Память праведной Ангелины, деспотиссы Сербской

Память 30 июля  (по ст.ст.)

 

Ангелина (Бранкович) (+ 1520), деспотисса [1] Сербская, преподобная мать. Память 1 июля, 30 июля (Серб.), 10 декабря вместе с мужем, блж. Стефаном, и сыном, св. Иоанном [2]

По некоторым сведениям, Ангелина принадлежала к роду Черноевичей - была дочерью Андрея по прозванию Арванит Храбрый и племянницей воеводы Ивана-бея, правителя Черногории в 1465-1496 годах. Когда ее брата уже, по-видимому, уже не было в живых, Иван выдал ее замуж за сербского деспота Стефана Слепого Бранковича [3]. Как большинство браков правящих особ, вероятно и этот был заключен по политическим причинам, что делает еще более примечательной святость просиявшую во всей семье.

Жизнь сербского деспота Стефана Бранковича и его семьи была полна превратностей и бед. Стефан и Ангелина жили в любви и согласии и имели двоих сыновей, Георгия и Иоанна, и двух дочерей, Мару и Милицу. Около десяти лет, скрываясь от турецкой расправы, семья провела в итальянской области Фурлании. Здесь святой Стефан вместе со своей сестрой Катариной купил замок Белград, где и преставился.

Овдовев в 1476 году, Ангелина жила и воспитывала своих детей в трудных условиях. Венгерский король Матвей Корвин выделил им для управления земли в Среме, принадлежавшие некогда деду Стефана Вуку Бранковичу, и в 1486 году они поселились в селе Купиново, куда перенесли и мощи деспота Стефана. Здесь была основана церковь святого апостола Луки, где первоначально и хранились эти мощи, являвшие многочисленные чудеса. Правителем Срема стал вначале старший сын Ангелины Георгий, сошедший с трона в 1497 году, принявший постриг с именем Максима и достигший святости в сане святителя (+ 1516), а затем ее младший сын - святой деспот Иоанн (+ 1502).

Ставшая женой и матерью святых, Ангелина была столь добра к сербскому народу, что еще при жизни ее называли мать Ангелина. Она постриглась в монахини около 1509 года, а может быть и ранее, по прибытии в Срем. В 1512–1516 годах, после возвращения из Валахии, мать Ангелина основала женский монастырь около выстроенной ею церкви Сретения. Еще в 1509 году она отправила своего духовника Евгения к русскому великому князю Василию III с трогательной просьбой о помощи:

"Наша держава ныне упадает, а твоя держава возвышается. Возьми же на себя нашу заботу и попечение о святых храмах и обителях, которые твои и мои благочестивые предки создали".

В своем прошении она говорила о желании выстроить церковь, где намеревалась упокоить мощи своего супруга Стефана и сына Иоанна. Место для церкви к тому времени было уже куплено за 100 дукатов. Русский князь отозвался на ее просьбу, кроме церкви были построены также кельи для монахинь, и появился Крушедольский монастырь. Именно здесь, будучи настоятельницей, святая Ангелина провела свои последние дни в молитвах над мощами супруга и сыновей и скончалась в 1520 году.

В службе преподобной Ангелине говорится о ее поистине мужской стойкости, безграничном милосердии, терпении и мудрости, супружеской преданности и материнской жертвенности. Годами приходилось ей жить на чужбине, без близких, на ее долю выпала тяжкая участь пережить не только мужа, но и всех детей и несколько раз бережно переносить их святые останки.

Мать Ангелина со временем стала одной из наиболее почитаемых сербских святых.

Ее святые мощи, вместе с останками ее святого семейства, похоронены в Крушедольском монастыре и сохранялись там вплоть до 1716 года, когда монастырь был спален турками при отступлении от Варадина. Среди уцелевших доныне мощей сохранилась кисть руки матери Ангелины. Слава монастыря Крушедол празднуется в день памяти преподобной матери Ангелины.

Частица ее мощей также сохранялась в монастыре села Хопово, где после в перой половине XX века нашли приют насельницы русского Леснинского Свято-Богородицкого монастыря. По выезде из Югославии во Францию монахини увезли эту частицу с собой.

На иконе мать Ангелина изображается в монашеской ризе, держащей в одной руке книгу, а в другой – четки или крест. Ее лик представлен на всех иконах святой семьи Бранковичей, а также в числе двенадцати наиболее почитаемых сербских национальных святых. Его можно увидеть в соборной церкви архангела Михаила в Белграде, в Печской патриархии в Косове, в сербском монастыре Хиландар на Афоне и в других храмах.

В Воеводине, в селе Купиново, рядом с церковью святого Луки вплоть до 1930 года стояла церковь, посвященная преподобной Ангелине.

За особенную доброту к ближним и за святость жизни сербский народ и поныне почитает преподобную Ангелину своей матерью – заступницей и ходатаицей перед Богом.

Тропарь, глас 8

В тебе, мати, известно спасеся, еже по образу, приимши бо крест, последовала еси Христу и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Ангелино, дух твой.

Кондак, глас 8 (подобен: Взбранной Воеводе)

Вышняго живота желающи сподобитися, нижнюю пищу тщательно оставила еси, и богатство твое расточила еси нищим, и Небесное богатство прияла еси, и по смерти нас освящаеши, и чудеса твоя, всехвальная Ангелино, источаеши. Темже твое успение святое почитаем, взывающе: радуйся, мати прехвальная.

Использованные материалы

 

 Лакичевич, Наталия, "Преподобная Ангелина (Бранкович), деспотисса Сербская", Духовный Собеседник 2003, № 1(33)-2(34):

http://www.sobesednik.orthodoxy.ru/html/arhiv/1-2_2003/ghizn...#2t

 Свт. Николай (Велимирович), Охридский пролог:

http://www.svetosavlje.org/biblioteka/prolog/index.php?m=7&d...006 (30 июля, серб. оригинал)

http://www.westsrbdio.org/prolog/my.html?month=July&day=30&G...=15 (30 июля, англ. перевод)

http://www.svetosavlje.org/biblioteka/prolog/index.php?m=12&...006 (10 декабря, серб. оригинал)

____________________________________________

[1]  Или деспотица, деспотина. В разное время в Сербии титул деспот (см.) имел разное значение.

[2]  В этой памяти, в святцах Русской Церкви, святая Ангелина упоминается как блаженная. Свт. Николай (Велимирович) в "Охридском Прологе" указывает также смотреть ее житие под 12 декабря, но это очевидно опечатка, т.к. сведения о ней у него же помещены под 10 декабря.

[3]  Сведения о происхождении святой Ангелины содержатся в истории Черногории написанной черногорскими владыками из династии Петровичей-Негошей, Василием и святителем Петром I.

У нас на сайте вы найдете
более 3189 житий святых.

Новости общины и сайта

 

Последние 20 новостей

Опрос

Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?

Библейская история про антихриста метафора. Реальный антихрист никогда не придет.
Антихрист придет, но не скоро. Пока можно не бояться.
Антихрист скоро придет. Нужно готовиться.
Антихрист уже пришел.
Бояться нужно грешить.


Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Результаты >>

Святцы

октябрь 2022 г.
Пн   3 10 17 24 31
Вт   4 11 18 25  
Ср   5 12 19 26  
Чт   6 13 20 27  
Пт   7 14 21 28  
Сб 1 8 15 22 29  
Вс 2 9 16 23 30  


Сегодня 05/10/2022
(22/09/2022 по ст.ст.)

среда 17-ой седмицы по Пятидесятнице.
Прор. Ионы (VIII в. до Р.Х.).
Сщмч. Фоки, еп. Синопского (117).
Прп. Ионы пресвитера (IX), отца святых Феофана, творца канонов и Феодора Начертанных.
Прп. Ионы Яшезерского (1589-1592).
Мч. Фоки вертоградаря (ок 320).
Прав. Петра, бывшего мытаря (VI).
Прп. Макария Жабынского, Белевского чудотворца.
26 мчч. Зографских, от латин ( Греч. ).
Собор Тульских Святых.
Мчч. Исаака и Мартина.
Прп. Феофана Молчальника, затворника Киево-Печерского.
Прп. Космы Зографского ( Греч. ).
Иконы Божией Матери, именуемой «Услышительница».
Разработчики


Services are held in the Russian Orthodox Church at the following address:
Яндекс.Метрика
© Holy Royal Martyrs of Russia Orthodox Church - Sparks, Nevada, USA