Вопрос священнику
(10 вопросов на странице)
Вопрос 27
Ношение женщиной брюк - это грех? Не помню, в каком месте, но в Библии сказано о том, что если женщина одевает мужскую одежду - это мерзко пред глазами
Бога, это так же касается и мужчин. Спасибо.
Лидия
29 августа 2010 г.
Действительно, в Священном Писании есть запрет на ношение женщиной мужской одежды, а мужчиной женской: «на женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор.22:5). Но, обратите внимание, Писание не определяет какие элементы одежды исключительно женские, а какие исключительно мужские. Запрет не различает виды обуви, верхней и нижней одежды, головных уборов. Запрет предписывает не носить женщинам одежду, которая сделана для мужчин и наоборот. Из истории национального костюма мы знаем, что брюки как часть женской одежды встречается у разных народов (Башкирия, Татарстан, Карелия, фино-угорские народы Поволжья и др.). Так от чего же уберегает нас Господь, дав запрет на ношение одежды противоположного пола? А уберегает нас от противоестественных пороков. Из Священного Писания мы знаем, что среди языческих народов были распространены противоестественные содомские пороки, доводившие иногда до природных катастроф, вызванных гневом Божиим (Содом и Гоморра, см. Быт.19:24). Соответственно люди, страдающие противоестественными пороками, надевали на себя одежду, прямо предназначенную для лиц противоположного пола. К сожалению, сейчас в СМИ идет пропаганда пороков, в том числе противоестественных, и мы сами можем воочию убедиться в необходимости запрета книги Второзаконие.
Про то, что речь идет именно об ограждении от пороков, подтверждает сходное по смыслу с запретом книги Второзаконие 62-е правило Шестого Вселенского Собора: «Так называемые календы, вота, врумалия и народное сборище в первый день месяца марта желаем совсем исторгнуть из жития верных. Такожде и всенародные женския плясания, великий вред и пагубу наносить могущия, равно и в честь богов, ложно так эллинами именуемых, мужеским или женским полом производимые плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому Христианского жития обычаю совершаемые, отвергаем, и определяем: никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду мужа свойственную; не носить личин комических или сатирических, или трагических; при давлении винограда в точилах не возглашать гнусного имени Диониса, и при вливании вина в бочки не производить смеха, и, по невежеству, или в виде суеты, не делать того, что принадлежит к бесовской прелести. Посему тех, которые отныне, зная сие, дерзнут делать что-либо из вышесказанного, если суть клирики, повелеваем извергать из священного чина, если же миряне, отлучать от общения церковного». Опять же мы видим, что правило не предписывает конкретные виды одежды каждому полу, а, уберегая от греха, запрещает использовать мужчинам и женщинам противоестественную одежду.
Таким образом, ношение женщинами брюк женского покроя не является грехом и препятствием для участия в священнодействиях Церкви. Но женщины должны понимать, что традиционная для славянских народов женская одежда это юбка, платье и т.д. Поэтому для наших храмов более приличествующий, благообразный внешний вид женщины будет соответствовать общепринятой традиции. Такой внешний вид будет вызывать меньше искушений у окружающих и соответственно меньше упреков и замечаний.
иерей Андрей Кудрявцев
Вопрос 26
Почему нужно "зпечатывать" усопших?
Мария Антоновна
15 августа 2010 г.
К сожалению, в настоящее время повсеместно распространен обряд так называемого «печатания» усопших. Такой обряд Православной Церкви не знаком. Для проводов человека в горний мир, его погребения и последующего поминовения Церковь определила приличествующие этим событиям священнодействия.
Непосредственно после отхода души от тела священник (если нет священника, то близкие) молятся, читая «Последование по исходе души от тела». Это последование можно найти в Следованной Псалтири или некоторых молитвословах. С первого же дня по усопшем служаться в храме или дома литии, панихиды. В храме с первого же дня (не дожидаясь отпевания и погребения) совершается литургическое поминовение усопшего. Именно литургическое поминовение усопшего является основным поминовением Церкви в силу того, что во время Литургии – бескровной жертвы, в чашу с кровью Христовой опускаются вынутые из просфор за живых и усопших частицы с молитвой об омытии грехов всех поминавшихся. Ни литии, ни панихиды, ни молебны не могут сравниться с литургическим поминовением по значимости. Близкие усопшего с первого же дня традиционно усиленно молятся дома, читая Псалтирь.
Погребение обычно совершается на третий день по отходе души от тела. Чин погребения Православной Церкви предписывает совершать отпевание в храме, после отпевания тело усопшего следует препроводить на кладбище в сопровождении священника. На кладбище тело предается земле с соответствующим священнодействием. Важно понять, что отпевание не является неким мистическим таинством, безусловно открывающим усопшему двери Царства Небесного. Разрешительная молитва, читаемая священником при отпевании не является «пропуском» усопшему в Царство Небесное. Разрешительная молитва напоминает живым о том, что усопший не принадлежит уже Церкви земной, что Церковь земная, прощая по любви грехи усопшего, целиком предает его душу на суд Божий. Само отпевание является синонимом названия чина погребения. Т.е. отпевание это лишь христианское погребение тела. Главное церковное поминовение как живых, так и усопших, еще раз напомню – это литургическое поминовение.
При отпевании (погребении тела) следует максимально придерживаться Православного чинопоследования – совершать его над телом усопшего, совершать в храме, проводить на кладбище и погребать в сопровождении священника.
В «Последовании погребения мирских человек» сказано, что для опевания «вземше мощи усопшего, отходим в храм». Если по каким-либо причинам отпевание не было совершено над телом, т.е. не было совершено христианское погребение, то восполнить его уже не получится. Это не страшно, ведь вся сила Церковных молитв об усопшем действенна. Про то, что не следует совершать чин отпевания «вдогонку» давно умершему человеку может свидетельствовать следующее разрешение недоумения: «Нужно ли повторить чин погребения над костями, вырытыми из могилы? Повторение чина погребения усопших в таком случае было-бы и неестественно и незаконно. Неестественно потому, что чин погребения приспособлен к самому времени погребения усопшего (прим.: выделение мое), что можно видеть из самого последования об умершем; незаконно же потому, что для умерших определено законом и время, и место погребения (прим.: выделение мое). Посему представляется более приличным и законным в таком случае совершить панихиду, а не чин погребения» (прим.: выделение мое) (Рук. для сельск. паст. 1868 г. т. I стр. 77-78; цит. по Практическое руководство при отправлении приходских треб, Воронеж 1888).
Обряд, так называемого «печатания» или «заочного отпевания» возник во времена гонений на Церковь безбожников в начале XX в. Власти запрещали всяческие публичные священнодействия, поэтому речь о том, чтобы публично проводить усопшего из дома в храм, а потом на кладбище в сопровождении священника не шла. Священники пытались совершить чин отпевания максимально приближенно к чинопоследованию Православной Церкви – совершали его на дому усопшего, вместо храма. Не имея возможности проводить усопшего на кладбище и совершить на могиле соотв. священнодействие, совершали его над землей, которую родные и близкие высыпали на могилу. Не имея возможности совершить погребение усопшего очным порядком, совершали отпевание «заочно» для утешения близких, скорбящих о невозможности отпеть родственника явным образом. Про то, что еще в начале прошлого века обряд «печатания» земли, «заочного отпевания» не был знаком Церкви свидетельствует предписание правящим архиереям искоренять отказы без уважительной причины священников проводить усопшего на кладбище: «Священники обязаны провожать тело умерших из домов их до могилы (Ук. Св. Син. 1 мая 1747 г., цит. по Булгаков С.В. «Настольная книга священно-церковно-служителя», М.1993, т. II, с.1327).
Если во время гонений в начале прошлого века обряд «освящения земли» был оправдан, то в настоящее время необходимо приложить максимально усилий для его искоренения:
А) в виду отсутствия гонений ничто кроме лени и лишних хлопот не мешает близким пригласить священника для совершения погребения;
Б) при невозможности совершить погребение в законное время, ничто не мешает пригласить священника на кладбище для служения панихиды и освящения могилы;
В) при невозможности пригласить священника на погребение и на кладбище, близкие должны понимать, что не обряд служит залогом дарования их близкому Царства Небесного, а их постоянные домашние и церковные молитвы, как можно частое литургическое поминовение усопшего;
Г) если в начале прошлого века, при гонениях, люди осознавали, что «освящение земли» священником есть лишь вынужденная мера, которая лишь видимо (для утешения) заменяет священнодействие на кладбище, то в настоящее время «печатанию» земли народом придается некое мистическое значение, которое дает основание говорить о стремлении «запечатать» землю как о разновидности язычества. Ведь в представлении таких людей «запечатанная» земля служит «пропуском» души в Царство Небесное в обход личной жизни человека, литургических молитв Церкви и личных молитв близких и родных усопшего.
Иерей Андрей Кудрявцев
Вопрос 25
Отче, можно ли наносить на футболки иконы Святых, и носить по улице?
Дмитрий
13 августа 2010 г.
Если мы говорим о полноцветном изображении иконы, то наносить его на мирскую одежду не стоит. Все-таки икона это священное изображение, имеющее целю возводить наш ум к богомыслию. Такой цели иконы способствует ее нахождение в храме, дома в святом уголке (не в серванте с фотографиями), на священнических одеждах и т.п.
Тем не менее, допустимо нанести на одежду не икону, а прорись. Так называется контурное (не раскрашенное) изображение. Но присутствие на одежде такого изображения накладывает определенные требования. Само изображение должно быть скромным, не вызывающим. Кроме изображения прориси иконы на одежде не должны присутствовать другие изображения. Размещаться изображение должно на приличествующем ему месте – возле сердца или на груди. Стиль одежды человека должен быть не броским, скромным. В одежде со священным изображением не следует посещать места увеселения и т.п. Поведение человека должно быть скромным. После того как одежда с прорисью иконы придет в негодность, ее не следует выбрасывать в мусор, уместно будет сжечь ее.
Иерей Андрей Кудрявцев
Вопрос 24
Обязательно ли святить автомобиль??? У меня есть примеры, когда люди освятили, и после этого попали в аварию. Спасибо.
Антон
13 августа 2010 г.
Часто люди делают ошибку, относясь к церковным священнодействиям как к продукту действия некоего «духовного автомата»: освятил машину – не разобьется, освятил квартиру – не буду болеть, повенчался – никогда не будем сориться с женой. Это не правильно. Более того – опасно. Во-первых, Господь низводится до некоего абстрактного объекта действия. Во-вторых, попав в аварию на освященном автомобиле, заболев в освященной квартире и т.д. человек может и веру потерять.
Что же такое освящение чего-либо? Это посвящение Богу предметов нашего быта. Верующий человек, человек любящий Бога понимает, что все предметы его быта есть дар Бога. Поэтому христианин в знак благодарности посвящает Богу все, что имеет. После освящения помещение или предмет быта становится достоянием Бога. Господь же знает как управлять своим достоянием, в том числе как сохранить его. Человек же является своего рода распорядителем достояния Бога. И здесь мы должны задать себе вопрос: какими распорядителями мы являемся? Бывает, человек приобрел имущество неправедным путем, обманом, а потом освящает это имущество в надежде обмануть Бога и себя. Бывает, что человек не прикладывает духовных усилий, пользуясь вещью, посвященной Богу. Вещь, посвященная Богу, человеку боголюбивому всегда напоминает о богообщении, о молитве. Человек, формально относящийся к освящению предметов быта, часто забывает помолиться в машине перед дорогой, поблагодарить Бога за успешную поездку, редко молится в освященном доме и т.д.
Еще один аспект отношения к освященным вещам человека боголюбивого, это понимание того, что, если Господь дал, то Господь может и забрать свое достояние, промышляя о спасении души человека, а не об его земных бытовых удобствах. Да и сколько людей остались чудом живы после страшных аварий на освященном транспорте, после чего укрепились в вере и прославляли чудеса Господни.
Иерей Андрей Кудрявцев
Вопрос 23
Отличаются ли между собой по смыслу слова: "священник", "иерей" и "пресвитер"? Или это слова-синонимы? Спаси Господи!
Ириша
5 августа 2010 г.
Все три слова обозначают одну и ту же – вторую иерархическую степень священства (первая – диакон, третья – епископ). Поэтому можно сказать, что все три слова являются синонимами.
Из этих трех слов более древним термином для обозначения второй степени священства является «пресвитер» (см., например, Деян. 15). В переводе с греческого «пресвитер» – старейшина, глава общины. Именно этот термин используется древнейшим церковным законодательством — правилами апостолов, вселенских и поместных соборов. В настоящее время в письменной и устной речи слово «пресвитер» почти не употребляется. В некоторых протестантских конфессиях и сектах слово «пресвитер» употребляется для обозначения главы общины. Но в Евангельском понимании этого слова представители сект и протестантских конфессий не являются пресвитерами, так как в их объединениях нет апостольской преемственности, а соответственно некому совершать для верных таинство Евхаристии и др. церковные Таинства.
Другое греческое слово «иерей» в первоначальном своем значении использовалось для обозначения человека, совершающего священнодействие – жреца. В этом же значении, как буквальный перевод на русский язык – «священник» термин вошел в нашу речь. Отличия терминов заключаются только в устной и письменной традиции их использования. Термин «иерей» имеет более официальное значение и чаще используется при деловой переписке. Термин «священник» более обиходный.
Иерей Андрей Кудрявцев
Вопрос 22
Говорят, что люди, страдающие эпилепсией одержимы бесами. Как думаете, это правда?
Игорь
21.07.2010 г.
Нет, эпилепсия это форма психического заболевания человека. И как при любом заболевании, человек, страдающий эпилепсией, должен уповать на целительную силу Благодати Божией. Прибегать к этой силе, участвуя в таинствах Исповеди, Причастия, Соборования. Испрашивать исцеление у Бога, обращаясь к молитвенной помощи святых. И принимая помощь от дипломированных специалистов-врачей, которые являются орудиями в руках Божиих.
С очень хорошим и подробным мнением об эпилепсии можно ознакомиться в работе православного врача Д.Е.Мелехова на сайте «Православие и Мир» в работе «Эпилепсия. Психология»: http://www.pravmir.ru/printer_3692.html
Иерей Андрей Кудрявцев
Вопрос 21
Батюшка, благословите.
Я вдова, с 34лет, одна воспитываю ребенка. Стараюсь жить по заповедям Божьим. Но, "выстоять" в современном мире одной нелегко. Иногда у меня возникает вопрос: Вдовство - это наказание Божье?
20.07.2010 г.
Для начала приведу, как утешение, несколько обращений Отцов к вдовам.
«Любовь к нему (покойному мужу) ты можешь сохранять и теперь также, как и прежде; сила любви такова, что она объемлет, совокупляет и соединяет не только тех, которые находятся при нас, или близко к нам, и которых мы видим, но и тех, которые удалены от нас; ни продолжительность времени, ни дальность расстояния, и ничто другое подобное не может прервать и прекратить душевную дружбу. Если же ты желаешь и видеть его лицом к лицу (я знаю, что ты весьма желаешь этого), то соблюди ложе его недоступным для другого мужа, постарайся сравняться с ним по жизни, и ты, конечно, отойдешь отсюда в один и тот же с ним лик, и будешь жить вместе с ним не пять лет, как здесь, не двадцать или сто, даже не тысячу или две, не десять тысяч или несколько десятитысячелетий, но беспредельные и бесконечные веки» (Свт. Иоанн Златоуст. «К молодой вдове»).
«Против жестокости смерти и самой неумолимой необходимости мы укрепляемся тем утешением, что скоро увидим тех, об отсутствии которых скорбим… Поэтому прошу тебя, - люби своего Люциния как брата, но и радуйся, что он царствует со Христом… Он уже безопасный и победителем смотрит на тебя с высоты, ободряет в подвигах и приготовляет тебе место подле себя с той же привязанностью и любовью, с какой и на земле; уже забыв о супружеских обязанностях, он начал иметь в тебе сестру и даже брата, так как целомудренное общение не имеет брачного пола… Когда (Господь) говорит: В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах (Мф 22:30), то этим не уничтожается природа и свойство тел, но показывается величие славы» (Блаженный Иероним Стридонский. «К Феодоре вдове»).
По этим трогательным словам Отцов видно, что Церковь никогда не считала вдовство наказанием Божиим. Как мы видим, к вдовству надо относиться как к испытанию любви, веры, надежды, целомудрия. Достойно прошедший это испытание получает от Бога победный венец в Царстве Небесном. «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матф.16:24).
Осознавая тяжесть несомого подвига вдовства, Церковь всегда осуществляла особое попечение о вдовах.
Иерей Андрей Кудрявцев
Вопрос 20
Что такое "порча", "сглаз", "пороблено", "порченный"? Стоит в это верить? Я думаю если есть Бог и Дьявол - значит есть и люди которые делают это все. Как защититься от этого всего? И почему Православная Церковь против "бабок", "дедок" - они то ведь помагают людям, да и иконы у них висят и Богу вроде как молятся и гвоворят нужно чаще в храм ходить и Причащаться? Спаси Вас Господи!
Виктор
17.07.2010 г.
Существует ли "венец безбрачия"?
Анна
19.07.2010 г.
Решил объединить эти два вопроса из-за схожести тематики. Сразу хотел бы уберечь в понимании вопроса зла от дуализма. Зло не сопредвечно Богу, зло не ведет некую извечную борьбу с «добром» в лице Бога, Диавол не является неким «противником» Бога, с которым Бог воюет. Изначально Диавол (Денница) был светлым ангелом, но, захотев быть равным Богу, отпал от Божественной Благодати своей гордыней. Лишившись Божественной Благодати он исполнился ненависти ко всякому творению Божию. Потому «он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоан.8:44). Очевидно, что зло это не некая абстрактность, а направленность воли разумного существа (ангела, человека) в сторону, противную Воле Бога. Очевидно, что не стоит отрицать существование людей, которые вступают в осознанный или неосознанный контакт с падшими ангелами через послушание своей воли воле падших ангелов, совершают некие ритуалы с целью навести «порчу», «сглаз», «венец безбрачия» и т.п.
Нас интересует больше вопрос: могут ли действия таких людей оказывать влияние на жизнь других людей? К сожалению, следует дать на него положительный ответ, но с существенными оговорками. Во-первых, человек избавлен от рабства греху и Диаволу искупительной Жертвой Христа. «Предвосхищая сие, Исаия воскликнул: «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих». Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан!» (Огласительное слово на Пасху святителя Иоанна Златоуста). Во-вторых, демоны не имеют ни какой силы, без попущения на то Воли Бога (см. Иов.1, Матф.8, Мар.5, Лук.8). Следовательно мы можем говорить об условиях, при которых падшие ангелы (бесы) могут воздействовать на людей или по своей злобе или по злобе других людей. В первую очередь, этому способствует не участие человека в искупительной Жертве Христа через таинство Крещения. Т.е. некрещеные люди подвержены влиянию нечистых духов в силу подчиненности Диаволу падшего человеческого естества, унаследованного от Адама. Далее, на людей крещенных бесы тоже могут оказывать влияние в случае добровольной направленности воли человека не к Богу. Это происходит когда человек считает лишними в своей жизни благодатные таинства Церкви. Т.е. не ведет церковную жизнь, ошибочно полагая, что ему достаточно, что «Бог в душе», забывая, что Господь сказал: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан.15:5). Под влияние падших духов могут попасть крещеные люди, которые обращаются к различного рода «бабкам» и «дедкам», как люди, добровольно предоставляющие свою душу для такого влияния. И даже люди церковные могут попасть под влияние падших духов по попущению Божию для вразумления или исправления какого-либо греха, как правило - гордыни (см. житие преподобного Серафима Саровского, случай с Мотовиловым).
Учитывая вышесказанное, очевидны средства и методы, позволяющие избежать влияния на душу падших ангелов – сопричтение Церкви через таинство Крещения и правильная литургическая и аскетическая церковная жизнь человека. «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Матф.17:21).
Теперь более подробно о «бабках» и «дедках». Помогает человеку Господь, совершив Искупление, теперь пребывая с нами «во все дни до скончания века» (Матф.28:20) и ниспосылая благодатные дары Святого Духа. Пребывает в Церкви, которая не есть некое философско-нравственно-культурно-этнографическое объединение людей. А есть мистически, незримо, благодатно-познаваемое тело Христа-Спасителя. И только пребывающие в Церкви и согласующие свою волю с волей Церкви получают благодатную помощь, как для спасения души, так и для своей повседневной жизни. «Вы - тело Христово, а порознь - члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» (1Кор.12:27-30). Заметьте, во-первых, Господь не основал в церкви институт «бабок» и «дедок», значит корень их появления лежит не в Божественной Воле. Во-вторых, «силы чудодейственные», о которых говорит апостол, как особые дары Святого Духа, даются не кому попало, а людям высокой аскетической церковной жизни. И даются не для «хлеба куса», а для преподавания их всей Церкви. И именно Церковь, по получаемым дарам, оценивает источник силы. Являются ли чудеса, в том числе исцеления, проявлением Благодати Святого Духа или источник чудес лежит в силе демонической. Про отношение Церкви к «бабкам» Вы сами указали в вопросе. Почему «бабки» часто посылают людей в Церковь? Так представьте сами, люди приобщаются Благодати Святого Духа, а потом вновь идут к бабке. «С ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи» (2Пет.2:22). Я не силен в психологии демонов, не скажу какую пользу извлекают они из кощунства над освященным Благодатью человеком, толи силу какую приобретают, толи просто радуются очередному поруганию над творением Божиим, знаю только, что «когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Матф.12:43-45).
Напоследок скажу, что «бабки», «дедки», «ворожки» попадают под церковные прещения как чародеи. Под церковные прещения попадают и те, кто к ним обращается. Прещения на волшебников накладывает ряд церковных канонов. «Покаявшийся в волшебстве подлежит епитимии убийцы, Васил. 65, 72. Облакогонители, обаятели, делатели предохранительных талисманов, колдуны, гадатели подлежат шестилетней епитимии. Шест. 61. Закосневающие в сем извергаются из Церкви. Там же. Предающиеся волшебникам, волхвующие предаются пятилетней, Анк. 24. и шестилетней, Шест. 61, Васил. 83. епитимий. Приходящие с отвержением веры к чародеям или прорицателям, или к обещающим через демонов учинить некое отвращение вреда подвергаются осуждению с отступниками от веры, Григ. Нис. 3. См. Отречение от веры» (Каноны св. апостолов, Соборов и Отцов. Алфавит).
Иерей Андрей Кудрявцев
Вопрос 19
Пришла поплакатся... крик души... семья наша рушится с каждым днём всё больше и больше... ни любви, ни уважения. Поддержки не у кого просить, поплакаться то же не кому... муж без работы продолжительное время, даже попытки найти работы - не предпринимает... работаю я. Но з/п символическая. А у нас двое маленьких детей. Муж лежит дома целыми днями, с работы прихожу - не убрано, кушать не наготовлено. Собираюсь подавать на развод или хотя бы просто уехать к маме... нет ни сил, ни слов, ни слёз уже. Вымотал все нервы. Нет у нас больше семьи и всё... чё делать, а? Может кто-то что-то подскажет?
17.07.2010 г.
Если бы такие глубокие и, к сожалению, трагические проблемы можно было бы решить простым ответом, жить было бы намного проще. Но построение семьи, как домашней Церкви, является огромным трудом и со стороны мужа и со стороны жены. Свою ревность быть строителями домашней церкви в равной мере они (муж и жена) выражают Богу, стоя перед алтарем во время венчания. «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Еф.5:31). Поэтому проблему, изложенную Вами в вопросе, лучше и уместнее решать постепенно шаг за шагом, советуясь с духовником. И, безусловно, прибегая ко спасительному таинству исповеди.
Напомнив о принципиальном отношении Церкви к браку, как нерасторжимому союзу («что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мар.10:9)), я укажу только причины, по которым Церковь может благословить одного из супругов на повторный брак. Причины эти обусловлены фактическим отпадением одного из супругов от Бога, следовательно от Церкви.
«Перечень мотивов для церковного развода был достаточно широк, несмотря на то, что в Евангелии Господь указывает только одну такую причину: прелюбодеяние (См.: Мф. 5; 32). Так, Поместный Собор Русской Православной Церкви в 1918 году в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» называет следующие:
1. Прелюбодеяние одной из сторон.
2. Вступление кого-либо из супругов в новый брак.
3. Отпадение супруга или супруги от Православия.
4. Противоестественные пороки.
5. Неспособность к брачному сожитию, наступившая до брака или явившаяся следствием намеренного самокалечения.
6. Заболевание проказой или сифилисом.
7. Длительное безвестное отсутствие.
8. Осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.
9. Посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей.
10. Снохачество или сводничество.
11. Извлечение выгод из непотребств супруга.
12. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь.
13. Злонамеренное оставление одного супруга другим.
Этот перечень оснований к расторжению брака в своей основе действителен и сейчас, кроме некоторых экзотических для нас нюансов (например, лишение прав состояния). В документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (прим.: Этот документ есть в библиотеке на нашем сайте), принятом Юбилейным Архиерейским собором в августе 2000 года, добавляется к перечисленным еще и следующие причины.
1. Заболевание СПИДом.
2. Медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания.
3. Совершение женой аборта при несогласии мужа» (Справочник православного человека. Таинства Православной Церкви. Издательство Даниловский благовестник, Москва, 2007).
Иерей Андрей Кудрявцев
Вопрос 18
Как относится Церковь к песням и стихам Высоцкого?
Катя
16.07.2010 г.
Для Церкви важен человек с целью привести его душу ко спасению, к Царству Небесному. Поэтому задачей Церкви никогда не являлась оценка неких научных доктрин или творчества отдельных людей или творческих коллективов самих по себе. Более подробно про современное отношение Церкви к светским науке, культуре, образованию смотрите «Основы социальной концепции РПЦ», раздел XIV. Этот документ есть в библиотеке на нашем сайте.
Светская культура может оказывать различное влияние на разных людей, в первую очередь в зависимости от их веры. А так же возраста, образования и т.д. Поэтому полезность или вредность для конкретного человека того или иного музыкального или литературного произведения оценивает, как правило, духовник этого человека. Оценивает по тому, приближает ли соотв. произведение душу человека к Богу или отдаляет от Него.
В отношении творчества Владимира Семеновича можно сказать тоже самое. То мнение, которое выскажет конкретно Вам Ваш духовник и будет для Вас мнением Церкви полезным для спасения Вашей души.
Лично мне некоторые песни Владимира Семеновича очень нравятся (военный цикл, шуточный цикл, некоторые социального содержания), к некоторым я равнодушен. Есть песни, которые не нравятся.
Иерей Андрей Кудрявцев
(10 вопросов на странице)
Задать вопрос
более 3189 житий святых.
Новости общины и сайта
06.03.2024: В разделе "Авторские колонки" появилась статья "Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение".
23.06.2023: На сайте размещены июньский и июльский номера газеты "Глас вопиющего в пустыне"
16.06.2023: На сайте размещен майский номер газеты "Глас вопиющего в пустыне"
Опрос
Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?
Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Святцы
Пн | 1 | 8 | 15 | 22 | 29 |
Вт | 2 | 9 | 16 | 23 | 30 |
Ср | 3 | 10 | 17 | 24 | |
Чт | 4 | 11 | 18 | 25 | |
Пт | 5 | 12 | 19 | 26 | |
Сб | 6 | 13 | 20 | 27 | |
Вс | 7 | 14 | 21 | 28 |
Прп. Василия исп., еп. Парийского (после 754).
Сщмч. Зинона, еп. Веронийского (ок. 260).
Прп. Исаака Сирина, в Сполете Италийском (550).
Прпмчч. Мины, Давида и Иоанна (после 636).
Прп. Анфусы девы (811).
Прп. Афанасии игумении Эгинской (860).
Новомч. Акакия, инока Афонского (1730).
Свт. Василия, еп. Рязанского (1609).
Прмч. Сергия Крестникова (1938).
Перенесение честного пояса Богомотери в Царьград.
Муромской-Рязанской (XII) и Белыничской (XIII) икон Божией Матери.
Мч. Савы Бузаусского ( Рум. ).
Иконы Божией Матери, именуемой "Сладкое лобзание"