Можно ли священнослужителю развестись с женой (развенчаться)?
Александр
9 июня 2012 г.
Ответ >>>
Нет, нельзя. В Церкви вообще нет такого понятия «развенчаться». А священнослужителям запрещено вступать во второй брак.
Более подробно смотрите ответ на Вопрос №46.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 216
Добрий день, От. Андрій.
Біблію яких авторів (видавництв) можна читати, а зокрема:
Гедеонових братів, світова біблійна організація?
Роман
7 июня 2012 г.
Ответ >>>
При виборі Біблії слід дивитися не стільки на видавництво, як на переклад. Єдиним перекладом Біблії на російську мову, який визнаний Церквою авторитетним є синодальний переклад. Видання, яке має напис: «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси…», або: «Перепечатано с Синодального издания» можна читати без всяких сумнівів. К слову, к таким виданням належать Біблії російською мовою, що надруковані Християнським товариством «ГЕДЕОН». Всі інші переклади російською мовою читати не треба.
Українською мовою найбільш поширений переклад проф. Івана Огієнка. Але авторитетного визнання Православною Церквою цей переклад не набув.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 215
Добрый день. Хотелось бы узнать почему как при крещении (крестные), так и при венчании (молодожены) в храмах вслед за священником идут против часовой стрелки. Простите, если вопрос поставлен не корректно. Спасибо.
Наталья
5 июня 2012 г.
Ответ >>>
Вполне корректный вопрос, Наталия. К указанным Вами случаям еще можно добавить традицию совершения крестных ходов вокруг храма. Только во всех случаях шествие совершается не против часовой стрелки, которая была изобретена лишь после XIV в., а навстречу Солнцу, символически изображающему Солнце Правды – Христа. В северном полушарии, как мы знаем, солнце на небосклоне перемещается «по часовой стрелке». Таким образом, совершая шествие во время богослужений, священник и люди идут символически навстречу Христу.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 214
Отче! Можно ли в записке о здравии продаваемой на Литургию писать например "Надежды с чадами", если не все чада (дети) православные, есть православные и не православные? Писать имена неправославных нельзя - знаю.
Юрий
3 июня 2012 г.
Ответ >>>
Вполне возможно так писать. Нарушений в данном случае не будет.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 213
Добрый день, Отец Андрей.
Подскажите, пожалуйста, как быть - муж на улице нашел нательный серебряный крестик и принес его домой, ведь он может для кого-то быть очень дорог. Как поступить правильно?
Спаси Господи
Елена
2 июня 2012 г.
Ответ >>>
Можете носить крестик сами Вы или Ваш муж. Если вдруг так случится, что найдется хозяин крестика, то, конечно, отдайте крестик ему с пояснением как этот крестик к Вам попал. Можно подарить крестик нуждающемуся, можно пожертвовать в храм. Правильно будет не предать крестик попранию.
Иа.
Скрыть ответ
Вопрос 212
Благословите, о. Андрей!
1."Пищевой пост" можно не соблюдать перед Причастием только на Светлой седмице, или это касается всех сплошных седмиц?
2.День отдания Пасхи. В храме на службе поют Пасхальные часы. Означает ли это, что перед сном и утром вместо обычного вечернего и утр правила дома читаются также Пасхальные часы?
И почему все-таки в среду - постный день, не смотря на богослужение, как в сам день Пасхи?
Вадим
1 июня 2012 г.
Ответ >>>
На самом деле, указания о необходимости особого поста в процессе подготовки к Причастию мы встречаем в литературе впервые примерно с XVII в., когда практика редкого причастия (от одного до четырех раз в году) все больше получала распространение. К сожалению, не помню где, но точно встречал указание на форму поста перед причастием. Так вот, указания предписывают поститься неделю (всю седмицу), а для больных и немощных, согласно указаниям, достаточно поститься три дня. Такая практика была вызвана тем, что люди, причащающиеся всего лишь несколько раз в году, в течении года не соблюдали однодневные посты в среду и пятницу. Вполне очевидно и оправдано предписание о семидневном посте перед Причастием для таких людей как церковно-воспитательная мера. В Церковном уставе (Типиконе), регламентирующем как богослужение, так и церковную жизнь, Вы не найдете указаний на особый пост перед причастием. Это связано с тем, что для более ранней жизни Церкви было свойственно регулярное («частое») Причастие. Последними необходимость «частого» Причастия убедительно доказали отцы коливады – святые, жившие в Греции во второй половине XVIII - начале XIX века, - афонский монах Никодим и Коринфский митрополит Макарий.
Сегодня в церковной практике произошло наложение двух традиций – более ранней и правильной, когда христиане причащаются несколько раз в месяц и даже каждый воскресный день. И более поздней, унаследовавшей правила об особом посте перед причастием. Напомню, что поститься, согласно этой традиции следует неделю, а немощным – три дня. Вот откуда происходит кочующее в христианской литературе предписание трехдневного поста перед причастием. Как правило, православные христиане сегодня, регулярно посещающие храм, соблюдают все однодневные посты в среду и пятницу, соблюдают особые постные дни (Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня, Крещенский сочельник), соблюдают многодневные посты (Великий, Петров, Успенский и Рождественский Посты). В совокупности количество постных дней в году, согласно Типикону, составляет около 2/3 дней года. При наложении двух традиций происходит добавление значительного количества неуставных постных дней.
На мой взгляд, не следует смешивать две традиции постов. Если человек живет церковной жизнью, соблюдает все уставные посты, регулярно причащается, то не следует изобретать особые посты, не предусмотренные Уставом. Если же человек только воцерковляется, у него не получается соблюдать все уставные посты, причащается он редко, то строгий пост перед причастием в течении даже недели будет боле, чем уместен. Лучше всего о продолжительности и форме поста перед причастием справиться у своего духовника или священника в храме заранее, перед подготовкой к причастию.
Читать Пасхальные часы в день отдания Праздника Пасхи вместо утренних и вечерних молитв вполне уместно, хоть и не соответствует церковному Уставу. Это еще раз погружает нас в радостное настроение дня Светлого Христова Воскресения.
Богослужение в день отдания Пасхи по Пасхальному уставу является благочестивой традицией, а не Уставным предписанием. Согласно Типикону в день отдания Пасхи совершается славословная служба, как и в дни отдания Двунадесятых праздников. Связи между постным днем в среду отдания и богослужением по пасхальному уставу в этот день нет.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 211
Добрый день, о. Андрей!
Растолкуйте, пожалуйста, почему в каноне на Утрени в Троицкую родительскую субботу появляется вторая песнь.
Заранее благодарю
Вадим
30 мая 2012 г.
Ответ >>>
Как показывают исследования ряда литургистов, например, прот. В. Рыбаков («К вопросу о второй песне песенного канона», иерод. Никон [Скарга]) причина исчезновения второй песни из ежедневных церковных молитвословий до конца не ясна и связана с определенными особенностями церковного Устава, введенными прп. Андреем Критским, и позже прп. Иоанном Дамаскином. Автором канона на утрени в Троицкую родительскую субботу является прп. Феодор Студит, живший уже после прп. Иоанна Дамаскина, когда вторая песнь канона на утрени уже выходила из обихода. Поэтому предположить, что вторая песнь в каноне на утрени в Троицкую родительскую субботу осталась с более древних времен мы не можем. Можем предположить, что прп. Феодор составлял канон по образцу более древней традиции – со второй песней. Как подтверждение такому мнению может служить тот факт, что в Постной Триоди мы находим значительное количество трипеснцев (со 2-й песнью), составленных прп. Феодором. Для более точного и безошибочного ответа необходимо провести более подробное литургическое исследование. Из символических объяснений присутствия второй песни в канонах Великого Поста и Троицкой субботы более убедительное, на мой взгляд, то, что вторая песнь канона непосредственно связана со второй библейской песнью – песнь Моисеева (Вт.32:1-43). Эта песнь, в отличии от других библейских песней, исполняемых во время пения канона, адресована людям с напоминанием о необходимости быть верными Богу, о том, что за отпадением от Бога следует духовная и физическая гибель. Т.е. вторая песнь более всего связана с размышлением о загробной участи, что вполне необходимо в дни Великого Поста и Троицкую Родительскую субботу.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 210
Добрый день, Отец Андрей!
я хочу подарить сынишке икону, именную, со святым, но не могу разобраться с именами святых, которые подходят к его имени и дате рождения.
Моего сына зовут Игнат, родился 17 сентября.
К этой дате подходят два святых:
10 октября (27 сентября) - преподобный Игнатий.
5 ноября (23 октября) - святитель Игнатий, патриарх Константинопольский.
Святым покровителем носителей этого имени считается Игнатий Константинопольский, патриарх. Но ближе по дате - преподобрый Игнатий.
Не хочу ошибиться, хотелось сделать все правильно, по канонам так сказать..
Илья
27 мая 2012 г.
Ответ >>>
К вопросу выбора святого – небесного покровителя не следует прибегать исключительно формально. Если Ваш сын родился в день, ближайший к дню памяти преподобного Игнатия, то это не означает, что другим святым до Вашего сына «нет дела». Все святые молят о нас Бога с одинаковым усердием и любовью. А пример земной жизни святых в равной мере является для нас образцом христианской жизни. В традиции Русской Православной Церкви выбирать небесным покровителем святого, день памяти которого ближайший к дню рождения. В Вашем случае это будет прп. Игнатий. Однако это не более, чем благочестивая традиция. Поэтому канонов относительно выбора небесного покровителя просто не существует. Вы все сделаете правильно, если научите молиться сына тому святому, чей жизненный подвиг ему более близок, чья жизнь для него действительно станет образцом христианской жизни.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 209
У моей сестры сразу после родов умер ребенок. Куда уходит душа ребенка в таком случае? Одни священнкии говорят, что в рай, другие - в специальное место ада, потому что некрещеные и потому, что не успели своими хорошими делами заслужить место рядом с Богом. Кому верить?
Наталья
27 мая 2012 г.
Ответ >>>
Души умерших некрещеных младенцев в ад не попадают, так как ад это место, где оказываются души людей, чья жизнь не была богоугодна. А о детях Господь сказал: «пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Матф.19:14). С другой стороны блаженство Царства Небесного наследуют только крещенные праведники: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан.3:5). Кажущееся противоречие разрешает свт. Григорий Богослов: «Иные даже не имеют возможности принять дары крещения или по малолетству, или по какому-либо не зависящему от них стечению обстоятельств, по которому не сподобляются благодати. Последние не будут у Праведного Судии не прославлены, ни наказаны, потому что хотя не запечатлены, однако же и не худы и больше сами потерпели, нежели сделали вреда, ибо не всякий, недостойный наказания, достоин уже и чести». Это следует понимать таким образом, что души некрещеных младенцев находятся в состоянии умиротворения, спокойствия. Мучиться им не за что, но природа их осталась искаженной первородным грехом. То, что такое состояние возможно, подтверждает Св. Писание: «В доме Отца Моего обителей много» (Иоан.14:2). В таком состоянии души некрещеных младенцев пребудут до Второго Пришествия, когда произойдет общий Страшный суд, после которого души младенцев, как безгрешные, получат вечную радость пребывания с Богом.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 208
Отец Андрей у меня сына забирают скоро в армию, что мне делать, у меня приходят в голову всякие не хорошие мысли. Помогите.
Наталья
25 мая 2012 г.
Ответ >>>
Очень сложно давать дистанционно советы из области духовничества.
В Вашем вопросе вижу две проблемы. Первая, скорее всего, связана с Вашим отношением к армии. Вторая с Вашим отношением к сыну.
В том, что молодой человек учится защищать Родину нет ничего плохого. Более того, защита Отечества является прямым исполнением заповеди: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан.15:13). Не говоря уже о том, что армия позволяет сформировать у молодого человека самостоятельность, ответственность, решительность и т.д. Те качества, которые пригодятся будущему главе семьи.
Вторая проблема может быть разрешена только священником, который знает Вас и Вашего сына. Может быть, есть противопоказания, особенности характера, состояние здоровья и т.д., наличие которых у Вашего сына может навредить его душе и/или телу во время прохождения службы.
В любом случае, нехорошие мысли рождаются от недостатка веры в промысел Божий, от недостатка доверия Богу. Лучше всего подготовиться Вам с сыном к Причастию, заказать молебен «Перед началом всякого доброго дела», просить у Бога каждый день о совершении Его Воли. Поверьте, Господь лучше нас знает, что нам полезно для спасения души. «А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц» (Лук.12:7). Доверьтесь Богу. И любое совершение Воли Божией примите с благодарностью.