Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)

Память 5 января  (по ст.ст.)

18 января в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня, или, Крещенский сочельник.

До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день – 6 января и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в 5 веке. Так было положено начало новому церковному явлению – святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.

Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название – сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – сочиво.

Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.

Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.

В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11-12 века водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».

При этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

Тропарь, глас 4

Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою,/ вознесшуся Илии,/ и разделяхуся воды сюду и сюду/ и бысть ему сух путь, иже мокрый,/ во образ воистинну Крещения,/ имже мы текущее жития преходим шествие:// Христос явися во Иордане освятити воды.

Кондак, глас 2

Всех, Христе, Благоутробне, отъемляй прегрешений множество/ милости ради безмерныя,/ Иорданскими водами креститися грядеши, яко Человек,/ одеждею мя одевая,// славы древния обнаженна люте.

http://www.pravmir.ru/kak-provesti-kres … sochelnik/

Новости общины и сайта

 

Последние 20 новостей

Опрос

Считаете ли Вы, что на Пасху в 2020 году закрывать людям доступ в церкви было

НУЖНО, так как надо искоренять религию?
НУЖНО, так как эпидемия COVID-19 смертельно опасна и надо закрывать все места массового скопления людей?
НЕЛЬЗЯ, так как, в первую очередь, у любого человека есть конституционное право на свободу вероисповедания?
НЕЛЬЗЯ, так как, в первую очередь, только Промысел Божий может определить кто заболеет, а кто нет. Только совместная молитва может изменить гнев Бога на милость?


Начало опроса 03.09.2020г.
Итоги опроса 01.03.2021г.
Результаты >>

Святцы

февраль 2021 г.
Пн 1 8 15 22  
Вт 2 9 16 23  
Ср 3 10 17 24  
Чт 4 11 18 25  
Пт 5 12 19 26  
Сб 6 13 20 27  
Вс 7 14 21 28  


Сегодня 25/02/2021
(12/02/2021 по ст.ст.)

четверг недели о мытаре и фарисее.
Свт. Мелетия, архиеп Антиохийского (381).
 Свт. Алексия , митр. Московского и всея России, чудотворца (1378).
Иверской иконы Божией Матери (IX).
Прп. Марии, именовавшейся Марином, и отца ее Евгения (VI).
Свт. Антония, патриарха Константинопольского (895).
Свт. Мелетия, архиеп. Харьковского (1840).
Прп. Вассиана Угличского.
Св. Каллии.
Прп. Гертруды Нидерландской.
Св. Эфивальда Ландисфарнского (740) ( Кельт. и Брит. ).
Новомч. Хрестоса Константинопольского (1748) ( Греч. ).
Прп. Криста, садовника (1752) ( Албан. ).
Новосщмч. Алексия, еп. Воронежского (1930).
Новомч. прот. Митрофана (1931).
Св.Евлалии, девы, мученицы Барселонской ( Кельт. и Брит. ).
Св.Фараннана, игумена ( Кельт. и Брит. ).
Разработчики


Services are held in the Russian Orthodox Church at the following address:
Яндекс.Метрика
© Holy Royal Martyrs of Russia Orthodox Church - Sparks, Nevada, USA