Мне кажется давно наступило время обсудить данную тему. В общем, не вижу ни чего плохого в благочестивом использовании гаджетов. Если человек по уважительным причинам не может посетить Церковь (туда где двое или трое собраны во имя Христово), сейчас он может включить интернет - трансляцию на Ютубе и помолиться. Но, такая молитва будет индивидуальной или все - же соборной?
Про молитвослов в виде аудиокниги тоже не совсем понятно. Допустим, у человека проблемы со зрением и тогда это однозначно выход, но и для здорового, очевидно, тоже нет ни какой разницы: кто-то читает в живую или это запись. И там и там можно быть внимательным или не внимательным..
Nemo, тут два вопроса. И, на мой взгляд, совершенно не равнозначных. Выскажусь по второму. Тоже не вижу ничего в использовании различных приборов для чтения текстов, в том числе молитв. Конечно, бумажный вариант приятней и надежней. Но не всегда под рукой может оказаться и не всегда удобно носить с собой библиотеку (Молитвослов, Псалтирь, Евангелие и т.д.) в бумажном виде. Единственное что может вызывать смущение это использование гаджетов священнослужителями во время богослужения. Как по мне, это не эстетично. А, во-вторых, любой сбой с гаджетом приведет к паузе во время службы. Проверено опытным путем.
А вот относительно молитвы "по Ютубу" я лично против. Никакая трансляция не заменит личного участия в молитве. Не может человек попасть в храм - пусть сам читает соотв. молитвы дома или где он находится. В личной молитве задействуются все силы души - умная, чувственная, волевая. Сюда же и совесть прибавим. А при просмотре "видосика" исключительно любопытство удовлетворяется. Так что, уверен, что ни соборной, ни индивидуальной такая "молитва" не будет. Так как вообще не будет молитвой.
KoT 02.03.20 в 16:43 пишет: . А, во-вторых, любой сбой с гаджетом приведет к паузе во время службы. Проверено опытным путем.
IPOP старой модели Ваша прошивка устарела, загрузите новую
Если серьезно, то нужно разобраться что такое молитва и какая она бывает. Если понимать это как некое движение ума и духа, то оно или есть или его нет. Вряд ли о чем-то таком можно говорить если человек по ленности остался дома развалился на диване и просто "втыкает" в экран. Я прекрасно отдаю себе отчет, что наше "не могу" чаще всего значит "не очень хочу" и не призываю людей, которые пусть и с трудом, но могут попасть в Храм так поступать.
Но, есть тяжело болящие, есть всякие полярники, смотрители маяков, космонавты, просто на дежурстве и т.п., которые могут благодаря современным технологиям слушать службу и молиться, делать поклоны стоя перед иконами а не сидя под монитором. Наверное для таких случаев трансляции и организовывают.
Во многих храмах служба транслируется по громкоговорителю наружу, бывает за многолюдством все в храме не помещаются, тогда часть людей стоит и молится возле храма, не вижу разницы за исключением того, что человек молится, как у нас говорят, келейно.
Nemo, все-таки возле храма и перед экраном это две большие разницы. И, кстати, совершенно не напрасно ранняя Церковь, а уж тогда толк в молитве знали многие, поступала с точностью наоборот, чем мы сейчас. Богослужения были закрытым мероприятием. Не только некрещенные изгонялись с Литургии верных, но даже крещенные, но под прещением находящиеся. А вот соборы всякие епископов были делом открытым. А у нас наоборот. Поди знай чем архиерейские соборы и синоды занимаются. Только итоговые документы иногда хоть намек дают. А вот богослужение превратили мы в популярное шоу. Уже и иконостасы посносили, и престолы на улицу повыносили, и камерами чуть ли не в чашу на Литургии залазят. Марии Египетской никто трансляций из Иерусалимского храма Воскресения не устраивал. И из Иорданского монастыря ей Зосима фотки со службы не посылал. Но как-то обошлось и даже очень неплохо. А вот ни одного теле-подвижника я не знаю.
Цитата:
нужно разобраться что такое молитва и какая она бывает
Вот это стоящая мысль! Двумя руками!
Цитата:
делать поклоны стоя перед иконами а не сидя под монитором
Вот, а никто не мешает делать поклоны, имея в руках Псалтирь, Канонник, Молитвослов и т.д. Пусть даже в электронном виде. Но на девайсе новой модели и с последней прошивкой. А телик посмотреть это чисто для любопытства. В лучшем случае для эрудиции.
нужно разобраться что такое молитва и какая она бывает
Вот это стоящая мысль! Двумя руками!
Вот, а никто не мешает делать поклоны, имея в руках Псалтирь, Канонник, Молитвослов и т.д. Пусть даже в электронном виде. Но на девайсе новой модели и с последней прошивкой. А телик посмотреть это чисто для любопытства. В лучшем случае для эрудиции.
Хорошо, давайте разберемся, чем отличается читать молитвы и слушать молитвы?
Я разницы особой не вижу, если ум принимает участие и тело делом занято и не перед экраном, а перед иконой (если нет и ее, то просто духом перед Богом) с соответствующим расположением духа. И строго по уважительной причине ибо то что Храм - дом Божий, под сомнение ни кто не ставит. Вообще сейчас подвижников хоть с телевизором, хоть без - не густо. Ну, или хорошо прячутся. Мария Египетская - случай очень особый, там на сколько я понимаю и молитвослова с канонником и Псалтирью не было. О таких больше не известно и конкретно она бы наверное отказалась. Кто-то другой возможно бы такой возможности и обрадовался.
А у древней Церкви мотивов было много, лишних людей на Литургию не пускать и вообще все содержать в тайне.
Господь многое совершал, чтобы показать нам пример. С тем же намерением Он и молитвы многие совершал. Когда ученики приступили к Нему и просили Его научить их молиться (Лк. 11, 1); что надлежало ему сделать, скажи мне? — Не научить их молиться? Но Он затем и пришел, чтоб возвесть их во всякое любомудрие. Но если надлежало научить молитве, то надлежало и Самому молиться. Скажешь, что это можно было сделать и словом одним? Но учение словами не так сильно действует на обучаемых, как учение делами. Почему Он и учит их молитве не словами только, но и Сам делает тоже, молится по целым ночам в уединенных местах, научая нас и внушая, когда намереваемся беседовать с Богом, бегать шума и молвы житейских, и удаляться в пусто место, приспособляя притом к молитве не место только, но и время. Пустынь — не гора только, но и какое либо жилище, недоступное для шума. Св. Иоанна Златоуста Наставления о молитве и трезвении.
Кстати, по этой теме надо бы Златоуста проштудировать.
Цитата:
и вообще все содержать в тайне
Как раз дело было не в тайне. Особо никто не скрывал, что хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Господни. Дело в тАинственности, в сокровенности, в святости происходящего, что следовало скрывать даже от взора неготового, тем более постороннего.
Как раз дело было не в тайне. Особо никто не скрывал, что хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Господни. Дело в тАинственности, в сокровенности, в святости происходящего, что следовало скрывать даже от взора неготового, тем более постороннего.
Я о другом. Не маловажным было желание спокойно совершить Евхаристию, без драки с озабоченными римлянами и местными жителями - язычниками.
Nemo, я понял. Но как раз желание избежать драки было вторичным, если вообще было, если вспомним с каким воодушевлением христиане шли на страдания. Дело то как раз в том, что самое ценное становится самым сокровенным. Его хранят и не мечут налево и направо. Это чувство сакрального и необходимости его беречь от посторонних было, кстати, знакомо еще "дикарям", которые не такие уж дикие.
Цитата:
«Секретность во всем, имеющем отношение к священному без сомнения является одной из поразительнейших, а для европейско-го исследователя — еще и одной из самых огорчительных особен-ностей религии аборигенов. По пальцам можно пересчитать тех европейских ученых, которым когда-либо была оказана честь посвящения в высшие таинства аборигенной религии в любом из районов Австралии», — писал знаток верований коренных австра-лийцев, австралийский религиовед Т.Дж.Г. Стрехлоу.
T.G.H. Strehlow. Religions of Illiterate People: Australia // Historia Re-ligionum, Leiden, 1971. V. 2. P. 609-610.
Цитата:
Даже среди самих аборигенов существует сложная иерархия посвящений в религиозные тайны, и далеко не все достигают ее высших степеней. «Священные предания были известны аборигенным женщинам только в самой общей форме, — указывает тот же Т.Дж.Г. Стрехлоу, и объясняет далее — только взрослые, прошедшие посвящение мужчины могут получать полные объяснения в вопросах священного. Некоторые из существеннейших частей священных преданий были известны лишь нескольким старцам в каждом тотемном клане. Женщины, очень возможно, хранили некоторые священные повести как часть их собственного тайного знания».
И это не особенность только Австралии. Повсюду представители неписьменных народов говорят о содержательной, существен-ной части их верований скупо и неохотно. Они предпочитают сообщить назойливому «бледнолицему» какие-нибудь сказки, в которые сами не особенно верят, говорить о внешней стороне обрядов, но избегать всего, что касается духовной сути. Лучше прикинуться ничего не понимающим в священных знаниях простаком, нежели разгласить то, что под страшными клятвами тебе поведали во время посвящений вожди и старцы, что имеет существеннейшее значение для твоей жизни и жизни твоих близких...
Наиболее тайным является все, связанное с Богом-Творцом. Но знают о Его существовании все или почти все неписьменные народности, знают, что это не просто бог, покровитель племени, не племенной, а именно вселенский Бог. Под одним и тем же именем та-кого Бога часто чтут многие народы, относящиеся к различным языковым семьям.
Цитировал: А.Б. ЗУБОВ. История религий.
Вот, так это я к тому, что религиозное чувство заставляет скрывать то, что может быть другими не понято или, еще хуже, высмеяно. Поэтому, как папуас, и я считаю, что трансляции богослужений - ошибка. И даже фото из алтаря во время Литургии - лишнее.
Улыбка 05.03.20 в 13:00 пишет: А если слушать акафист или канон на YouTube? Вроде не сам читаешь, а слушаешь. Это ведь тоже своего рода участие?
Тоже поразмышлял над прослушиванием. Думаю, что слушать не вредно. Конечно, тяжело сосредоточится. Тяжелее, чем когда сам читаешь. А если в машине ехать, то целые куски мимо сознания на поворотах, перекрестках и светофорах вылетают. Но, думаю, слушать не повредит. Это хоть что-то. Хоть ум не будет полностью занят суетой.
А вот видео с священнодействиями, думаю, не более, чем новость получится для человека. Ни личного участия, ни осознания единства с участниками...