Память 1 Вселенского Собора

Память 29 мая  (по ст.ст.)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Однажды апостол Павел собрал пресвитеров Церкви, собрал своих первых последователей, учеников – людей, которых он поставил пасти Церковь Христову, и обратился к ним с такими словами: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас».

Память Первого Вселенского Собора празднуется Церковью Христовой с древнейших времен. Господь Иисус Христос оставил Церкви великое обетование: “Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее” (Мф. 16, 18). В этом радостном обетовании находится пророческое указание, что, хотя жизнь Церкви Христовой на земле будет проходить в трудной борьбе с врагом спасения, победа на Ее стороне. Святые мученики засвидетельствовали истинность слов Спасителя, претерпев страдания за исповедание Имени Христова, и меч гонителей склонился перед победоносным знамением Креста Христова.

С IV века прекратились преследования христиан, но внутри самой Церкви возникли ереси, на борьбу с которыми Церковь созывала Вселенские Соборы. Одной из опаснейших ересей было арианство. Арий, александрийский пресвитер, был человеком безмерной гордыни и честолюбия. Он, отвергая Божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом, ложно учил, что Сын Божий не Единосущен Отцу, а сотворен Отцом во времени. Поместный Собор, созванный по настоянию Александрийского Патриарха Александра, осудил лжеучение Ария, но тот не покорился и, написав многим епископам письма с жалобой на определение Поместного Собора, распространил свое лжеучение по всему Востоку, ибо получил поддержку в своем заблуждении от некоторых восточных епископов. Для расследования возникшей смуты святой равноапостольный император Константин (память 21 мая) направил епископа Осию Кордубского и, получив от него удостоверение, что ересь Ария направлена против самого основного догмата Христовой Церкви, решился созвать Вселенский Собор. По приглашению святого Константина в город Никею в 325 году собрались 318 епископов—представителей христианских Церквей из разных стран.Среди прибывших епископов было много исповедников, пострадавших во время гонений и носивших на телах следы истязаний. Участниками Собора были также великие светильники Церкви—святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских (память 6 декабря и 9 мая), святитель Спиридон, епископ Тримифунтский (память 12 декабря), и другие, почитаемые Церковью святые отцы.

Александрийский Патриарх Александр прибыл со своим диаконом Афанасием, впоследствии Патриархом Александрийским (память 2 мая), названным Великим, как ревностный борец за чистоту Православия. Равноапостольный император Константин присутствовал на заседаниях Собора. В своей речи, произнесенной в ответ на приветствие епископа Евсевия Кесарийского, он сказал: “Бог помог мне низвергнуть нечестивую власть гонителей, но несравненно прискорбнее для меня всякой войны, всякой кровопролитной битвы и несравненно пагубнее внутренняя междоусобная брань в Церкви Божией”.

Арий, имея своими сторонниками 17 епископов, держался гордо, но его учение было опровергнуто и он отлучен Собором от Церкви, а святой диакон Александрийской Церкви Афанасий в своей речи окончательно опроверг богохульные измышления Ария. Отцы Собора отклонили символ веры, предложенный арианами. Был утвержден православный Символ веры. Равноапостольный Константин предложил Собору внести в текст Символа веры слово “Единосущный”, которое он часто слышал в речах епископов. Отцы Собора единодушно приняли это предложение. В Никейском Символе святые отцы сформулировали апостольское учение о Божественном достоинстве Второго Лица Пресвятой Троицы — Господа Иисуса Христа. Ересь Ария, как заблуждение гордого разума, была обличена и отвергнута. После решения главного догматического вопроса Собор установил также двадцать канонов (правил) по вопросам церковного управления и дисциплины. Был решен вопрос о дне празднования Святой Пасхи. Постановлением Собора Святая Пасха должна праздноваться христианами не в один день с иудейской и непременно в первое воскресенье после дня весеннего равноденствия (который в 325 году приходился на 22 марта). 

Ересь Ария касалась главного христианского догмата, на котором зиждется вся вера и вся Церковь Христова, который составляет единственное основание всего упования нашего спасения. Если бы ересь Ария, отвергавшая Божество Сына Божия Иисуса Христа, потрясшая тогда всю Церковь и увлекшая за собою великое множество и пастырей и пасомых, одолела истинное учение Церкви и сделалась господствующею, то давно уже не существовало бы само христианство, и весь мир погрузился бы в прежнюю тьму неверия и суеверий. Ария поддерживал епископ Никомидийский  Евсевий, очень влиятельный при царском дворе, поэтому ересь получила очень широкое распространение в то время. И по сей день враги христианства (например секта "Свидетелей Иеговы"), взяв за основу ересь Ария и дав ей другое название, смущают умы и вводят в соблазн многих людей.

Тропарь свв. отцам Первого Вселенского Собора, глас 8:

Препрославен еси, Христе Боже наш, / светила на земли отцы наша основавый / и теми ко истенней вере вся ны наставивый, / Многоблагоутробне, слава Тебе.

Со времен апостольских... христиане пользовались "символами веры" для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В древней Церкви существовало несколько кратких символов веры. В четвертом веке, когда появились ложные учения о Боге, Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы пополнить и уточнить. Таким образом возник ныне употребляемый Православной Церковью символ веры. Он был составлен Отцами Первого и Второго Вселенских Соборов. Первый Вселенский Собор принял семь первых членов Символа, Второй - остальные пять. По двум городам, в которых собирались отцы Первого и Второго Вселенских Соборов, Символ носит название Никео-Цареградского. При изучении, Символ веры разделяют на двенадцать членов. В первом говорится о Боге Отце, далее по седьмой включительно - о Боге Сыне, в восьмом члене - о Боге Духе Святом, в девятом - о Церкви, в десятом - о крещении, в одиннадцатом и двенадцатом - о воскресении мертвых и о вечной жизни.

СИМВОЛ ВЕРЫ

трехсот осминадесяти святых отец Первого Вселенского Собора, Никейского.

Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всех видимых и невидимых. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, рожденного от Отца, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша, яже на небеси и на земли; нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего, и воплотившася и вочеловечшася, страдавша и воскресшего в третий день, и восшедшего на небеса, и паки грядущего судити живым и мертвым. И во Святого Духа. Глаголющих же о Сыне Божием, яко бысть время, егда не бе, или яко преже неже родитися, не бе, или яко от не сущих бысть, или из иныя ипостаси или сущности глаголющих быти, или превратима или изменяема Сына Божия, сих анафематствует Кафолическая и Апостольская Церковь.

СИМВОЛ ВЕРЫ

(употребляемый ныне в Православной Церкви)

ста пятидесяти святых отец Второго Вселенского Собора, Константинопольского

Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша; нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася; распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна; и воскресшего в третий день по писанием; и восшедшего на небеса, и седяща одесную Отца; и паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. И в Духа Святого, Господа животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедуем едино крещение во оставление грехов. Чаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/b004.htm

Проповедь протоиерея Георгия Митрофанова

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

 

Сегодняшний воскресный день, дорогие братья и сестры, называется воскресением отцов Первого Вселенского Собора. И далеко не случайно этот воскресный день, выпадающий между двумя великими праздниками Вознесения Господня и Святой Троицы, посвящен отцам Первого Вселенского Собора.

Ведь Первый Вселенский Собор и его святые отцы явили миру Вселенскую Православную Церковь во всем ее величии. И именно на Первом Вселенском Соборе то таинственное Божественное откровение, которое возвестил Господь наш Иисус Христос всему миру, но прежде всего Церкви, стало приобретать уже совершенно законченный, догматически ясно выраженный характер.

Именно на этом Первом Вселенском Соборе и был принят тот Никео-Цареградский Символ веры, который каждый православный христианин не просто знает и произносит каждый день, но в котором для каждого православного христианина заключено существо церковного вероучения.

Но для нас с вами, дорогие братья и сестры, очень важно евангелие, которое читалось сегодня. Это евангелие, которое как будто не имеет хронологически отношения к периоду, который переживала Церковь между Вознесением Господним и Троицей. Между двумя событиями, которые и определили путь Церкви на этой земле уже без ее божественного Основателя Господа нашего Иисуса Христа.

В сегодняшнем евангельском чтении мы вспоминали о том, как молился Господь наш Иисус Христос о всех нас, и прежде всего о той Церкви, которую Он основал, об учениках Своих. И для нас всех это чрезвычайно значимо. Значимо, потому что Господь наш Иисус Христос просит Своего Небесного Отца укрепить, сохранить, защитить всех тех, кого Он оставляет в этом мире как Своих учеников.

Нам дан великий залог нашего с вами не просто спасения, но постоянного присутствия в нашей жизни благодати Божией, присутствия, покровительства нашего общего Небесного Отца. И обратите внимание, дорогие братья и сестры, что Христос молит не только о мире, но прежде всего о Церкви, которую Он оставляет в этом мире. И то, что именно этот евангельский текст звучит в воскресение между Вознесением и Троицей, имеет для всех нас огромное значение и ко многому всех нас обязывает.

Ведь когда Господь наш Иисус Христос на Елеонской горе возносился на небеса, Он не только свидетельствовал в полной мере торжество Своего дела в этом нашем земном мире, ибо, оставляя его и возносясь в лоно Своего Небесного Отца, Он всем зримо показывал, что все то, о чем Он проповедовал, сбылось.

Но ведь Он к тому же еще и оставлял в этом мире, уже во многом преображенном Его проповедью, Своих верных учеников, Свою Церковь. Оставлял тех, кто должен был теперь уже без Него продолжать Его дело. Он оставлял их не только на это великое служение, но и в какой-то степени на великое заклание. Они должны были не просто продолжать Его дело, они должны были понести Его крест, уже без Христа, Который бы был рядом с ними на этой грешной земле.

Апостолам еще предстояло дождаться праздника Пятидесятницы, когда снисхождением Святого Духа Господь явил им всю полноту Своего благоволения. Когда они через благодать Святого Духа поняли, что Христос Церковь Свою не оставил в полной мере. Ибо Его благодать продолжает эту Церковь созидать. Но земного воплотившегося Богочеловека с ними уже не было.

И конечно, период между Вознесением, когда святые апостолы расстались со Спасителем, и праздником Пятидесятницы, когда они увидели присутствие третьей ипостаси Святой Троицы Святого Духа в Церкви, был трудным для них. Не только потому, что они по-человечески мучительно переживали для себя расставание с божественным Учителем, но еще и потому, что они остались одни в этом враждебном по отношению к Церкви мире.

И вот сегодняшнее евангельское чтение вновь напоминает нам о том, что, оставляя Своих учеников, а значит, и нас с вами, в этом враждебном мире, Христос не оставил нас Своим попечением, не оставил нас Своею помощью. Это должно нас радовать.

Но это нас и ко многому обязывает. Ибо очень часто мы живем в убеждении, что помощь Божия должна приходить в этот мир по Его неизреченной милости и любви как-то сама собой, минуя нас с вами, без наших с вами усилий. И очень часто всей своей жизнью мы напоминаем нашим ближним не о Христе, хотя мы христиане, а о тех, кто был рядом со Христом, когда Он был на земле, желая получить от Него исцеление, помощь, утешение, но кто оставил Христа, как только Ему стало трудно, как только Он вступил на Свой крестный путь.

Сегодня мы должны задуматься прежде всего об этом. О том, что мы оставлены в этом мире Христом продолжать Его дело, о том, что Он доверился нам, но исполняем ли мы Его дело? Зная о том попечении, которое Он оказывает нам, уподобляемся ли мы Ему? Это очень важный вопрос, который мы, как правило, стараемся обходить в своей жизни, уповая на неизреченную милость Божию, и, как будто снимая с себя ответственность за все происходящее.

Вот сегодня мне хотелось бы указать лишь на один знак, который оставлен в этом мире Спасителем, и который, как нельзя лучше, показывает, а достойны ли оказались христиане, оставленные Спасителем в этом мире, Его Божественной помощи.

Наверное, немногим из вас довелось быть в Святой Земле. Но те из вас, кто был там, бывали на Елеонской горе, и они увидели зрелище, которое не может не потрясти.

Действительно, когда Господь наш Иисус Христос возносился с Елеонской горы, то место, где последний раз ступила Его нога, оказалось запечатленным отпечатком обеих Его стоп. Этот камень с отпечатком стоп Спасителя стал почитаться христианами. Когда-то они тайно, рискуя быть узнанными и распятыми на крестах, посещали эти места. Так продолжалось три века.

Но вот Церковь Христова восторжествовала в Римской Империи. И на Елеонской горе был возведен прекраснейший храм Вознесения Господня. И уже не десятки и сотни христиан, таившихся в катакомбах, скрывавшихся от гонителей, но сотни тысяч и миллионы христиан в течение нескольких веков посещали этот замечательный храм.

Казалось бы, дело Христово восторжествовало. И хотя святые апостолы, с которыми Спаситель прощался на Елеонской горе, практически все погибли в этом мире, продолжатели Его дела, в том числе и отцы Вселенских Соборов, казалось бы, ознаменовали полное торжество на земле Православной Церкви, Православной Империи Византийских государей.

Но вот прошло несколько веков. И ощущение того, что дело Христово исполнено, и можно отдохнуть от этого великого дела, привело к тому, что косневшая в своем надменном величии Византийская Империя пала под ударами иноземных и иноверных завоевателей. Сначала арабы, а потом турки разрушили эту Империю, разрушили и храм на Елеонской горе. И уже много веков Елеонская гора является собственностью одного из мусульманских семейств.

И сейчас на Елеонской горе камень, запечатлевший стопы Спасителя, находится не под сенью величественного храма, а под крышей каменной хижины, обнесенной большим каменным забором. Куда днем мусульмане за плату пускают христианских паломников приложиться к стопе Спасителя, а ночью загоняют верблюдов и овец, которые окружают этот последний знак пребывания Спасителя на земле.

Давайте задумаемся, почему случилось так, почему мир, в который пришел Спаситель, не нашел для него лучшего пристанища, нежели хлев, в пещере, где родился Младенец Христос? Ну почему же мир христианский, уже преображенный, казалось бы, сделал так, что последнее место земного пребывания Спасителя тоже превратилось в стойло для скота?

В чем заключается смысл этого всем нам, христианам, вызова мировой истории. Прежде всего, смысл этого вызова истории заключается в том, что мы оказались во многом недостойными не только великого спасительного дела Христова, но и того божественного Покровительства, которое Он оказывал всем нам на протяжении веков существования Церкви.

Да, среди христиан были и святые, их было немало, но основная часть христиан были людьми не просто грешными, но людьми, которые продолжали оставаться людьми от мира сего. То же самое происходит с нами и сейчас.

И вот мы празднуем праздник Вознесения, вот мы предвкушаем праздник Троицы, но разве образ оскверненной Елеонской горы не должен напоминать нам о нашем недостоинстве? Мы всегда стремимся к радости и легкости, праздникам и веселью, даже в церковной жизни. Не понимая, что нам нужно почаще задумываться о нашем недостоинстве, о том, что мы еще не заслужили в полной мере этого праздника, которого ждем. Мы не заслужили в полной мере этого ощущения соприсутствия с Богом в этом мире.

И, тем не менее, Христос продолжает нас любить. И Церковь уже много веков сегодняшним евангелием напоминает нам о том, что Он любил всех, не только христиан. И молился за всех, но прежде всего о нас перед Своим Небесным Отцом.

Давайте будем помнить об этой Его любви. Давайте будем почаще ощущать Его реальное присутствие в этом мире. А Он присутствует везде, не только во Святой Земле, но и во всем мире, преображенном Его Боговоплощением. И будем помнить о том, что Христос доверился нам, именно нам, христианам, Он доверился настолько, что оставил нас вместо Себя на земле, в Церкви Христовой продолжать Его дело. И насколько успешно мы будем продолжать Его дело, во многом зависит от нас.

Мы можем найти не только Елеонскую гору, но и много других печальных символов нашего недостоинства. Но пусть недостоинство нас, христиан, ни в коей мере не скрывает от нас самого Христианства, самой Церкви, которая продолжает жить не нашими достижениями, не нашими добродетелями, но благодатию Божией и Святостью Христа.

Пусть же к празднику Троицы мы подойдем с ощущением того, что мы хотя и не являемся, но, по крайней мере, хотим стать подлинными продолжателями дела Христова, то есть подлинными христианами. И тогда явятся в нашей жизни иные символы, не попирающие святыни, а прославляющие их. Аминь.

У нас на сайте вы найдете
более 3189 житий святых.

Новости общины и сайта

 

Последние 20 новостей

Опрос

Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?

Библейская история про антихриста метафора. Реальный антихрист никогда не придет.
Антихрист придет, но не скоро. Пока можно не бояться.
Антихрист скоро придет. Нужно готовиться.
Антихрист уже пришел.
Бояться нужно грешить.


Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Результаты >>

Святцы

май 2024 г.
Пн   6 13 20 27
Вт   7 14 21 28
Ср 1 8 15 22 29
Чт 2 9 16 23 30
Пт 3 10 17 24 31
Сб 4 11 18 25  
Вс 5 12 19 26  


Сегодня 10/05/2024
(27/04/2024 по ст.ст.)

пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери "Живоносный Источник" (переходящее празднование в пятницу Светлой седмицы).
 Ап. и сщмч. Симеона , еп. Иерусалимского, сродника Господня (107).
Прп. Стефана, игумена Печерского, еп. Владимиро-Волынского (1094).
Прав. Евлогия странноприимца (IV).
Прп. Иоанна, игумена кафаров (чистых).
Прпмц. Марии Носовой (1938)
Свщмч. Иоанна Спасского (1941)
Свщмчч. Павла Светозарова и Иоанна Рождественского, мчч. Петра Языкова, Николая Малкова, Авксентия Калашникова, Сергия Мефодиева и мц. Анастасии Шиловой
Иконы Божией Матери "Казанской" в деревне Александровке (С-Пб).
Свт. Серафима, еп. Фанарского.
Сожжение турками св. мощей прп. Саввы Сербского.
Новомч. Илии Ардуниса, Афонского ( Греч. ).
Новосщмч. Илариона (Троицкого), архиеп. Верейского.
Разработчики


Services are held in the Russian Orthodox Church at the following address:
Яндекс.Метрика
© Holy Royal Martyrs of Russia Orthodox Church - Sparks, Nevada, USA