Вот текст (на всякий пожарный сделал копию экрана, а то у статей есть такое свойство - либо меняться внезапно, либо совсем исчезать):
Цитата:
Ниже - несколько мыслей и выдержек из Св.Писания:
«Христианство - это не религия рукотворного храма (как у иудеев). Все таинства мы можем совершать и вне храма. Первые четыреста лет христиане существовали без вещественных храмов. Читаем: "Ибо вы - храм Бога живого, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом»" (2 Кор.6,16). И еще: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии" (1Кор.6,19-20).
Наши предки на основании Слова Божия говорили: "Храм не в бревнах, а в ребрах". Сказано: "Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем‐либо нужду, Сам давая всему жизнь и дыхание и всё" (Деян. 17, 24-25).
В Библии говорится о важности во время болезни молиться Господу и прибегать к врачебной помощи. Читаем: "Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен" (Сирах. 38, 9-12).
В древней Церкви тяжелобольной христианин не посещал христианское богослужение, но приглашал к себе священников на дом. Читаем: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне" (Иак.5,14).
Для нечистых ритуально и инфекционно (даже от прикосновения к трупным пятнам) Пасха по Закону Божию переносилась с "первого" на "второй" месяц (Числ. 9, 10-13).
Закон о карантине установлен Господом Богом. И Библия является первой книгой, которая сообщает нам этот закон. Читаем: "И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: когда у кого появится на коже тела его опухоль, или лишаи, или пятно, и на коже тела его сделается как бы язва проказы, то должно привести его к Аарону священнику, или к одному из сынов его, священников; священник осмотрит язву на коже тела, и если волосы на язве изменились в белые, и язва оказывается углубленною в кожу тела его, то это язва проказы; священник, осмотрев его, объявит его нечистым. А если на коже тела его пятно белое, но оно не окажется углубленным в кожу, и волосы на нем не изменились в белые, то священник имеющего язву должен заключить на семь дней" (Лев.13,1-4).
Господь Иисус Христос признавал закон о карантине, - который мог отменить только священник-левит, - и исполнял его. Читаем: "и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им" (Мк. 1,44).»
Первые четыреста лет христиане существовали без вещественных храмов.
В англоязычной версии "первые четыре века". Воскресение Христа произошло через 33 года земной жизни Спасителя, т.е. в 33 году по Рождестве. Соответственно и Вознесение, и Пятидесятницу датируем 33-м годом от Рождества. Не будем заострять внимание на точной датировке года Рождества, разница у некоторых исчислителей лишь несколько лет. Прибавляем к 33-м годам 400 лет или, что тоже самое, 4 века получаем, что по мнению авторов статьи где-то до 433 года у христиан отсутствовали "вещественные" храмы.
Так что, если кто не знал, то "вещественные" храмы христиане начали строить аккурат после III Вселенского (Эфесского) Собора, состоявшегося в 431 году.
Так что Храм Гроба Господня (основан в 325/326 г.), первая базилика св.Петра в Риме на месте убиения первоверховных апостолов (основана в 326 г.) совсем не "вещественные". Возможно, призрачные.
Меня упрекнут в придирчивости. Мол, описка вышла. Надо писать: "до 4-го века". Ну, во-первых, после написания надо еще перечитывать. А в процессе написания и чтения еще и думать. Но это сложно. Потому, во-вторых, первые десятилетия распространения христианства иногда называют временем «иудео-христианства». Тогда Новозаветная Церковь ещё существовала внутри Ветхозаветной, христиане посещали Иерусалимский храм и т. д. Иудейская война 66—70 гг. положила конец этому симбиозу. Т.е. вплоть до разрушения храма Соломона Титом в 70-м году по Рождестве Христовом христиане посещали храм Соломона.
Про римские катакомбы с их священными изображениями и мощами мучеников (откуда растут "ноги" наших антиминсов) II, III веков расписывать не буду. Процитирую один из многих, первый попавшийся под руку, текст об истории христианских храмов:
Цитата:
Поэтому мы видим, что апостолы и верующие во Христа собираются на молитву, как в Иерусалимский храм, так и в частные дома. В последние верующие во Христа собирались, по-преимуществу, для совершения таинств, которые невозможно было совершать в храме. А вне Иерусалима, естественно, они должны были совершать свое богослужение в частных домах христиан.
Только в конце II и особенно в III веке, когда число христиан увеличилось, и они по временам наслаждались спокойствием, стали появляться особые здания для богослужения, которые назывались христианскими храмами.
Т.е. еще в период гонений уже начали появляться особые отдельные здания. Конец 2-го века и начало 5-го, со всей очевидностью - две большие разницы. Где же молились христиане между концом 1-го века (разрушение Храма) и концом 2-го века? Целые сто лет. Сейчас попробую угадать.... Это же очевидно - перед мониторами компьютеров.
Специально выбрал книги с ерями и ятями. Дабы никто не упрекнул авторов в марксизме-лененизме . Первая книга (где про Евхаристию) найдена по первому же запросу о месте совершения Литургии. Автора и название не запомнил. А про место крещения пишет Сергий Булгаков. Настольная книга священно-церковно-служителя. 1913 год.
Кстати, "Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви" святителя Филарета Московского (Дроздова) вот что нам утверждает:
317. Где должна совершаться Литургия?
Литургия должна совершаться в храме, в котором имеется трапеза (престол) или, вместо трапезы, антиминс, обязательно освященные архиереем.
Следующие четыре предложения просто омолодили меня. Последний раз в таком контексте эти цитаты я слышал от свидетелей Иеговы примерно лет двадцать назад.
Цитата:
Читаем: "Ибо вы - храм Бога живого, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом»" (2 Кор.6,16). И еще: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии" (1Кор.6,19-20).
Наши предки на основании Слова Божия говорили: "Храм не в бревнах, а в ребрах". Сказано: "Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем‐либо нужду, Сам давая всему жизнь и дыхание и всё" (Деян. 17, 24-25).
На тему роли храма и храмового богослужения в жизни Православной Церкви столько писано-переписано разных катехизисов, законов Божиих, статей, книг и т.д., что места не хватит цитировать. В том числе, полемические тексты с сектантами о православных храмах уже давно "разжевали" толкование приведенных выше цитат из Св. Писания и привели множество цитат, подтверждающих не просто необходимость, а исключительную необходимость храмового богослужения для спасения души.
И так как ери и яти очень важны, подчеркивая древность, то их есть у нас. Вот книга:
Беседы православнаго христианина с молоканами / иеромонаха Арсения. – Изд. 3-е, вновь переделанное и дополненное. – Москва : Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне, 1888–1889 (на обл. 1890). – 23 см. Ч. 2: О священных иконах. – 1888. – 566, XIV с.
Книга просто "набита" пояснениями, толкованиями, цитатами, посвященными православным храмам. Даже после беглого просмотра оглавления в конце книги становится все ясно.
В качестве "изюминки" приведу правило Гангрского Собора (IV век):
Код:
5. Если кто-либо учит невозбранно пренебрегать домом Божиим и бывающими в нем собраниями, - да будет под клятвой.
Правило издано против секты евстафиан, отрицавших потребность храмов для молитвы.
Вот что пишет, толкуя это правило, известный канонист преосвященный Никодим, епископ Далматинско-Истрийский: "На основании буквально понимаемых слов Св. Писания, что молиться Богу можно на всяком месте (1 Тим.2:8), евстафиане учили, что не нужно храмов и службы в них совершаемой, - против этого и издано данное правило".
Си́це глаго́летъ Госпо́дь Вседержи́тель: зане́ хра́мъ мо́й е́сть пу́стъ, вы́ же тече́те кі́йждо въ до́мъ сво́й, сего́ ра́ди удержи́тся не́бо от росы́, и земля́ оскуди́тъ изноше́нiя своя́, и наведу́ ме́чь на зе́млю и на го́ры, и на пшени́цу и на вино́ и на еле́й, и на вся́, ели́ка изно́ситъ земля́, и на человѣ́ки и на скоты́ и на вся́ труды́ ру́къ и́хъ." (Агг. 1,9-11)
Епископ Калачинский и Муромцевский Петр до принятия сана закончил биологический факультет МГУ, работал в НИИ природно-очаговых инфекций города Омска и защитил диссертацию по специальности «Вирусология». «Фома» попросил его ответить на возмущенные комментарии людей, которые не понимают, зачем нужны серьезные меры безопасности во время коронавируса.
Раньше во время эпидемий всегда, наоборот, шли в храмы!
Нет, не всегда. Говорящие так недостаточно знакомы с историей, в том числе церковной. В прошлом тоже были изоляции и карантины — не надо думать, что это новая, придуманная мера. Конечно, уровень знаний о причинах и течении эпидемий был совершенно иной, чем сейчас. Тем не менее люди знали, что остановить чуму, холеру и оспу можно только карантином. И во многих случаях береглись и читали молитвы из дома.
Сейчас много говорят о подвиге святителя Филарета, который ободрял москвичей и собирал на молитву, но это подвиг исключительный. Могу напомнить, что нареченный тем же именем святитель Филарет — но не Московский, а Черниговский, совершая такой же подвиг во время холеры, заразился, и врачи не смогли его спасти. Это было в 1866 году.
Если мы говорим о заразных болезнях, то главный подвиг духовенства чаще заключался в посещении больниц или временных бараков, наполненных заболевшими людьми. Это было и остается огромным риском — свидетельством подвига истинных пастырей. Но от людей часто требовалось иное. Заболевших старались причащать либо отдельно от тех, кого считали тогда здоровыми (поймите, тогда не было современных знаний о передаче вируса), либо на дому или в больницах.
Со времен апостолов нам даны слова о послушании властям. В отличии от гонений на христиан, карантинные меры Церковь воспринимала с пониманием, и никого не смущало, что в законах и установлениях Российской Империи в том числе были предусмотрены и ситуации с временным закрытием храмов на время эпидемий. Нет, это не вероотступничество. Мы с вами почитаем святого праведного Федора Ушакова. А знаете ли Вы, что ему удалось спасти свой флотский экипаж и весь город Херсон во время эпидемии чумы? Причем там был введен жесточайший карантин и были запрещены публичные богослужения.
Адмирал Ушаков ставил патрули на въездах и выездах, всем приказывал оставаться дома, а всех больных изолировал. Болезнь была побеждена, а адмирал награжден орденом Святого Владимира. И мы с вами видим не просто понимание со стороны Церкви его действий как руководителя. Этот глубоко верующий человек стал святым молитвенником за нас у престола Божия!