Во время войны враги поймали нашего православного человека (члена подпольной организации в тылу врага).
Дали ему время подумать, или он сдаст всех своих друзей и будет жить (некоторое время), или после долгих пыток (+спец.сыроватки правды и т.д.) он всё равно всех сдаст и умрет.
И наш человек, зная что как не пытками так спец.химией все равно все раскажет, при полном рассудке и трезвом расчете решается на самоубийство.
Вопрос: Этим деянием он совершает великий грех (так, как самоубийство – тяжелейший грех, являющийся бунтом против своего Творца - Бога) или благо (так, как Иоанна 15:13 "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.")?
Спаси, Вас Господи!
Александр
1 марта 2013 г.
Ответ >>>
Церковная история знает случаи, когда люди совершали самоубийство ради Христа, чтобы остаться верными Ему и сохранить веру. Например, подвиг св. мц. Пелагии, св. мц. Евпраксии Рязанской, св. мц. Яглики Пивской.
История знает случаи, когда человек шел на самоубийство ради спасения жизни ближних. Вот два случая из новейшей истории. «В 2011 году к патриарху Кириллу обратилась семья погибшего в 1942 году генерал-лейтенанта Михаила Ефремова, командующего 33-ей армией Западного фронта. В боях за Вязьму 33-ья армия попала в окружение. Тяжело раненный командир сначала застрелил жену — санинструктора части, а потом пустил себе пулю в висок. Родные советского военачальника считают, что поступок генерала не был тем актом обычного суицида. Они просили совершить над своим родственником чин церковного отпевания. До настоящего времени в христианском поминовении генералу отказывали. В письме к патриарху от родных генерал-летенанта говорилось, что самоубийство Ефремова "не было следствием отчаяния. Обстоятельства его смерти являются примером верности Родине, присяге и солдатам". Дальше шло подробное описание обстоятельств трагической гибели командующего. Изучив письмо, патриарх дал благословение на церковное отпевание героя Великой Отечественной войны» (см. http://www.rus-obr.ru/print/ru-web/15433). В 2012 г. «командир батальона связи майор Сергей Солнечников геройский погиб, накрыв собой гранату при случайном взрыве на учебно-тренировочном комплексе в Амурской области» (см. http://www.pravoslavie.ru/smi/52546.htm).
Для греха самоубийства характерно отчаяние, апатия и т.д., т.е. это действие малодушия, желание уйти от решения проблемы. А для подвига самоубийство это средство решить проблему. На такой подвиг человек идет, желая жить, но не имея других способов сохранить жизни других людей.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 276
Здравствуйте, отец Андрей, мой муж хотел делать мне подарок-золотой крест, ему предложили недорого в ломбарде, ясно, что он не новый, он его купил, освятил в церкви, затем подарил мне. Можно ли мне его носить, вдруг кто-то его уже носил до меня, муж обижается, не знаю, что мне делать.
Ольга
17 февраля 2013 г.
Ответ >>>
А Вы внимательно посмотрите на крест. Это не Ваш крест, не мужа и не чей-то. Это образ Креста Христова – нашего Бога и Спасителя. «Не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал.6:14). Носите крест без сомнения, как самое дорогое сокровище, как знак того, что Вы готовы быть христианкой и идти за Господом (см. Матф.16:24).
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 275
Отец Андрей! Я знаю, что Церковь говорит не верить сновидениям. Но дело в том, что сон не обычный. Год назад мне приснился лес и в лесу на расколотом дереве икона Божией Матери. И вот на днях мне снова приснился сон тот же лес я смотрю и вижу колодец с водой, а над ним стоит статуя Божией матери, а чуть дальше я вижу еще вторую статую Божией матери, которая стояла от меня в профиль. В жизни я не один раз бывала в том лесу, но и в первом и во во втором сновидения я не могла понять где конкретно то место в лесу. Помогите разобраться как мне быть. Спасибо.
Ивана
12 февраля 2013 г.
Ответ >>>
Не совсем верно. Святоотеческое наследие запрещает толковать сны и гадать по ним, так как у снов бывает разный источник. «Иногда сны рождаются от полноты желудка, иногда от пустоты его, иногда от наваждения (диавольского), иногда от размышления и наваждения вместе, иногда от откровения, иногда от размышления и откровения вместе. Сновидения двух первых родов мы знаем по опыту; а примеры сновидений остальных четырех родов находим в книгах Священного Писания. Если бы не случались часто сновидения от наваждения тайного врага, то премудрый муж никогда бы не указал на это словами: “Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению” (Сир. 35: 7). Также: “Не ворожите, не гадайте по снам” (Лев. 19: 26)» (Свт. Григорий Двоеслов). Итак, как пишет свт.Феофан Затворник: «Исторически подтверждается, что бывают сновидения от Бога, бывают свои, бывают от врага. Как разузнать – ума не приложить. Глазок смотрок. Решительно только можно сказать, что сны, противные православному христианству, должно отвергать. Еще: никакого нет греха не следовать снам, когда не достает уверенности. Божии сны, кои исполнять должно, повторительно были посылаемы». Т.е. сны, которые от Бога имеют для человека явное значение и понимаются человеком без сомнения. В случае сомнения или неуверенности необходимо не принимать сон, а молиться Богу о том, что если сон был от Него, то путь Господь откроет его значение. Впрочем, так поступить следует, если сон преследует Вас продолжительное время. Признавая, что сны могут быть и от Бога, святые отцы все же, как общее правило, советуют не принимать их, так как через сны даже подвижники-аскеты иногда попадали в ловушки диавола, прельщались сновидением и впадали в прелесть. У того же свт.Феофана Затворника читаем: «Можно ли верить снам? Лучше не верить, потому что враг и наяву много пустяков навевает в голову, а во сне это ему еще удобнее. Если какие сны сбываются, то, по сбытии, благодарите Господа за милость. И за приятные и назидательные сны благодарите. От снов соблазнительных скорее очищайте, по пробуждении, душу свою и память. Самое хорошее к тому средство – молитва и приведение на память добрых событий, особенно из евангельской истории». Преподобный Амвросий Оптинский еще более категоричен: «Более же всего остерегайся верить твоим снам и сновидениям, старайся забывать их и не приписывай им никакого значения».
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 274
Здравствуйте. Мне 19 лет, могу ли я стать священником? И где на Украине есть место для учения?
Станислав
3 февраля 2013 г.
Ответ >>>
Если на то будет Воля Божия и Вы окажетесь достойным, то вполне можете стать со временем. Пока Вы слишком молоды, канонический возраст для принятия первой степени священства – диаконского сана это 25 лет. На священников не учат, ими становятся по рекомендации духовника, испытания достоинства и после совершения архиереем соответствующей хиротонии. Однако, иметь духовное образование священнику необходимо. Ведь пастырства и священнодействия священник должен заниматься учительством пасомых. А без хороших знаний это сделать затруднительно. Среднее духовное образование можно получить в семинарии. С действующими на Украине семинариями Вы можете ознакомиться тут. Высшее духовное образование на Украине можно получить в Киевской Духовной Академии, при ней же действует и семинария. Кроме этого на Украине действуют курсы и духовные училища.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 273
Атма-Крийя Йога что это за движение?
Евгений
31 января 2013 г.
Ответ >>>
Это одна из псевдоиндуистских сект, имеющая мало общего как с индуизмом, так, тем более, с христианством. С индуизмом ее схожесть обусловлена терминами, которыми оперируют адепты секты. Однако, это не более чем мимикрия. Эта секта по своим вероучительным постулатам и религиозной практике более соответствует оккультному движению «Нью эйдж». Для этой секты характерны следующие признаки: гуруизм – возведение гуру в обожествляемые кумиры с необходимым беспрекословным подчинением ему. Наличие нескольких уровней посвящения, потенциальная жертва никогда не узнает всего вероучения сразу. Только попав в ловушку этой секты, жертва будет узнавать что-то «новое», поднимаясь по «ступеням развития». Кроме этого, ступени посвящения, позволяют удерживать жесткую вертикаль власти, превращая секту в тоталитарную. Методы вербовки этой секты не лишены открытого обмана. Вербовщики пытаются доказывать принадлежность секты к традиционной религии Индии, к христианству и т.д. Еще из особенностей этой секты следует назвать псевдонаучные «методики». Свои выдумки адепты пытаются преподавать как некие «научные открытия» или достижения. Вся совокупность перечисленных выше особенностей секты была бы смешна, если бы не была так печальна. Используя в своей практике психо-физические методики в совокупности с явным оккультизмом, секта представляет серьезную опасность как для духовного здоровья человека, так и для психического, и физического.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 272
Благословите, батюшка. У меня такой вопрос: канонизирован ли св. блаженный Феофилакт Болгарский, а если нет, почему мы называем его блаженным? Спаси Господи!
Послушник Александр
28 января 2013 г.
Ответ >>>
Имя блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского не числится в православных святцах и служба ему не известна. Его нельзя отнести к официально канонизированным святым. Однако, в работах греческих авторов и в старопечатных изданиях толкований на Св.Писание архиепископа Феофилакта он называется святителем. Т.е. ему усваивается звание прославленного в лике святых епископа Церкви. Эти же источники приравнивают архиепископа Феофилакта к Святым Отцам и называют его блаженным. И сегодня сохраняется традиция называть одного из самых известных экзегетов Православной Церкви – болгарского архиепископа Феофилакта блаженным. В этом нет ничего странного. Жизнеописание блаженного Феофилакта говорит о его высокодуховной жизни. Еще современники архиепископа считали его святым. Да и Вы Александр, тоже назвали блаженного Феофилакта святым – «св.».
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 271
Что есть судьбоверие?
Андрей
27 января 2013 г.
Ответ >>>
Скорее всего, речь идет о фатализме – вере в предопределенность бытия. Сторонники фатализма верят, что судьбы всех людей предопределены заранее. По мнению фаталистов со временем лишь проявляются изначально заложенные качества, совершаются заранее определенные события. «От судьбы не уйдешь», - знаменитая фраза фаталистов. В христианстве с идеями фатализма мы встречаемся в работах блаженного Августина. Православный Восток воспринимает эти идеи как частное ошибочное мнение Августина. Проблема принятия Православием идей фатализма заключается в том, что эти идеи вступают в противоречие с принципом свободы воли. Человек – образ Бога и обладает свободой воли. Фатализм превращает человека в, пусть сложную, но «игрушку» Бога. Такое восприятие человека Православием неприемлемо. В связи с тем, что для Запада блаженный Августин фактически явился основоположником богословия, в вероучении Католической Церкви мы находим много «следов» идей фатализма. И не только «следов». Догмат о Непорочном зачатии в формулировке Католической Церкви это яркий пример идей фатализма.
Из авраамических религий фатализм является основой восприятия событий в исламе. Даже получение человеком жизни в раю или его муки в аду не зависят от жизни человека, а определяются волей Аллаха. «Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании еще до того, как Мы сотворили его. Воистину, это для Аллаха легко» (Сура 57:22, перевод Э. Кулиева).
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 270
Здравствуйте о.Андрей, простите мне мое невежество при разговоре бабушек слышала о святом Иоанне Крестьянском. Какой это святой когда и как ему молиться? Спасибо.
Александра
26 января 2013 г.
Ответ >>>
Бабушки в разговоре упоминали очень известного подвижника благочестия, нашего современника, ныне покойного архимандрита Иоанна (в миру Иван Михайлович Крестьянкин). Отец Иоанн нес старческое послушание в Псково-Печерском монастыре до 2006 года, в котором с миром почил 5 февраля. Духовные дары отца Иоанна действительно обильны, не случайно бабушки причислили его к лику святых. Однако, официальной канонизации отца Иоанна не было, хотя не исключено, что она состоится со временем. Поэтому мы поминаем отца Иоанна в заупокойных молитвах – на Литургии, на панихиде и др. Вы тоже можете молиться об отце Иоанне, записывая в поминальные записки: «Об упокоении архимандрита Иоанна». Наши близкие, кого мы поминаем в заупокойных молитвах, если имеют дерзновение, молятся о нас перед Престолом Божиим.
Биографию отца Иоанна Вы можете прочитать даже на Википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/Иоанн_(Крестьянкин). А о духовных дарах старца написано множество книг. Из последних рекомендую книгу «Несвятые святые» и другие рассказы» архимандрита Тихона (Шевкунова).
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 269
Где сейчас находится икона Богородицы Молдавская (13-26 марта)?
Людмила
23 января 2013 г.
Ответ >>>
Чудотворный образ до 1917 г. находился в Спасо-Николаевском Молдавском монастыре (г. Николаев, Херсонская епархия). Сегодня известны списки этого образа. О местонахождении оригинала мне, к сожалению, не известно.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 268
Меня оклеветали. Священник мне не верит, мне так кажется. Я прослужила в сельском храме 3 года, никогда ничего людям не рассказывала. Меня лишили должности пока на 2 недели с угрозой: не вспомнишь мелкой подробности напрямую не касающейся обвинения - смотри. Я вспомнила. Но как быть? Как верить батюшке? Если он оставит меня - могу ли я исполнять с ним требы, если в моей душе будет к нему неприязнь?
Светлана
22 января 2013 г.
Ответ >>>
На самом деле такие, выбивающие из привычного течения жизни, обстоятельства – это экзамен нашей веры. Когда жизнь течет привычно, нам многое кажется доступным и понятным. Очень легко молиться, когда никто и ничто не отвлекает. Легко прощать, когда никто не обидел. Легко поститься, когда не хочется кушать. И т.д. В такие моменты мы даже не задумываемся, что даже эту легкость нам дает Господь, помогая, как Отец ребенку, преодолевать трудности. Но Господь хочет чтобы мы вырастали «в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами» (Еф.4:13,14). Мудрый Отец, желая научить чему-нибудь ребенка, сначала объяснит, покажет, а потом предложит сделать самостоятельно. Далеко не всегда первая попытка ребенка будет удачной. Но постепенно Отец сделает так, что ребенок научится и станет более опытным. Вам Господь предлагает урок терпения, смирения, прощения. А Вашего священника и обстоятельства Господь выбрал как наглядное пособие для урока, простите за сравнение. И священник Ваш наверняка замечательный человек и обстоятельства конфликта, вот увидите, со временем сотрутся в памяти. Просто, желая Вашего роста, Господь попустил такую ситуацию. Если Вы так посмотрите на обстоятельства дела, то оно принесет Вам несомненно пользу, а с Вашим батюшкой Вы еще совершите великое множество треб для спасения душ верных.