ЖИТИЯ СВЯТЫХ

cоставлены по синаксарию блаженного Никодима Афонского.


Житие новомученика Анастасия Епирского (Эпирского)

Память 18 ноября (по ст.ст.)

18 ноября 1750 года принял мученическую кончину святой Анастасий Эпирский Анастасий, новый мученик Христов и добропобедный подвижник благочестия, происходил из Парамифии Эпирской. Однажды он с другими христианами пошел на жатву, с ними была и его сестра. Сын местного начальника по имени Муса, агарянин, проезжал мимо с другими мусульманами, будучи посланным отцом по какому—то делу. Агаряне, увидев нечистым взором сестру Анастасия, которая была привлекательной, бросились на нее с целью осуществить свои звериные желания. Но Анастасий, сцепившись с ними, дал возможность сестре за это время убежать.

Поскольку к Анастасию сбежались и другие христиане, которые хорошенько проучили похотливых агарян, то последние, разгневавшись, ложно оклеветали Анастасия перед пашой. Паша послал солдат, которые привели связанным неповинного Анастасия. От него паша узнал всю правду, но, видя его красивым и мужественным юношей, паша захотел любыми средствами, лестью, обещаниями, наказанием и запугиванием привести его к мусульманству. Кроме того, обвинители мученика говорили, что он дал слово принять их веру.

Слыша все это, Анастасий мужественно и дерзновенно сказал:

– Я никогда не говорил такого. Христианином я родился, христианином и умру, с помощью Христа моего. Что касается тех благ, какие вы мне обещаете, то мне они совершенно безразличны, поскольку я имею вечные блага, находящиеся на небесах, которые не могут идти в сравнение с благами преходящими.

Предстоящие агаряне говорили:

– Не ты ли обещал принять ислам, и зачем же сейчас отрекаешься и не исполняешь обещанного?

Анастасий ответил:

– Я не говорил такого, никогда и не думал об этом, и ни за что не отрекусь от своей святой веры, ради которой я готов и умереть. Это клевета и ложь. Я родился христианином и умру христианином.

После этих слов мученика, по приказанию паши, заключили в темницу.

Чрез несколько дней приехал к паше один из его друзей, который, узнав об Анастасии, посоветовал следующее:

— Эти христиане очень упорны и не оставят свою веру, если им причинять и более страшные мучения, но и саму смерть они готовы принять за Христа. Итак, если ты хочешь отвратить этого юношу от веры, то не запугивай его больше, но выведи его из темницы и ласково предложи ему дары и богатства и другие блага и, таким образом, ты, может, сможешь его отвратить.

Услышав это, паша вывел юношу из темницы и стал его прельщать, предлагая бесчисленные земные богатства и в конечном счете, что он будет считать его своим сыном, если мученик послушает его слова. К этому друг паши прибавил, что он имеет красивую дочь, которую отдаст в жены Анастасию, обещая также и лошадей, и драгоценности, и многое другое, если он примет ислам.

С отвращением и ужасом слушал эти речи мужественный воин Христов и дерзновенно ответил:

— Я имею на небесах богатства не такие, как ваши, но несравненно лучшие, честнейшие и нескончаемые, и никогда не приму ваши, тленные и тщетные, чтобы не потерять вечных. Также я никогда не отрекусь от веры моей, да не будет сего!

Разозлившись, агаряне опять заперли его в темнице, чтобы обдумать, что с ним делать в дальнейшем.

Видя и слыша это, сын паши Муса имевший доброе произволение, задумался серьезно, спрашивая себя:

— Что это за вера христианская, что ради нее не только всеми благами мира пренебрегают, но и всякое злополучие и смерть готовы принять за нее. И вот этот человек, не смотря на то, что он беден, не хочет принять предложенные богатства, которых бы и я сам желал получить, хотя я и богат, но он от них оказывается, чтобы не потерять своей веры. Что ж это за вера, которой так дорожат христиане?

Итак, желая получить ответы на свои вопросы, он решил тайно пойти в тюрьму, чтобы поговорить с Анастасием. И Бог, видя доброе произволение юноши, устроил следующее чудо, чтобы еще больше разгорячить его интерес. Как только он вошел в тюрьму, сразу увидел двух световидных юношей рядом с Анастасием, не перенося сияния которых, он в испуге упал ничком на землю. Когда святой дал знак тем световидным юношам удалиться оттуда, Муса подошел ближе и спросил , кто были они. Узнав же, что это ангелы, хранители христиан, он опять спросил, имеют ли таких хранителей мусульмане и почему христиане пренебрегают всеми мирскими благами и не боятся мучений и смерти.

На эти вопросы мученик ответил:

— Все мы, христиане, имеем по одному такому ангелу, который нас защищает во все время нашего пребывания в этом мире, а когда мы умираем, он берет нашу душу и ведет ее в рай; вы же и другие народы имеете по одному ангелу на народ. О том же, почему я пренебрегаю предложенными твоим отцом богатствами, скажу: я так поступил, потому что мы имеем богатства на небесах и блага неизреченные и вечные, в сравнении с которыми все блага мира суть тлен и ничто.

Слыша это и исполнившись Божественной благодати, юноша упал к ногам Анастасия, прося сделать его христианином. Мученик же ответил:

— То, что ты просишь, сейчас невозможно, поскольку, когда об этом узнает твой отец, он истребит всех христиан. Ты только верь тайно во Владыку Христа и проси его исполнить твое желание, и обязательно благодать Божия устроит все на пользу тебе.

Сказав это, мученик показал Мусе, как нужно класть крестное знамение, и отпустил его с миром.

Нечестивый же отец богомудрого Мусы, вывел Анастасия из темницы и, видя, что ни муками, ни лестью не может привести его к отречению, дал распоряжение обезглавить его вне города, вблизи от монастыря. И оставались мощи мученика на том месте, поскольку христиане, боясь вызвать ярость мучителя, не смели приблизиться и похоронить их. Видя христиане свет, сходящий свыше на мощи мученика, прославляли страдальца Христова, который ради любви к Богу в юношеском возрасте принял мученическую смерть. На следующую ночь мученик явился во сне паше и повелел ему с угрозой отдать мощи в близнаходящийся монастырь. Извещенные монахи вышли со свечами и ладаном и с честью погребли святые мощи в монастыре (позднее их поставили в ковчеге в алтаре монастыря).

По окончании происшедшего сын паши Муса долго обдумывал все, что слышал из уст мученика, отверг славу, честь, похоти и остальные мирские удовольствия и денно и нощно молил Господа сотворить с ним милость и удостоить Своей благодати, о которой он узнал от святого Анастасия. Когда его отец был приглашен сестрой на брак в другое селение, то отправил вместо себя своего сына Мусу. Нашедши удобное время, Муса пришел к гробнице святого и, упав на землю, молился со слезами до тех пор, пока не началась служба, и там немного вздремнув, он увидел святого Анастасия в неземном свете. Мученик сказал ему:

– Не печалься, брат, но иди в путь свой и получишь желаемое.

Исполнившись радости, Муса отправился по повелению отца на брак, не обращая никакого внимания на суету и тщету, но пребывая в ожидании Божественной милости, которую и послал Господь следующим чудесным образом.

Когда Муса спал в назначенной ему комнате после окончания брака, ему явился световидный юноша, говоря:

— Встань и следуй за мной. Встав, как был, без обуви, он последовал за видением. Сами собой открылись двери дома, так что они прошли незамеченными, когда остальные спали, и, пройдя значительное расстояние, подошли к источнику, у которого сидел подвижник. Тогда сопровождавший его юноша, который был ангелом Господним, передал Мусу этому старцу со словами:

— Следуй ему, и он приведет тебя к тому, чего ты хочешь.

Сказав это, ангел стал невидимым. Муса же, последовав за тем старцем, достиг Пелопоннеса. Там, нашедши церковь в пустынном месте, старец вошел помолиться. Юноша был истощен от продолжительного путешествия и лишений, поскольку на пути ел только траву и начал беспокоиться. Невыносимая скорбь начала терзать его душу, враг начал бороть его воспоминанием о родителях, удовольствиях и развлечениях, которые он оставил. Старец же, видя смущение юноши, предложил ему опять войти в церковь и помолиться. Тогда он, поклоняясь иконе Богородицы, услышал от иконы голос:

– Не печалься, чадо, о временных благах, которые оставил, потому что Сын Мой и Бог много пострадал для спасения людей, радуйся же паче и веселись, поскольку ты сподобишься многих благ во Царствии Небесном.

И от иконы Христа он услышал голос, говорящий слова с таким же смыслом. Муса, исполнившись неизреченной радости, забыл про все злострадания, освободившись от сатанинских нападков, и спросил старца, всегда ли святые иконы разговаривают. Тот же ответил:

– Не всегда, чадо, но когда нужно.

Они шли еще несколько дней и добрались до Патры, где нашли корабль, плывший в Венецию. Старец посадил туда Мусу и отправил его к тамошним православным с письмом, дав ему и чудотворную икону Пресвятой Богородицы.

Прибыв в Венецию, Муса был принят христианами и крестился там, получив имя Димитрия. Через некоторое время он, услышав о святом чудотворце Спиридоне, отправился в Керкиру, вступил в монастырь, находящийся там, и принял монашеский образ с именем Даниила. Но поскольку он имел твердое желание пострадать за Христа, то отправился в Константинополь. Константинопольские же греки отговорили его от мученичества, боясь, чтобы не случилось из—за этого гонения на тамошних христиан, которые и вынудили его вернуться в Керкиру. Однако, желание пострадать за Христа не оставляло Даниила, и он отправился в Лакедемонию с целью перебраться оттуда в Константинополь опять, но пробыв там незначительное время, он встретил некого благочестивого христианина, который и передал все, как он слышал из уст самого Даниила. Он также видел и икону Богородицы, полученную от старца. Этому же христианину Даниил рассказал о мученичестве святого Анастасия, который был усечен 18 ноября 1750 года во славу Божию.

У нас на сайте вы найдете
более 3189 житий святых.

Новости общины и сайта

 

Последние 20 новостей

Опрос

Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?

Библейская история про антихриста метафора. Реальный антихрист никогда не придет.
Антихрист придет, но не скоро. Пока можно не бояться.
Антихрист скоро придет. Нужно готовиться.
Антихрист уже пришел.
Бояться нужно грешить.


Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Результаты >>

Святцы

февраль 2023 г.
Пн   6 13 20 27
Вт   7 14 21 28
Ср 1 8 15 22  
Чт 2 9 16 23  
Пт 3 10 17 24  
Сб 4 11 18 25  
Вс 5 12 19 26  


Сегодня 05/02/2023
(23/01/2023 по ст.ст.)

Неделя о мытаре и фарисее.
Сщмч. Климента, еп. Анкирского, и мч. Агафангела (ок. 312).
Прп. Геннадия Костромского и Любимоградского (1565).
Перенесение мощей свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (1786).
Прп. Мавсимы Сирина (IV).
Прп. Саламана молчальника (ок. 400).
Свт. Павлина Милостивого, еп. Ноланского (431).
Воспоминание VI Вселенского Собора (680-681).
Собор Костромских святых.
Св. Евсевия, затворника горы Коринфской близ Антиохии ( Греч. ).
Прп. Дионисия Олимпийского ( Греч. ).
Прмч. Серафима Булашова, прмцц. Евдокии Кузьминовой и Екатерины Черкасовой, мц. Милицы Кувшиновой (1938).
Св. Дарлугдахи, девы, игумении Килдарской ( Кельт. и Брит.).
Св.Лауенана ( Кельт. и Брит.).
Св. Ормонда, игумена ( Кельт. и Брит.).
Св. Мэмбода, мученика Эльзасского ( Кельт. и Брит.).
Разработчики


Services are held in the Russian Orthodox Church at the following address:
Яндекс.Метрика
© Holy Royal Martyrs of Russia Orthodox Church - Sparks, Nevada, USA