрий Донской собрал войско и одержал знаменательную победу над Мамаем, а Владимирская икона Богоматери была божественной вдохновительницей победы. С этого события начинается как бы новый период в жизни святыни — она становится оплотом русской столицы, спасая Москву от многочисленных бед.

В конце XIV века на Европу направил свою орду Тамерлан, прозванный русскими "железный хромец". В 1395 году он вторгся в Россию, полонил рязанские земли и пошел на Москву. Угроза заставила князя Василия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского), спешно собрать рать и выйти неприятелю навстречу. Князь встал с войском на берегу Оки у Коломны, помолился Спасителю, Богородице, и чудотворцам Петру, Алексию и Сергию.

Он попросил народ земли Владимирской перенести в Москву святыню — икону Владимирскую и просить Владычицу о заступничестве всей Руси. Почетное посольство передает эту просьбу жителям города в день Успения Пресвятой Богородицы и встречает понимание. С плачем и причитаниями провожали владимирцы икону, пребывавшую у них два с половиной века. Десять дней несли святыню до Москвы, это было грандиознейшее шествие, десять дней икону не покидала огромнейшая людская масса, не раз повторявшая на едином дыхании: "Матерь Божия, спаси землю русскую!". Величием и скорбью наполнены были шествие и встреча в Москве. Икону встретило все великокняжеское семейство на пути к Москве и сопроводило святыню до Успенского собора.

А Тамерлан стоял на дальних подступах к столице. В час встречи иконы в Москве он спал в шатре. И такой сон снизошел на свирепого грозного завоевателя-инородца: с высокой горы спускаются к нему святители с золотыми жезлами, а над ними в сиянии ярких лучей и божественном величии стоит Лучезарная Дева, окруженная бесчисленными ангелами с огненными мечами, направленными на Тамерлана...

Тот проснулся в холодном поту и немедленно созвал совет. Мудрецы так истолковали сон, что Лучезарная Дева — не кто иная как сама Богоматерь — заступница русских, и сила ее неодолима. Наш летописец пишет: "И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы".

Духовной спасительницей столицы проявляла себя Владимирская икона в 1408 году при набеге ордынского правителя Едигея, а в 1451 г. — в битве с ногайским предводителем Мазовшей.

Иоанн IV Васильевич разорвал ханскую басму и отказался платить дань ордынскому хану Ахмету. На это Ахмет ответил грозным походом, на Москву пошли его несметные полчища. Дойдя до реки Угры (между Тульской и Калужской губерниями), войско хана встало в ожидании благоприятного момента для атаки. На противоположном берегу Угры стояли русские войска. В истории это уникальное военное событие называется Великим стоянием на Угре. Обе стороны долго и напряженно ждали нападения и не хотели нападать первыми. Русские чуть отошли от реки, давая татарам возможность начать переправу, но и татары стали отходить. Если русское войско остановилось, то вражеская орда стала отходить. Всадники летели без оглядки, паникуя и трепеща от страха, хотя на них никто не нападал, никто их не преследовал.

Это событие описано в летописи и причислено к явному к явному выражению покровительства Владычицы Небесной земле русской. Благодарные соотечественники после Великого стояния на Угре назвали это место "Поясом Богоматери".

Но набеги татар все же продолжались. Ахмет-Гирей в 1521 году подошел к Москве вплотную и тоже не сподобился на штурм, ибо русское войско показалось ему несметным. И этот хан бежал. Была одержана победа над татарами при царе Феодоре Иоанновиче, когда враг дошел до Воробьевых гор и был там разбит. Богородица всегда оставалась первой заступницей русской столицы.

Пожалуй, самым трудным временем для России оказалось время великой смуты. Дмитрий Самозванец, провозглашенный предателями отечества своего русским царем, перво-наперво дал возможность своим разбойникам войти в Успенский собор. Но даже при таком святотатстве выжила икона, устояла и не дала врагам погубить православную веру.

При нашествии французов в 1812 году, в период отступления русской армии и сожжения Москвы, Владимирская икона была увезена во Владимир — 2 сентября, а 20 октября уже вернулась в русскую столицу, враг был вынужден покинуть Москву и отступить, обрекая себя на погибель. Русские люди на протяжении всей своей истории обращались к Владимирской иконе в трудные минуты и почти всегда были услышаны Богородицей.

Икона жива по сей день. В 1514 году она обновлялась, а ныне за ее "самочувствием" следят лучшие специалисты-реставраторы Третьяковской галереи, где она пока находится в специально оборудованном месте с идеальным режимом хранения.

Икона двусторонняя: на лицевой стороне - образ Богоматери с Младенцем, на обороте - Престол и орудия Страстей Христовых. Фон светло-охристый, позем сиреневатый, с коричневыми разводами «под мрамор», поля темно-охристые, надписи (IС ХС. НИ КА) красные. Поля иконы надставлены с 4 сторон: первоначальный размер с узкими полями - 78´ 55 см, с надставленными полями - 104´ 69 см. На лицевой и оборотной сторонах - глубокие ковчеги с крутой лузгой (ГТГ: Кат. собр. Кат. № 1. С. 35-40).

Изображение Богоматери поясное, Младенец Христос на Ее правой руке (слева); ноги Младенца закрыты хитоном, видны лишь ступня правой ноги, слегка согнутой в колене и поставленной параллельно иконной плоскости, и подошва левой ноги. В. и. принадлежит к иконографическому типу, получившему название «Умиление» («Ласкающая»), и представляет тот его вариант, в к-ром Младенец Христос, прильнув щекой к склоненному лику Матери, обнимает Ее левой рукой за шею (под мафорием), а правую руку простирает к Ее плечу; Богородица поддерживает Сына правой рукой, Ее левая рука поднята и молитвенно обращена к Христу. Поскольку живопись XII в. на одеждах Младенца сохранилась лишь в небольших фрагментах, нек-рые исследователи полагают, что Он мог быть изображен иначе: либо с обнаженными до колен ножками, либо стоящим (Грабарь И. Э. Древнейшая песнь материнства // Он же. О древнерус. искусстве. М., 1966. С. 209-221; Антонова В. И. К вопросу о первонач. композиции иконы Владимирской Богоматери // ВВ. 1961. Т. 18. С. 198-205). Однако наиболее верным представляется мнение А. И. Анисимова, показавшего, что первоначальная композиция В. и. оставалась без существенных изменений (Анисимов. Владимирская икона. С. 57-58).

Икона была создана как двусторонняя, выносная. В Киеве и, возможно, во Владимире она имела рукоять с трехлопастной вилкой, отпиленную при увеличении полей иконы (боковые части вилки вошли в новое нижнее поле). На обороте иконы изначально было либо Распятие, либо Престол с орудиями Страстей; композиция могла неск. отличаться от сохранившегося изображения кон. XIV - нач. XV в., где представлен престол, покрытый красной тканью с синей каймой и золотым орнаментом. На престол возложены закрытое Евангелие с синим обрезом в золотом окладе, 4 гвоздя Распятия и терновый венец. На Евангелии - символ Св. Духа - белый голубь с золотым нимбом. За престолом водружен 8-конечный Голгофский крест, по его сторонам копие и трость с губкой. Исследователи отметили смысловую связь скорбного образа Богоматери на лицевой стороне с изображением Престола с орудиями Страстей на обороте иконы и отнесли В. и. к Богородичным образам с актуальной для XII в. «страстной тематикой» (Татић-Ђурић М. Богородица Владимирска // ЗЛУ. 1985. Т. 21. С. 29-50; Сарабьянов В. Д. «Богоматерь Страстная» из Дмитриевского мон-ря в Кашине // ДРИ. СПб., 1997. [Вып.:] Русь. Византия. Балканы. XIII в. С. 311-325), с наглядно выраженным «жертвенным символизмом» (Этингоф. С. 139).

Лик Богоматери выполнен по зеленовато-оливковому санкирю прозрачными слоями светлых охр и розово-красной подрумянки. Все красочные слои сплавлены, тональные переходы незаметны. На освещенных частях лежат мазки белил, в тенях и по контурам - красные и коричневые описи. В утонченных чертах лика воедино слились греч. тип образа и вневременной духовный идеал правосл. культуры, выраженные языком визант. художественной традиции кон. XI - нач. XII в. Очертания тонкого, с горбинкой носа переходят в длинные спрямленные линии бровей. На переносице санкирная тень образует скорбную складку, усиленную тенями под бровями и нижними веками миндалевидных глаз с темными, поднятыми кверху зрачками. Плотно сомкнутые уста ярко-красные. Красными мазками отмечены внутренние уголки глаз. Лик Богомладенца выполнен аналогичным приемом, но санкирь более светлый, в живописных мазках светлых охр много белил. Так же моделирована и крупная кисть руки Младенца на шее Матери. Первоначально голова Богоматери, покрытая мафорием, и абрис волос на голове Младенца были меньше по своим размерам и, вероятно, имели неск. иные пропорции. Ярко-синий чепец низко закрывал лоб (сохр. фрагмент справа над бровью); края вишнево-красного мафория с темно-охристой каймой, украшенной золотыми линиями, ближе примыкали к лику (древний фрагмент каймы виден вверху слева, между головой Младенца и ликом Матери). Судя по сохранившимся фрагментам, одежды Христа были темно-охристые, с золотым ассистом; на простертой правой руке виден рукав светлой прозрачной рубашки. Фон был золотой, надписи - красные (MR Q У и I С C С, от авторской живописи сохр. буква М и фрагменты др. букв; монограмма Христа поздняя).

В период реставрации 1918-1919 гг. в Комиссии по сохранению и раскрытию древней живописи (реставратор Г. О. Чириков, наблюдатели И. Э. Грабарь и Анисимов) на лицевой стороне иконы была открыта первоначальная живопись, полностью сохранившаяся на ликах Богоматери и Младенца, а также частично на его волосах над лбом, на правой руке и на кисти левой, в неск. небольших фрагментах на одеждах и на золотом фоне. Были обнаружены фрагменты живописных поновлений XIII в. (на одеждах Христа), вероятно относящиеся к эпохе вел. кн. Ярослава Всеволодовича. В кон. XIV - нач. XV в. икона была полностью переписана. К этому периоду относятся сохранившиеся фрагменты живописи на плече и руке Младенца, красочный слой на Его ножках, волосах и шее, на правой руке Богоматери, а также на части одежд внизу слева, светло-желтый фон и темно-красные буквы. Композиция иконы неск. изменилась: были увеличены головы, опущена левая рука Богоматери. К поновлению 1514 г. относятся красочный слой на основной части мафория Богоматери, на Ее левой руке и пальцах правой руки, на средней части хитона Младенца, на Его правой руке и части правой ноги, темно-коричневый фон и поля иконы. При поновлениях левкас с испорченной древней живописью во мн. местах был вырезан и заменен новым. В XVI в. положение левой руки Богоматери было приближено к первоначальному (пальцы - на рукаве одежды Младенца). Раскрытые из-под прописи кон. XIX в. и загрязненной олифы разновременные фрагменты живописи были оставлены без тонировок. Красочный слой на обороте иконы относится к кон. XIV - нач. XV в., на полях - к XVI в. (1514?).

У нас на сайте вы найдете
более 3189 житий святых.

Новости общины и сайта

 

Последние 20 новостей

Опрос

Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?

Библейская история про антихриста метафора. Реальный антихрист никогда не придет.
Антихрист придет, но не скоро. Пока можно не бояться.
Антихрист скоро придет. Нужно готовиться.
Антихрист уже пришел.
Бояться нужно грешить.


Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Результаты >>

Святцы

июль 2024 г.
Пн 1 8 15 22 29
Вт 2 9 16 23 30
Ср 3 10 17 24 31
Чт 4 11 18 25  
Пт 5 12 19 26  
Сб 6 13 20 27  
Вс 7 14 21 28  


Сегодня 27/07/2024
(14/07/2024 по ст.ст.)

суббота 5-ой седмицы по Пятидесятнице.
 Ап. от 70-ти Акилы (I).
Прп. Стефана Махрищского (1406).
Мч. Иуста (I).
Прп. Еллия монаха Египетского (IV).
Прп. Онисима чудотворца Магнезийского (IV).
Прп. Никодима Агиорита.
Св. Маркеллина, иерея ( Нидерл. ).
Свт. Иосифа, архиеп. Солунского ( Греч. ).
Елисаветградской иконы Божией Матери.
Разработчики


Services are held in the Russian Orthodox Church at the following address:
Яндекс.Метрика
© Holy Royal Martyrs of Russia Orthodox Church - Sparks, Nevada, USA